Главные вкладки

    Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга. Государственный природный заказник"Гладышевский."
    методическая разработка (5 класс) по теме

    Новикова Наталья Владимировна 2

              Санкт-Петербург, как и вся Ленинградская область, расположился на уникальной по своему природному ландшафту и климату территории. Здесь, помимо кипящего жизнью мегаполиса с красивейшей архитектурой, есть и смешанные леса, и непроходимые болота, и живописные озёра и обособленные острова с первозданной природой. Именно поэтому поддержание и развитие особо  охраняемых  природных  территорий  выдвигается на передовые рубежи природоохранной деятельности.

    Создание  особо  охраняемых  природных  территорий  является  традиционной  и  весьма  эффективной  формой природоохранной  деятельности,  так  как  такие  территории  имеют исключительное  значение  для  сохранения  биологического и ландшафтного разнообразия. В Ленинградской области насчитывается более 14 охраняемых памятников природы, некоторые из которых состоят в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

    В нынешних условиях основой нравственного воспитания и образования человека становится, прежде всего, разработка принципов взаимоотношений человека и природы. В этой связи большое значение приобретают экологическое образование и воспитание.

     

     

               

     

      

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon gladyshevskiy_zakaznik.doc117 КБ

    Предварительный просмотр:

    Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Садово-архитектурный колледж"

    СПб ГБПОУ С-АК

    Методическая разработка

    Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга.

    Государственный природный заказник"Гладышевский."

    Автор:

    Новикова Н.В.,

    педагог дополнительного образования

    СПб ГБПОУ "Садово-архитектурный

     колледж"

    Санкт-Петербург

    2014 год


    Содержание.

    1. Пояснительная записка.

    2. План-конспект занятия.

    3. Список литературы.

    4. Приложения.


    Пояснительная записка.

    Взаимодействие человека с природой становится по мере развития общества и совершенствования способов производства всё более интенсивным и его эффективность увеличивается. Так, современная техника строительства, транспорта, связи, энергоснабжения, а также уровень медико-санитарного обслуживания позволяют разместить людей в больших городах с плотностью, во много раз большей, чем при возникновении городских поселений; ирригация превращает засушливые земли в плодородные поля; селекция даёт возможность создавать более продуктивные сорта растений и породы животных, и так далее. Однако этот позитивный в основном процесс часто сопровождается нерациональным использованием природных богатств и приводит иногда к необратимым нежелательным изменениям состояния природной среды.          

    Хищническое использование природных богатств нанесло серьёзный ущерб живой природе. Значительно уменьшились площади леса, исчезли многие виды животных.

     Загрязнение окружающей среды усилилось с развитием промышленности. Вначале оно имело место лишь вблизи предприятий, так как рассеивание загрязняющих веществ в воде или атмосфере обеспечивало восстановление чистоты среды уже на небольших расстояниях от источника загрязнения. Ныне разнообразные вещества, выбрасываемые в больших количествах с отходами производства или используемые в сельском хозяйстве в качестве удобрений, гербицидов, инсектицидов, уже не успевают или вообще не могут нейтрализоваться окружающей средой.

              Санкт-Петербург, как и вся Ленинградская область, расположился на уникальной по своему природному ландшафту и климату территории. Здесь, помимо кипящего жизнью мегаполиса с красивейшей архитектурой, есть и смешанные леса, и непроходимые болота, и живописные озёра и обособленные острова с первозданной природой.

    Антропогенные воздействия на природную среду региона выше в 1,5 раза, чем в среднем по стране, и распространяются в различных направлениях: промышленном, агропроизводственном, эксплуатационно-хозяйственном, рекреационном, бытовом и др. Высокая плотность населения, сосредоточенного главным образом вдоль транспортных магистралей, большое количество фабрик, заводов и других промышленных предприятий создают огромный пресс на городскую среду. 

    В  условиях  такого  бурного  антропогенного  развития  регионасохранение  естественных  и  малонарушенных  экосистем  приобретает приоритетное значение. Именно поэтому поддержание и развитие особо  охраняемых  природных  территорий  выдвигается на передовые рубежи природоохранной деятельности.

    Создание  особо  охраняемых  природных  территорий  является  традиционной  и  весьма  эффективной  формой природоохранной  деятельности,  так  как  такие  территории  имеют исключительное  значение  для  сохранения  биологического и ландшафтного разнообразия. В Ленинградской области насчитывается более 14 охраняемых памятников природы, некоторые из которых состоят в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    В нынешних условиях основой нравственного воспитания и образования человека становится, прежде всего, разработка принципов взаимоотношений человека и природы. В этой связи большое значение приобретают экологическое образование и воспитание.

