Заповедная природа без пожаров
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Методическая разработка по профилактике природных пожаров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozhary__v__prirode.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пожары  в  природе – бедствие в  народе!.

Цель   беседы:  1.   Привлечь  внимание  учащихся  к  проблемам сохранения природных

                                     территорий от  пожаров;

                              2.    Вызвать сострадание  к  животных,  к  природе которые гибнут

                                     зачастую  по  вине  человека.

                              3.  Разработать профилактические  меры по  вопросам  бережного                  

                                   отношения с  огнём во  время  пребывания  на  природе.

                             4. Разъяснить  экологическую  ситуацию в  природе,  которая  возникает  

                                 в     результате  антропогенного  фактора.

Вступительное слово учителя.

Берегите  эти  земли,  эти  воды,

Даже малую  былиночку  любя

Берегите  всех  зверей  внутри  природы,

Убивайте  лишь  зверей  внутри  себя!

                             Е. Евтушенко.

         Проблема  пожаров  на  природных  территориях  нашей  страны ( в первую очередь – пожаров в  лесах, лесопосадках, в  степях,  а  также  неконтролируемых  палов  сухой  травы)  становится  с  каждым  годом  всё  более  острой,  а ущерб,  наносимый  этими  пожарами  природе  и  людям,  всё  менее терпимым. К  сожалению,  надежды  на  улучшение ситуации  в  ближайшие годы  нет. Единой  системы  борьбы  с  пожарами  на  природных  территориях  в  нашей  стране  не  существует.

        Качественный  учёт  пожаров  на  природных  территориях  России  отсутствует. Данные  разных  источников  о  ежегодной  площади  природных  пожаров  в  России  нередко  различаются  в  разы,  а данные  по  конкретным  регионам  иногда  даже  в   десятки  раз.  Некоторые  типы природных пожаров  вообще  никак  не  учитываются  статистикой – например, палы  сухой  травы, пожары в  защитных  лесополосах  и  среди  молодой  древесной  поросли  на землях  сельскохозяйственного  назначения.  Тем  более  нет  достоверной  статистики  о том  ущербе,  который  наносят  пожары  на  природных  территориях  природе  и  людям, в  том  числе сколько сгорает  домов и  других  построек  от  травяных  палов,  сколько  гибнет  людей,  особенно  страдающих  болезнями  органов  дыхания,  из –за  отравления  дымом  травяных  и  лес торфяных  пожаров, сколько уничтожается  лесополос,  молодых  лесов, повреждается лесных  опушек и т.д.  Но  даже  доступная  информация  показывает,  насколько  проблема  велика:  масштабы  повреждения  лесов  огнём  сопоставимы с масштабами  заготовки  древесины  лесным  сектором  России,  количество  сгорающих ( в  основном  от сельхоз палов)  домов  и построек  в  относительно  благополучные  годы  исчисляются сотнями, в  неблагополучные – первыми  

тысячами, дым  от  пожаров  в  неблагоприятные  годы  влияет  на  здоровье  десятков  миллионов  людей.

Главная роль в  системе  охраны  природных  территорий  нашей  страны  от  пожаров  должна  принадлежать  вовсе  не  МЧС  и  органам  государственной  пожарной  охраны,  а  образовательным  учреждениям,  прежде  всего  школам. Главным  источником  лесных  пожаров, и  практически  единственным  источником  торфяных  пожаров   и  палов  сухой  травы,  является  человек. Неправильное  и  неосторожное  обращение  с  огнём  является  причиной  более  90% пожаров  на  природных  территориях  нашей  страны  в  целом,  и  более  чем  99%  пожаров  на  природных  территориях  в  густонаселённых  районах.  Какой  бы  не  была  система  борьбы  с  лесными  пожарами,  победить  миллионы  пироманов ей  не  под  силу. Единственным  реальным  средством  снижения  количества  поджогов  травы,  лесов и  торфяников  является  массовое  образование  и  просвещение. Образовательные  учреждения,  особенно  детские,  должны  всеми  возможными  способами  вдалбливать  в  умы  две  очень  простые,  но  необходимые  идеи:

  1. Это наша  страна,  и  каждый  из  нас  несёт  персональную  ответственность  за  её  состояние, в  том  числе  за  сохранение  природных  территорий  от  огня;

  1. Поджоги  сухой  травы,  лесов  и  торфяников  крайне  вредны  и  опасны,  поджигатель  несёт  ответственность  за  возможную  гибель  людей, уничтожение  построек  и  природы, и не  может  считаться  приличным  человеком.

