Тайна гусеницы
творческая работа учащихся по биологии (7 класс) на тему

Митрофанова Эльвира Алексеевна

Научно-исследовательская работа ученицы 7 класса по наблюдению за циклом развития бабочки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayna_gusenicy.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно - исследовательская работа

«Тайна гусеницы»

Выполнила: Окунева Марина Александровна

ученица 7 класса «А», 13 лет.

Руководитель: Митрофанова Эльвира Алексеевна

учитель биологии МОУ СОШ № 7

  1. Введение     

   Моя работа началась летом 2010 года на турбазе ОАО ПМЗ «Восход», в лесах Тумботинского лесничества.

Мы с мамой  собирали ягоды, а папа пытался найти грибы.  Но лес был очень сухим и грибов не было, зато  он нашел гусеницу, которая лежала скромненько на мхе.

Когда папа мне ее показал, то гусеница мне сразу же очень понравилась. И я подумала: «Было бы интересно посмотреть, как она будет превращаться в бабочку».

 

  1. Цель  работы

Раскрыть тайну гусеницы

  1. Задачи

  1. Установить биологический вид бабочки.
  2. Пронаблюдать за циклом развития бабочки.
  3. Познакомиться с миром насекомых.
  1. Актуальность

 Уже летом я знала, что в 7 классе мы будем изучать животных. Поэтому пронаблюдать за развитием — а значит, за целой жизнью такого замечательного животного, как бабочка, было бы не только интересно, но и полезно.

Передо мной была красивая гусеница, а вместе с ней — тайна. Тайна её жизненных превращений. Я решила выяснить все её секреты.

  1. Описание объекта

Гусеница, которую нашёл папа, лежала около ствола большой сосны. Я внимательно стала рассматривать её.

Это создание было длиной около 7 см, толщиной чуть больше сантиметра. Она была черного цвета, с поперечными рыжими полосками. На голове блестели маленькие чёрненькие глазки. Все тело гусеницы было ровно покрыто волосками длиной около половины сантиметра, поэтому она выглядела довольно «пушисто».

Я наблюдала за ней в течение часа с небольшими перерывами. Мне повезло увидеть, чем и как она питается. Гусеница медленно, но верно двигалась по мху в направлении кустика черники. Она поднялась по стеблю, погрызла немного листочки и продвинулась по веточке дальше. Она искала ягоды! Добравшись до них, гусеница с явным удовольствием начала вгрызаться в сочную мякоть чернички.

Чтобы выполнить задуманный эксперимент — наблюдение за развитием бабочки- мне необходимо было взять гусеницу с собой. Для транспортировки подошла пластиковая баночка, в которую я собирала ягоды.

На дно я положила немного мха, травы, на которой мы нашли гусеницу. Подумав, я добавила ей ещё и ягод черники.

Приехав домой, я разместила свою гостью на письменном столе. Очень долго смотрела на гусеницу и не могла от неё глаз отвести, уж очень она была красивая.

 Я кормила гусеницу два раза в день листочками разных трав, ягодками малины, черники, а поила следующим образом: прыскала воду на листочки, которые лежали в баночке. Подстилку из листочков меняла каждый день. С ней я периодически гуляла, выпуская её поползать на травке в огороде.

Чтобы узнать как можно больше про мою гусеницу, я воспользовалась  интернет-ресурсами.

Я удивилась, как много информации посвящено разным животным, в том числе и насекомым. Мир бабочек оказался ещё более интересным, чем я предполагала.

      Раздел биологии, изучающий чешуекрылых, называется лепидоптерологией.

 В результате проведённых изысканий я узнала, что моя лесная гостья — будущая бабочка  Травяной шелкопряд.

Про гусеницу этой бабочки хорошо рассказано на сайте    «Вокруг света» www.vokrugsveta.ru.:

 Маленьких гусеничек шелкопряда травяного можно увидеть в сентябре-октябре на лютиках, осоке и злаках. В мае-июне попадаются перезимовавшие, подросшие гусеницы – длиной в человеческий палец. Издалека они напоминают черные «паровозики» с лохматыми белыми колесами и желтыми полосами.

Подросшая гусеница тёмно-коричневая с оранжевыми полосками по бокам, которые почти распадаются на отдельные точки. На 2-ом и 11-ом сегментах находится по одному пучку волосков. Говорят, эти гусеницы совсем не способны обходиться без влаги и при ее недостатке могут схватить другую гусеницу, в том числе своего же вида, и выпить из нее всю жидкость (своего рода каннибализм). Не зря моя гусеница так жадно грызла сочные ягоды черники, которые я ей предложила.