    Заказник «Гладышевский» расположен на юге Карельского перешейка, где протекает река Гладышевка. Главное его назначение – сохранение и воспроизводство ценных лососевых рыб, охрана моллюска жемчужницы европейской, находящейся сейчас на грани исчезновения. Наряду с моллюском и рыбами заказник славится своей растительностью: сосняками, возраст которых насчитывает многие десятилетия, лиственными лесами, ельниками. Здесь обитают и многие виды лесной фауны.

    Методы и виды работ: беседа, рассказ, выполнение игровых заданий.

    Рассказ позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. 

    Беседа позволяет сконцентрировать внимание, интеллектуальные, потенциальные и реальные возможности учащихся для активного включения их в предстоящую познавательную деятельность по решению стоящих перед ними задач, предполагает включение ученика в сам процесс активного участия в добывании новых знаний, в поиск способов их получения, формулирования собственных ответов на поставленные вопросы, на систематизацию уже имеющихся у учащихся теоретических знаний.

    Игровые моменты – направлены на развитие логического мышления, закрепление полученных знаний, углубление чувственного восприятия, многообразия впечатлений.

    Данная разработка является образовательной, так как направлена на развитие интереса к изучению родной природы, умения творчески применять полученные знания для решения познавательных и практических задач. В ней используются сведения по истории развития живой природы, экологии, географии, истории родного края, окружающего мира.

    Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста, не имеющих достаточных знаний в данной области.

    Данное занятие было проведено с учащимися объединения "Зелёный архитектор"  30.09 2014г. (Приложение 2)

     


    План-конспект занятия.

    Тема занятия: Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга.

    Государственный природный заказник"Гладышевский."

    Вид занятия: занятие-путешествие

    Цель: формировать представление о единстве мира, о том что «особо охраняемые природные территории» - достояние всего человечества.

    Задачи:

    Учебные:

    • сформировать понятия о заповедниках, национальных парках, заказниках, памятниках природы, ботанических садах и памятниках Всемирного наследия.
    • познакомить учащихся с расположением , растительным и животным миром Государственного природного заказника"Гладышевский".

    Развивающие:

    • стимулировать интерес к изучению родной природы;
    • развить аналитические способности, умение делать собственные выводы.

    Воспитательные:

    • воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.
    • повышение экологической культуры, расширение экологических знаний, развитие познавательной активности учащихся, формирование активной жизненной позиции в деле охраны природы.

    Межпредметные связи:

    • экология
    • биология
    • история
    • русский язык

    Обеспечение занятия.

    Наглядные пособия:

    Технические средства обучения:

    • мультимедиа проектор
    • компьютер
    • экран.

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.(Слайд 1)

     Объявление темы и цели занятия. (Слайд 2)

    «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.

    Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

    Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина.

    И охранять природу - значит охранять родину.»

    М. Пришвин. Моя Родина

    Сохранение жизни на Земле – главная задача всего человечества. Неразумные действия человека часто приводят к угрозе существования живых организмов, как в отдельных регионах, так и на планете в целом.

    Активное воздействие человека на природу приводит к нарастанию темпов исчезновения многих видов. Одна из основных причин уменьшения биоразнообразия – активное преобразование природных территорий.

    С целью сохранения естественных ландшафтов, как мест обитания диких животных, в нашей стране определены законодательно территории с различными степенями охраны. Они называются особо охраняемые природные территории.

    1. Особо охраняемые природные территории (Слайд 3)

    это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

    Разнообразны категории охраняемых участков природы. Они различаются по степени строгости заповедного режима.

    Согласно ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" различают следующие основные категории указанных территорий:

    а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

    б) национальные парки;

    в) природные парки;

    г) государственные природные заказники;

    д) памятники природы;

    е) дендрологические парки и ботанические сады.

    ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

    Заповедник

     Особо охраняемая территория, на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность (включая туризм) в целях сохранения природных комплексов, охраны животных и растений, а также слежения за происходящими в природе процессами.

    Заказник.

    Участок территории, где запрещены некоторые виды хозяйственной деятельности и охраняется природный компонент или вид природы.

    Национальный парк 

    Территория, в которых охрана природы сочетается с использованием для отдыха и туризма.

    Памятники природы. 

    Достопримечательные природные объекты, подлежащие охране.

    Дендрологические парки и ботанические сады.