Вступительное  слово ученика.

 «Мы  все …  на  одной  и  той  же  планете – мы

   Мы  все  экипаж  одного  корабля»,

                                ( Антуан де  Сент – Экзюпери.)

Зима  постепенно  идёт  на  убыль.  Неумолимо  приближается  то  время,  когда  в  лесах,  в  степях  опять  может  раздастся  пожарный  набат.

           С  приходом  долгожданных  тёплых  весенних  дней  увеличивается  число  палов  прошлогодней  травы,  и  как  следствие,  возгорание  в  лесных  массивах.  Сжигая  сухую  траву  и  накопившийся  за  зиму  мусор,  люди не  задумываются,  какой  вред  при  этом  может  быть  нанесён  окружающей  природе.  И вспоминают,  что  огонь  с  полыхающей  сухой  травы  может  перекинуться  на  прилегающий  лес  и  постройки.

Весенние  палы  сухой  травы  легко  превращаются  в  рукотворное  стихийное  бедствие.  Причиной  загорания  травы  становятся  небрежность,  неосторожность, а  то  и  хулиганство  взрослых  людей,  у  которых  «хватает  ума»  выбросить  непотушенный  окурок  из  окна  автомобиля,  оставить  непотушенным  костёр  после  пикника,  а  то  и  начать  выжигание  травы  на  собственном  дачном  участке. Беспечность  и  любопытство  оставленных  без  внимания  детей  тоже  очень  часто  становится  причиной  беды,  а  иногда и  трагедии.

             Горящая  трава  совсем не  безобидна. Травяные  палы  обычно  имеют  массовый  характер,  охватывают  большие  площади и,   главное,  распространяются  очень  быстро, что  очень  затрудняет  их  тушение  и  контроль. Кто – то до  сих  пор  ошибочно  считает,  что  это полезно  для  земли. На  самом  деле  «травяные»  пожары  наносят  природе серьёзный  вред – в  огне  погибают  насекомые и  черви,  гибнут  гнездовья  птиц,  семена  травостоя, луга  зарастают  бурьяном  или  становятся  пустошью.

Давайте  рассмотрим вопрос  о  пользе  и вреде  травяных  пожарах.

О  «пользе»

        Пользы,  даже  кажущейся,  на  самом  деле  немного.  Основной  довод  защитников  травы  состоит  в  том,  что  такое  выжигание  прогревает  почву  и  обогащает  её  золой  от  сгоревшей  травы, в  результате  чего  на выжженных  участках  трава  появляется  быстрее  и  растёт  лучше. На  самом  же  деле  эффект  более  быстрого  роста  травы  в  результате  выжигания  является  кажущимся:  сухая трава  просто  скрывает  молодые  зелёные  побеги,  и  невыжженные  участки  кажутся  серыми, в  то  время  как  на  почерневших  выжженных  участках  зелёная  трава  хорошо  заметна. Почва  от  беглого  травяного  пожара  прогревается  совсем  незначительно,  но  при  этом  находящиеся  на  поверхности  или  у  самой  поверхности  почки  и  семена  трав  уничтожаются, так  что  итоговый  эффект  от  подобного  «прогревания» оказывается  нулевым,  а  подчас  и  отрицательным.  Что  же   касается  удобрения  почвы  золой – травяной  пожар  не  добавляет  ничего  нового:  минеральные   питательные  вещества,  содержащиеся  в  золе,  всё  равно  попали  бы  в  почву  при  разложении  сухой  травы (а  летом, в тепле,  она  разлагается  очень  быстро).  Лишь  в  сухих  степях,  где  сухая  трава  может  сохраняться  на  протяжении  многих  лет,  травяной  пожар  способен  незначительно  обогатить  почву  доступным  для  растений  минеральными  питательными  веществами,  но  исключительно  за  счёт  будущего, поскольку  травяной  пожар  лишь  изменяет  доступность  этих  элементов,  но  не  их  количество  в  экосистеме.

О « вреде»   травяных  пожаров  можно  сказать  гораздо  больше.

  1. О  снижении  плодородия  почвы.

