Урок по экологии "Особо охраняемые природные территории - достояние человечества" (10 - 11 классы)
план-конспект урока по экологии (10, 11 класс) на тему

Гордеев Андрей Сергеевич

Данный урок является средством активизации познавательной (рефлексивной) деятельности старшеклассников и способствует актуализации межпредметных связей в системе наук «биология – география – экология». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_oopt_-_dostoyanie_chelovechestva_10_klass.docx35.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №20»

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

(ООПТ) – ДОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Методическая разработка

урока – лекции-путешествия                                                      Экология – 10 – 11 классы (2 часа) 

Разработал учитель химии и экологии                                                                                                                Гордеев А.С.

г. Донской                                                                                                                                                                           2012 год

Данный урок является средством активизации познавательной (рефлексивной) деятельности старшеклассников и способствует актуализации межпредметных связей в системе наук «биология – география – экология».

На уроке используется мультимедийная презентация «Особо охраняемые природные территории – достояние человечества» (см. приложение 1).

Оборудование: 1) персональный компьютер,

                            2) мультимедийный проектор,

                            3) демонстрационный экран.

Цели урока:

  • Обучающиеся знают понятия «особо охраняемые природные территории», «заповедник», «национальный парк», «памятник природы», «дендрарий»; знают особенности основных разновидностей особо охраняемых природных территорий и их отличия друг от друга.
  • Обучающиеся характеризуют значение особо охраняемых  природных территорий для сохранения биологического разнообразия на Земле.
  • Обучающиеся умеют готовить краткое информационное сообщение по теме урока и выступать с этим сообщением перед одноклассниками.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

История человека разумного, насчитывающая более 40 тысяч лет, - это история борьбы человека с окружающей средой, усугубления стремления подчинить природу своим интересам и потребностям. В результате к началу XXI века человеческая цивилизация оказалась на грани гибели в пучине экологической катастрофы. И, к величайшему сожалению, люди поняли это очень поздно, поэтому сейчас необходимо предпринимать экстренные и действенные меры по спасению природы и человека как её неотъемлемой части. Одной из таких мер является создание особо охраняемых природных территорий, представляющих собой бесценное достояние человечества. Наш урок посвящён изучению классификации особо охраняемых природных территорий, отличий их типов друг от друга, а также заочному знакомству с некоторыми из них. (Слайд № 1 с темой урока проецируется на экран). Сегодня с помощью мультимедийной презентации мы совершим виртуальное путешествие по уникальным уголкам Земли, расширим свои представления о красоте и неповторимости природы нашей планеты.

Ну а начнём урок мы со стихотворного эпиграфа, который очень точно отражает остроту и актуальность проблемы сохранения жизни на Земле.

(Ученик читает наизусть стихотворение, а в это время текст построчно проецируется на экран – слайд № 2).

Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Всё выскрести до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков!

Мы общей жизни зёрна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счёт будущего дня!

Поймите это, люди,

Как собственный наказ,

Не то Земли не будет

И каждого из нас!

Учитель. Особо охраняемые природные территории (сокращённо ООПТ) – это участки земной поверхности, полностью или частично выведенные из хозяйственного использования, так как на них располагаются природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение (в это время слайд № 3 с определением проецируется на экран). Какие виды ООПТ вам уже известны?

Учащиеся перечисляют: заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы.

Учитель дополняет: а ещё существуют музеи-заповедники, ботанические сады и дендрарии (в это время слайд № 4 с организационной диаграммой «Виды ООПТ» проецируется на экран).

Для того чтобы установить принципиальные отличия основных видов ООПТ друг от друга, выполним тестовое задание (слайд № 5 проецируется на экран). Вам предлагается установить соответствие между характеристикой ООПТ и её типом.

Учащиеся выполняют задание и дают ответ (проверка правильности выполнения задания осуществляется с помощью анимации на слайде № 5).

Учитель. Итак, заповедником называется территория, полностью исключённая из хозяйственного использования для охраны и изучения природного комплекса в целом. Ближайшим к нашему региону по месторасположению является Приокско-Террасный заповедник, находящийся на границе Тульской и Московской областей на левом берегу реки Ока. Национальный парк – это территория с природными комплексами, имеющими экологическую, историческую и эстетическую ценность, предназначенная для просветительских, научных, природоохранных целей и регулируемого туризма. Одним из самых известных в России является национальный парк Лосиный Остров, расположенный в северо-восточной части города Москва. Памятник природы – это уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природный объект. Ярким примером памятника природы России могут служить знаменитые красноярские Столбы – причудливые скалы, поражающие своей красотой. Дендрарий – это территория, имеющая природоохранное, научное, культурное и эстетическое значение, на которой специально собраны и выращены человеком древесные и кустарниковые растения. Знаменитый дендрарий был создан в конце XIX века на юге России – в городе-курорте Сочи.

