программа элективного курса по биологии
методическая разработка (биология, 9 класс) по теме
Методическая разработка -программа элективного курса для учащихся 9 классов(может быть использована в старшей школе, 10-11 класс). Материал содержит пояснительную записку, цель и задачи курса, а так же содержание курса с примерным календарно-тематическим планированием. Список рекомендуемой методической литературы. Программа эффективно используется 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение с углублённым изучением отдельных предметов «Дневной пансион 84»
г.о.Самара
Программа элективного курса
по биологии для учащихся 9 классов
« Основные алгоритмы решения цитологических и генетических задач»
Составитель:
учитель биологии
Мерзлякова Н.Г.
г.о. Самара 2008г.
«Основные алгоритмы решения цитологических и генетических задач»
Пояснительная записка:
Программа элективного курса предлагается учащимся 9 классов. Она направлена на расширение знаний и умений по базовому предмету «Биология», развитие специфических способов деятельности – решение задач. Позволяет учащимся, в дальнейшем, обучаться в профильных естественнонаучных классах или группах.
В основу создания данного элективного курса положен материал из темы «Основы цитологии» и « Основы генетики» по разделу общей биологии.
Программа курса дополняет и углубляет знания школьников по данным темам, формирует умение решать задачи на повышенном уровне сложности, обеспечивает подготовку к сдачи итоговых испытаний за курс полной средней школы.
Курс рассчитан на 36 часов(2ч в неделю в одном п/г или 1ч в неделю в течении года).
Цель курса:
Повышение уровня изучения биологии как базового предмета, что позволяет подготовить учащихся к итоговой аттестации.
Основные задачи курса:
- Формирование научной картины мира у учащихся.
- Развитие навыков применения знаний в практической деятельности.
- Изучение общебиологических понятий на более сложном уровне ( профильном).
Содержание курса.
Введение.(1ч.)
Цели и задачи курса. Место и роль цитологии и генетики в системе биологических знаний. Методы исследования данных наук.
Материальные основы наследственности.(6ч.)
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК,АТФ. Особенности строения и функции в клетке. Расчет процентного содержания нуклеотидов в молекуле. Расчет длины молекулы при заданных условиях (применение правила Чаргаффа).
Биосинтез белка. Основные этапы, химизм. Генетический код. Матричный характер синтеза. Задачи на установление последовательности расположения нуклеотидов на заданной цепи и аминокислот в белковой молекуле ( применение правила комплементарности).
Особенности строения хромосом, их видовая специфичность. Митоз. Мейоз. Цитологические основы, значение данных процессов. Особенности овогенеза и сперматогенеза.
Закономерности наследования признаков(6ч.)
Наследование признаков при моногибридном скрещивании. Особенности гибридологического метода Г. Менделя. Правила оформления генетических задач. Доминирование признаков: полное, неполное, кодоминирование. Дигибридное скрещивание.
Наследование признаков при полигибридном скрещивании. Кроссинговер. Явление сцепленного наследования. Наследование признаков сцепленных с полом. Половые хромосомы и аутосомы.
Генетика человека(7ч.).
Методы изучения генетики человека. Генеалогический метод, анализ и составление родословных. Методы: близнецовый, цитогенетический, онтогенетический. Здоровье и наследственные болезни человека (хромосомные и генные). Заболевания, сцепленные с полом.
Изменчивость, ее причины(6ч.)
Формы изменчивости. Методы ее изучения. Классификация мутаций: геномные, хромосомные, генные. Сравнительная характеристика модификационной и мутационной изменчивости.
Генетика популяций(5ч.)
Популяция. Динамика популяции. Математическое доказательство закона Харди-Вайнберга.
Генетические основы селекции(4ч.)
Селекция как наука. Отбор и его формы. Порода, сорт, штамм. Классификация типов скрещивания. Гетерозис.
Заключение(1ч.)
Подведение итогов курса. Рефлексия.
Календарно-тематическое планирование курса.
Срок проведения | № часа | Тема занятия | Форма проведения |
1 | Введение. | лекция | |
2 | Особенности строения и биологическая функция нуклеиновых кислот.Расчет процентного содержания нуклеотидов в молекуле ДНК. | Семинар, примеры решения задач. | |
3 | Основные этапы биосинтеза белка. Правило комплементарности | Семинар. | |
4 | Генентический код. Матричный характер синтеза. | Семинар. | |
5 | Применение правила комплементарности. | Решение задач. | |
6 | Установление последовательности аминокислот в белковой молекуле. | Решение задач. | |
7 | Особенности строения хромосом. Цитологические основы митоза и мейоза. | Лабораторная работа. | |
8-9 | Основные понятия генетики. Особенности моногибридного скрещивания.Первый и второй законы Г. Менделя. | Решение задач. | |
10 | Доминирование признаков (полное и неполное). Анализирующее и возвратное скрещивание. | Решение задач. | |
11 | Дигибридное и полигибридное скрещивание. | Решение задач. | |
12-13 | Соотношение полов в естественных условиях. Половые хромосомы и аутосомы. | Решение задач. | |
14-17 | Методы изучения генетики человека. Составление родословных. | Семинар. | |
18-20 | Наследственные болезни человека. Медико-генетические консультации. | Решение задач. | |
21-26 | Сравнительная характеристика модификационной и мутационной изменчивости. | Лекции, лабораторные работы. | |
27-31 | Популяция. Динамика популяций. Закон Харди-Вайнберга. | Лекция, пример решения задач, семинар. | |
32-35 | Селекция. Формы отбора. Классификация типов скрещивания.Гетерозис. | Семинар. Примеры решения задач. | |
36 | Подведение итогов курса. | Зачет. |
Использованные источники:
1. Биолгия в экзаменационных вопросах и ответах. Н.Лемеза, Л.Камлюк, Н.Лисов / учебное пособие- Москва: Айрис-пресс,
1999.-455с.
2. Биология. 10 класс:поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева, в 2-ух частях, сост. А.Ю.Гаврилова.- Волгоград: учитель, 2005/2006- 144с./125с.
3. Биология: 9 класса: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова.- М.: Вентана-Граф, 2009.-240с.
4. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс/ О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова.-М.: ВАКО, 2006.-464с.
5. Генетика в задачах: учебное пособие по курсу биологии/ Г.А. Адельшина, Ф.К. Адельшин.-М.: Планета, 2011.-174с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/02/picture-710714-1472846248.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/30/picture-940011-1509390580.jpg)
Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»
Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...
Программа элективного курса по биологии "В мире биологии"
Программа элективного курса по биологии для 9 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-1114925-1549781182.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/22/picture-496606-1577018358.jpg)
Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"
Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/02/picture-1350866-1633201035.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"
Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....