Экспериментально-исследовательское занятие
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Методическая тема: Использование ПАК AFS в проектно-исследовательской деятельности.

Организация исследовательской работы учащихся8 класса находиться на  развивающем этапе.  На этом этапе проводиться  активное расширение кругозора школьников,  совершенствование навыков экспериментальной деятельности, определение тематики исследовательских проектов.Цель экспериментально-исследовательской деятельности:обучение алгоритму проведения эксперимента и формирование исследовательской компетенции обучающихся. В эксперименте и в ходе измерения испытуемый активно выполняет задания. Эксперимент проводится в искусственно созданных услови­ях, причем из сложного комплекса многообразных естественных влияний на организм отбирается и выясняется воздействие лишь отдельных изолированных факторов. Проведение эксперимента  ведется  с использованием  компьютерного программно-аппаратного комплекса AFS.  Обучающий комплекс, включает систему сбора данных, датчики,  цифровой микроскоп, документ камеру, аппаратную и программную составляющие. Устройства измерения и обработки данных позволяет не только проводить сбор данных,  измерений, но и обеспечивает их аналитическую и графическую обработку. В ходе эксперимента опровергается или подтверждается выдвинутая гипотеза.  И очень важно, чтобы на заключительном этапе при подведении итогов ученик видел новые проблемы, вытекающие из проведённого исследования, что может служить темой нового исследования, тем самым будет обеспечиваться непрерывное развитие личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentalnoe_zanyatie.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Реакция органов кровообращения и дыхания на дозированную нагрузку.

Цели урока

Образовательные:

1.Используя интерактивное лабораторное оборудование и ПАК AFS, познакомить учащихся с функциональными пробами, позволяющими выяснить степень тренированности испытуемых,

2.Обобщить знания роли органов дыхания и кровообращения в газообмене при мышечной нагрузке.

Развивающие:

1.Сформировать умение подбирать и выполнить физические упражнения с учетом степени тренированности.

2.Продолжить работу по формированию:

     а) специальных навыков (работа со схемами, таблицами, заполнение таблиц по алгоритму; двигательной и координационной способности);

     б) специальных умений (умение сопоставлять, делать выводы, умение подбирать и выполнять физические упражнения с учетом степени тренированности)

Воспитательные:

1.Создать условия для положительной мотивации самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения уровня физического развития.

2.Повысить интерес учащихся за счет интеграции учебных дисциплин.

Оборудование:   

  1. компьютер с программным обеспечением;
  2. проектор, экран
  3. устройство измерения и обработки данных (УИОД) со встроенным программным обеспечением- 3 шт.;
  4. устройство оперативного контроля знаний;
  5. датчик артериального давления;
  6. датчик частоты сердечных сокращений (ЧСС):
  7. датчик частоты дыхательных движений (ЧДД);
  8. таблицы «Органы кровообращения», «Органы дыхания»,
  9.  скакалки, секундомер,
  10.  протоколы тренировочного занятия.

 Структура урока:

1.Орг. момент

2. Поведение к теме; сообщение темы, цели урока, плана урока

3.Экспресс-диагностика уровня здоровья уч-ся:

          -практическая часть

          -теоретическая часть(тестирование).

4.Подведение итогов.

5.Домашнее задание  (комментарии)

       

  Ход урока

1.Орг. момент

 Обычный ( класс делится на 3  группы: в группах формируются эксперты, лаборанты, испытуемые)

2.Подведение к теме

Сообщение темы, цели урока, плана.

3.Рассказ учителя с элементами беседы с использованием таблиц.

   Общепризнанно, что достоверным показателем тренированности является пульс. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за Х. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после - 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%.

    Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.

   Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле:

ИК=Д/П, где Д - минимальное давление, а П - пульс.

  У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно- сосудистой системы он становится большим или меньшим единицы.

   Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. У тренированных людей  вентиляция происходит за счет глубины дыхания, у нетренированных - вентиляция происходит за счет частоты    дыхательных движений.

