ТУРНИР ЮНЫХ ОРНИТОЛОГОВ
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

 

Турнир юных орнитологов - урок-игра.  «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять - советовал А.С.Макаренко.- Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь». Это обобщающий урок, разработанный на материале учебника Захарова В. Б., Сонина Н.И. «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: и дополнительных сведениях о своей местности,  адресован  учащимся 7 классов общеобразовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turnir_yunyh_ornitologov.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

ТУРНИР ЮНЫХ ОРНИТОЛОГОВ

Цели: ознакомить учеников с особенностями жизни птиц, выявить уровень их знаний по теме «Птицы», раз вивать умение работать с учебником, дополнительной литературой, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к нашим пернатым друзьям.

Задачи урока: ознакомиться с многообразием птиц Октябрьского района; выявить значение птиц  в природе и жизни человека; продемонстрировать творческие, коммуникативные  способности учащихся. Расширить знания о разнообразии птиц, их жизни и особенностях строения.  

Оборудование:  запись голосов птиц, компьютер, рисунки, фотографии птиц, «черный ящик», яйцо, перья, высказывания ученых, лозунги о пти цах, выставка литературы.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
  3. ИГРА
  1. КОНКУРС «ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОМАНДЫ»
  2. КОНКУРС «РАЗМИНКА»
  3. КОНКУРС «ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ»
  4. КОНКУРС «УМНИКИ»
  5. КОНКУРС ДЛЯ КАПИТАНОВ «ЧЕРНАЯ ШКАТУЛКА»
  6. КОНКУРС «ОТГАДАЙ КТО Я»
  7. КОНКУРС «ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ»

VI. РЕФЛЕКСИЯ

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Дорогие ребята! Сегодняшний урок мы посвящаем птицам и объявляем турнир знатоков орнитологии. Для участия в турнире формируем две команды же лающих — родители и ученики. Приглашаем жюри.

II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Где только мы не встречаем птиц! Действитель но, наши пернатые друзья живут везде. Стоит толь ко посмотреть в окно: воробей, синица, скворец, го лубь — какая-нибудь птичка, да и окажется в поле зрения. Большинство птиц живут в лесах, полях, на болотах. Они не боятся ни жары экватора, ни хо лодных полярных областей. Неподалеку от южного полюса живут пингвины, буревестники. Крачки, чистики залетают на Северный полюс.

В нашей стране около 600 видов птиц. Мы так привыкли к ним, что временами кажется, будто хо рошо их знаем. Так ли это? Давайте, дети, назовем птиц, которых мы знаем, которые встречаются у нас, в Октябрьском районе (Дети называют, а за тем подсчитывают и выясняют их количество.) Теперь вы сами убедились.

Но если мы чаще будем наблюдать за птицами, то узнаем много интересного и получим большое наслаждение. «Человек не должен стесняться лю бопытства, которое пробуждает в нем природа»,— писал известный нидерландский натуралист Нико лас Тинберген. Необычное рядом, и не нужно для этого куда-то лететь. Нужно только захотеть встре титься с ним.

И для этого у нас есть все возможности. Сегод ня мы больше ознакомимся с таким замечательным творением природы, как птицы. И давайте своим де визом возьмем эти строки: «Птицы — часть приро ды, без которой её красота была бы неполной!» Как вы это понимаете? (Дети говорят о значении птиц в природе и жизни человека). Посмотрите на экране  крылатые выражения о птицах. Поясните их:

  1. Птицы — это песня и полет.
  2. Птицы — дети воздуха.
  3. Птицы — часть природы.
  4. Птицы — наши верные помощники.

Вывод:  Охраняем птиц! 

Сегодня мы проведем турнир эрудитов-орнито логов, участие в котором примут две команды. Их будет оценивать жюри в составе...

Попросим команды занять свои места. Начинаем игру.

III. ИГРА

КОНКУРС «ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОМАНДЫ»

Название команды, эмблема и ее защита — 5 баллов.

Мы познакомились с командами. Пора возвра щаться к турниру.

КОНКУРС «РАЗМИНКА»

Каждая команда получает по 10 вопросов, на кото рые должна быстро ответить. Правильный ответ на один вопрос — 1 балл. Команды отвечают по очереди.

Вопросы для первой команды

  1. Назовите пять перелетных птиц своей местнос ти. (Например, ласточки, аисты, гуси, сквор цы, соловьи)
  2. Сколько шагов может сделать воробей за семь лет? (Ни одного)
  3. При помощи чего птицы общаются? (Звуков, движений, позы, цвета перьев)
  4. Для чего нужен желток в яйце птицы? (Запас питательных веществ для зародыша)
  5. Какую функцию выполняет хвост? (Управляет полетом, тормоз)
  6. Какова средняя температура тела птицы? (42-42,5 °С)
  7. Как птицы ориентируются во время перелетов? (По солнцу, звездам...)

