Неклеточные формы жизни.Вирусы
план-конспект урока (биология, 10 класс) по теме

Неклеточные формы жизни.Вирусы. Урок в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovyy_urok.doc852.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Неклеточные формы жизни. Вирусы.

Предмет: общая биология

Класс 10.

Тип урока: урок формирования знаний

Цель урока: сформировать  представление о вирусах как неклеточных  формах жизни, их строении, размножении, о роли в жизни человека

Задачи:

Образовательные:

  1. расширить знания о строении и функционировании вирусов.
  2. углубить знания о значении вирусов в эволюции, природе и жизни человека.

Развивающие:

  1. продолжить развитие познавательных процессов  через: работу с новыми понятиями,
  2. умение работать в парах, анализировать, сравнивать, делать выводы,    подводить итоги.

Воспитательные:

  1. формировать патриотического воспитания через гордость за отечественного ученого, сделавшего величайшее открытие в области вирусологии.
  2. осуществлять санитарно-гигиенического воспитания.

Оборудование: персональный компьютер, проектор.

 Средства

- видеофильм «ВИЧ\СПИД»;

Форма: индивидуальная, парная

Методы:

-объяснительно-иллюстративный;

-рассказ с элементами беседы

Результаты

- называть особенности строения вирусов;

- определять их биолого-экологическое значение;

- использовать знания  для профилактики распространения вирусных заболеваний в частности СПИДа

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Проверяю готовность к уроку (ручки, карандаши,линейки), инструктивные карты и рисунки на столах.

  1. Целеполагание и мотивация Актуализация опорных знаний:

- Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования   угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. О чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (О вирусах)

Как вы считаете, эта тема актуальна? Имеет ли она отношение к каждому из вас? Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово «вирус»? (Ответы учащихся)

Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке? (Слайд )

     2 Строгого определения, что же такое жизнь не существует. Можно только перечислить и описать те признаки живой материи, которые отличают ее от неживой (ребята перечисляют)

-питание

-дыхание

-раздражимость

-подвижность

-выделение

-размножение-

-рост и развитие

А являются ли вирусы живыми? Постановка проблемного вопроса:  «Вирус – кто или что?»

       У каждого из вас есть информационный лист, с которым вы будете работать в течение всего урока. Запишите тему, цель и проблемный вопрос в информационный лист.

3.Изучение нового материала:

1. История открытия вирусов. (Сообщения учащегося). (слайд 6), (слайд 7).

Вирусы были открыты в 1892 году русским ученым – ботаником Д.И.Ивановским при изучении мозаичной болезни табака (пятнистость листьев) Он обнаружил, что здоровое растение можно заразить соком пораженного даже после пропускания этого сока через тонкие фильтры, задерживающие все бактерии. Такие вирусы называют “фильтрующимися” вирусами. Вирусология - наука, изучающая вирусы.

2. Общие сведения о вирусах. Слайд 8-9

– Вирус в переводе с латинского означает “яд”; такое название дал тогда ещё неизвестному и невидимому в оптический микроскоп “противнику” Луи Пастер.

– Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от 10 до 275нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-, нитевидную, цилиндрическую (слайд )

Особей вируса, находящихся в состоянии покоя, называют вирионом.

 3.Классификация вирусов. Слайд 10

В вирусах присутствует только один тип нуклеиновой кислоты – либо ДНК, либо РНК. По наличию той или иной нуклеиновой кислоты вирусы называют ДНК-содержащими (Слайд 8) или РНК-содержащими (слайд 7).задание 1.

4. Химический состав и строение вирусов. Слайд 11

– Вирусная частица – это крупная частица нуклеопротеида, состоящая из сердцевины, в которой находится ДНК или РНК, окружена белковой оболочкой – капсидом. (Слайд 6)

 - У вас в инструктивной карточке изображен вирус подпишите его строение.

                                                       

– Теперь мы с вами знаем из каких частей состоит вирус. Давайте сравним строение бактериальной клетки, растительной клетки  и вируса табачной мозаики.  Самостоятельная работа по карточкам.

Учащиеся сравнивают строение бактериальной клетки, растительной клетки и вируса табачной мозаики  Все данные заносят в таблицу.  Слайд 12

Сравнить  строение клетки  бактерий, растительная клетка  и вируса  табачной  мозаики.

Задание: сравнить  и поставить  знак «+», где есть  данные  органоиды.

