Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Юные орнитологи"
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Трофимова Ирина Анатольевна

Программа учитывает особенности учащихся младшего школьного возраста. Ведущим видом деятельности в этот период является учебно-познавательная. Возрастные особенности детей 11-12 лет предполагают произвольность психических процессов, быструю смену интересов и приоритетов деятельности. В связи с этим в программу включены экскурсии, познавательные игры, проектная и исследовательская деятельность.

Цель программы: обучение теоретическим и практическим знаниям орнитологической науки, создание условий для развития творческого  потенциала ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_yunye_ornitologi_5_klass.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

  Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Московская международная гимназия»

3-я Владимирская ул., д. 5, г. Москва, 111123

Телефон: (495) 304-37-94, 304-37-95, 304-23-06, 303-31-50

Факс: (495) 304-36-39

ОКПО        40450865        ОГРН        1027739756340
ИНН        7720086251        КПП        772001001

E-mail: gymmg@edu.mos.ru; mmg@goummg.ru

Web:        http://gymmg.mskobr.ru 

СОГЛАСОВАНО
Председатель МО  ГБОУ ММГ
                                Селезнев А.В.
Протокол №
 6 от                31.08.2015        г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБОУ ММГ
                                Шкуренко Е.В.
Протокол №
 6 от                31.08.2015        г.

                       

Рабочая программа
внеурочной деятельности «Юные орнитологи»

5 класс

Автор: Трофимова И.А.

Принята на заседании
педагогического совета
Протокол №
   от        30.08.2016        г.

                                                 Москва 2016 г.

                                       1. Пояснительная записка

Программа «Юный орнитолог» разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)
  • Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»»
  • Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

В соответствии с 273 – ФЗ и приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013г. № 1008, программа «Зоология с основами экологии» является:

по виду - общеразвивающей;

по направлению - естественнонаучной;

по форме – внеурочная деятельность

Программа является модифицированной, разработана на основе типовой, имеет повышенный образовательный уровень.

Новизна программы состоит в подробном изучении класса птиц. Программа предназначена восполнить недостаток изучения биологии птиц в школьном курсе зоологии. Тематика занятий позволяет связать теорию с практической работой по изучению птиц, их охране, и экологической пропаганде. В программу включены праздник «День птиц», сезонные наблюдения за птицами в рамках городской экологической программы по бёрдвотчингу «ДЕТИ и ПТИЦЫ».

Актуальность.

При изучении птиц обитающих в городе выявляются основные проблемы экологии и природопользования. В ходе исследования этих проблем происходит формирование мотивационно-ценностного отношения к исследовательской деятельности.

Педагогическая целесообразность

Программа учитывает особенности учащихся младшего, школьного возраста. Ведущим видом деятельности в этот период является учебно-познавательная. Возрастные особенности детей 11-12 лет предполагают произвольность психических процессов, быструю смену интересов и приоритетов деятельности. В связи с этим в программу включены экскурсии, познавательные игры, проектная и исследовательская деятельность.

Цель программы: обучение теоретическим и практическим знаниям орнитологической науки, создание условий для развития творческого  потенциала ребенка.

Задачи программы:

  • обучить основам  орнитологических знаний, работы с научной литературой; научить и плавно подвести кружковцев к переходу от восприятия материала под руководством педагога дополнительного образования  до самостоятельного наблюдения, анализа и научного мышления, развить и привить практические умения и навыки;
  • привить экологическую воспитанность, наблюдательность, трудолюбие, усидчивость, аккуратность;
  • развивать нравственное и физическое здоровье детей, чувство сострадания и взаимопомощи, чувство товарищества,  способность к аналитическому мышлению.
  • Научить детей вести наблюдение за птицами, ставить опыты, проводить эксперименты и делать выводы.
  • Воспитывать потребность соблюдения правил личной гигиены при общении с птицами.
  • Развивать потребность в получении знаний самостоятельно, интерес к познанию нового;

2.Общая характеристика учебного курса:

  Настоящая программа предназначена для организации обучения практическому применению биологических знаний учащихся. Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса биологии и научить детей применять приобретенные знания в повседневной жизни?  Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеурочная деятельность, которая является неотъемлемой  составляющей учебно-воспитательного процесса. Птицы - удобный объект, для ознакомления учащихся с различными разделами биологии: экологией, этологией, физиологией, и т. д.