Для того чтобы чётко представлять себе виды деятельности, разрешённые в заповедниках и национальных парках, выполним ещё одно тестовое задание (слайд № 6 проецируется на экран). Вам необходимо установить истинность высказываний, отражающих определённые виды деятельности.

Учащиеся выполняют задание и дают ответ (проверка правильности выполнения задания осуществляется с помощью анимации на слайде № 6).

Учитель. Итак, на территории заповедников разрешены покос трав на луговых территориях, вырубка сухих и больных деревьев, отстрел больных животных, но строго запрещены ловля рыбы, сбор редких и исчезающих лекарственных растений, промышленная охота, заготовка грибов и ягод. На территории заповедников разрешена работа научных экспедиций по специальным пропускам, но сюда запрещён доступ организованных групп туристов. Таким образом, заповедник – это территория с наиболее строгим режимом охраны и ограничения хозяйственной деятельности.

На территорию национальных парков разрешён доступ организованных групп туристов, но это не означает, что национальные парки созданы только для отдыха туристических групп – здесь проводятся не менее серьёзные, чем в заповедниках, природоохранные мероприятия и научные исследования. На территории национальных парков строго запрещён сбор редких и исчезающих растений, охота на редких животных, а передвижение туристических групп осуществляется под руководством специальных инструкторов по заранее разработанным маршрутам, и любое отклонение от них запрещено.

Учитель. Деятельность ООПТ в России основывается на ряде законодательных актов и документов (слайд № 7 с их перечнем проецируется на экран). Среди них – Конституция Российской Федерации (1993 год), Красная книга (1974 год), Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» (2004 год), Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 год).

В настоящее время в России насчитывается 101 заповедник, 35 национальных парков, около 3 тысяч памятников природы (слайд № 8 с круговой диаграммой, отражающей данную информацию, проецируется на экран).

Много это или мало? Достаточно ли такого количества ООПТ в России для полноценной охраны природы, сохранения биологического разнообразия нашей Родины?

Учащиеся. Конечно, нет. Нужно создавать новые особо охраняемые природные территории.

Учитель. Необходимы ли они в нашей Тульской области?

Учащиеся. Конечно.

Учитель. И это неоспоримый факт – ведь в нашей области нет заповедников и национальных парков, а есть лишь заказники, памятники природы и музеи-заповедники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся деятелей культуры либо с памятными историческими событиями, например, Ясная Поляна Л.Н. Толстого, Поленово, Куликово Поле. Но этого слишком мало – нужно создавать новые ООПТ.

В начале XXI века заметно активизировалось международное сотрудничество охраняемых природных территорий под эгидой ЮНЕСКО. (На экране слайд № 9). Так, 2003 год официально был объявлен Международным годом охраняемых природных территорий. С 8 по 17 сентября 2003 года в городе Дурбан (Южно-Африканская республика) состоялся V Всемирный конгресс охраняемых природных территорий (Конгресс парков) – событие, традиционно проводимое каждые 10 лет. На нём было отмечено, что охраняемые территории – это прекрасный дар, передаваемый из поколения в поколение, генетическая кладовая, гарант здорового будущего окружающей среды. Сохранить эти территории – значит сохранить наше будущее.

Теперь, после того как мы выяснили различия между особо охраняемыми природными территориями разных видов, совершим заочное путешествие по некоторым из них. Сначала наш путь лежит на юг России, к прекрасным берегам тёплого и ласкового Чёрного моря, где расположился Кавказский биосферный заповедник. Биосферными названы заповедники, созданные на территориях, в наименьшей степени подвергшихся негативному антропогенному воздействию. Все эти заповедники объединены в мировую сеть, созданную в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Сейчас вашему вниманию будет предложена краткая информационная справка об эколого-географической характеристике Кавказского биосферного заповедника (слайд № 10).

  1. Краткая информационная справка о Кавказском биосферном заповеднике.