    Территория специального назначения, на которой размещаются коллекции древесных, кустарниковых и травянистых растений для научно-исследовательских и просветительских целей.

    Заповедать… Это слово издревле означало в нашем языке стремление людей передать грядущим поколениям в нетронутом, первозданном виде все самое ценное, самое прекрасное, созданное человеком или самой природой.

    «Заказ» - очень старое русское слово и означает запрещение на что-либо. «Заказано» - значит «не трогай или делай разумно».

    Существует несколько типов заказников. Наиболее распространены:

    • Ландшафтные (или комплексные), предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
    • Гидрологические (морские, речные, озерные, болотные), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
    • биологические (ботанические, зоологические); предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; к последним могут быть отнесены специальные заказники по выращиванию лекарственных трав, по воспроизводству кедровых лесов, по увеличению численности ценных пушных зверей и т.д.

    В настоящее время система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Санкт-Петербурга включает 14 таких территорий регионального значения, относящихся к двум категориям:

     -государственные природные заказники, имеющие комплексный (ландшафтный) профиль (их 7),

    - памятники природы (7).

    Общая площадь ООПТ в Санкт-Петербурге составляет 6 004,4 гектара, 4,17% от всей площади города. Большая их часть расположена на побережье Финского залива. Каждая из этих территорий своеобразна, имеет не только хорошо сохранившиеся ценные природные комплексы, но и богатую историю.

     Сравнительно недавно в Санкт-Петербурге учредили и собственную Красную Книгу, включающую 424 вида растений и животных, уничтожение которых запрещено законодательством и влечёт за собой административную и даже уголовную ответственность

    Наше путешествие по охраняемым природным территориям мы начнём с заказников.

    2. Заказник «Гладышевский» расположен в южной части Карельского перешейка в бассейне реки Гладышевки (Слайд 4).

    Государственный природный заказник регионального значения «Гладышевский» образован распоряжением  губернатора Ленинградской области и губернатора Санкт-Петербурга от 26 июля1996 г.

    Общая площадь заказника– 8418 га, в границах Санкт-Петербурга– 765 га.

    (Слайд 5,6,7).

    Заказник образован с целью сохранения и воспроизводства ценных видов лососевых рыб (атлантического лосося и кумжи) и охраны от исчезновения моллюска жемчужницы европейской (Margaritana margaritifera L.) — редкого вида, занесенного в Красную книгу РФ.

     В Ленинградской области осталось не более 4—5 рек, где обитают лососевые рыбы и жемчужница европейская; на Карельском перешейке это единственное место, где они обитают совместно.

    Охрана лососевых пород рыб тесно связана с охраной жемчужницы европейской. Обычно лососевых выпускают как раз в местах обитания жемчужницы. Это объясняется симбиозом, который создают два этих организма: личинки жемчужницы приживаются на жабрах мальков лососёвых. Пресноводная  жемчужница– это  двустворчатый моллюск, из которого издавна добывали жемчуг и перламутр. Он примечателен тем, что его личинки(глохидии) могут развиваться, только паразитируя на жабрах молоди лососевых рыб.

    Считается, что вреда рыбам это не причиняет, так как личинки маленькие. Присутствие жемчужницы, в свою очередь, косвенным образом приносит пользу рыбам, поскольку моллюски питаются путем фильтрации воды и очищают воду как раз на тех участках рек, где размножаются лососевые рыбы. Как и молодь лососевых, жемчужница обитает в чистых реках на каменистых порогах с песчаными  участками.  Личинки  жемчужниц появляются в августе-сентябре. Если поблизости окажется рыба, они прикрепляются к ее жабрам.

    В том случае, если эта рыба– атлантический лосось или кумжа, личинки растут и нормально развиваются, окруженные тканью хозяина. Спустя несколько месяцев они покидают рыбу и оседают на дно. Первые5–10 лет молодые жемчужницы живут, зарывшись в грунт на глубину до50 см.

    Затем они выходят на поверхность дна, находят подходящее место и позже практически не перемещаются.

    Максимальная продолжительность их жизни– более100 лет(возраст определяется по кольцам на раковине). На реках Гладышевке и Рощинке имеется всего несколько участков, пригодных для обитания жемчужницы.

    В прошлом жемчужница была широко распространена в Западной Европе, но в настоящее время  почти  повсеместно  вымирает из-за  загрязнения  рек,  истребления лососевых рыб, строительства гидросооружений  и  другой  хозяйственной деятельности человека.