 Интересную информацию про бабочек я нашла и на сайте  Википедии.

Моя гусеница  - будущая бабочка из семейства Жёлтых шелкопрядов. «Potatoria» в переводе с латыни означает «пьющий, пьяница», надсемейства Коконопрядообразные (лат. Lasiocampoidea)  из подотряда Хоботковые .

Прочие наименования:

  1. Русские - Коконопряд травяной; Коконопряд злаковый
  2. Латинские- Рalaena potatoria (Linnaeus, 1758); Philudoria potatoria; Ruthryx potatoria (Linnaeus); Cosmotriche potatoria (Linnaeus)

Научная классификация:

Царство:  Животные

Тип: Членистоногие

Класс:  Насекомые

Отряд: Чешуекрылые

Подотряд:        Хоботковые

Надсемейство: Коконопрядообразные

Семейство:         Жёлтые шелкопряды

Lemonia dumi ♂ и ♀

Вид: Шелкопряд (коконопряд) травяной  - Euthrix potatoria

Бабочки Травяного шелкопряда средних размеров с густо опушенным телом и широко-треугольными крлыльями как у настоящих коконопрядов. Размах крылеьв 45 — 60 мм. Самки шелкопряда травяного ярко-орхристые, самцы – темно-бурые. Толстая самка днем очень спокойна, если подставить ей палец – может на него перейти. Усики самцов гребенчатые, у самок коротко гребенчатые. Хоботок недоразвитый, укороченный; губные щупики короткие, скошены вверх, едва выступают впереди лба. Задние голени с 1 парой коротких шпор. Передние крылья округлые на вершине. Самое трудное – отыскать эту бабочку в высокой траве, и результат таких поисков – всего лишь везение и дело случая. Самки откладывают яйца по одному или маленькими кучками на траве, прикрывая их волосками с конца брюшка.

  1. Основная часть

  1. Методика   разведения бабочек.

Больше всего меня интересовала методика содержания бабочек в неволе с целью наблюдения за ними, методики правил их размещения, кормления и т.д. Подробную инфрмацию о разведении бабочек я нашла на сайте:

«Разведение бабочек» http://allforpets.com.ua/forum/viewtopic.php?f=30&t=2957

Содержание гусениц

   В качестве помещения для гусениц можно использовать аквариумы, пластиковые садки или большие банки. Для гусениц самое главное - наличие правильно выбранных свежих кормовых растений, причем круглосуточно. Т.к гусеницы едят непрерывно, корм должен находиться в садке постоянно.

 Не стоит забивать банку гусеницами, идеальная площадь посадки - 0.3л на одну маленькую гусеницу и 1л на крупную - при такой посадке гусеницы не мешают друг другу и, главное, не успевают съедать корм дочиста.

Очень важно, чтобы листья в садках оставались свежими, для этого рекомендуется ставить срезанные ветки кормовых растений в небольшую емкость с водой, а пузырек следует закрыть бумагой, чтобы гусеницы не утонули в нем.

Следите, чтобы кормовые растения не загнивали.

 Чтобы лишний раз не беспокоить гусениц, хорошо в баночку с водой поставить коктейльную соломинку, через нее легко долить в баночку воды, используя обычный шприц без иглы.

 Не следует срезать молодые побеги кормовых растений - гусеницы могут отказаться их есть.

 Нельзя допускать образования конденсата в емкости, где содержаться личинки - не оставляйте емкость под прямыми солнечными лучами, не ставьте в емкость мокрые кормовые растения. В случае образования конденсата на стенках емкости необходимо предусмотреть возможность её проветривания.

Признаки подготовки к окукливанию: 

 Гусеницы прекращают питаться, обычно выделяют жидкие экскременты и иногда меняют окраску.

 Готовая к окукливанию личинка постоянно беспокойно переползает с места на место - ищет укрытие.

 Часто тело личинки как-бы усыхает,  гусеница выглядит нездоровой.


Подготовка емкости для окукливания: 

 Лучше всего перенести готовых к окукливанию гусениц в отдельную емкость; для гусениц, которые окукливаются в почве или под слоем опада (бражники, рыжая сатурница) подходит аквариум с увлажненным грунтом. Слой грунта должен быть не менее 10 см.

 В качестве грунта хорошо использовать торф, можно землю, смесь из торфа, земли, листового опада; подойдет также мелкая древесная стружка.

 Грунт важно поддерживать во влажном, но непереувлажненном состоянии. Лучше равномерно пролить его из лейки с рассекателем.

