Особо охраняемые природные территории (“Мир заповедной природы”) (природоохранный курс для учащихся 5-7 классов)
рабочая программа (7 класс) по теме

 

Познавательный интерес к проблемам охраны заповедной территории, к задачам сохранения биологического разнообразия входящих в состав ООПТ экосистем развивается на региональном материале, фактах историко-краеведческого и экологического характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_oopt.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

МКОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

 Особо охраняемые природные территории

(“Мир заповедной природы”)

(природоохранный курс для учащихся 5-7 классов)

Североуральск, 2012


Пояснительная записка

Актуальность программы

Цели:

формирование у школьников представления об уникальной ценности ООПТ на краеведческом материале;

развитие бережного и ответственного отношения к природе своего края, страны, мира.

Задачи:

Формирование у школьников системных представлений об исторических корнях заповедной природы, о целях создания ООПТ, о деятельности заповедников,  национальных и природных  парков.

Формирование позитивного отношения к разнообразию живой природы, к той роли, которую играют ООПТ в сохранении природы.

Формирование практических умений и навыков поведения в природе, основанных на этических принципах, а также умение выполнять посильные исследования  окружающей среды, оценивать простейшие экологические последствия антропогенного воздействия на природу, участвовать в посильной природоохранной деятельности.

Принципы построения программы:  доступность, системность, последовательность,  преемственность.

Краткая характеристика назначения курса и его содержания:

Программа по  природоохранному курсу направлена на формирование у школьников представления об уникальности и ценности особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

ООПТ – этот участки земли, водной поверхности, воздушного пространства, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Они полностью или частично изъяты из хозяйственного пользования решением государственной власти.  

Программа опирается на положение законов РФ “Об образовании”, “Об охране окружающей природной среды”, программу Л.Ф. Греханкиной, А.Н. Захлебного “Мир заповедной природы” (Эколого-просветительский центр “Заповедники”, М., 2001).

Программа рассчитана на изучение в 5-7 классах общеобразовательной школы и в учреждениях дополнительного образования.

Познавательный интерес к проблемам охраны заповедной территории, к задачам сохранения биологического разнообразия входящих в состав ООПТ экосистем развивается на региональном материале, фактах историко-краеведческого и экологического характера.

Реализация данной программы предусматривает использование разных форм и методов учебной деятельности, которые позволяют активизировать различные способы восприятия и усвоения информации, например, такие, как:

передача информации от учителя к ученику с использованием методов: лекция, беседа, объяснение, рассказ. Слово учителя в сочетании со зрительным рядом (слайды, фильмы, видеоматериалы) оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на учащихся, создает  определенный настрой, мотивирующий школьников к дальнейшей  познавательной деятельности;

организация практической работы учащихся под руководством учителя: выполнение самостоятельных и практических работ, самостоятельная работа с картами, справочной литературой, иллюстрационным материалом и т.д.  Используются такие формы организации занятий, как семинары, уроки-практикумы, конференции, путешествия, ролевые и имитационные экологические игры. Учащиеся готовят рефераты, доклады, мини-исследования  индивидуально или в группах.

проведение экскурсий и полевых практик на базе ООПТ Североуральского городского округа с привлечением специалистов из лесхоза и заповедника.

Эстетическое освоение мира природы и формирование у школьников  гуманного отношения к животным и растениям происходит через “создание учащимися  собственных «мыслеобразов природы» средствами изобразительного искусства, фотографии, поэзии, прозы, а также посредством участия в эколого-психологических играх, которые направлены на формирование партнерской позиции по отношению  к миру природы.

Формы и методы  контроля за знаниями, умениями, навыками учащихся: 

Самостоятельное мини-исследования (темы выбирают сами учащиеся),  

реферат,  

доклад,

дневник наблюдений за природными явлениями,

тест,

составление топонимического словарика района.

Знания учащихся: топонимы родного края, историю освоения Урала, ООПТ Североуральского городского округа, причины и  особенности их заповедания, базовые экологические понятия и термины; отличия рефератов и исследовательских проектов.

Умения учащихся: составлять топонимический словарь, ориентироваться на местности, вести дневник фенологических наблюдений, составлять реестр памятников природы, вести наблюдения за животным и растительным миром, писать исследовательские проекты, вести сбор материала по теме в полевых условиях, вести обработку собранного материала.

Продолжительность изучения курса:

Программа имеет модульное построение, состоит из 5-ти блоков-модулей, рассчитана на 144 часа (2 года обучения):

1 год обучения – 72 часа.

2 год обучения – 72 часа.