Органоиды

Клетка  бактерий

Клетка  растительная

Вирус  табачной  мозаики

Клеточная  оболочка

+

+

-

Цитоплазма

+

+

-

Ядро

-

+

-

Хлоропласты

-

+

-

– Ответ учащихся (У вирусов нет цитоплазмы с органоидами, вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы трудно отнести к бактериям, растениям и животным.)

– Итак, вирусы – это неклеточная форма жизни.

Готовы ли вы сейчас ответить на проблемный вопрос? Что еще необходимо для этого рассмотреть? (Ответы учащихся).

– Вирусы существуют в двух формах: покоящейся (внеклеточной), когда их свойства как живых систем не проявляются, и внутриклеточной, когда осуществляется размножение вируса.

5. Размножение вируса Слайд 13-14,15

- Размножение вирусов мы рассмотрим на примере бактериофага. Слайд 15. Работа с учебником на странице 80 задание 3. 

Этап 1. Прикрепление вируса к клетке. На поверхности клеток имеются специальные рецепторы, с которыми бактериофаг связывается хвостовыми нитями. Этим объясняется строгая “прописка” вирусов в тех или иных клетках. (Например, грипп – эпителиальные клетки верхних дыхательных путей, гепатит – печень, ВИЧ – лимфоциты).

Этап 2. Проникновение вируса в клетку.. Бактериофаг вводит внутрь клетки хвост, который представляет собой полый стержень. И, как через иглу шприца, проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь клетки, а капсид остается снаружи. Вирус работает как своеобразный генетический шприц.

Этап 3. Размножение вируса, т.е. редупликация вирусного генома. Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в святая святых клетки, в центр управления жизнедеятельностью – в ядро.

Этап 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида. Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды. Этот процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. “Происходит смерть ради жизни” - при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.

Этап 5. Выход вирусов из клетки. А что происходит с самой клеткой? Она гибнет. А вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток.

Вот так протекает инфекционный процесс. Таким образом, мы рассмотрели основные этапы жизнедеятельности вирусов. Какой вывод можно сделать? Вопрос. Почему же трудно бороться с вирусами, попавшими внутрь клетки?

5. Вирус иммунодефицита человека. Слайд 16-18

И сегодня, я не могу не сказать еще об одном вирусе, который известен человечеству уже более 20 лет. Но ученые до сих пор не нашли лекарств против этого вируса. Что это за вирус? (Вирус иммунодефицита человека).

- Что каждому из вас необходимо знать, для того чтобы обезопасить себя от ВИЧ инфекции?

Общие сведения о ВИЧ-инфекции. Видео Слайд 19-20 

Строение вируса Видео

- Какие вы знаете пути передачи ВИЧ инфекции? Записывают стр. 54. выписывают в инструктивную карту. Слайд 22

Как ВИЧ вызывает СПИД? Слайд 11

Развитие эпидемического процесса при ВИЧ-инфекции имеет свои закономерности, которые прослеживаются в различных странах мира, и его можно разделить на основные фазы:

Четыре периода:

  1. Период «окна»
  2. Период первичных проявлений
  3. Период развития вторичных заболеваний
  4. СПИД, или терминальная стадия

 Период «окна» (Слайд 16)

  1. Длится около 6 месяцев с момента заражения
  2. ВИЧ уже попал в организм и активно размножается, но антитела к нему еще не выработаны.
  3. Обычно никаких симптомов нет, лишь иногда может ненадолго повыситься температура.
  4. В это время ВИЧ трудно определить с помощью анализа крови.
  5. Человек еще не подозревает, что в его организм попал ВИЧ, но уже может передавать его другим людям.

2. Период первичных проявлений (Слайд 17)

  1. Начинается примерно через 6 месяцев после заражения и может длиться 6 и более лет.
  2. Иногда наблюдается незначительное ухудшение самочувствия: повышение температуры, потливость, недомогание.
  3. Иммунная система «увидела» ВИЧ и начала бороться с ним, вырабатывая антитела. Это держит ее в напряжении, она не справляется с другими защитными задачами.
  4. Анализ крови на антитела уже позволяет поставить человеку диагноз «ВИЧ - инфекция»

3. Период развития вторичных заболеваний (Слайд 18)

  1. Могут развиваться кожные и инфекционные заболевания, туберкулез, рак.
  2. При правильном лечении современные препараты еще способны вернуть болезнь на уровень первичных проявлений.
  3. Это состояние можно поддерживать достаточно долго, если человек старается вести разумный образ жизни.
  4. Однако если человек употребляет наркотики, спиртное, не бережет себя от других инфекций, происходит дополнительное ослабление иммунитета и ВИЧ быстрее развивается в стадию СПИД

4. СПИД, или терминальная стадия (Слайд 19)

  1. В организме почти не остается защитных клеток.
  2. Системы и органы человека необратимо поражены.
  3. Развиваются все новые заболевания, не поддающиеся эффективному лечению.
  4. Одно заболевание сменяет другое, человек не успевает выздороветь и полностью восстановить силы.
  5. Развитие болезни приводит в смерти.

