Урок по биологии в 6 классе. Тема: Семейство Пасленовые.
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

При изучении биологии в 6 классе, я решила более подробно изучить семейство Пасленовых, т.к. растения этого смейства наиболее  часто встречаются в сельской местности и их разведению отводят едва ли не главную роль. При помощи этого урока учащиеся, в игровой форме,  познакомятся с представителями этого семейства, узнают историю их появления, распространения и  применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeystvo_paslenovye.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработала:

Пичугина Антонина Федоровна

учитель биологии и химии  

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ с. Грачевка

Петровского района Саратовской области.

Тема урока. Семейство Пасленовые.

Задачи: Сформировать знания об особенностях строения растений семейства пасленовых их многообразии, о роли растений этого семейства в природе, о взаимосвязях пасленовых и факторов среды обитания; продолжить формирование умения распознавать основные виды цветковых растений; сравнивать растения изучаемых семейств; привить уважение к профессиям; продолжить формирование самостоятельной активности.

Оборудование: Плоды и цветки пасленовых фиксированные в насыщенном растворе соли, лупы, препаровальные иглы, гербарные экземпляры растений семейства пасленовых, таблица «Семейства пасленовых», картины, таблица «Центры происхождения культурных растений».

1. Проверка знаний.

  1. Установите соответствие между правой и левой частями.

Семейства

Основные признаки

1. Крестоцветные

2. Розоцветные

А) сетчатое жилкование листьев

В) две семядоли в зародыше

Г) плод стручок

Д) стержневая корневая система

Е) цветки неправильной формы

Ж) цветки правильные, собранные в соцветия, части цветка располагаются кругами.

Ответ: 1 - Г

            2 – Ж

  1. Установите правильную последовательность систематических категорий в классификации растений.

А) вид               Б) класс              В) род          Г) отдел          Д) царство       Е) семейство

Ответ: А, В, Е, Б, Г, Д.

  1. Исключите лишнее.

А) пестик, тычинка, лепесток, чашечка, рыльце.

Б) папоротник, кукушкин лен, сфагнум, сосна.

  1. Даны понятия, найти общие закономерности.

А) ядро – пластиды (органоиды клетки)

Б) тычинки – пестики (главные части цветка)

В) побег – клубни, столоны, луковицы – (видоизмененные побеги).

  1. Из частей приведенных ниже фраз составьте ответы.

Питание + Дыхание + Выделение = Обмен веществ

СО2 + Н2О + Хлоропласты + Свет = Фотосинтез

2. Изучение нового материала.

Жила-была на свете семья Пасленовых, и были все родственники дружны и воспитаны. Однажды к ним пришла злая и завистливая соседка, не понравилось ей, что в этой семье все ладно да хорошо, все дружны да культурны. Решила она внести разлад и смуту в семейство. Украла самое драгоценное – семейную формулу цветка, перессорила всех родственников между собой. Ребята, помогите восстановить порядок и спокойствие в семье, а для этого вам нужно найти формулу семейства и отгадать загадки.

Загадки:

1.  Ягода красна

     Ягода вкусна

     Режь да соли!

     Ешь да хвали!

                (томат)

3. Вот так диковинка

На ветке морковинка!

Висит, краснеется

На солнце греется.

         (перец красный)

2. Помидору брат,

А кумачу не рад

Он в лиловой рос одежке

Не краснеет даже в лежке.

                   (баклажан)

4. Белые кисти

Напрасный наряд

Зеленые кисти

Опасный яд,

Но под ногой

Клад дорогой.

              (картофель)

Многообразие пасленовых.

Пасленовых известно более 2 тысяч видов. Они растут

В саду               В огороде               В поле

Культурные      Дикорастущие       Декоративные       Лекарственные

Это травянистые растения, редко кустарники, а в тропических лесах встречаются древесные формы с лазающими стеблями. Дли них характерно наличие ядовитых веществ во всех органах.

1.  Презентация под девизом «По паре слов о пользе клубней, ягод и плодов».

1. Я на грядке всех краснее,

И в салате всех вкуснее,

И ребята с давних пор

Очень любят  (помидор).

2. Перцы – братья – близнецы

Ах, какие храбрецы

Брата первого все любят

Он растет на грядке

Вы, конечно догадались –

Это перец сладкий.

Не обижен и второй

Это перец острый.

Но какой из них какой?

Различить не просто.

3. О Почтенный Баклажан!

Ты любим и уважаем,

И на грядке в огороде

Восседаешь, как Раджа

В фиолетовом халате

И с зеленою чалмой

Он из всей семейной знати

Самый знатный и большой.

4. Хитрый Дедушка Табак,

Он мальчишек злейший враг,

Строит козни, сеть плетет,

Кто же в сети попадет?

У мальчишки бледный вид

Часто голова болит,

 Нервы не в порядке

Если бросишь сигарету

То досадно станет «Деду»

Вот такой табак коварный

Не прогонишь с огорода

Что ж, в семье не без урода!