Тематический план 1 года обучения

Название раздела  и темы

Количество часов

всего

теорет.

практ. и экскурс.

I

 Блок-модуль “Экологическое краеведение”

Топонимика Урала.

Ориентирование на местности.

Природные условия на территории Урала.

История освоения Урала.

 Влияние человека на окружающую среду.

Как вести дневник наблюдений?

38

4

10

4

8

6

6

19

2

5

2

4

3

3

19

2

5

2

4

3

3

II


Блок-модуль “Памятники природы”

Место памятников природы в реестре особо охраняемых природных территорий.

 Памятники природы областного значения на Северном Урале.

Родник «Таежный». Легенды края.

Областная программа «Родники».

Эндемики Северного Урала.

Лекарственные растения Северного Урала.

Орнитологические наблюдения вблизи села Всеволодо-Благодатское





ИТОГО:

34

2



6

6

10

4

2


8





72

17

1



3

2

4

2

1


4





36

17

1



3

4

6

2

1


4





36







Тематический план 2 года обучения



III



Блок-модуль “Заповедники»

Заповедник как научно-исследовательское и эколого-просветительское учреждение.

Заповедник «Денежкин Камень»: от идеи до воплощения.

 Животный мир заповедника.

Висимский заповедник. История и особенности охраны.

По заповедникам России (заочная экскурсия-игра).

Хребет Шемур: проблема разработки медно-колчеданного месторождения.

Областная программа «Родники»

 Орнитологические наблюдения вблизи села Всеволодо-Благодатское


50

4


2


2

2


4


4

16

16

20

2


-


2

2


2


2

4

6

30

2


2


-

-


2


2

12

10

IV


Блок-модуль «Национальные и природные парки  Урала»

«Припышминские боры»

«Оленьи ручьи»

«Река Чусовая»

12


4

4

4

6


2

2

2

6


2

2

2

V

“Мир природы и  человека”

Сравнение понятий “природная среда”, “мир природы”, “общение с природой”.

Этноэкология.

 Концепция устойчивого развития

Творческий отчет «Все живое имеет право…»

10

2


4

2

2

4

1


2

1

-

6

1


2

1

2

Всего

72

30

42

Содержание курса

I Блок-модуль «Экологическое краеведение»

Теория:

Топонимика Урала. Топонимы  Северного Урала. Возникновение и исчезновение названий на карте. Следы аборигенного населения в названиях Северного Урала. Карта Урала и Североуральского городского округа. Ориентирование на местности. Природные условия на территории Урала.  В прошлом, настоящем, прогнозируем будущее. Причины смены природных условий. Методы изучения природы прошлого. Северный Урал – родина вогулов. Походы новгородцев за пушниной. Походы Ермака. Воздействие человека этого времени на природу. Историко-ландшафтный комплекс села Всеволодо-Благодатское. Влияние человека на окружающую среду. Как вести дневник наблюдений? Освоение Северного Урала в 19 и 20 веках. Возникновение и  развитие промышленности в крае. Роль М.Походяшина и А.Каржавина в развитии края. Разработка бокситовых месторождений. Экологические последствия промышленного освоения Северного Урала.

Практика:

 Ведение топонимического словарика района. Правила поведения в лесу.

Работа с картой. Экскурсия в лесопарковую зону с элементами ориентирования на местности: по азимуту, по окружающим предметам, по солнцу.

Путешествие в урочище Коноваловское.   Тропа здоровья (через «Птичью столовую»). Межсезонье. Особенности смены времен года на Северном Урале.

Экскурсия  в селе Всеволодо-Благодатское, знакомство с историческими объектами села, посещение экологической тропы “Естественные и искусственные экосистемы”.

 Обучение навыкам ведения дневника наблюдений за природными явлениями.

II Блок – модуль «Памятники природы»

Теория:

 Место памятников природы в реестре особо охраняемых природных территорий. Категории ООПТ: заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, памятники природы. Что охраняет ООПТ? История создания системы ООПТ в России и на Урале.   Памятники природы областного значения на Северном Урале.

 Памятник природы «Пещера Петропавловская». Памятник природы «Скалы Грюневальдта». Памятник природы «Скалы Три Брата». Памятник природы «Пещера Тренькинская». Памятники природы «Озеро Светлое» и «Пещера Светлая». Памятник природы «Пещера Усть-Кальинская».

Лиственницы как объект охраны. Исследователь Северного Урала Грюневальдт. Мхи и лишайники. Растительный мир реки Вагран.

 Легенда как вид устного народного творчества. Легенды и предания: сходство и различия. Как собирать легенды? Легенды пещер. Легенды о Трех Братьях.