Учащийся. Кавказский заповедник расположен на юге Краснодарского края, на склонах хребтов Западного Кавказа. Создан в 1924 году, его площадь составляет 282,5 тысячи гектар. В заповеднике охраняются природные комплексы буковых и елово-пихтовых лесов, берёзовых криволесий, участков разреженных сосновых лесов, зарослей рододендрона, субальпийских и альпийских лугов Западного Кавказа. Флора заповедника включает более 1500 видов высших растений, 32 из которых относятся к редким. Уникальными деревьями-долгожителями известна входящая в заповедник Хостинская тисо-самшитовая роща: 1500-летнего возраста достигает тис ягодный, 400-летнего – самшит колхидский. В составе фауны более 60 видов млекопитающих, 222 вида птиц, 27 видов амфибий и рептилий. Наиболее известны такие виды, как европейская косуля, кавказский зубр, каменная куропатка, кавказский тетерев, речная форель. Заповедник – жемчужина Кавказа.

Учитель. Я хотел бы предложить вашему вниманию слайды с фотографиями, которые мне посчастливилось сделать во время экскурсии по Кавказскому заповеднику в июле 2007 года (идёт демонстрация слайдов №№ 11 – 16 с краткими комментариями учителя).

А теперь попробуем ответить на следующий вопрос (слайд № 17 с текстом вопроса проецируется на экран). Одним из видов фауны, представленных в Кавказском заповеднике, является бурый медведь. Известный российский журналист Василий Песков в одном из своих очерков о природе охарактеризовал медведя следующим образом: «Он может щипать, как корова, траву (и весной, главным образом, это и делает), но может завалить лося, лошадь, корову, хотя чаще охотится на мышей, прихлопывая их лапой. Любимое его лакомство – муравьи… Не пройдёт медведь и мимо глухариной или тетеревиной кладки яиц, лакомством для него являются овёс, практически все фрукты – ягоды. И мёд, конечно! Груши, яблоки, абрикосы медведь отряхивает с деревьев ударом лапы либо забирается прямо на дерево и там пирует. Не гнушается медведь и падалью». Как называется тип питания, характерный для медведя? Как и почему этот тип питания влияет на ареал распространения вида медведей в природе?

Учащиеся. Это всеядность. Благодаря такому типу питания бурый медведь имеет очень большой ареал обитания, поскольку у него много разнообразных источников пищи.

Учитель. Предлагаю вам ещё одно задание, связанное с пищевыми взаимодействиями в экосистемах (слайд № 18 с заданием проецируется на экран). Составьте пищевую цепь из живых организмов, обитающих в Кавказском заповеднике, и назовите трофические уровни, к которым относятся эти организмы:

  • лесная куница;
  • крымская сосна;
  • чёрный дрозд;
  • сосновый пилильщик.

Учащиеся. Крымская сосна (продуцент)

                                                     ↓

                 сосновый пилильщик (консумент 1-го порядка)

                                                     ↓

                 чёрный дрозд (консумент 2-го порядка)

                                                     ↓

                  лесная куница (консумент 3-го порядка)

(В это время на экране слайд № 19 с ответами).

 Учитель. А теперь проблемный вопрос. Кавказ – это не только курортная зона, но ещё и регион со сложными социальными и политическими проблемами. Достаточно вспомнить военные действия на территории Абхазии, расположенной совсем рядом с Кавказским заповедником. Плюс к этому – избрание Сочи столицей Зимних Олимпийских игр 2014 года. Строительство олимпийских объектов идёт полным ходом уже даже не рядом, а можно сказать, в самом заповеднике. (Слайд № 20 с вопросом на экране). Как эти события влияют на состояние природных комплексов заповедника? Как можно положительно решить данную проблему?

Учащиеся. И военные действия в Абхазии, и строительство олимпийских объектов влияют на природные комплексы заповедника крайне негативно. Решение проблемы – в полном прекращении военного конфликта в Абхазии и урегулировании его мирным путём, а также в разрешении строительства в Красной Поляне только после проведения полноценной экологической экспертизы предлагаемых проектов и выбора тех из них, которые не нанесут ущерба уникальной природе Кавказа.

Учитель. На территории Кавказского заповедника произрастают многие редкие и исчезающие растения, занесённые в Красную книгу. И сейчас мы познакомимся с некоторыми из них. Уникальность этих растений как нельзя лучше подчёркивается стихотворными строками русского поэта Дмитрия Веневитинова:

         Природа не для всех очей

         Покров свой тайный подымает:

         Мы всё равно читаем в ней,

         Но кто, читая, понимает?

 (демонстрируются слайды №№ 21 - 36).

Учитель. А теперь мы с вами перенесёмся на другой край Земли – в удивительную Австралию, и познакомимся с морским национальным парком Большой Барьерный риф. Каждый из нас был бы рад оказаться в этом уникальном уголке нашей планеты наяву, а пока нам предстоит виртуальное путешествие. Но кто знает – вдруг кому-нибудь из нас повезёт, и он посетит этот замечательный национальный парк (слайд № 37).