     Больные СПИДом умирают от сопутствующих заболеваний, которые развиваются в результате резкого снижения иммунитета. Эти заболевания, как правило, весьма специфичны. К ним относятся: пневмоцистная пневмония, саркома Капоши, грибковое поражение дыхательных путей и пищевода и некоторые другие.

11 . Как передается ВИЧ? (работа с учебником на странице 84, 1-й абзац) Слайд 11

  1. Половой – при непостоянном половом партнере (пользоваться презервативами!) и гомосексуальных отношениях, при искусственном оплодотворении
  2. При использовании загрязненных медицинских инструментов, у наркоманов – одним шприцем
  1. От матери- ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении грудным молоком
  2. Через кровь: при переливании крови, пересадке органов и тканей.

13. ВИЧ не передается видео (Слайд 21)

  1. Через воздух
  2. При разговоре, кашле.
  3. При пользовании общей посудой
  4. Через рукопожатие
  5. Через поцелуй
  6. Через пищу
  7. При купании в бассейне, душе
  8. Через спортивные предметы
  9. Через домашних животных
  10. Через укусы насекомых
  11. При уходе за больными

14.  Можно ли убить вирус? (Слайд 22)

Болезнь не щадит никого, но есть поговорка “Береженого Бог бережет”. Как предохранить себя от заражения ВИЧ инфекцией?

Заразиться ВИЧ не так уж легко. Вирус чрезвычайно чувствителен и сохраняет жизнеспособность вне человеческого тела лишь в стерильных условиях, например в колбе. Будучи помещенным в пространство без доступа воздуха, вирус погибает. Обычные гигиенические меры в быту и в больнице также быстро делают вирус безвредным.

Половые контакты – наиболее распространенный путь перёдачи вируса. Поэтому надежный способ избежать заражения при случайных половых сношениях – использование презерватива. Применение презерватива практически исключает прямое попадание через слизистые оболочки половых органов зараженной спермы или вагинальной жидкости. Внутривенное употребление наркотиков не только вредно для здоровья, но и значительно повышает риск заражения ВИЧ. Часто лица, вводящие внутривенно наркотики, используют общие иглы и шприцы без их стерилизации. Использование любого инструментария, (шприцы, системы для переливания крови и т. д.) как в медицинских учреждениях, так и в быту (маникюр, педикюр, татуировки, бритье и т. п.), где может содержаться кровь человека, зараженного вирусом, требует их стерилизации. Этот вирус нестойкий, гибнет при кипячении. Могут быть применены и специальные дезинфицирующие растворы хлорсодержащих веществ, перекись водорода. Не рекомендуется для этой дели спирт.

15. Другие вирусные заболевания.

      Вирусы обладают высокой избирательностью. Они поражают или человека, или определённый вид птиц, животных, растений. При этом вирусы могут менять свойства, вызывая новые болезни.

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов

Специфические черты

  1. Способность к размножению.

  1. Наследственность.

  1. Изменчивость.

  1. Приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды.
  1. Во внешней среде не проявляют свойств живого и имеют форму кристаллов.

2. Не потребляют пищи.

3. Не вырабатывают энергию.

4. Не растут.

5. Нет обмена веществ.

6. Имеют неклеточное строение.

1. Очень маленькие размеры.

2. Простота организации (нуклеиновая кислота и белки)

3. Занимают пограничное положение между неживой и живой материей.

  1. Закрепление изученного.

  1. Закончите предложения, вставив пропущенные слова.
  1. Неклеточная форма жизни, паразит на генетическом уровне, способная проникнуть в живую клетку и размножаться внутри нее называется - ...
  2. Вирусы состоят из фрагментов генетического материала (либо ДНК, либо РНК),

составляющей ... вируса.

  1. Сердцевина вируса окружена защитной белковой оболочкой, которая называется ...
  2. Вирусы бактерий называются - ...

б. Один из путей передачи вирусной инфекции контагиозный, т. е. при непосредственном ...

Стандартные гигиенические приемы для защиты от ... инфекции - правильное пользование носовыми платками и проветривание комнат. 

Задание

– Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?

( Ответ учащихся: нет, есть вирусы, не имеющие клеточное строения.)