Кто такие спелеологи? Как образуются пещеры? Археологические находки пещер Тренькинской и Чертова городища.

Летучие мыши.

Областная программа «Родники». Зачем нам чистая вода и как ее сохранить?

Эндемики Северного Урала. Определители растений и навыки работы с ним. Лекарственные растения Северного Урала.

Практика:

Экскурсии  к пещере Петропавловская. История Храма, история памятного знака.

Знакомство с представителями летучих мышей в пещерах Северного Урала (по материалам городского краеведческого музея). Мини-исследование по мхам и лишайникам, обитающим на Северном Урале. Путешествие в пещеру Тренькинская.

 Обследование пещеры. Проведение мини-исследований по образованию пещеры Тренькинской. Экологический десант. Путешествие в пещеру Чертово городище. Труд археологов. История археологических раскопок на Северном Урале с 1999 по 2005 гг.

Путешествие по Заозерью с маршрутами на озера Светлое, (родник «Таёжный»), Верхнее, Нижнее, Дикое.

Знакомство с проектом «Хранители родника», творческий конкурс идей по охране обустроенных в городском округе родников.

 Работа с определителем «Растения Среднего Урала».

Орнитологические наблюдения вблизи села Всеволодо-Благодатское. Знакомство с одним из методов учета птиц. Наблюдения за птицами, обитающими на озере Верхнем.

III  Блок – модуль «Заповедники»

Теория:

 Заповедник – от слова «заповедь». Что и как охраняет заповедник?  Заповедник как научно-исследовательское и эколого-просветительское учреждение. Заповедник «Денежкин Камень»: от идеи до воплощения. Животный мир заповедника.

Висимский заповедник. История и особенности охраны. Хребет Шемур: проблема разработки медно-колчеданного месторождения. Областная программа «Родники»: история воплощения. Орнитологические наблюдения вблизи села Всеволодо-Благодатское. Знакомство с основными методами учета птиц, принятыми в мировой практике.

Практика:

Игра «По заповедникам России». Экскурсия в краеведческий музей с просмотром видеофильмов о заповедниках России и Урала.

Экологические десанты на родниках Североуральского городского округа.

Зимний учёт птиц в окрестностях села Всеволодо-Благодатское.

IV Блок – модуль «Национальные и природные парки Урала»

Теория:

Национальный парк «Припышминские боры». История создания, сферы деятельности. Особенности национальных парков России, Европы и Америки.

Природный парк «Оленьи ручьи»: история создания, рекреационные возможности.

Природный парк «Река Чусовая»: хранители Чусовой.

Практика:

Заочные экскурсии, просмотр видеофильмов, посещение сайтов.

V Блок-модуль «Мир природы в мире человека»

Теория:

 Сравнение понятий “природная среда”, “мир природы”, “общение с природой”. Восприятие человеком красоты и гармонии природы. Историко-культурная ценность живой природы.Экологическая этика как элемент экологической культуры. 

Этноэкология как наука: предмет изучения.

Человек и биосфера. ООПТ в процессе развития цивилизации. Неистощительное природопользование – важное условие устойчивого развития человечества. Понятие о ноосфере.

Практика:

Подготовка к творческому отчету «Все живое имеет право…».

Итоговая конференция.

Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны знать:

исторические корни заповедания природы;

цели создания ООПТ;

основы деятельности заповедников;

роль ООПТ в сохранении эталонов природы и культурно-исторических комплексов района, региона, страны.

Учащиеся должны владеть понятийным аппаратом природоохранной деятельности.

  Учащиеся должны уметь выполнять несложные исследования окружающей среды, вести фенологические наблюдения, заполнять дневник наблюдений,  владеть методикой учета  животных и  птиц,   поступать по отношению к природе согласно  принципам экологической этики.

 Перечень учебно-методического обеспечения курса

Модернизированная учебная программа.

Методические материалы:

Дидактические материалы:

видеофильмы о заповеднике “Денежкин Камень”,  “Птицы Урала и Западной Сибири” (Г. Бойко), Памятники природы г. Североуральска” (Н. Ерохин),

карты Северного Урала, заповедника “Денежкин Камень”,

буклеты об ООПТ Среднего и Северного Урала.

Материалы для контроля (вопросники, анкеты, карточки с заданиями, проекты учащихся).