    В низовьях р. Черной найден и другой  редкий  моллюск– толстая  перловица(Unio crassus),  включенная в международную Красную книгу. Для местообитаний  толстой  перловицы характерна большая степень евтрофикации воды, поэтому эти два вида моллюсков совместно не существуют.

    Жемчужница Европейская давно охраняется Красной Книгой России.

    Название заказника непосредственно связано с названиями реки Гладышевки (финн. «Ваммельйоки» или «Ваммельярви») и Гладышевского озера. Река Гладышевка, сливаясь в 4 км от берега с Рошинкой (финн. «Райволанйоки» или «Линтуланйоки»), переходит на землях заповедника в реку Чёрную.
    Неподалеку от Гладышевского заказника расположена Линдуловская роща, которая является памятником природы, внесенным в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. 

    Сегодня на берегах Чёрной реки расположен известный санаторий с таким же названием. Помимо него в пределах заказника имеются и другие людные места: посёлки Серово и Молодёжное, за последними закреплено примерно 10% всей площади заказника.

    3. Растительность заказника (Слайды 8,9,10,11).

    Растительность заказника довольно разнообразна и представлена хвойными лесами сосняками, ельниками, мелколиственными лесами по долинам рек и на бывших сельскохозяйственных угодьях, а также небольшими участками  лугов на побережье Финского залива. Высота деревьев дости-гает20 м, возраст наиболее старых сосен и елей–  130–145 лет.  По берегу Финского залива у впадения реки Черная Речка развиты тростниковые заросли с характерным набором влаголюбивых видов. На песчаных пляжах произрастает чина приморская, овсяница красная, осока песчаная.

    (Слайды 12,13,14,15,16).

    4. Животный мир заказника.

    В озере Гладышевском обитает редкий для малых водоемов ледниково-морской реликт — рачок мизида. Мизиды являются мелкими, в основном морскими рачками с планктонным образом жизни. Среди них встречаются и пресноводные виды, обитающие в холодных северных озерах и в водоёмах пещер.(Слайд 12).

    На лугах в междуречье Рощинки и Гладышевки и вдоль железнодорожного полотна гнездятся коростель, луговой чекан, обыкновенный жулан, речной и обыкновенный сверчки, садовая камышевка, серая славка, обыкновенная чечевица и другие  представители  лугово-кустарникового комплекса. В прибрежных лиственных лесах, на участках  с  большим  количеством  погибающих или мертвых деревьев, поселяются белоспинный и малый пестрый дятлы. В лесах обитают козодой, глухарь, тетерев; на лугах обычен коростель. В поймах рек и их старицах отмечены выводки кряквы, гоголя и белой трясогузки;  в некоторых  местах  встречаются перевозчик и редкий для города зимородок. На порожистых участках  рек Гладышевки, Рощинки регулярно зимует оляпка– вид, ставший чрезвычайно редким. (Слайд 14).

    Эта птица, ставшая большой редкостью в Ленинградской области, практически ежегодно продолжает встречаться в осенне-зимний период на незамерзающих участках реки, где добывает себе в пищу придонных беспозвоночных.

    Из околоводных млекопитающих здесь обитают американская норка и ондатра. На р. Гладышевке и в верхнем течении р. Черной  отмечены следы жизнедеятельности бобров– погрызы деревьев, тропы, норы.

    На отдельных участках рек и ручьев зарегистрированы виды,  включенные в региональные и международные Красные книги– водяная кутора, водяная ночница, выдра.

    Известны встречи барсука и выдры.

    Поскольку  заказник  непосредственно  граничит с лесами Ленинградской  области, в его северной части возможны встречи еще некоторых видов таежных млекопитающих, в том числе бурого медведя и рыси.

    Всего  на  территории  заказника  отмечено 4 вида  земноводных, 3  вида  пресмыкающихся, 122  вида  птиц  и 34 вида  млекопитающих.

    5. Особо охраняемые объекты

    • озеро Гладышевское и река Гладышевка;
    • верховые болота Большое Знаменское, Раздельное, Ярское, Воркуты и их ручьевые системы;
    • редкие виды растений и животных: тиллея водная, осока песчаная, любка зеленоцветковая, мицелис стенной, дягиль прибрежный, жемчужница европейская, мизида, речная минога, балтийский лосось, кумжа, оляпка, зимородок, выдра.