– Стратегия жизни вирусов?

(Ответ учащихся: безудержное размножения.)

  1. Подведение итогов

Учащиеся сами оценивают свою работу на уроке, выставляют себе оценки

  1. Рефлексия

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

Информационный лист

Тема урока_______________________________________________________________________________

Проблемный вопрос _________________________________________________________

                                    _________________________________________________________

                                     _________________________________________________________

Цель: ______________________________________________________________________

           ______________________________________________________________________

«Вирусная лаборатория»

Задание I. Пользуясь учебником на стр. 79-80 «Строение вирусов» и рис. 41 ответьте  на вопросы.

Вопрос 1. На какие две группы делятся вирусы по химическому составу генетического материала?

Ответ.                                  Вирусы (по составу)

Вирусы (по строению)

Вопрос 2. Как называется белковая оболочка вирусов?

Ответ. Внешняя белковая оболочка вирусов называется ______________________.

Вопрос 3. Какие химические вещества входят в состав вирусов?

Ответ. Химические вещества, входящие в состав вирусов:

1.

2.

3.

4.

5.

Вопрос 4. Как называют вирусы, поражающие бактерии? В чем особенности их строения?

Ответ. Вирусы бактерий называют _________________________.

                                                       

Задание II. Сравнить  строение клетки  бактерий, растительная клетка  и вируса  табачной  мозаики.

             Сравнить  и поставить  знак «+», где есть  данные  органоиды.

Органоиды

Клетка  бактерий

Клетка  растительная

Вирус  табачной  мозаики

Клеточная  оболочка

Цитоплазма

Ядро

Хлоропласты

Задание III. Прочитайте о  процессе размножения вируса, расположите в правильной последовательности этапы жизнедеятельности вируса (для выполнения задания используйте информацию в учебнике на стр.80).

 Прикрепление вируса к клетке –хозяина.

 Проникновение вируса в клетку.

 Редупликация вирусного генома.

 Синтез вирусных белков и самосборка капсида.

 Выход вируса из клетки.

Задание IV. «Вирус иммунодефицита человека».

Пути передачи ВИЧ-инфекции

Вывод: вирусы отличаются от всех других организмов тем, что, во-первых, ____________________________, во-вторых, _____________________________________

___________________________________________________________________________.

Задание V. Закончите предложения, вставив пропущенные слова. 

  1. Неклеточная форма жизни, паразит на генетическом уровне, способная проникнуть в живую клетку и размножаться внутри нее называется - ...
  2. Вирусы состоят из фрагментов генетического материала (либо ДНК, либо РНК),

составляющей ... вируса.

  1. Сердцевина вируса окружена защитной белковой оболочкой, которая называется ...
  2. Вирусы бактерий называются - ...
  3.  Один из путей передачи вирусной инфекции контагиозный, т. е. при непосредственном ...
  4. Стандартные гигиенические приемы для защиты от ... инфекции - правильное пользование носовыми платками и проветривание комнат. 

Задание V I

  1. Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?

__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

  1. Стратегия жизни вирусов?

___________________________________________________________________________________

Посмотрите результаты выполнения работы и поставьте себе оценку в информационном листе.

                                                 

Оценка_________

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии для 10 класса по теме: "Неклеточные формы жизни - вирусы"

Разработка содержит подробное описание хода урока и презентацию...

Урок в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы" (конспект урока + презентация)

Представлен конспект урока в 10 классе с презентацией  по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"!. Рассмотрены особенности строения и размножения вирусов, представлена их классификация....

Презентация к уроку: Неклеточные формы жизни.Вирусы.

Презентация к уроку: Неклеточные формы жизни.Вирусы....

Разработка урока биологии в 10 классе по теме: «Неклеточная форма жизни: вирусы».

Разработка урока биологии в 10 классе по теме: «Неклеточная форма жизни: вирусы». Цели урока: создать условия, способствующие формированию следующих компетенций:Учебно-познавате...

Презентация по теме "Неклеточные формы жизни: вирусы и бактериофаги"

Презентация предназначена для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений. Цель презентации сформировать у учащихся знания об особенностях жизнедеятельности, строении, размножении и практическо...

Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни: вирусы"

Технологическая карта урока "Неклеточные формы жизни: вирусы" соответствует требованиям ФГОС второго поколения и реализует системно-деятельностный подход...

Конспект открытого урока биологии в 10 классе по теме «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Муниципальное общеобразовательное учреждениеКаменно-Бродская средняя общеобразовательная школа муниципального района Челно-Вершинский Самарской области    Конспект открытого у...