8. Какие мышцы  птицы лучше всего развиты? (Большие грудные мышцы)

9. Какая птица самая большая в мире? (Страус)

10. Сколько зубов у синиц? (Ни одного)

Вопросы для второй команды

1. Что делает страус, когда испугается? (Убегает)

2. Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри)

3. Какие птицы не летают? (Страусы, пингвины, киви)

4. Для чего нужен белок в яйце? (Защищает, за пас воды)

5. Какое значение имеет скорлупа яйца? (Защища ет яйцо, придает ему форму, является источни ком кальция для построения скелета зародыша)

6. Какие птицы называются оседлыми? (Которые всю жизнь проводят на одном месте)

1. Сколько камер в сердце птицы? (4)

8. Назовите сезонные явления в жизни перелет ных   птиц.   (Весенний   перелет,   гнездование, осенний перелет, зимовка)

9. Как называются выросшие кости стопы, покры тые роговой чешуей? (Цевка)

10. От каких животных происходят птицы? (Пре смыкающихся) Слово жюри.

КОНКУРС «ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ»

Сизый голубь, случайно залетев в машину времени, попал в доисторическую эпоху лес юрского периода. Для этого используется декорации сети Интернет и анимированные артисты – голубь и археоптерикс,  которых озвучивают их дети.

Голубь. Что за фантастический лес, что за причудливые деревья!

Археоптерикс. Лес как лес: древовидные папоротники да хвощи. И чему тут удивляться.  Голубь. Ты кто?!

Археоптерикс. Я? Птица.

Голубь. Ты птица? Не смеши меня. Какая ты птица! Зубы, пальцы на крыльях…

Археоптерикс. Но крылья-то есть. И хвост…

Голубь. Крылья? Разве это крылья - тяжелые, коротенькие, а хвост – длинный, мясистый. Разве с этим полетаешь?

 Археоптерикс. Ну, полетать может, и не полетаешь, но перелететь с дерева на дерево можно. Да и разве в полете дело?

КОНКУРС «УМНИКИ»

Кто быстрее ответит, тот за правильный ответ получает — 1 балл. Команды отвечают по очереди.

1. Что такое птичье молоко? Какие птицы и за чем его образуют? (Из зоба голубей, когда у них есть птенцы, выделяется вещество, которое напоминает творожную массу. Этой массой голуби кормят своих детей.)

2. Кто рождается дважды? (Птица: сначала яйцо, потом птенец)

3. Какие приспособления к полету имеют птицы? (Команды  по очереди  называют  приспособи тельные признаки.) (Тело покрыто перьями, есть крылья, полые кости, срастание некото рых костей.)

4. Эта птица шагает к нам через всю Европу из далекой Африки. Она плохо и тяжело летает, но быстро бегает по земле и хорошо прячется в траве. В воздухе она может легко стать жер твой хищных птиц и поэтому летит в случае крайней  необходимости,   преодолевая  водные пространства. Что это за птица? (Коростель)

5. В 1870 году во время франко-прусской войны немецкие войска взяли в осаду Париж. Через год после этого во Франции был построен па мятник голубям. Почему? (Потому что они до ставляли письма через линию фронта)

6. Лесной жаворонок мостит гнездо в ямке или на земле или делает насыпь, а на нем гнездо. Уже давно люди наблюдали за этой птичкой и могли безошибочно определить каким будет лето. И она ни разу не подводила. Как птичка могла изве щать о том, каким будет лето — влажным или сухим? (Если гнездо размещено в ямке, то лето будет сухое, а если на насыпи — то влажное)

КОНКУРС ДЛЯ КАПИТАНОВ «ЧЕРНАЯ ШКАТУЛКА»

В шкатулке лежит предмет, связанный с птицами. Капитаны должны отгадать его по описанию.

1. Этот предмет чрезвычайно важен в жизни птиц. Он может быть шарообразным, округлым, гру шеобразным, эллиптическим. Окраска колеб лется от чисто белого до черного, однотонного или в крапинку. Именно он является предме том давнего спора о первенстве возникновения. Назовите предмет. (Яйцо)

2. Эти предметы являются важной и неотъемле мой частью жизни птиц. Цвет их может быть чрезвычайно    разнообразным.    Периодически птицы теряют их, но вырастают новые. Назови те эти предметы. (Перья)

КОНКУРС «ОТГАДАЙ КТО Я»

  1. Готовят болельщики команд. Артистически представ ляют птицу с помощью мимики, жестов (по две птицы).

