Проблемное обучение на лабораторных работах с микроскопом
статья по биологии (6 класс) на тему

Зуткис Елена Владимировна

В статье рассматриваются необычные лабораторные работы с микроскопом, позволяющие активно использовать проблемное обучение. Предложенные лабораторные работы являются авторскими разработками. Ученик становится исследователем, решаюшим важные для себя проблемы: почему крапива жжётся, а герань пахнет, почему синтетика легко стирается. а хлопок- нет и т.п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемное обучение на лабораторных работах с микроскопом.

                    Учитель биологии ГБОУ № 78 Калининского района Зуткис Е.В.

      Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает деятельность учащихся по разрешению проблемных вопросов, задач и ситуаций, создаваемых первоначально учителем, а по мере приобретения умений - учениками под руководством учителя или самостоятельно. (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В. Оконь и др.) Структурной единицей проблемного обучения считается проблемная ситуация и процесс её разрешения. Философы  очень точно определяют проблему как конкретное знание о незнании. В  данном парадоксальном на первый взгляд суждении скрыто глубокое содержание. Осознание известного и неизвестного в ситуации создаёт состояние озадаченности, психологического дискомфорта, побуждает искать решения. Выполняя задания лабораторных  работ, учащиеся самостоятельно решают задачи, поставленные учителем. Они не просто узнают объекты, понимают то, что наблюдают, они могут применить свои познания в новой ситуации, а это - самый высокий уровень усвоения знаний. В данной работе представлен опыт использования необычных  лабораторных работ с микроскопом в средней школе.

      Наверное, во всём мире дети начинают изучение клетки с микропрепаратов кожицы лука и листа элодеи, но вот тогда, когда они уже познакомились с этими объектами, на заключительном уроке по изучению клетки можно предложить им работу « Многообразие растительных клеток ». На этом уроке можно использовать готовые  микропрепараты растительных тканей, но наибольший интерес вызывает у учащихся микропрепараты  волосков герани и крапивы, изготовленные самими учащимися. Изучение их несложно - достаточно просто рассмотреть край листовой пластинки под маленьким увеличением микроскопа. На этом уроке ребята не просто убеждаются, что действительно все части растения состоят из клеток, они своими глазами видят ответ на вопрос, почему крапива «жжётся», а герань пахнет. Очень интересную лабораторную работу можно провести, заканчивая изучение мхов. На этой работе можно предложить ученикам сравнить два объекта – водяной мох (Fontinalis antipuretica) и нитчатую водоросль кладофору (Cladophora). Проблемная ситуация на этой лабораторной работе заключается в том, что нужно не просто приготовить и зарисовать микропрепараты, нужно решить, какой из предложенных объектов, относится к мхам, а какой – к водорослям. Таким образом, ребята практически самостоятельно приходят к выводу, в чём заключается главное отличие низших растений - водорослей от высших, в данном случае - мхов.

В 8 классе помимо изучения готовых микропрепаратов тканей человека и животных, положенных по программе, можно провести очень интересную работу с микроскопом по теме «Гигиена одежды». Во время этой лабораторной работы ребята рассматривают под микроскопом образцы хлопчатобумажных и синтетических тканей, сравнивают их свойства, такие как пылеёмкость, гигроскопичность, прочность. Пачкают образцы карандашом, капают на них воду, пытаются разорвать, изучают под микроскопом результат этих испытаний. На этой работе множество вопросов получает свои ответы. Какая ткань прочнее - хлопок или синтетика и почему? Почему плохо стираются изделия из натуральных тканей? Почему купальники лучше делать из синтетики, а бельё из хлопка,  и многие другие. Делая в конце урока выводы о плюсах и минусах одежды из этих тканей, учащиеся приобретают бесценный багаж знаний, добытых самостоятельно.

Изучая эволюционную теорию в 11 классе, можно предложить лабораторную работу по приспособленности живых организмов провести с использованием микроскопа. Объектами изучения могут стать дафнии ( Daphnia pulex) и циклопы (Cyclops coronatus), у них ярко выражена приспособленность к планктонному образу жизни (прозрачность, органы передвижения- усики, капли жира для облегчения веса и т.п.) Самостоятельно решая проблему, как приспособлены эти интереснейшие объекты к жизни в толще воды, учащиеся не просто должны применить свои знания в нестандартной  ситуации, они получают от процесса познания истинную радость. Вид живой дафнии с пульсирующим сердечком запомнится ими надолго, а как сказал П. Клайн : «Обучение наиболее эффективно, когда оно доставляет радость». Если же удастся достать такие любопытнейшие объекты, как личинки комаров-дергунов или «мотыль»(Chironomus) и прозрачную коретру (Corethra plumicornis), которых аквариумисты используют в качестве живого корма, можно провести работу по сравнению приспособленности к различным местам обитания. Личинки коретры обитают в толще воды, а личинки комара-дергуна в иле на дне, несмотря на то, что взрослые особи отличаются очень мало, личинки их совершенно не похожи. Во время этой лабораторной работы, решая проблемный вопрос, с чем связаны эти отличия, старшеклассники приходят к очень важным и сложным выводам о дивергенции, расхождении признаков в процессе эволюции.

       В заключении хотелось бы отметить, что лабораторные работы с микроскопом не просто вызывают огромный интерес у учащихся, они позволяют добывать знания самостоятельно, развивают умение выявлять и решать проблемы самостоятельно, развивают критическое мышление. Любому учителю полезно помнить слова Анатоля Франса: «Ослепительная истина кажется пустыми словами там, где её навязывают».

Используемая литература:

1. Кудрявцев Т.В. «Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы». М. : Знание, 1991 г.

2. Лернер И.Я. «Проблемное обучение» М., 1974 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение ( из опыта работы)

                         Е.П.Трубинова  МБОУ  СОШ № 18 г.о.Коломна ...

Технология проблемного обучения в практике работы учителя-филолога

Технология проблемного обучения в практике работы учителя-филолога...

Использование на уроках русского языка и литературы технологии проблемного обучения. (из опыта работы)

В статье приводятся примеры из различных уроков, на которых используется метод проблемного обучения....

Статья "Технология проблемного обучения в практике работы учителя английского языка"

Приемы и методы технологии проблемного обучения для активизации мыслительной деятельности учащихся"...

Технология проблемного обучения в практике работы учителя русского языка и литературы

Технология проблемного обучения  (из практики учителя русского языка илитературы)...

Статья на тему "Технология проблемного обучения в практике работы учителя истории и обществознания"

Современное историко-обществоведческое образование переживает период пересмотра его содержания и технологий его подачи. Вместо знаниевой парадигмы выступает личностно-ориентированная парадигма. В...

Статья "Технология проблемного обучения в практике работы учителя изобразительного искусства"

Технология проблемного обучения в практике работы учителя изобразительного искусства...