 

 Литература

  1. Архипова Н.А. Природа и заповедные места окрестностей                                Североуральска. Издательство «Квист», Екатеринбург, 2007.
  2. Борейко В.Е. Этноэкология. Киев, 2007.
  3. Вернадский В.И. Биосфера. М.,1967.
  4. Вронский В.А. Особо охраняемые природные территории // География в школе. 1998, № 5.
  5. Греханкина Л.Ф. и др. Мир заповедной природы: Программа учебного модуля для учащихся 7-9 классов / ЭкоЦентр “Заповедники”.  М., 2001.
  6. Данилина Н.Р. Заповедная школа // Экологическое образование. 2000, № 1.
  7. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.
  8. Заповедная природа для нас и потомков / В.В. Дежкин, В.Е. Борейко, Н.Р. Данилина, Ю.П. Лихацкий. М., 2000.
  9. Заповедники Сибири: В 2 т. Т. 1. М., 1999. Т. 2. М., 2000. (Сер. “Заповедники СССР”).
  10. Захлебный А.Н. Экологические практикумы – новая форма учебных занятий // Экологическое образование, 2000, № 3.
  11. Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). М., 1986.
  12. Карпушева Е.Т. Проблемы рекреационного использования особо охраняемых природных территорий// Материалы итоговой конференции по проекту РОЛЛ - 2000 "Сохранение уникальных природных комплексов в национальных парках Южного Урала". Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2002. С.27.
  13. Красная книга России: правовые акты. М., 2000.
  14. Краснитский А.М. Проблемы заповедного дела. М., 1983.
  15. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
  16. Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые природные территории. М.., 1978.
  17. Рябицев В.К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири. Екатеринбург, Изд-во Уральского университета, 2001.
  18. Степаницкий В.Б. Сохранить систему российских заповедников // Экология и жизнь, 1998, № 4.
  19. Сосновский И. Редкие исчезающие животные (по страницам Красной книги). М., 1987.
  20. Штильмарк Ф.Р. Историография российских заповедников  
  21. (1985-1995). М., 1996.
  22. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 2000.

 Литература для учащихся

Дроздов Н.Н. Жемчужины природы – заповедники: Книга для учащихся. М., 1985.

Заповедными тропами: Книга для учащихся / Т.А. Адольф, М.И. Давыдов и др. М., 1998.

Петрова И. Особо охраняемые природные территории. Заповедники // Энциклопедия для детей. Т. 3 География. М., 1997.

Птицы. Окно в мир: Детское образовательное пособие по экологии. М., 1995.

Путролайнен С.С. Заповедник “Денежкин Камень”. Серов, 1993.

Школа дикой природы: Пособие для юных натуралистов по практической экологии. М.. 1994.

Экологическая азбука для детей и подростков / К.Б. Асланди, М.А. Малярова и др. М., 1995.

Экосистемы. Окно в мир: Детское образовательное пособие по экологии. М., 1995.

Автор: 

Карпушева Елена Тадеушевна,

магистр образования,

 педагог дополнительного образования, 1-я аттест. категория;

МКОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

Адрес: Свердловская область, г. Североуральск, ул. Маяковского 18-64

8(34380)3-13-33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Путеводитель по особо охраняемым природным территориям Шимановского района как средство экологического образования учащихся

Данный доклад содержит биолого-экологический материал по внеклассной работе учащихся МОБУ СОШ №3 города Шимановска....

Особо охраняемые природные территории России (8 класс)

Усвоение новых знаний (изучение нового материала), с элементами  путешествия  по особо охраняемым территориям России....

Конкурсная работа «Заповедная природа Санкт – Петербурга» В номинации «Экологическая игра на особо охраняемой природной территории»

Экологическая игра на особо охраняемой природной территории предназначена для учащихся 8-9  классов образовательных учреждений, изучающихбиологию и географию на базовом уровне, как отдельны...

Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга. Государственный природный заказник"Гладышевский."

        Санкт-Петербург, как и вся Ленинградская область, расположился на уникальной по своему природному ландшафту и климату территории. Здесь, помимо кипящего жизнью мегап...

Презентация по теме " Особо охраняемые природные территории. Воронежский заповедник" 8 класс 2015 год

Презентация по теме " Особо охраняемые природные территории. Воронежский заповедник"   8 класс  2015 год...

Урок по экологии "Особо охраняемые природные территории - достояние человечества" (10 - 11 классы)

Данный урок является средством активизации познавательной (рефлексивной) деятельности старшеклассников и способствует актуализации межпредметных связей в системе наук «биология – география – экология»...

Внеклассное мероприятие Семинар для учащихся 8-9 класса «Виды особо охраняемых природных территорий. Их роль в охране окружающей среды»

Внеклассное мероприятиеСеминар для учащихся 8-9 класса «Виды особо охраняемых природных территорий. Их роль в охране окружающей среды»...