Главные вкладки

    Наука начинается в школе
    статья по биологии (10 класс) на тему

    Викулова Елена Владимировна

    В настоящее время к качеству биологического образования предъявляют совершенно новые требования. Главной задачей рассматривается сохранение фундаментального в биологии и в то же время большое внимание уделяется соответствию полученных знаний  актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

          Передо мной, как педагогом, встал ряд вопросов. Какие «инструменты»  использовать для уменьшения разрыва между современными достижениями биологической науки и материалом, изложенным на страницах школьного учебника? Как построить образовательный процесс, чтобы дети не просто овладевали определенными знаниями, любили предмет, но и имели навыки практического  применения этих знаний?  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vikulova_e.v._nauka_nachinaetsya_v_shkole_.doc34.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                               

    Викулова Елена Владимировна- учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ – СОШ №1 п. Степное

     Советского района Саратовской области.

    Тема: «Современная наука в школе»

    Название статьи: «Наука начинается в школе».

    В настоящее время к качеству биологического образования предъявляют совершенно новые требования. Главной задачей рассматривается сохранение фундаментального в биологии и в то же время большое внимание уделяется соответствию полученных знаний  актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. 

          Передо мной, как педагогом, встал ряд вопросов. Какие «инструменты»  использовать для уменьшения разрыва между современными достижениями биологической науки и материалом, изложенным на страницах школьного учебника? Как построить образовательный процесс, чтобы дети не просто овладевали определенными знаниями, любили предмет, но и имели навыки практического  применения этих знаний?

          На протяжении ряда лет преподаю в классах  химико-биологического профиля.  Работая по учебникам авторской линии под редакцией Н.И. Сонина для профильных школ, все больше убеждаюсь в том, что в рамках трехчасовых занятий невозможно восполнить пробелы в знаниях учащихся по отдельным вопросам, касающимся современных открытий в биологии. Огромная область биохимии и молекулярной биологии остается за рамками традиционного изложения основ химии и биологии в школе.  В  то же время биологическая грамотность становится социально необходимой, так как сейчас остро стоят вопросы существования человека в природе. И  отчасти «спасительным кругом» для нас является  введение элективных предметов в 10-11 классах.  

           В данном учебном году я работала с очень интересным,  на мой взгляд, по тематике курсом «Клетки и ткани» (авторы: Д.К. Обухов, В.Н. Кириленкова), позволяющим далеко шагнуть за рамки школьного учебника (http://nsportal.ru/vikulova-elena-vladimirovna). На занятиях рассматривались вопросы, касающиеся современных проблем и открытий в биологии, проводились практические работы по гистологии,  механизмам деления клетки, процессам ее метаболизма. Сегодня особенно важно предоставить учащимся возможность ознакомиться с методологией биологических исследований и наблюдений.   Учащиеся, используя ресурсы Интернет, интерактивные модели  «Механизмы клонирования» выступали в роли исследователей, искусственно получали генетически идентичные организмы с помощью  манипуляций с яйцеклетками (ооцитами) и ядрами соматических клеток животных. Разнообразна была тематика подготовленных проектов по данной теме: «Можно ли клонировать интеллект человека», «Клонирование – этическая проблема человечества», «Клонирование и проблемы старения организмов». Интересным было семинарское занятие по теме «Развитие мировой науки в области клеточной биологии», где учащиеся  высказывали свое мнение по вопросам истории открытия и применения стволовых клеток. Один из разделов  курса посвящен самому масштабному научному проекту конца ХХ века «Геном человека» – как в плане финансовых затрат, так и количества вовлеченного научного персонала. Его реализация, закончившаяся прочтением нуклеотидной последовательности генома человека, привела к революционным изменениям во всех областях биологической науки, медицине и биотехнологиях.

    Современные подходы в преподавании биологии позволяют учащимся освоить умение анализировать, критически осмысливать и использовать информацию о живой природе. Без определенного объема знаний невозможно познание. Объем знаний, особенно фактических, должен определяться уровнем интереса к данной области у каждого учащегося и сложностью тех проблем, к решению которых они готовы в данный момент своего образования.

            Наука начинается в школе.  Это высказывание справедливо, ведь свою будущую профессию учащиеся выбирают именно здесь. Отрадно, что многие из моих выпускников выбирают профессии, связанные с нано - и биомедицинскими технологиями, геологией, медициной.

    Мне бы хотелось, чтобы по окончании школы учащиеся могли рассматривать живой организм, используя законы биологии, химии, физики, положения философии. Видеть эволюцию жизни в истории развития отдельного человека, оценивать социальный опыт человечества с биологической точки зрения. Конечно, это не программа-максимум. Скорее стратегическое направление, задаваемое учащимся для дальнейшего познания мира и формирования у них потребности в непрерывном самостоятельном и твор ческом подходе к овладению новыми знаниями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий спортивного праздника "Олимпийские игры начинаются в школе"

    Необычный спортивный праздник прошел в доброжелательной атмосфере. В роли ведущих были два малыша-спортсмена, которые своими шутками и личным примером подбадривали команды....

    « Олимпийские игры начинаются в школе»

    «   Олимпийские игры начинаются в школе»Цель: выявление с...

    Доклад "Олимпиада начинается со школы!"

    В октябре месяце в Твери состоялась региональная  научно практическая конференция " Олимпизм. Олимпийское движение. Олимпийские игры".  Тема моего выступления была: "Олимпиада начинается со ...

    Спортивный праздник для старшеклассников "Победы начинаются со школы!" в рамках акции "Спорт как альтернатива пагубным привычкам!"

    Праздник проводился для учащихся 8-11 классов.  Этот празник был посвящен предстоящим играм в Сочи 2014....

    Олимпиада начинается в школе!

    Разработки уроков, конкурсных программ, внеклассных мероприятиях....

    Мастер-класс "Обновление мира начинается в школе". Предмет: Обществознание

    Конкурсный мастер-класс "Обновление мира начинается в школе" для ученического, педагогического, родительского сообществ и общественности, отражающий значение преподаваемого предмета для формирования м...

    программа развития физической культуры и спорта, олимпийского движения "Олимпиада начинается в школе"

    ПРОГРАММА   развития физической культуры  и спорта, олимпийского движения« Олимпиада начинается в школе»....