Конкурс Юных орнитологов
методическая разработка на тему

Цель: обобщить знания о птицах. 

Оборудование:  запись голосов птиц, компьютер, таблицы «Птицы» №36-39, «черный ящик» с яйцом и пером,  лозунги о птицах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_yunyh_ornitologov.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ахтырская основная общеобразовательная школа»

Колпнянского района Орловской области

Конкурс юных орнитологов

Составитель - Туркина Людмила Валентиновна,

учитель биологии

Цель: обобщить знания о птицах.  

Оборудование:  запись голосов птиц, компьютер, таблицы «Птицы» №36-39, «черный ящик» с яйцом и пером,  лозунги о птицах.

Ход мероприятия

Ведущий: Дорогие друзья! Мы объявляем конкурс юных знатоков орнитологии. Для участия в конкурсе отборочный тур прошли семь участников (отбор проходил по конкурсу рисунков о птицах. Участников и жюри приветствуют зрители.)

Где только мы не встречаем птиц! Действительно, наши пернатые друзья живут везде. Стоит только посмотреть в окно: воробей, синица, скворец, голубь — какая-нибудь птичка, да и окажется в поле зрения. Большинство птиц живут в лесах, полях, на болотах. Они не боятся ни жары экватора, ни холодных полярных областей.

В нашей стране около 600 видов птиц. Мы так привыкли к ним, что временами кажется, будто хорошо их знаем. Так ли это?  Но если мы чаще будем наблюдать за птицами, то узнаем много интересного и получим большое наслаждение. «Человек не должен стесняться любопытства, которое пробуждает в нем природа»,— писал известный нидерландский натуралист Николас Тинберген. Необычное рядом, и не нужно для этого куда-то лететь. Нужно только захотеть встретиться с ним.  И для этого у нас есть все возможности (среди участников игровой программы проводятся конкурсы).

 

.

Конкурс «Разминка»»

Каждый участник должен быстро ответить на вопросы.  Правильный ответ на один вопрос — 1 балл. Участники  отвечают по очереди.

  1. Назовите пять перелетных птиц Орловской области. (Например, ласточки, аисты, гуси, скворцы, соловьи)
  2. Сколько шагов может сделать воробей за семь лет? (Ни одного, он прыгает)
  3. При помощи чего птицы общаются? (Звуков, движений, позы, цвета перьев)
  4. Для чего нужен желток в яйце птицы? (Запас питательных веществ для зародыша)
  5. Какую функцию выполняет хвост? (Управляет полетом, тормоз)
  6. Какова средняя температура тела птицы? (42-42,5 °С)
  7. Как птицы ориентируются во время перелетов? (По солнцу, звездам...)
  8. . Какая птица самая большая в мире? (Страус)

9. Сколько зубов у синиц? (Ни одного)

10. Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри)

11. Для чего нужен белок в яйце? (Защищает, запас воды)

12. Какое значение имеет скорлупа яйца? (Защищает яйцо, придает ему форму, является источником кальция для построения скелета зародыша)

13. Назовите сезонные явления в жизни перелетных   птиц.   (Весенний   перелет,   гнездование, осенний перелет, зимовка)

14. Как называются выросшие кости стопы, покрытые роговой чешуей? (Цевка)

15. От каких животных происходят птицы? (Пресмыкающихся)

Конкурс «Найди меня на фото»

Участник отвечает на вопрос и ответ находит на фотовыставке птиц. За правильный ответ получает — 1 балл. Участники  отвечают по очереди.

1. Что такое птичье молоко? Какие птицы и зачем его образуют?

(Из зоба голубей, когда у них есть птенцы, выделяется вещество, которое напоминает творожную массу. Этой массой голуби кормят своих детей.)

2. Кто рождается дважды? (Птица: сначала яйцо, потом птенец)

3. Какие приспособления к полету имеют птицы?

(Тело покрыто перьями, есть крылья, полые кости, срастание некоторых костей.)