Проблемный вопрос. Картофель, паслен, петуния, томат, баклажан, физалис, мандрагора, белена, табак, белладонна.

На каком основании такие  разные по внешнему виду растения относят к одному семейству? К семейству Пасленовых.

Лабораторная работа  (карточки). Запись в тетради.

Учитель перечисляет общие признаки растений семейства пасленовых.

А) корневая система стержневая, слаборазвита.

Б) стебли травянистые, высотой от 50-100см.

В) листья простые, непарноперисторассеченные.

Г) цветки правильные, собраны в соцветия из 2-4 завитков.

Д) окраска лепестков венчика синего, темно-синего, фиолетового цвета (сортовой признак).

Е) картофель самоопыляющееся растение.

Ж) плод – многосемянная ягода. Стр.175.

З) на подземной части стебля развиваются подземные побеги – столоны, на которых формируются клубни – видоизмененные подземные побеги.

И) картофель размножается вегетативным путем (клубнями, глазками и реже семенами).

Учитель: Картофель справедливо называют вторым хлебом человечества. Картофель мы едим так же часто, как и хлеб, также как хлеб он характеризуется высоким содержанием важнейших для питания человека органических веществ.

Диаграмма. Клубни картофеля содержат:

  1. Минеральных солей – 1%;
  2. Белков – 2%
  3. Крахмала – 11-24%
  4. Воды – 73-80%
  5. Витамины -  С1, В1, В2, В6;

Благодаря высокому содержанию питательных веществ картофель стал не только продовольственной, но и технической, и кормовой культурой. Его клубни служат сырьем для получения крахмала, патоки, спирта, ценных лаков, искусственного каучука. Используют картофель для откорма. Но картофель выращивали раньше как декоративное растение.

Историк: Первые клубни, завезенные в Европу, принадлежали к полудиким формам и поэтому имели горьковатый вкус. Массовое возделывание его в Пруссии началось с 1651г., а во Франции – с голодного 1793г.. в Россию картофель был завезен при Петре 1 (1672-1725гг.). Путешествуя по Голландии, Петр 1 прислал мешок картошки  в Петербург графу Шереметьеву с наказом: «Приглашать население заниматься разведением картофеля».

В 1842г. После указа Николая 1 об обязательной посадке картофеля начались народные волнения. Картофель разводили очень неохотно из-за суеверного страха перед ним. Но постепенно картофель стал вторым хлебом.

Растениевод: На европейском континенте картофель сначала был диковинным растением ботанических садов. Систематики испытывали большие затруднения, - к какому же роду растений его следует отнести. Швейцарский профессор медицины Боген впервые тщательно изучил растение, привезенное из Нового Света, в 1590г. дал  ему ботаническое название «солянум туберозум эскулентум», что означает «паслен клубненосный съедобный». Это название было закреплено за ним К. Линнеем. Родиной картофеля является побережье Чили и горы Перу (показать по таблице).

Агроном: Для выращивания картофеля необходимо использовать клубни районированных сортов, т.к. биологические особенности соответствуют погодно-климатическим условиям.  В условиях Саратовской области районированы такие сорта как Лорх, Голландская (красная и белая), Невский, Рослянка, Красная шапочка, Ласунок. Почва должна быть рыхлая, температура почвы +7ºC, масса клубня 50-60 г., размещают их в рядки на расстоянии 35 см, между рядами 60-70 см. Кроме  рыхления и уничтожения сорняков, обязательным является окучивание. Оно способствует формированию новых столонов и клубней. Необходимо своевременно проводить защиту от вредителей и болезней, от фитофтороза и колорадского жука.

Биотехнолог: Главная опасность для картофеля – вирусные и грибковые заболевания. Они снижают урожай и качество клубней. От них страдает 80% посевов этой культуры. Ученые нашли путь оздоровления посадочного материала путем получения «безвирусного картофеля». Клетки образовательной ткани почек – глазков некоторое время остаются незараженными вирусами. Из этих почек  «отщипывают» кусочки способные к делению клеток. Их помещают в стерильную колбу с питательной средой, поддерживающей жизнь и способность к размножению «вне организма». Появляются крошечные растения. Этих «малюток» пересаживают в почву. Это безвирусный посадочный материал на 4-5 лет. Метод получил название «меристельного клонирования». Используют в селекции картофеля.

Селекционер: Я, как будущий селекционер, скажу вам, что большой вред развитию клубней картофеля наносят червячки – нематоды. Мы ставим своей задачей одеть клубни картофеля в прочный мундир. Это обеспечит устойчивость клубней к механическим повреждениям при уборке и перевозке. Сорта картофеля различаются по развитию пробки и по строению клеток. У одних пробки крупные и тонкостенные, у других мелкие с толстыми оболочками. Совмещение этих особенностей путем селекции приведет к большей устойчивости картофеля к повреждениям.

И еще. В центральной Мексике обнаружен дикорастущий вид картофеля, не повреждаемый колорадским жуком. Защитой растения являются развитие на листьях кроющих волосков.

