методическая разработка урока "Почва в жизни растений"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

 

     Данный урок разработан для учащихся 6 классов по теме «Почва в жизни растений» и может быть использован учителями экологии и биологии при прохождении данной темы.

     В разработке урока были отражены межпредметные связи: экология, география, биология.

      Проведение данного урока позволяет задуматься над важностью экологических знаний, способствует формированию активной жизненной позиции в природоохранных вопросах, развитию творческого мышления школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Пояснительная записка.

     

     Данный урок разработан для учащихся 6 классов по теме «Почва в жизни растений» и может быть использован учителями экологии и биологии при прохождении данной темы.

     В разработке урока были отражены межпредметные связи: экология, география, биология.

      Проведение данного урока позволяет задуматься над важностью экологических знаний, способствует формированию активной жизненной позиции в природоохранных вопросах, развитию творческого мышления школьников.

      Методы, применяемые на уроке – словесные (беседа, объяснение), наглядные (различные изобразительные пособия).

Для большей наглядности использованы такие технические средства как компьютер, мультимедийная приставка, специально подготовленные слайды, различные иллюстрации по теме.

      На уроке используется групповая и индивидуальная работа, что позволяет определить уровень усвоения темы учащимися.

     В качестве задания для групп было предложено решить кроссворд, так как такая форма задания активизирует мыслительную деятельность учащихся, оживляет изучение материала и способствует его закреплению.

Задания в микрогруппах предусматривают разноуровневую подготовку учащихся, что позволяет реализовать на уроке принцип дифференцированного обучения.

     Важным моментом во время урока является применение здоровьесберегающих технологий, что является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

               

МОУ «Сош №72». Учитель экологии – Шлапакова Н.В.

                                   ПОЧВА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

                                      (Урок – обобщение, 6 класс).

Цели урока:

Образовательная: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Почва в жизни растений».

Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к окружающей природе.

Развивающая: развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени; развивать внимание, активность, умение работать в группах.

Задачи урока:

  1. Углубить и обобщить знания учащихся о составе почвы, ее значении в жизни растений.
  2. Показать значение обработки почвы как создания благоприятных условий для растений.
  3. Обобщить знания о способах повышения плодородия, показать необходимость

мер по охране почв.

  1. Обобщить знания учащихся о приспособлениях растений к различным свойст-

вам почв.

Оборудование: карточки с тестовыми заданиями, карточки с заданием – кроссвордом,

                            географическая карта «Почвы России», таблица «Виды почв», карточки

                            с заданиями для работы в микрогруппах.

                                                    Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка задач урока.
  3. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Ребята, сегодня мы обобщим наши знания об особом теле Земли – почве. Вам уже известно, какие вещества входят в состав почвы, различные типы почв и как состав почв влияет на растения. Но всё ли вы запомнили?

  1. Фронтальная работа с классом:

     а) Что такое плодородие  почвы?

     б) Какие способы повышения плодородия вам известны? ( внесение удобрений,

         известкование, рассоление). Слайд 1

     в) Что представляет собою гумус, из чего он образуется в почве?

     г)  Что входит в состав почвы? Чем отличается почвенный воздух от атмосферного?

     д)  Каковы преимущества и недостатки зелёных удобрений?

     Е)  Какие виды почв вам известны? Чем они отличаются друг от друга? Слайд 2.

   (Повторяем местонахождение различных типов почв по карте).

А теперь проверим ваши знания:

2. Тест на повторение и обобщение знаний по теме ( индивидуальная работа учащихся ):

ТЕСТ

                                    Тема: «Почва в жизни растений»

  1. Что является составляющими почвы:

А) твердые частицы (органические и минеральные).

Б) зелёные растения.

В) почвенные микроорганизмы.

Г) вода.

  1. Какими свойствами характеризуются глинистые почвы:

А) плотные, с меньшим содержанием воздуха.

Б) сухие, сыпучие.

В) в почву легко проникает воздух и дождевая влага.

Г) медленно промачивается водой.

  1. Почвенный воздух содержит:

А) большое количество кислорода.

Б) сероводород, метан, аммиак.

В) большое количество паров воды.

Г) содержит мало углекислого газа.

  1. Значение почвы для растений заключается в следующем:

А) источник тепла для растений.

Б) источник солнечной энергии.

В) субстрат для закрепления растений.

Г) способ пережить неблагоприятные условия.

  1. «Богатые» почвы это:

А) почвы, насыщенные азотистыми соединениями.

Б) почвы, содержащие большое количество гумуса.

В) пустынные сероземы, тундровые почвы.

Г) черноземы, луговые почвы в поймах рек.

  1. Какие признаки относятся к растениям-соленакопителям:

А) листья мелкие, напоминают чешуйки.

Б) листья крупные, тёмно-зелёные.

В) стебли имеют водозапасающую ткань.

Г) поглощают и накапливают соли в большом количестве.

Д) быстро испаряют всю влагу.

