Урок по природоведению в 5 классе "Звезды. Созвездия"
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Афанасьева Маргарита Николаевна

Интересен урок тогда, когда дети соприкасаются с тем, что их окружает. Звезды они попробовать не могут, только видят их на небе. созвездия видят только на картинках, но со словами "зодиак", "гороскоп" они встречаются практически каждый день. На уроке детям рассказывается об истории астрономии, названии созвездий и дети сами составляют карту гороскопа на себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvezdy._sozvezdiya.docx1008.54 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Афанасьева Маргарита Николаевна

Предмет: природоведение

Тема: «Звезды. Созвездия».

Класс: 5 класс

Учебно – методическое обеспечение:  учебник 5 класса Пакулова Н. В., Иванова Н. И.  «Природоведение. Природа. Неживая и живая».

Время реализации занятия: 1 четверть учебного года

Цель урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная»; научить детей использовать полученную на уроке информацию.

Задачи урока:

Образовательные - Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная»; изучить материал по теме «Звезды. Созвездия».

Развивающие  - Развитие активной познавательной деятельности, формирование интеллектуальных способностей (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, работать по аналогии, проводить синтез, доказательство).

Воспитательные  - Прививать навыки коллективного труда, умения коммуникации, выслушивать друг друга и оценивать; индивидуальные качества (ответственность перед товарищами, личная значимость каждого).

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок - исследование

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для детей.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент

 - организация детей на работу;

-постановка целей урока

1-2 минуты

Проверка домашнего задания

-Кроссворд по теме «Небесные тела»;

-фронтальный опрос по теме «Вселенная»

5-7 минут

Объяснение нового материала

10 минут

Закрепление (выполнение творческого задания)

15 минут

Проверка выполнения задания

5 минут

Домашнее задание, подведение итогов урока

3-5 минут

Ход урока:

  1. Организационный момент, постановка целей урока.

Добрый день! Сегодня мы поговорим с вами о звездах и созвездиях, их влиянии на нашу жизнь. Но перед этим мы с вами повторим, что мы знаем о Солнечной системе.

  1. Проверка домашнего задания.

А) Кроссворд по теме «Небесные тела»

1

E

E

2

И

3

4

1. Вспышка света, возникающая при сгорании в земной атмосфере частичек космической пыли

2. Космическое тело, упавшее на Землю

3. Малая планета

4. «Волосатая» звезда

1

м

E

т

E

о

р

2

м

т

о

р

И

т

3

а

с

т

р

о

д

4

к

о

м

т

а

Б) Фронтальный опрос: Как называют эти небесные тела и что ты о них знаешь?

  1. Планеты Солнечной системы
  1. Метеор
  1. Метеорит
  1. Комета

  1. Объяснение нового материала.

Мы говорим с вами об одной из звезд – Солнце. А как вы думаете, сколько звезд на небе?

Мы сегодня поговорим с вами о звездах и созвездиях, их значении в нашей жизни.

Итак, тема урока: «Звезды. Созвездия» (запись на доске и в тетради).

В древнем Египте большая часть населения старалась поселиться в плодородной долине Нила. Это были земледельческие народы, уровень жизни которых зависел от сбора урожая. Обычно с марта начинался период засухи, длящийся около 4 месяцев. В конце июня, далеко на юге, в районе озера Виктория, начинались обильные дожди, потоки воды устремлялись в Нил, который до сентября превращался в исполинскую реку шириной до 20 км. В это время египтяне уходили из долины Нила на близлежащие возвышенности, а когда Нил входил в обычное свое русло, в плодородной увлажненной его долине начинался сев. Проходило еще 4 месяца и египтяне собирали обильный урожай.

Очень важно было вовремя узнать, когда начнется разлив Нила. История повествует, что еще 6000 лет назад египетские жрецы умели это делать. С пирамид или других высоких мест они старались заметить утром на востоке в лучах Солнца (зари) первое появление самой яркой звезды неба Сотис, которую теперь мы называем Сириус. До этого примерно в течение 70 дней Сириус – украшение зимнего ночного неба – был невидим. Он скрывался в солнечных лучах. Первое же утреннее появление Сириуса для египтян было сигналом того, что наступает время разлива Нила и надо уходить от его берегов.

Так, с наблюдения за звездами и появилась самая древняя наука в истории человечества – астрономия.

Астрономия – наука о звездах.

Слово греческое, состоит из двух слов: астрон – звезда, светило; номос – закон.

Еще древние поняли, что многолетние наблюдения за звездами помогают в жизни. Но звезд на небе очень много. Как же ориентироваться по ним? Древние люди выбирали среди звезд те, которые помогали им находить дорогу или определять время.