 При окукливании всех  гусениц важно потерпеть не менее двух недель после исчезновения последней гусеницы, т.к только что образовавшуюся мягкую куколку очень легко повредить.

 Для гусениц, окукливающихся на кормовом растении (нимфалиды, белянки, парусники) нет необходимости в устройстве второго аквариума; на период окукливания им важен только покой.

 Большой павлиноглазке хорошо поставить укрытия - куски картона или нарезанные лоточки из-под яиц.

Хранение куколок:

 Куколок, которые не вылупились в этот сезон, можно сохранять до следующего в холодильнике, при температуре 4-6С.

 Если вы держите куколок в пластиковом садке или банке, оставьте отверстие для воздуха - спящие куколки дышат.

 Куколки бражников хранят пересыпанными опилками или торфом, сатурний просто складывают без грунта и изредка опрыскивают.

Выход из куколки:

 Вынимать куколок из холодильника лучше всего в апреле, тогда бабочки выведутся в одно время со своими дикими сородичами.

 Извлеченные из холодильника куколки вновь помещаются в аквариум с влажным грунтом. В этом аквариуме обязательно установить опоры, на которые бабочки могут забраться, чтобы расправить крылья. В качестве опор подходят ветки, кусочки коры, ткань - любой материал, за который удобно цепляться лапкам.

 Кормление бабочек:

 Бабочек начинают кормить на второй день после выхода из куколки.

 Основной корм - раствор меда (пропорции 1:10 — мед : вода), лучше готовить раствор каждый день, т.к он быстро портится.

Дневных бабочек кормят каждые два-три часа, ночным достаточно одноразового кормления; дневные бабочки плохо поддаются искусственному вскармливанию, поэтому, если бабочка не начинает принимать самостоятельно пищу из кормушки, лучше всего её выпустить в природу, ночные бабочки легко могут быть выкормлены искусственно.

 Устройство кормушки для бабочек очень простое - это длинная узкая пробирка, или пробка, на которую сверху укреплен "кантик" из яркой пленки или пластика (красного, синего, желтого цвета), имитирующий цветок.

Искусственное кормление ночных бабочек:

 При кормлении нельзя брать бабочку за крылья, лучше поднести под нее палец (со стороны головы насекомого) и осторожно подталкивать им бабочку, побуждая её переступать лапками - в конце-концов бабочка пересядет на Вашу руку.

 Держа бабочку на одной руке, другой рукой с помощью тонкой иглы осторожно разматывают хоботок и опускают его в каплю медового раствора.

 Если бабочка начинает отскакивать, бегать по руке, сворачивать хоботок и в конце-концов взлетает - кормление переносится на следующий день, обычно, проголодавшись еще сильнее, бабочка становится более "сговорчивой".

Общее о содержании и размножении бабочек:

 Бабочкам необходим аквариум не менее 20 литров.

 Обязательно равномерное освещение - для этого лучше всего использовать лампы дневного света по всей длине аквариума.

 Для размножения лучше всего подходят молодые бабочки в возрасте от одного до трех дней.

 Для каждого вида плотность посадки различна, к примеру бражников и грушевую сатурнию размещают из рассчета 2-3 самца и столько же самок в 20-литровый аквариум.

 Рекомендуется обмен куколками с другими любителями для того, чтобы Ваши бабочки не вырождались.

Инкубация яиц:

 Отложенные яица закрепляют на кормовом растении и ежедневно опрыскивают.

 Отложенные на стенку аквариума яйца не рекомендуется переносить, т.к есть риск их повредить.

 Яйца можно держать в отдельном садке или в аквариуме с бабочками, тут важно не пропустить момент выхода личинок: крупные яйца (сатурния) развиваются 10-12 дней, мелкие - 5 дней (подморенниковый бражник).

  1. Оборудование

В качестве садка для ухода за гусеницей я взяла прозрачный пластиковый контейнер размером 15х15х20см.

В крышке я проделала множество маленьких отверстий для доступа воздуха внутрь контейнера.

 Для кормления регулярно требовались свежие кормовые растения, т.к. гусеницы едят непрерывно и корм должен находиться в садке постоянно.

Для поддержания влажности в садке использовался распылитель воды.

Для окукливания использовался другой койтейнер, размером 30х30х40см.

 Для создания благоприятных условий окукливания гусеницы, в контейнер были помещены грунт-земля со мхом  и веточки кустарников.

  1. Ход наблюдений

  27 июня 2010 г. я нашла гусеницу в районе турбазы ОАО ПМЗ «Восход».