   Наблюдательны ли наши игроки, покажет сле дующий конкурс.

  1. На экране демонстрируем рису нок или фото птицы Октябрьского района, игроки  должны  назвать его.
  2. Интересные рассказы о птицах. Каждая команда рассказывает о птице своей местности, но не называет её, название должна дать другая команда (Команды готовятся предварительно).

КОНКУРС «ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ»

Сколько гостей у нас сегодня собралось! По сла вянскому обычаю, их нужно угощать. Давайте при гласим их в нашу «птичью столовую», а участники команд помогут нам составить меню.

Каждая команда называет перечень блюд для птиц. Кто больше называет, тот и побеждает в этом конкурсе: зерна овса, семена подсолнуха, ягоды калины, семена диких трав, крошки хлеба, кусочки несоленого сала, се мена арбуза, тыквы, репея, насекомые, личинки насеко мых, ягоды рябины, мелкие грызуны, черви, лягушки.

КОНКУРС «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»

Домашнее задание: найти народные верования, связанные с птицами. Команды поочерёдно рассказывает о птицах, выигрывает тот, кто больше расскажет.

  1. Голуби – символ искренней, нежной и вечной любви, символ мира.
  2. Ласточки – символ весны. Где ласточка совьёт гнездо, там будет счастье.
  3. Кукушка – вещая птица. Она пророчила человеку, сколько лет осталось жить.
  4. Сокол – символ храбрости и скорости, очень далеко видит.
  5. Сорока стрекочет, потому что гостей хочет. Будет новость добрая.
  6. Орёл – символ силы.
  7. Лебеди – символ верности и любви.
  8. Беркут – символ могущества.
  9. Ворон – символ мудрости.
  10. Аист – символ счастья.

Пока жюри подводит итоги, звучит запись голосов птиц , а дети называют их по голосу.

Итоги: жюри оглашает итоги.

РЕФЛЕКСИЯ

Дети, сегодня вы услышали много интересной информации о птицах,  расширили свои знания о разнообразии птиц, их жизни, особенностях строения и значении в природе и жизни человека. Я думаю, что вы еще больше полюбили этих ми лых созданий природы. Поэтому давайте будем их оберегать, подкармливать, любоваться их красотой и пением.

Понравилась ли вам игра? Что нового вы узнали? Какой конкурс был самым интересным на ваш взгляд?

Список литературы:

  1. Аспис, М. Е. Энциклопедический словарь юного биолога / М. Е. Аспис. - М.: Педагогика, 1987.
  2. Гавлюк Э. В. , Давыгора А. В., Руди В. Н. Животный мир Оренбургской области. - Оренбург, ОГПИ, 1993.
  3. Чибилёв А.А. Краеведческий атлас. Октябрьский район. – ОРО ВОО «Русское географическое общество», 2007.
  4. Чибилёв А. А. Природное наследие Оренбургской области. — Учебное пособие. - Оренбург, 1996.
  5. Чибилёв А. А. Природа Оренбургской области. Оренбургский филиал русского географического общества. Оренбург, 1995.
  6. Энциклопедия «Оренбуржье» том 1 гл. ред. И. А. Бехтерев.«3олотая аллея» Оренбургское литературное агентство, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива "Юный орнитолог"

Рабочая программа факультатива "Юный орнитолог" может быть использована для проведения факультатива в 4-5 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Юные орнитологи"

Программа учитывает особенности учащихся младшего школьного возраста. Ведущим видом деятельности в этот период является учебно-познавательная. Возрастные особенности детей 11-12 лет предполагают произ...

Конкурс Юных орнитологов

Цель: обобщить знания о птицах.  Оборудование:  запись голосов птиц, компьютер, таблицы «Птицы» №36-39, «черный ящик» с яйцом и пером,  лозунги о птицах....

Буклет-программа "Форум юных орнитологов"

Буклет содержит программу проведения Международного дня птиц....

Рабочая программа: "Юные орнитологи"

Рабочая программа: "Юные орнитологи"  естественнонаучной направленности составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Юные орнитологи"....

План досуговой деятельности творческих объединений «Юные орнитологи»

План  досуговой деятельности творческих объединений «Юные орнитологи»...

Турнир знатоков орнитологии

О приходе весны гораздо более эффективно, чем календарь или погода за окном нам напоминают птицы. В какой-то момент во время прогулки мы слышим их веселый щебет и понимаем — мир, наконец-то, про...