В средние века летом в самое жаркое время в университетах и в других учебных заведениях устраивали перерыв в занятиях. А так как этот перерыв совпадал с появление на небе созвездия Малого Пса, то его стали называть каникулы (от латинского слова каникула – собачка, щенок). Постепенно слово каникулы прочно вошло в обиход для обозначения перерыва в занятиях во всех учебных заведениях не только в летнее, но и в зимнее и в другое время.

Изучение звезд начинается с их переписи, т.е. составления карты звездного неба.

Первый в мире звездный каталог – 800 звезд был составлен 2 китайскими учеными в 355 году до н.э. Во 2 веке до н.э. Гиппарх составил каталог, в котором было 1008 звезд.  Он же впервые ввел классификацию звезд, разбив все звезды на 6 групп в зависимости от яркости 1-6 величины. Современный каталог ввел 7 и 8 группы.

А теперь ответьте на вопрос? Milky Way – какое отношение имеет эта шоколадка к теме нашего урока? (обсуждение с детьми).

  Milky Way – английский язык

 Milky – молочный (млечный)

 Way – путь, дорога

Млечный путь.

В древности были замечены на небе туманности. После изобретения телескопа оказалось, что туманности -  скопление слабосветящихся звезд.  Великим скопищем слабосветящихся звезд оказался и Млечный путь, так что шоколадка к уроку имеет прямое отношение.

В начале 17 века изобретение телескопа позволило увидеть 6000 звезд на звездном небе. Но в зависимости от территории и местоположения мы видим около 2000 звезд (т.к. половина неба закрыта землей).

В древности наиболее яркие и заметные звезды были объединены в группы и созвездия. На звездных картах созвездия изображались красивыми рисунками. В созвездие объединялись не все звезды. Поэтому некоторые астрономы выделяли на небе все новые и новые созвездия. Чтобы ликвидировать создавшуюся путаницу, 90 лет назад, в 1922 году Международный астрономический союз постановил оставить только 88 созвездий с их традиционными названиями и принял решение называть созвездием  всю область неба, находящуюся в пределах установленных границ. Все звезды, видимые в данной области как невооруженным глазом, так и в телескоп, считаются принадлежащими этому созвездию.

Но у звезд есть одно интересное свойство. Самое древнее созвездие – Большая Медведица (7 звезд) – в древности – напоминало контуры медведя, но со временем превратилось в ковш.

Две медведицы смеются:

- Эти звезды нас надули!

Нашим именем зовутся,

А похожи на кастрюли!

Итак, 88 созвездий и 33 из них носят название животных. Земля, словно конек в карусели летит вокруг Солнца по большому кругу. Затрачивая на один оборот ровно год,  она каждый месяц встречает новое созвездие. Большинству из них древние греки дали название животных. Вот и получился круг животных или по-гречески – зодиак.

  1. Закрепление (выполнение творческого задания)

У каждого обучающегося на столе лежит раздаточный материал: таблица 1  со знаками зодиака, таблица  2 с датами рождения знаков зодиака, таблица 3 с условными  обозначениями  созвездий каждого знака зодиака, характеристикой знака). Обучающийся в тетради должен оформить свой личный знак зодиака по плану:

-Фамилия, имя обучающегося;

-Дата рождения;

-Название знака зодиака;

-Условное обозначение знака;

-Характеристика знака зодиака;

-Выразить свое отношение (согласие или несогласие с характеристикой знака зодиака)

Раздаточный материал для детей:

Таблица 1

Близнецы

Весы

Водолей

Дева

 Козерог

Лев

Овен

Рак

Рыбы

Скорпион

Стрелец

Телец

Таблица 2

Лев

23 июля – 22 августа

Дева

23 августа – 22 сентября

Весы

23 сентября – 22 октября

Скорпион

23 октября – 21 ноября

Стрелец

22 ноября – 20 декабря

Козерог

21 декабря – 19 января

Водолей

20 января – 17 февраля

Рыбы

18 февраля – 19 марта

Овен

20 марта – 19 апреля

Телец

20 апреля – 20 мая

Близнецы

21 мая – 20 июня

Рак

21 июня – 22 июля

Таблица 3

Лев

Считают себя центром вселенной, звездой. Они хотят руководить, дарить удачу, защищать. У них нет чувства опасности. Они хороши во всем, что касается политики, культуры или шоубизнеса.

Дева

Знак котов и вообще мелких зверюшек. Они беспокойны, хотят все обдумать, прежде чем сделать. Они умны, работоспособны, надежны и могут делать все, что угодно.

Весы

 

 Подчеркивают роль знаний, любят накапливать факты, ценят информацию другого рода. Знак меры и умеренности. Отличное чувство коллективизма. Если они в работе, то делают ее хорошо.

Скорпион

Властный, инстинктивный характер. Он знает, чего хочет. Суть его натуры – решительность. Индивидуализм, презирающий собственное мнение.