    Режим охраны, регламентирующий ведение хозяйственной деятельности

    В заказнике организованы обустроенные площадки для отдыха, пляжи, экотропы, которые не наносят ущерба животному миру.
    Запрещены: сброс сточных вод, загрязнение территории заказника отходами; движение по озеру Гладышевское и рекам на лодках с моторами, рыболовство в озере Гладышевское ,  рыболовство в реке Гладышевка, ее притоках и реке Рощинка, рыболовство в реке Черная и приустьевой части Финского залива (в радиусе 2 км от устья реки Черная) с 15 августа по 15 ноября, в остальное время разрешен лов рыбы в соответствии с правилами рыболовства Ленинградской области, сбор зоологических коллекций и добывание водных беспозвоночных, сбор ботанических и зоологических коллекций, сбор, добыча охраняемых видов растений, грибов и животных.

    Нарушители режима особой охраны заказника привлекаются  к административной ответственности.

    6. Вывод: (Слайд 17)

    Природа- это великое чудо нашей планеты. Она бесконечно разнообразна и прекрасна, но и уязвима перед натиском стремительно развивающегося технического прогресса. Для контроля за степенью антропогенных изменений в природе и их последствиями необходимо сохранить эталоны (образцы) нетронутых территорий.

    Проведенные научные исследования и накопленный мировой опыт использования статуса особо охраняемых территорий — этой эффективной формы сохранения природных экосистем свидетельствуют о необходимости значительного увеличения их площади в нашей стране в ближайшие десятилетия.

    7. Закрепление

    Разгадать кроссворд.

    З

     

    А

    К

    А

    З

    Н

    И

    К

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    1.Особо охраняемая территория, на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность (включая туризм)(заповедник).

    2. Какой тип растительности преобладает в заказнике?(Леса)

    3. Какая птица, ставшая большой редкостью в Ленинградской области, практически ежегодно продолжает встречаться в осенне-зимний период на незамерзающих участках реки Гладышевки?(Оляпка)

    4. Возле какого заказника расположена Линдуловская роща, которая является памятником природы, внесенным в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО? 

    (Гладышевский).

    5.Участок территории, где запрещены некоторые виды хозяйственной деятельности и охраняется природный компонент или вид природы (заказник).

    6. Какой вид моллюска охраняется от исчезновения в заказнике "Гладышевский?

    (Жемчужница).

    7. Какой ледниково-морской реликт, редкий для малых водоемов, обитает в озере Гладышевском ?(Мизида).

    8. Какой ценный вид лососевых рыб встречается в заказнике?(Кумжа)

    Список литературы.

    1. Атлас особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга/ Отв. ред.

    В. Н. Храмцов, Т. В. Ковалева, Н. Ю. Нацваладзе. – СПб., 2013.

    2. Заповедная природа Санкт-Петербурга. Под общей редакцией канд. геогр. наук Д. А. Голубева. Альбом. СПБ.: ЗАО ”П-2”, 2004. 

    3. Красная книга природы СПб.

    4. Материалы II межрегиональной конференции «Особо охраняемые природные территории регионального значения: проблемы управления и перспективы развития»

    Редакционная коллегия: Ковалева Т. В., Нацваладзе Н. Ю., Ковтун Е. В.

    СПб: 2012.

     5. Мурашова Н.А. Городские заказники и памятники природы: что, когда и где смотреть.

    ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга»

    2014 г.

    6. Сохраним для потомков : Особо охраняемые природ. территории Ленингр. обл. / М. Д. Свидерская, В. М. Храбрый, Л. Лениздат 1985.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект Особо охраняемая природная территория "ЖемчужИна"

    Учащимися Юбилейной средней школы Баргузинского района Республики Бурятия создан проект "ЖемчужИна" как особо охраняемая природная территория. Активное участие в создании и реализации проекта принимае...

    Методическая разработка "Особо охраняемые территории Санкт-Петербурга"

    Методическая разработка "Особо охраняемые территории Санкт-Петербурга"...

    Конкурсная работа «Заповедная природа Санкт – Петербурга» В номинации «Экологическая игра на особо охраняемой природной территории»

    Экологическая игра на особо охраняемой природной территории предназначена для учащихся 8-9  классов образовательных учреждений, изучающихбиологию и географию на базовом уровне, как отдельны...

    Презентация "Государственный природный заказник «Гладышевский»"

    Презентация к методической разработке занятия "Государственный природный заказник "Гладышевский". Служит для иллюстрации материала занятия.Заказник «Гладышевский» расположен на юге Карельского перешей...

    Презентация "Государственный природный заказник «Гладышевский»"

            Санкт-Петербург, как и вся Ленинградская область, расположился на уникальной по своему природному ландшафту и климату территории. Антропогенные воздействия на п...