 С 27 июня по 5 июля гусеница жила очень просто: грелась на солнышке,

ползала в травке, спала, кушала ягодки: чернику, землянику и сочные листочки разных  трав.

Когда мы нашли её, то длина гусеницы составляла около 7 см.

Первого июля я заметила, что  тельце гусеницы уменьшилось.

 5 июля оно составляло уже примерно 4 см. Я бережно перенесла её в контейнер для окукливания.

 А утром 6 июля я обнаружила, что моя гусеница превратилась в куколку. Оболочка куколки была твёрдая, блестящая, ярко-коричневого цвета. Куколка слегка двигалась, т.к. её тело состояло из отдельных члеников. С 6 июля по 15 июля моя куколка, лёжа на мхе, совершала  небольшие движения, слегка сгибаясь и разгибаясь.

16 июля куколка была неподвижна.

17 июля вечером в контейнере было слышен какой-то шум, словно она бьётся крылышками. Начался процесс очередного превращения! Вечером вылупилась только головка и передние лапки этого создания. А утром я познакомилась с бабочкой.  Она выглядела потрясающе! Именно так, как я и предполагала, познакомившись с ней заочно на сайтах интернета.

 Для кормления бабочки я помещала  в контейнер свежие цветы разых растений, но так как точно не знала, понравятся ли ей они, то на дно контейнера я поместила небольшое плоское блюдце со сладким сиропом.

Днём бабочка вела себя очень спокойно и даже могла заползти на предлорженный ей палец.

  22 июля я обнаружила, что она откладывает яйца. Это были многочисленные белые маленькие шарики размером около 2 мм, отложенные кучками на мхе.

К вечеру этого дня бабочка замерла.  На этом её жизнь закончилась.

Мне очень хотелось бы пронаблюдать, как из яиц вылупились маленькие гусенички, но яйца не могли содержать зародышей, т.к. бабочка жила у меня одна.

  1. Заключение.

  1. Общие выводы по выполнению работы.

Тайну гусеницы я раскрыла: её жизнь - только этап в ряду превращений прекрасной бабочки.

Наблюдая за жизнью гусеницы, куколки и бабочки, я узнала много нового о мире «порхающих цветов».

  1.  Предположение о продолжении работы.

Получив первый опыт разведения бабочек в неволе, я хотела бы попробовать в дальнейшем пронаблюдать полный цикл их превращения.

Список литературы.

  1. Сайт  «Вокруг света» www.vokrugsveta.ru
  2. Сайт «Разведение бабочек» http://allforpets.com.ua/forum/viewtopic.php?f=30&t=2957
  3. Википедия
  4. Фотоальбом  Мой мир

http://mr-1.ru/PHOTO/BUTTERFLYS/euthrix_potatoria.htm

  1. В.Г. Бабенко, В.Н. Алексеев ЛУЧЕЗАРНЫЙ АПОЛОН; Москва, «Школа-Пресс»,1995
  2. Й.Моуха БАБОЧКИ; Прага, Артия, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий празднования дня именинника в детском саду. Для детей 5-7 лет. Тема: "День рождение с Феей, вредной лисичкой и гусеницей"

Сценарий дня рождения с Феей, вредной лисичкой и гусеницей(для детей 5-7 лет)Цель: Прививать традицию празднования дня рождения, культуру поздравления, принятия подарков.Задачи: развивать дв...

Авторское логопедическое пособие "Гусеница"

Авторское логопедическое пособие "Гусеница":- проведение в игровой форме артикуляционной гимнастики с детьми;- автоматизация поставленных звуков в слогах, словах;- дифференциация смешиваемых звков;- ф...

Мастер-класс "Изготовление открытки "Весёлая гусеница"

Мастер-класс "Изготовление открытки"Весёлая гусеница" предназначен для детей  младшего возраста....

Интерактивный тренажёр "Гусенице помогаем, слоги мы считаем".

Данный тренажёр направлен на отработку умения делить слова на слоги. Используется технологический приём Бегунок....

«Гусеница»

Основная общеобразовательная программа МБДОУ - детский сад «Берёзка» (комплексная программа  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы)Возрастная группа: 1 младшаяТема НОД: «Гусеница»Направлен...

2016. "Гусеница" мастер-класс по соленому цветному тесту

Мастер-клас по соленому цветному тесту для младшего школьного возрастаЛепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и цел...

Тема: Использование нетрадиционных приемов в логопедической работе посредством сказки «Путешествие маленькой гусеницы»

Возрастная группа: подготовительная группа.Форма организации: подгрупповая.Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии (кинезиологические упражнения ,пальчиковая гимнастика, биоэнергопласт...