Главные вкладки

    Применение элементов проблемного обучения в курсе биологии 8 класс
    статья по биологии (8 класс) по теме

    Абанина Диана Петровна

    В статье рассматриваются варианты применения элементов проблемного обучения при изучении курса биологии в

    восьмом классе для активизации мыслительной деятельности учащихся, развития творчества и интереса к предмету.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Применение элементов  проблемного обучения  в курсе биологии  8 класс

     

            Ещё  В.А. Сухомлинский  сказал:  «Страшная  это опасность –

    безделие  за   партой.  … Это  калечит  человека,  человек   должен

    быть тружеником, - особенно в сфере мысли».

           Один из разделов в биологии изучает  здоровье человека.  Ин –

    ресен раздел тем, что на уроках ребята   познают  себя.  Открывают

    новое, ранее неизвестное о своём  организме.  Для   учителя   очень

    важно, чтобы уроки позволяли ученикам  думать, размышлять,  от-

    крывать новое, сомневаться, спорить,  приходить  к  общему  мне –

    нию. В этом мне помогает использование  на уроках проблемного,

    поискового  обучения, прежде  всего  это  система  разнообразных

    вопросов и заданий.

           Активную  мыслительную  деятельность  учащихся   вызывают вопросы, требующие у ребёнка умения найти  сходства и  различие

    объекта. На уроке закрепления по теме «Общее знакомство с  орга-

    низмом  человека»  прошу  учащихся   найти  сходства  и  различия

    между организмом человека и простейшего  животного, обитающе-го в сточных водах. Используя знания, дети отмечают, что  тело че-

    ловека и простейшего имеет  клеточное  строение.  Но в  организме человека клетки специализированы по функциям,  у простейших –

    одноклеточный  организм  выполняет  много   функций.  Учащиеся стараются самостоятельно выделить все особенности  строения  че-

    ловеческого организма.

           В теме «Кровь», рассказываю о её строении,  прошу  найти  об-щее между строением трубчатой кости  и  клетками  крови,  выпол-

    няющими транспортную функцию в организме человека.

           На уроках по изучению органов чувств прошу учащихся  опре-делить общие черты  строения  уха, глаза,  языка, отмечаем полное

    внешнее различие органов.

           Одна из форм умственного поиска - установление причинно-

    следственных связей. Здесь помогают задания типа:

           1. У  человека  в   крови  появились  эритроциты   серповидной

    формы. О чём свидетельствует этот факт, каковы его последствия?

           2. Врачи делают  переливание крови, но  больному  становится

    хуже. О чём свидетельствует этот факт?

           3. Многие подростки не вынимают изо  рта  жевательную  ре –

    зинку на протяжении всего дня. Какой опасности и почему они по-

    двергают себя?

           В заданиях другого типа предлагается учащимся выяснить сте-

    пень усвоения изучаемого материала. При необходимости, учитель

    консультирует, выслушивает ответы выступающих, комментирует

    их, оценивает ответы  и  их  обосновывает.  Выставляет  баллы  за участие в задании.

           Отработка причинно – следственных связей.

    Учащиеся выбирают блоки вопросов, обсуждают ответы. Дополня-

    ют, исправляют ответы членов своей группы. Можно использовать примерные вопросы.

    1. Чем объяснить, что кровь людей  всех народностей  и  рас имеет

    одинаковый состав и делится на четыре группы?

    2. Почему не все люди  заболевают, когда  в  их  органы  попадают

    болезнетворные бактерии?

    3. Почему при малокровии больным дают  лекарства, содержащие

    железо?

    4. Почему эритроциты человека, имея меньшие  размеры, чем эри-троциты рыб и земноводных, поглощают больше кислорода?

           Один из видов  активного  поиск   на  уроках - выбор верного

    варианта на  основании  анализа и  нескольких других различных ответов. Ребятам предлагается правильно ответить на  определён –

    ное число вопросов, чтобы набрать определённое  количество бал-

    лов.

           По теме «Пищеварение» предложены вопросы:

    1. Из каких тканей состоят кишечник, пищевод, желудок?   4 балла

    2. Что контролирует и регулирует деятельность  пищеварительных

    органов?   3 балла

    3. Как подразделяются зубы  по  строению  и  функциям?    3 балла

    4. Какое строение имеет зуб?   2 балла

    5. Какие органы входят в состав пищеварительной системы? 1балл

    6. Опишите процесс переваривания пищи в  желудке и тонком   ки-шечнике?   5 баллов

    7. Какова роль желчи в пищеварении?   4 балла

    8. Каковы  меры  профилактики  желудочно – кишечных  заболева-

    ний?   2 балла

    9. В чём проявляется защитная роль печени?   3 балла

    10. Назовите функции каждого отдела  пищеварительной  системы.

    2 балла.

           Чтобы получить хорошую  оценку, ребята  сами рассчитывают

    свои силы и успешно справляются с заданиями.

           Одними из трудных  являются  вопросы-противоречия – про-

    тиворечия между  сложившимися  представлениями и новыми зна-

    ниями.

           При изучении  темы  «Состав и строение  костей»,  ребята  уже знают, что при ударах ломаются  кости  рук  и  ног, так как  внутри они полые. А на уроке они узнают, что эти  же кости  могут выдер-живать значительный груз (до двух тонн)  и не  ломаются. Задание:

    самостоятельно найти выход из данной ситуации.

          Большой интерес вызывают вопросы, стимулирующие  поиско-

    вую деятельность, например, задание на нахождение,  исправление чьих-либо ошибок. Это могут  быть  ошибки  не  только  фактичес-

    кие, но и логические. Выявление их (устно или у доски) полезно не

    только для активизации умственной  работы, но и воспитания вни-мательности во время урока.

           Использование  элементов  проблемного   обучения  позволяет

    создать на уроке   условия  для творческой  мыслительной  работы

    учащихся.  Отпадает необходимость  запоминать  большой   объём

    учебного материала, уменьшается время на подготовку домашнего

    задания,  а  главное,  сохраняется интерес  к изучению  предмета.

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение элементов проблемного обучения в специальном (коррекционном) общеобразовательном учрежденииYIII вида

    В коррекционной школе 8 вида проблемное обучение в полном объеме не используется.Но как показывают немногочисленные исследования, у умственно отсталых старшеклассников можно сформировать эвристическую...

    Использование элементов проблемного обучения на уроках биологии

    Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их...

    Использование элементов проблемного обучения на уроках биологии

    доклад, проблемная ситуация, проблемный вопрос, урок биологии в 6 классе...

    Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии

    Выступление на школьном методическом объединении учителей естественно научного направления...


     

    Комментарии

    Носова Марина Владимировна

    Полезный материал