Травяные пожары  приводят  к  заметному  снижению  плодородия  почвы. Как   уже сказано  выше,  травяной  пожар  не  увеличивает  количество  минеральных  веществ  в  почве – он  лишь высвобождает  их  из  сухой  травы,  делает  доступными  для  питания  растений. Однако,  при  этом  теряются  азотные  соединения.  Основная  часть  запасённого  в  растительности  связанного  азота  высвобождается  в  атмосферу,  становясь  для  подавляющего  большинства  растений недоступной.

                             Основным  виновником  лесных  пожаров  является  человек -  его  небрежность  при  пользовании  в  лесу  огнём  во  время  работы  и  отдыха!

Во время  похода  в  лес,  в  степь  на  природу  призываем  вас  помнить  основные  правила.

Памятка: Помни!

  1. Нельзя  разводить  костры  в  лесу  без  острой  необходимости. Даже  умело  разведённый  костёр,  который,  кажется,  полностью загасили, может  вызвать  большую  беду. Если  у  вас  возникла  острая  необходимость  развести  костёр,  вспомните  следующее:

  1. Нельзя  разводить  костры  под  пологом  леса,  особенно  хвойного  молодняка, в  местах,  где  их разведение  запрещено,  а  также  в  сухую,  жаркую  и  ветреную  погоду.

            Прежде  чем  покинуть  кострище,  убедитесь  что  зола  и  угли  полностью  остыли.

  1. Нельзя  в  лесу  бросать  горящие  спички  и  окурки. Если  обнаружите,  что  от  брошенного  окурка,  спички  или  костра  начала  гореть  или  тлеть  лесная  подстилка, - тщательно  затушите  её,  залейте  водой  или  засыпьте  влажной  землёй.
  2. Нельзя  в  лесу  оставлять  бытовой  мусор.  К  сожалению, полиэтиленовые пакеты,  бутылки  и металлические  банки  стали  неотъемлемой  частью  пригородных  лесов.  Следует  помнить,  что  засорённые  территории в  лесу  являются  местом  повышенной  пожарной  опасности.  Например, в  солнечную  погоду  осколки  от  бутылок  фокусируют  солнечные  лучи,  как  зажигательные  линзы.  Также  нельзя  сжигать  пластмассовые  и  полиэтиленовые   отходы – это  наносит  большой  вред  природе.  Сохранение  лесного  массива  в  чистоте  и  порядке – в большей  мере  задача  гостей  леса.  Оставив  мусор  сегодня,  завтра можно  не  найти  чистого  места  в  лесу!!!

Горят  леса – горят  и  наши  души.

Горят  бездумным  и  отчаянным  огнём.

И  МЧС, и 01 здесь  не  потушат

Сердец,  пылающих  сильнее  с  каждым  днём.

Горят  леса – и  снова  болью  в  мозге

Нам  отдаются  сводки  новостей:

«Сгорело N гектаров  и  горят  посёлки,

Горят  торфяники,  сильнее  и  сильней»

Горят леса – горят   сердца «зелёных»,

Горит  весь  мир  в  глазах  страдающих  людей.

Горят  леса – и  люди  рвутся  в  волонтёры,

Что  не  меняет  сводок  новостей.

Горят  леса – и  прошлогодний  опыт

Дал нам  понять,  что  Лес  спасём  лишь  мы.

Что  слёзы, кровь  и  пот  огонь  подтопят.

Кричите  громче – деревья ведь  немы.

Горят  леса – и мы  за  них  в  ответе,..

В  случае  обнаружения  возгорания  в  лесу  или  на  территории,  прилегающей  к  лесному  массиву,  необходимо  незамедлительно  сообщить  об  этом  по  номеру  01.

Слово экологу.

Большинство  из  нас уже  давно  стали  городскими  жителями  и  воспринимают  природу как  место  для  отдыха.  А  ведь  мы  не  просто  часть природы,  она  всё  больше  зависит  от  нас  и  страдает  от  нашей  неумной,  а  то  и  просто  преступной  деятельности.  Не  стоит  забывать,  что  вред  природе  наносит  не  только  вредные  выбросы  производства,  горы мусора,  загрязнения  рек  и  морей, вырубки  лесов,  уничтожение  животных и  растений,  но  и  наши  поездки  в  выходные  дни  на  шашлыки  или  за  грибами.  Естественно,  что  вред,  наносимый  разведённым  нами  костром,  несоизмерим  с  тем,  что  «дарит»  природе  химкомбинат  или  полигон  для  бытовых  отходов, но  он  всё  же  ощутим.