Стрелец

Многие путешествуют много и далеко, как в мыслях, так и на деле, другие занимаются коллекционированием. Не любят слишком тяжелой работы. Лучше работают в коллективе, чем в одиночку.

Козерог

Терпеливые, справедливые, любящие люди. Большинство не боятся тяжелой работы. Лучше работают в одиночку.

Водолей

Совокупность ангела и дьявола. Любопытны, их влечет все новое, понимают природу, немного наивны. У них отличное чувство коллективизма, хороши в общественной работе.

Рыбы

Рыбами руководит и управляет скрытая сторона жизни. Рыбы рождаются усталыми, их жизнь подобна дому без оконных стекол, сквозь этот дом дует любой ветер. Рыбы – чрезвычайно талантливы.

Овен

Типичный Овен обладает хорошим здоровьем, активный и неугомонный. Овны больше чувствуют, чем размышляют. Тип, полный оригинальных идей и неутомимо любопытный ко всему новому. С Овном не стоит спорить.

Телец

Спокойный и уверенный темперамент. Обычно Тельцы миролюбивы  и терпеливы. Тельцы не любят споров, особенно в повышенном тоне. Осторожный наблюдатель, предпочитающий посмотреть еще раз, перед тем, как делать выводы. Обычно у Тельцов хорошие руки.

Близнецы

Интеллектуальный, непосредственный, сложный знак художников, разговорчивый, мужественный, гуманный с привлекательной внешностью. Обладают подвижным умом, живые, ловкие, любознательные. Они неуравновешенны, непоследовательны, делают несколько дел одновременно. У них переменчивое настроение, они легко все схватывают, обожают споры и веселье.

Рак

Обладает хорошим интеллектом, невероятной памятью. Раку нужно время для размышления, его нельзя торопить.

Пример оформления работы:

Афанасьев Виталий

16 сентября 1994 года

Дева

Знак котов и вообще мелких зверюшек. Они беспокойны, хотят все обдумать, прежде чем сделать. Они умны, работоспособны, надежны и могут делать все, что угодно.

Я считаю, что я  соответствую своему знаку зодиака, потому что я хорошо учусь,  выполняю все, что мне скажут и не подвожу своих друзей и родителей.

  1. Проверка выполнения задания

Вместе с обучающимися учитель проверяет несколько работ обучающихся (дети читают вслух свои выполненные задания).

  1. Домашнее задание, подведение итогов урока.

§5, найдите в дополнительной литературе историю о происхождении созвездий.

Список использованной литературы:

  1. Левитан Е. П.  Путешествия по Вселенной.  М.,  Просвещение, 1999 г.
  2. Левитан Е. П.  Твоя Вселенная. Книга для любителей необычных путешествий. М., Просвещение, 2002 г.
  3. Пакулова Н. В., Иванова Н. И.  «Природоведение. Природа. Неживая и живая».  5 класс. М., Дрофа, 2011 г.
  4.  Путешествия по Вселенной. Моя первая книга по астрономии и космонавтике. Книга для чтения. Н.А. Шеварев, А.Б.Юдкин, Н.А. Дымова, Е.В. Семенов. М.: Просвещение, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по природоведению 5 класс " Что мы узнали о жизни на Земле?"

Цель урока: Обобщить знания учащихся об одноклеточных и многоклеточных организмах, их строении, жизнедеятельности, совместном существовании в природном сообществе. Продолжить формирование у...

Урок по природоведению в 5 классе "Обитатели морей и океанов"

Тип урока - изучение нового материала. На уроке используется групповая работа, в ходе которой обучающиеся создают и презентуют творческие мини-проекты....

Урок по теме "Звезды и созвездия". Авторский элективный курс по астрономии с применением ИКТ

Методика проведения урока «Звезды и созвездия». Авторский элективный курс по астрономии с применением ИКТУрок 14 (из 34)Тип урока: Комбинированный Цели урока:ОбщеобразовательныеСформировать понят...

Материалы к уроку по астрономии на тему "Созвездия"

Материал можно использовать на уроке на тему "Созвездия". В документе  представлены интересные легенды и мифы звёздного неба. Галактика не только опоясывает нашу Солнечную систему лентой Млечного...

технологическая карта урока по астрономии «Звезды и созвездия. Звездные карты»

урок разработ в соответствии с тербованиями ФГОС СОО...

Технологическая карта урока по астрономии "Звезды и созвездия"

Технологическая карта подготовлена к уроку "Звезды и созвездия" по астрономии в 10 классе. Карта составлена с использованием учебника В.М. Чаругин "Астронимия 10-11"...

Интерактивный урок по теме "Звёзды и созвездия. Небесные координаты"

Урок разработан в сервисе Formative по дисциплине «Астрономия», тема «Звёзды и созвездия. Небесные координаты» с применением разработанного интерактивного рабочего листа....