Эколог: Картофель в ниши дни помогает сохранить чистоту окружающей среды. Его надземные побеги содержат вещества токсичные для насекомых-вредителей. Поэтому из ботвы картофеля готовят настои, которые используют вместо пестицидов, для биологической борьбы с вредителями сада и огорода, такими как тля, трипсы.

Экономист: Моя профессия до недавнего времени не была популярной и известной, но с реальным вступлением в рыночные отношения в нашу жизнь входят такие экологические понятия как аренда, хозрасчет, себестоимость, рентабельность и др. От правильного планирования производства зависит конечный результат труда, прибыль. Следовательно, повышение жизненного уровня народа.

Врач: Как будущий врач заверяю, что картофель является лекарственным растением. Свежий картофельный сок употребляют как обволакивающее средство при язвенной болезни желудка, гастритах, запорах, способствует снижению кровяного давления. Кашица из него хорошо лечит ожоги, экзему.

Повар: Картофель варят в кожуре и очищенным, пекут, жарят, тушат, фаршируют, кладут в бульон. Перед употреблением картофель тщательно вымыть, опустить в воду, в воде, долго держать нельзя, т.к. он теряет питательные вещества. Позеленевшие  и проросшие клубни варить нельзя, т.к. они содержат – солонин. Картофель, положенный для варки в холодную воду теряет до 50% витаминов, а опущенный в кипяток только 10-20%.

3. Закрепление.

Викторина.

1. Где родина картофеля? (Перу и Чили)

2. Когда, откуда и кем был завезен картофель в Россию? (в начале VIIIв, из Голландии, Петром I).

3. Сколько существует способов размножения картофеля? (3, клубнями, семенами, глазками).

4. Как называется насекомое – вредитель поедающий ботву? (колорадский жук).

5. Съедобны ли ягоды картофеля? (нет).

Перевертыши.

1. Ц, ПЕ, РЕ.

2. ЖА, Н, БА, К, ЛА.

3. МА, Н, ДУ, Р.

4. ЛЕ, БЕ, НА.

5. ЗА, ЛИС, ФИ.

Логическое мышление.

ДУРМА(-)АСТУРЦИЯ (сем. пасленовые)

ТАБА(-)АПУСТА (пасленовые  - крестоцветные)

АНА(---)АТ (специалист – пасленовые)

Тест.  Выберите один правильный ответ из числа предложенных и запишите его индекс.

1. Картофель относится к семейству:

А) пасленовых

Б) крестоцветных

В) сложноцветных

2.  Картофель в Европе начали выращивать как:

А) декоративное растение

Б) лекарственное растение

В) техническое растение

3. Опыление в цветках картофеля происходит

А) посредством насекомых

Б) посредством ветра

В) путем самоопыления

Рубрика. Подумать только.

В немецком городе Оффенбурге стоит памятник: мужская фигура с цветком картофеля в руке.

Второй монумент высится в немецкой области Гарц. Скала с гранитной плитой свидетельствует о событии: «Здесь в 1748г. был сделан первый опыт разведения картофеля».

О мытарствах картофеля на французской земле свидетельствуют два памятника.

Малую площадь Гетеборга в Дании украшает памятник: на высоком гранитном постаменте возвышается фигура мужчины в длинном камзоле. Вокруг памятника круглая клумба цветущего картофеля. Эта статуя Ионаса Альстрема усилиями которого утвердился картофель на Шведской земле.

С 17 по 25 октября в датских школах проводят картофельные каникулы.

Увековечена картошка в Польше и Румынии.

Туристов, приезжающих в Бельгию, ведут в музей картофеля. Картинная галерея музея располагает шедевром Ван Гога «Едоки картофеля». Они могут прослушать малоизвестную музыкальную пьесу, написанную в честь картофеля Иоганном Себастьяном Бахом.

В России памятников нет, но весомый вклад в распространение картофеля внесли русский ученый-агроном Андрей Болотов, селекционер Ефим Грачев.

Домашнее задание:

1. §44, стр. 161-162.

2. Ответить на вопросы, заполнить таблицу.

3. Придумать 4 перевертыша.

4. Составить кроссворд

Прочитать: Рассказы о растениях-переселенцах (авт. Б.Н. Головкин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии 8 класс. тема "Транспортные системы организма"

Урок  "Транспортные системы организма" является комбинированным( проблемным). Основные задачи урока усвоение , запоминание и систематизация знаний учащихся. Формирование анатомических понятий, на...

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

Технологическая карта урока по биологии 5 класса. Тема урока: " Биологические иллюстрации"

технологическая карта урока биологии для 5 класса на тему "Биологические иллюстрации" напрвлена на развитие метапредметных универсальных учебных действий. Учебник В,А. Самкова, Д.И. Рокотова -Биология...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...

Урок по биологии 5 класс. Тема урока: Живые царства. Грибы: строение и многообразие.

Тема урока:  Живые царства. Грибы: строение и многообразие....

Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.

План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...