В  последнее  время природа  всё  чаще  даёт  нам  понять,  что  она обижена  на  нашу  неумную  деятельность:  то  снег  выпадет  там,  где  его  отродясь  не  видели – в Африке  или  на  юге Азии,  то  дожди  затопят  Европу,  то  засуха  оставит  без  урожая  громадные  регионы.  Люди  всё  больше  начинают  понимать,  что  надо  учиться  жить  в  гармонии  с  природой, подчинятся  законам  экологии – науке  о  нашем  общем  доме.  Термин  «экология»  предложил  в 1866  году  немецкий  учёный Эрнест  Геккель,  дав  ему  определение  как  науке  об  отношении  всего  живого  к  окружающей  среде.

         Не  будем  углубляться  в  научные  дебри,  суть  экологии  можно  сформулировать  одной  короткой  фразой – «человек,  не  навреди».  Но,  к  сожалению,  вредим  мы  много  и  изощрённо,  нанося  природе  невосполнимый  вред. Понятно,  что  вред,  который  может  природе  конкретный  турист,  охотник  или  грибник,  обычно  не  велик,  но  по  возможности  надо  стараться  его  минимизировать  до  предела.  Природа  щедро  делится  с  нами  своими  дарами,  но  ждёт  к  себе  бережного  отношения  и  заботы.  Не забывайте  слова  Антуана де Сент – Экзюпери: «Мы  все … на  одной  и  той  же  планете – мы  все  экипаж  одного  корабля».

  1. Таким  образом мы  считаем,  что  окружающий  нас  мир  и  наш  организм,  это  единое  целое,  и  все  выбросы  и  загрязнения  поступающие  в  атмосферу  это урон нашему  здоровью.
  2. Если  же  мы  будем  стараться  как можно  больше  положительного  сделать  для  окружающей  среды  этим  мы  продлеваем  свою   жизнь  и  оздоровляем  свой  организм.
  3. И  нельзя  не  согласиться   со  словами,  что  всё  в  этом  мире  взаимосвязано,  ничто не  исчезает  и  ничто  не  появляется  ниоткуда.
  4. Наш  окружающий  мир – это  наш  организм,  оберегая  окружающую  среду – мы  оберегаем  своё  здоровье.
  5. Здоровье – это  не  только  отсутствие  болезней,  но  и  физическое,  психическое и социальное  благополучие  человека.
  6. Здоровье – это  капитал,  данный  нам  не  только  природой  от рождения,  но  и  теми  условиями, в  которых  мы  живём  и  создаём.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка "Юный эколог" "Защитим заповедную природу от пожаров"

занятие кружка представлено в форме театрализованного представления, нацеленного на воспитание бережного отношения к природе родного края и культуры поведения в природе. Цель занятия - познакомить уча...

Особо охраняемые природные территории (“Мир заповедной природы”) (природоохранный курс для учащихся 5-7 классов)

Познавательный интерес к проблемам охраны заповедной территории, к задачам сохранения биологического разнообразия входящих в состав ООПТ экосистем развивается на региональном материале, фактах и...

Внеклассное мероприятие "Заповедной природе - надежную защиту"

Целью данного мероприятия является формирование экологического сознания и развитие экологической культуры детей. При проведении мероприятия учащиеся узнают много нового о заповедных зонах нашей р...

Внеклассное мероприятие "Заповедной природе - надежную защиту"

Целью данного мероприятия является формирование экологического сознания и развитие экологической культуры детей. При проведении мероприятия учащиеся узнают много нового о заповедных зонах нашей р...

Календарно - тематическое планирование Мир заповедный природы Алтая.

Календарно - тематическое планирование Мир заповедный природы Алтая. Класс  9.Учитель: Ербалина Нина ВикторовнаКоличество часов всего: 34; в неделю – 1 ч.Практические работы _____...

Заповедной природе -надёжную защиту

Игровая конференция для учащихся 5-7классов...

Конкурсная работа «Заповедная природа Санкт – Петербурга» В номинации «Экологическая игра на особо охраняемой природной территории»

Экологическая игра на особо охраняемой природной территории предназначена для учащихся 8-9  классов образовательных учреждений, изучающихбиологию и географию на базовом уровне, как отдельны...