3.Экспресс-диагностика:

А. Практическая часть

   

 Построение испытуемых, замер лаборантами ЧСС, АД,  ЧДД, используя УИОДы   и датчики.

Поэтапное заполнение протокола по алгоритму(см.приложение 1)

Разминка для испытуемых

 Основная часть

Комплекс упражнений для испытуемых со скакалками, замер лаборантами ЧСС, АД,  ЧДД, используя УИОДы   и датчики.

Поэтапное заполнение протокола по алгоритму

Комплекс упражнений против утомляемости для испытуемых,

(музыкальное сопровождение0 замер лаборантами ЧСС, АД,  ЧДД, используя УИОДы   и датчики.

Поэтапное заполнение протокола по алгоритму

Б. Теоретическая часть.

Работа с протоколами,

Сопоставление результатов по алгоритму - проводится экспертами.

Результаты отображаются на экране через проектор.

Выводы и рекомендации экспертов.

     -

Тестовый контроль по результатам диагностики(см.приложение 2)

Проверка с использованием устройства оперативного контроля знаний.

4.Домашнее задание с комментариями.

 Произвести диагностику уровня здоровья близких, используя технику подсчета пульса и задержки дыхания, измерить АД тонометром (результаты обсуждаем на следующем уроке)

4.Подведение итогов

Беседа с элементами рассказа учителя. Объявление оценок за тест.

Ребята, надо помнить, что занятия спортом несовместимы с вредными привычками. Стать здоровым, гармонично развитым человеком нельзя по мановению волшебной палочки. Над этим надо трудиться. Все в ваших руках. Удачи вам!

Приложение 1

Реакция органов дыхания и кровообращения

на дозированную нагрузку

протокол тренировочного занятия

Условия опыта

ЧСС

АД

        ЧДД

в состоянии покоя

после нагрузки

    после отдыха

        Вывод: ( по данным исследования определить уровень физического состояния – УФС: низкий, средний, высокий)

Приложение 2

                                        Итоговый тест

1.Почему усиление мышечной работы повлекло за собой усиление дыхания

   и кровообращение.

   А-снабжение мышц O2  органическими веществами

   Б- удаление из них O2 и продуктов распада.

2.За счет чего произошло увеличение интенсивности кровообращения?

   А- за счет частоты сердцебиения

   Б- за счет повышения мощности каждого сердечного сокращения.

3.О чем говорят показания ЧДД?

   А-  вентиляция происходит за счет глубины дыхания

   Б-  вентиляция происходит за счет частоты    дыхательных движений.

4.О чем говорят Ваши показатели УФС (уровень физического состояния):

   А- низкий

   Б- средний

   В- высокий

                                                                                                                                                                                                               

        

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экспериментально-исследовательские работы учеников по теме "Познай самого себя"

Представленные работы – это  мини-проекты, выполненные учащимися седьмого класса, по измерению  параметров человека. Человеческий организм и его действия также интересны для физики, как и лю...

Экспериментально-исследовательская работа "Индия глазами детей".

Работа, написанная учащимися пятых классов ГБОУ СОШ №653.   Данное исследование было  нацелено на то, чтобы понять, как можно повысить интерес учащихся к культуре  страны изучаемог...

"О чем рассказал горох" Формирование экспериментально-исследовательской деятельности у дошкольников младшей группы

Формирование экспериментально-исследовательской деятельности у дошкольников младшей группы...

Перспективное планирование по теме «Использование экспериментально - исследовательской деятельности в подготовительной группе »

Перспективное планирование по теме «Использование экспериментально -  исследовательской деятельности  в подготовительной  группе »На 2013-2014 учебный год...

Технология организации экспериментально-исследовательской деятельности по изучению родного края.

Методические рекомендации окажут помощь учителю в организации исследовательской деятельности  по изучению родного края.Рекомендации пошагово  раскрывают организацию работы ....

Инновационная и экспериментально-исследовательская деятельность в дополнительном образовании

МАтериал подготовлен для размещения на доску, либо для создания плаката...

Рабочая программа по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии"

Рабочая программа по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии"...