 

  1. Краткая информационная справка о морском национальном парке Большой Барьерный риф (Австралия).

Учащийся. Морской национальный парк расположен у северо-восточного побережья Австралии, в Коралловом море. Создан в 1979 году, его площадь около 5 миллионов гектар. Охраняет природные комплексы коралловых рифов и прибрежных мелководий, а также морских островов в районе самого большого в мире барьерного рифа. В водах парка обитает около 400 видов кораллов, 500 видов морских растений, 4 тысячи видов моллюсков, многочисленные губки, морские звёзды, 1500 видов великолепных по красоте и экзотичности раскраски рыб, среди которых рыба-попугай, рыба-бабочка, мурена, рифовая акула и многие другие. На островах нашли приют морские черепахи и многочисленные морские птицы: чайки, фрегаты, буревестники. Первооткрывателем рифа был великий мореплаватель Джеймс Кук, совершивший смелое и чрезвычайно опасное путешествие на корабле «Индевор» по узкому проливу между Большим Барьерным рифом и побережьем Австралии.

          Подводные заповедники и национальные парки – пока ещё редкость на нашей планете, и Большой Барьерный риф является самым большим и самым интересным из них. Это самое грандиозное сооружение на Земле, построенное живыми организмами. И с ним не могут соперничать ни Великая Китайская стена, ни тоннель под Ла-Маншем. По отзывам путешественников, немало постранствовавших по планете и погружавшихся с аквалангом во многих местах Мирового океана, среди которых великий французский учёный Жак Ив Кусто, подводный мир Большого Барьерного рифа не имеет себе равных по масштабам, разнообразию, красоте и неповторимости.

Учитель (демонстрирует слайды №№ 38 – 43 и даёт краткие комментарии).

Попробуйте ответить на следующий вопрос (слайд № 44). Колонии кораллов привлекают к себе множество разнообразных животных. Это и рыбы, и крабы, и губки, и моллюски, и черви, и многие другие организмы. Некоторые из них используют кораллы как убежище в случае опасности, другие – как постоянное место жительства, третьи прячутся в кораллах, чтобы поохотиться на свою добычу. Как называется такой вид взаимоотношений видов живых организмов в природе?

Учащиеся. Это симбиоз – взаимовыгодное сосуществование видов живых организмов.

Учитель. Австралия богата уникальными природными объектами – и среди них знаменитый памятник природы скала Айерс-Рок (слайд № 45).

  1. Краткая информационная справка о памятнике природы скале Айерс-Рок (Австралия).

Учащийся. Уникальный каменный холм Айерс-Рок является самым большим скальным монолитом в мире. Его овальный горб длиной 2,4 км и шириной 1,6 км возвышается над окружающей равниной на 350 метров. Большим чудом для гостей Австралии кажется на фоне однообразной красновато-коричневой равнины с редкими кустиками колючей травы внезапно возникающая на горизонте гигантская шоколадно-коричневая скала, становящаяся всё более грандиозной по мере приближения к ней.

          О происхождении этого памятника природы в своё время было много споров. Загадочность возникновения огромного горного массива посреди бескрайней, ровной как стол пустыни вызвала уйму самых невероятных предположений, вроде того, что это гигантский железный метеорит, упавший на равнину тысячи лет назад. Но позже геологи объяснили появление Айерс-Рока гораздо прозаичней, отчего, конечно, он не стал менее впечатляющим, хотя стал менее загадочным. По мнению современной науки, Айерс-Рок – типичный продукт эрозии, то есть процесса разрушения возвышенностей рельефа природными силами.

          Скала затмевает другие подобные памятники природы своими размерами и впечатлением абсолютной нереальности при виде огромного монолита, царящего над бескрайней равниной.

          Первым из европейцев Айерс-Рок увидел в 1872 году австралийский исследователь Эрнест Джайлс. Но местные племена аборигенов уже много веков знают эту скалу. Они называют её Улуру («Место, где бывает тень») и ежегодно собираются возле неё для проведения ритуальных празднеств, чтобы прославить лучших охотников и набраться смелости для новых подвигов.

Учитель (демонстрирует слайды №№ 45 – 46 и даёт краткие комментарии). А теперь мы вернёмся в нашу родную Россию, которая богата уникальными природными уголками не меньше, чем Австралия, и посетим необычный объект – Сочинский дендрарий (слайд № 47).

  1. Краткая информационная справка о Сочинском дендрарии.