4. Эта птица шагает к нам через всю Европу из далекой Африки. Она плохо и тяжело летает, но быстро бегает по земле и хорошо прячется в траве. В воздухе она может легко стать жертвой хищных птиц и поэтому летит в случае крайней  необходимости,   преодолевая  водные пространства. Что это за птица? (Коростель)

5. В 1870 году во время франко-прусской войны немецкие войска взяли в осаду Париж. Через год после этого во Франции был построен па мятник голубям. Почему? (Потому что они доставляли письма через линию фронта)

6. Лесной жаворонок мостит гнездо в ямке или на земле или делает насыпь, а на нем гнездо. Уже давно люди наблюдали за птичкой и могли безошибочно определить каким будет лето. И она ни разу не подводила. Как птичка могла извещать о том, каким будет лето — влажным или сухим?

(Если гнездо размещено в ямке, то лето будет сухое, а если на насыпи — то влажное)

Конкурс «Птичий домик»

На вопрос – кто придумал скворечник? - ответить  однозначно невозможно. В прошлом тысячелетии индусы развешивали для скворца майны. Это сухие бутылочные тыквы. В Европе первыми стали устанавливать скворечники голландцы в начале XVI века.  Это были глиняные сосуды с отверстием, которые прикреплялись к деревьям, или к стенам домов. Примерно в то же время немцы начали делать деревянные скворечники. В нашем скворечнике лежит предмет, связанный с птицами. Вы должны отгадать его по описанию.

1. Этот предмет чрезвычайно важен в жизни птиц. Он может быть шарообразным, округлым, грушеобразным, эллиптическим. Окраска колеблется от чисто белого до черного, однотонного или в крапинку. Именно он является предметом давнего спора о первенстве возникновения. Назовите предмет. (Яйцо)

2. Эти предметы являются важной и неотъемлемой частью жизни птиц. Цвет их может быть чрезвычайно    разнообразным.    Периодически птицы теряют их, но вырастают новые. Назови те эти предметы. (Перья)

Конкурс  «Символическая птица»

Ведущий  рассказывает о символическом значении птиц, а участники называют птицу.

  1. Голуби – символ искренней, нежной и вечной любви, символ мира.
  2. Ласточки – символ весны. Где ласточка совьёт гнездо, там будет счастье.
  3. Кукушка – вещая птица. Она пророчила человеку, сколько лет осталось жить.
  4. Сокол – символ храбрости и скорости, очень далеко видит.
  5. Сорока стрекочет, потому что гостей хочет. Будет новость добрая.
  6. Орёл – символ силы.
  7. Лебеди – символ верности и любви.
  8. Беркут – символ могущества.
  9. Ворон – символ мудрости.
  10. Аист – символ счастья.

Сегодня вы пополнили свои знания о разнообразии птиц, их жизни, особенностях строения и значении в природе и жизни человека. Уверена, что вы еще больше полюбили этих милых созданий природы, наших друзей.

Список литературы:

  1. Аспис, М. Е. Энциклопедический словарь юного биолога / М. Е. Аспис. - М.: Педагогика, 1987.
  2. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТУРНИР ЮНЫХ ОРНИТОЛОГОВ

Турнир юных орнитологов - урок-игра.  «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять - советовал А.С.Макаренко.- Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой в...

Рабочая программа факультатива "Юный орнитолог"

Рабочая программа факультатива "Юный орнитолог" может быть использована для проведения факультатива в 4-5 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Юные орнитологи"

Программа учитывает особенности учащихся младшего школьного возраста. Ведущим видом деятельности в этот период является учебно-познавательная. Возрастные особенности детей 11-12 лет предполагают произ...

Буклет-программа "Форум юных орнитологов"

Буклет содержит программу проведения Международного дня птиц....

Рабочая программа: "Юные орнитологи"

Рабочая программа: "Юные орнитологи"  естественнонаучной направленности составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Юные орнитологи"....

План досуговой деятельности творческих объединений «Юные орнитологи»

План  досуговой деятельности творческих объединений «Юные орнитологи»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные орнитологи»

Актуальность программы связана с тем, что в настоящее время экологическое образование является одним из приоритетных направлений педагогической науки и практики, и обусловлена потребностью общества в ...