  1. Какие признаки относятся к солевыводящим растениям:

А) поглощают много солей, но не накапливают их.

Б) произрастают на почвах, богатых питательными веществами.

      В) избыток солей выводится через особые желёзки на листьях.

Ученики меняются листочками с тестами (взаимопроверка работ), проверяют и выставляют оценки. Проверенные тесты передаются учителю.

IV. Физминутка.

Учитель: Ребята, я вам напоминаю, что процесс образования почвы очень сложный и длительный.  А чтобы вы поняли – насколько, предлагаю решить несложную задачку:

- Слой почвы толщиной в 1 см образуется за 100 лет. На сколько увеличится толщина слоя почвы за человеческую жизнь (75 лет)? За время, пока класс решает задачу, группе «сильных» учащихся предлагается следующее задание:

  1. Работа в микрогруппах.

Формируются две микрогруппы из состава сильных учащихся. Им предлагается решить экологические задачи.

А) В одном из районов несколько дней шел проливной дождь. Как это явление может

      повлиять на плодородие почвы?

Б)  Какие меры, по вашему мнению, надо принять, чтобы не допускать загрязнение

      почвы?

Проверяется решение задачи и затем заслушиваются ответы от сильных учащихся.

Учитель: вот видите, насколько медленно идёт процесс образования почвы и как легко она разрушается. Поэтому почва нуждается в том, чтобы за ней ухаживали и охраняли.

Предлагаю всем вместе подумать о мерах охраны почв?

  1. Правильная обработка почвы. Слайд 3.
  2. Лесозащитные полосы.
  3. Засыпание промоин.
  4. Для повышения плодородия – внесение удобрений и рыхление.) Слайд 4.

См. Приложение 2(слайды).

  V. Закрепление.

Работа в командах:

Учащиеся делятся на команды по 4 -5 человек. Командам предлагается задание в виде

кроссворда ( см. приложение 1).

VI. Итог урока.

1. Выставление отметок.

  1. Домашнее задание по учебнику «Экология растений» А.М. Былова, повторить п. 26 – 30.

Приложение 1.

                                                                                                                                                                                                                 

По горизонтали:

  1. Метод повышения плодородия засоленных почв.
  2. Растение – азотолюб.
  3. Растения, произрастающие на богатых почвах.
  4. Способ ухода за почвой.
  5. Минеральное вещество, входящее в состав почвы.
  6. Один из компонентов почвы

.

По вертикали:

  1. Способ повышения плодородия.
  2. Солеустойчивое растение.
  3. Вид почв, богатых минеральными и органическими веществами.
  4. Сложное природное образование, обладающее определенной структурой и составом.

     5. Растение, которое используется как зеленое удобрение.



Предварительный просмотр:

                                  Пояснительная записка.

     

     Данный урок разработан для учащихся 6 классов по теме «Почва в жизни растений» и может быть использован учителями экологии и биологии при прохождении данной темы.

     В разработке урока были отражены межпредметные связи: экология, география, биология.

      Проведение данного урока позволяет задуматься над важностью экологических знаний, способствует формированию активной жизненной позиции в природоохранных вопросах, развитию творческого мышления школьников.

      Методы, применяемые на уроке – словесные (беседа, объяснение), наглядные (различные изобразительные пособия).

Для большей наглядности использованы такие технические средства как компьютер, мультимедийная приставка, специально подготовленные слайды, различные иллюстрации по теме.

      На уроке используется групповая и индивидуальная работа, что позволяет определить уровень усвоения темы учащимися.

     В качестве задания для групп было предложено решить кроссворд, так как такая форма задания активизирует мыслительную деятельность учащихся, оживляет изучение материала и способствует его закреплению.

Задания в микрогруппах предусматривают разноуровневую подготовку учащихся, что позволяет реализовать на уроке принцип дифференцированного обучения.

     Важным моментом во время урока является применение здоровьесберегающих технологий, что является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока«Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и «эскиз» с применением его законов в одежде

Статья представляет собой методическую разработку урока «Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и  «эскиз» с применением их законов в одежде. Тема урока изучается в разделе рабочей программы «Рабо...

Методическая разработка мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"

Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС.Жанр коллективного творческого дела – конференция.Черед...

Методическая разработка урока по теме "Растения семейства Пасленовые""

Методическая разработка урока биологии для 6 класса "Растения семейства Пасленовые"и презентация, могут быть использованы в ходе изучения  многообразия семейств растений....

методическая разработка по теме: Споровые растения.

методическаяразработка содержит теоретические вопросы, касающиеся споровых растений, их строение, происхождение, особенности жизненного цикла, а также разноуровневые задания для контроля полученных зн...

Методическая разработка. Презентация"Стиль жизни - здоровье". Советы по здоровому образу жизни

Предлагаемый материал  будет полезен педагогическим работникам основного и дополнительного образования в деятельности по направлению здоровьесбережение.Здесь даны основные принципы (в форме совет...

Методическая разработка урока "Органы цветкового растения"

Знакомство с органами цветкового растения и их многообразием....