Учащийся. Сочинский дендрарий был основан петербуржским издателем Сергеем Николаевичем Худековым в 1892 году. Слово «дендрарий» в переводе с греческого языка означает «собрание деревьев». И действительно, в этом всемирно известном музее живой природы собрано около 1700 видов и форм древесных и кустарниковых растений со всех континентов Земли. Современная площадь дендрария – 50 гектар. Растения в него завозились из ботанических садов и парков Европы, стран Средиземноморья, Крыма, Кавказа. Сочинский дендрарий – это одновременно и научный центр, и прекрасный уголок отдыха, и объект познавательных экскурсий многочисленных гостей всероссийского курорта Сочи. Коллекция растений представлена различными видами сосен, дубов, кедров, пальм, акаций, бамбука. Среди экзотических экспонатов – самые большие на Черноморском побережье Кавказа кипарисы, пробковый дуб, слоновые пальмы, бананы, олеандры, юкки, камелии. Есть здесь и вольеры с африканскими страусами, водоплавающими птицами, нутриями, болотными бобрами. Искусственные сооружения, архитектурные ансамбли, скульптуры помогают созданию неповторимого художественного образа Сочинского дендрария, обеспечивают психологический комфорт посетителей и подчёркивают красоту пейзажей. Это парк круглогодичного цветения, в любое время года здесь можно встретить цветущие растения. Посещение дендрария оставляет незабываемые впечатления и приятные воспоминания.

Учитель. Фотографии, которые вы сейчас увидите, также сделаны мною в июле 2007 года (идёт демонстрация слайдов №№ 48 – 53 с краткими комментариями учителя). Если вы окажетесь на отдыхе в Сочи, обязательно посетите дендрарий – впечатления о нём действительно окажутся яркими и незабываемыми.

 

  1. Подведение итогов урока.

Учитель. Сегодня вы закрепили и расширили свои знания об особо охраняемых природных территориях как одном из направлений охраны мирового природного наследия. Многие из вас сегодня активно работали на уроке и оказали помощь и своим одноклассникам в изучении темы, и мне в проведении урока. (Объявляются оценки учащимся). Дома вам предлагается подумать над ещё одним проблемным вопросом (слайд № 54). Учёные-экологи утверждают, что для полноценной охраны природы на Земле нужно не менее одной трети всей поверхности суши объявить особо охраняемыми природными объектами. Как это может повлиять на развитие мировой экономики и решение глобальных проблем человечества?

Литература

  1. 11 января – День национальных парков и заповедников // Биология – Первое сентября. – 2012. - № 1. – С. 51.
  2. Вагнер Б.Б. Энциклопедия заповедных мест мира. – М.: Вече, 2006. – С. 187 – 192, 215 – 218.
  3. Вагнер Б.Б. Энциклопедия заповедных мест России и ближнего зарубежья. – М.: Вече, 2006. – С. 154 – 155.
  4. Пряжников А.В., Белоусов А.Ю. Сочи. Дендрарий. / Посвящается 170-летию со дня рождения основателя парка Сергея Николаевича Худекова. – Новочеркасск: НОВОПРИНТ, 2006. – 96 с.
  5. Соловьёв М.С. Охрана природы и особо охраняемые природные территории России // География и экология в школе XXI века. – 2006. - № 10. – С. 66 – 70.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особо охраняемые природные территории (“Мир заповедной природы”) (природоохранный курс для учащихся 5-7 классов)

Познавательный интерес к проблемам охраны заповедной территории, к задачам сохранения биологического разнообразия входящих в состав ООПТ экосистем развивается на региональном материале, фактах и...

Особо охраняемые природные территории России (8 класс)

Усвоение новых знаний (изучение нового материала), с элементами  путешествия  по особо охраняемым территориям России....

Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга. Государственный природный заказник"Гладышевский."

        Санкт-Петербург, как и вся Ленинградская область, расположился на уникальной по своему природному ландшафту и климату территории. Здесь, помимо кипящего жизнью мегап...

Презентация по теме "Охраняемые природные территории Архангельской области. Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник"

Презентация была подготовлена к очно-дистанционному семинару «Структура и содержание деятельности учителя химии и биологии в реализации ФГОС основного общего образования»....

Презентация "Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - достояние человечества"

Презентация содержит материалы для проведения учебного занятия по экологии (раздел "Глобальная экология")....

презентация "Особо охраняемые природные территории - достояние человечества"

Данная презентация может быть использована на внеклассном мероприятии или на уроках обществознания,геграфии....

Методическая разработка урока географии «Особо охраняемые природные территории России»

Методическая разработка урока «Особо охраняемые природные территории России» (для учащихся 6 - 9 классов). Цели и задачи урока: 1. Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях. 2. Ф...