Птицы есть повсюду, даже в самых больших городах. Их можно изучать в естественной обстановке. На примере птиц можно убедительно показать основные принципы охраны природы, рационального природопользования.

Наблюдение за птицами изучение их в природе или в неволе нередко дают немедленный результат, что в педагогическом отношении очень важно для детей. Как и другие объекты живой природы, птицы в своей жизнедеятельности сильно зависят от сезонов года. Обучающиеся  изучают жизнедеятельность птиц, в связи с сезонными изменениями в природе.

Данный учебный материал группируется по трем разделам: «Осень в жизни птиц», «Зима в жизни птиц», «Весна в жизни птиц». Основное внимание при раскрытии содержания тем данных разделов должно быть обращено на осмысление того, как протекает жизнь птиц, а не ознакомление с отдельными природными явлениями. С этих позиций сезонные изменения в природе воспринимаются закономерными и необходимыми в жизни птиц.

Освоение программы способствуют развитию учебных, исследовательских и коммуникативных компетенций.

3. Место учебного курса в учебном плане.

 Срок реализации программы «Юные орнитологи» составляет 34  часа. Период обучения: сентябрь-май.

Форма занятий – групповая. Наполняемость группы - не более 15 человек. Режим занятий: 1 час 1 раз в неделю. На занятиях учителем используется индивидуально-личностный подход.

                                   4. Результаты освоения курса.

4.1  Личностными результатами изучения курса « Юные орнитологи» являются:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде.

4.2 Метапредметными результатами  являются:

  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
  • умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

4.3 Предметными результатами являются:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе.

                               5. Содержание учебного курса

Возникновение и основные этапы развития орнитологии. О науке орнитологии. Связь орнитологии с другими науками. Осень в жизни птиц. Стояние и отлет птиц. Сезонные миграции их причины. Пролетные пути. Общее понятие об ориентации птиц в пространстве. Фенологические наблюдения осенью. Методы наблюдения за птицами.  Участие в городской экологической программе по орнитологии и детско-юношескому бёрдвотчингу «ДЕТИ и ПТИЦЫ» в рамках Международного дня наблюдения за птицами ведение учета осенних птиц.

Корма для зимней подкормки птиц.

Особенности организации птиц. Линька птиц. Строение пера. Полет птиц. Питание птиц.

Зима в жизни птиц. Методы наблюдений в природе зимой. Зимующие птицы города. Причины концентрации оседлых и кочующих птиц в городе, численность разных видов и ее динамика в течение осени, зимы, весны. Изготовление кормушек для зимней подкормки, развеска кормушек. Участие в городской экологической программе по учёту зимующих водоплавающих птиц. Проектная работа «Покормите птиц зимой»

Весна в жизни птиц. Птицы-дуплогнездники, возможность их использования для украшения города и защита зеленых насаждений от вредителей. Биологическое значение пения птиц. Гнездостроение. Гнездовья паразитизм. Размножение. Разнообразие яиц Участие в  городском экологическом мероприятии по  весеннему учебному учету орнитофауны. Участие в «Дне птиц» защита проекта.

Формы и методы обучения.

 Рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы по вопросам, беседы с использованием коллекции перьев, чучел птиц, практическая работа, творческие задания, экскурсии, однодневные походы, праздники, биологические игры.

Форма выражения итога, результата – выставка и защита проектов, выступления, участие в конкурсах, интеллектуальных играх,

                        6. Тематическое планирование.

Раздел, тема

Количество часов

Практическая работа

1.

Наука орнитология.

2

2.

Осенние явления в жизни птиц

10

1

3.

Зимние явления в жизни птиц

10

4

4.

Весенние явления в жизни птиц

10

2

5.

Защита проекта

2

Итого:

34 ч.

4 ч.

                      8. Планируемые результаты изучения курса.

В результате изучения курса «Юные орнитологи»  в основной школе:

Обучающиеся научатся:

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям;
  • проводить наблюдения за живыми объектами, описывать биологические объекты, процессы и явления;
  • познакомятся, что изучает наука орнитология; состояние птиц при отлете; что такое сезонные миграции; основные пролётные пути птиц;
  • приобретут  навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования

         Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...