Технологическая карта урока по астрономии "Звезды и созвездия"
учебно-методический материал по астрономии (10 класс)

Афанасьева Галина Петровна

Технологическая карта подготовлена к уроку "Звезды и созвездия" по астрономии в 10 классе. Карта составлена с использованием учебника В.М. Чаругин "Астронимия 10-11"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zvezdy_i_sozvezdiya.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку астрономии

Автор разработки: Афанасьева Галина Петровна, учитель физики и астрономии

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

Астрономия

10

Звёзды и созвездия

Используемый учебник

Название

Класс

Авторы

Астрономия

10

Чаругин В.М.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся:

  • определять понятия «созвездие», «звёздная величина», «блеск звезды», «фотометр»;
  • сравнивать блеск звёзд разных звёздных величин;
  • применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд (Большой и Малой Медведицы, Кассиопеи, Дракона, Лебедя, Лиры, Ориона, Геркулеса и др.), пользоваться приложением учебника;
  • определять по ПКЗН условия видимости светил, яркие звезды летних и зимних созвездий: Альтаир, Вега, Денеб, Альдебаран, Бетельгейзе, Сириус.

Познавательные:

  • развитие умения работать с информацией;
  • развитие умения классифицировать звёзды по блеску.

Регулятивные:

  • развитие умения определять главную учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы, ставить цель деятельности, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели.

Коммуникативные:

  • развитие умения вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.
  • Оценивание роли метода научного познания в изучении астрономических явлений.
  • Готовность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению астрономии.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения,

ресурсы сети Интернет)

Компьютер, проектор, экран.

Карта звездного неба (демонстрационная).

Подвижные карты звёздного неба (ПКЗН).

Карта звёздного неба онлайн http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php

Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа

(мин)

  1. Организационный

Создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку астрономии

Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

1 мин.

II. Мотивация

к учебной деятельности.

Целеполагание.

Включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

Формулирование темы и цели урока.

Слайд №1 презентации

к уроку астрономии

«Звёзды и созвездия»

Читает отрывок из стихотворения В. Маяковского:

«Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!»

Объясняют какие эмоции вызвали эти стихи

Озвучивают тему и цель урока.

1 мин.

II. Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Слайды №2, №3, №4

презентации к уроку

астрономии

«Звёзды и созвездия»

Организует проверку выполнения домашнего задания в форме «Интеллектуальной разминки».

Обсуждает с учащимися ранее изученное

Готовят ответы на вопросы «Интеллектуальной разминки».

Представители групп дают ответы (по карточкам-заданиям с набором вопросов).

Приложение 1.

8 мин.

III. Постановка учебной задачи. 

Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»).

Делает акцент на основных моментах.

Выделяют, каких именно знаний не хватает (это причина затруднений).

2 мин.

IV. «Открытие нового знания»  

Самостоятельное изучение новых знаний и способов действий. 

Слайды №5, №6, №7, №8

презентации к уроку

астрономии

«Звёзды и созвездия»

Формулирует задание

Выполняют задания в группах. Изучают самостоятельно § 3. Звёзды и созвездия. 

Выделяют главное.

7 мин.

V. Первичное осмысление и

закрепление 

Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. 

Слайды №9 презентации к уроку астрономии

«Звёзды и созвездия»

Контролирует выполнение работы.

Выполняют задание «Закончи предложение»

5 мин.

VI. Практическая работа

Применение знаний и способов действий.

Карта звёздного неба онлайн. http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php

Организует практическую

Работу с ПКЗН

Находят на звездной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, Кассиопеи, Дракона, Лебедя, Лиры, Ориона, Геркулеса и др.

12 мин.

VII. Самоанализ и самоконтроль 

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Подведение учеников к самопроверке

Самопроверка по вопросам в учебнике на стр.22.

5 мин.

VIII. Рефлексия. 

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Подводит итоги урока

Осуществляют самооценку работы групп, используя лист оценивания. 

3 мин.

IX. Задание

на дом: §3.

Подготовить мифы и легенды, связанные с звёздами или созвездиями

 Включение новых знаний в систему изученного материала.

Информирует учащихся о домашнем задании

Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.

1 мин.

Приложение 1.

Вопросы «Интеллектуальной  разминки» на этапе актуализации знаний

 Карточка-задание №1

1. В чём состоят особенности астрономии?

2. Какие координаты светил называются горизонтальными? 

3. Опишите, как координаты Солнца будут меняться в процессе его движения над горизонтом в течение суток. 

4. По своему линейному размеру диаметр Солнца больше диаметра Луны примерно в 400 раз. Почему их угловые диаметры почти равны?

5. Для чего используется телескоп? 

6. Что считается главной характеристикой телескопа? 

7. Почему при наблюдениях в телескоп светила уходят из поля зрения?

Карточка-задание №2.

1. Какие сведения из астрономии вы получили в курсах природоведения, естествознания, физики, истории?

2. В чем специфика астрономии (по объектам и методам исследования) по сравнению с другими науками о природе?

3. Какие типы небесных тел вам известны?

4. Какова роль наблюдений в астрономии? С помощью каких инструментов они выполняются?

5. Какова роль космонавтики в исследовании Вселенной?

6.Чем отличаются оптические системы рефрактора и рефлектора?

Карточка-задание №3.

1. Решение каких задач занимается небесная механика?

2. Какие отечественные и зарубежные орбитальные обсерватории вы знаете?

3. Почему современная астрономия является всеволновой?

4. Зачем нужен телескоп при наблюдении Луны?

5. Какие мифы и легенды, связанные с названиями звёзд, созвездий, планет вам известны?

Приложение 2.

Текст для самостоятельного изучения «Звёзды и созвездия»

      В безоблачную ночь открывается величественная картина звездного неба. Россыпи звезд - в котором кажется, невозможно разобраться.  

      Тысячи лет назад люди глядели на небо, считали звезды и мысленно соединяли их в разнообразные фигуры (созвездия), называя их именами персонажей древних мифов и легенд, животных и предметов.

      У разных народов имелись свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, разное их количество. Деления были чисто условны, рисунки созвездия редко соответствовали названной фигуре, однако это существенно облегчало ориентирование по небу. Даже босоногие мальчики в древней Халдее или Шумерах лучше знали небо любого из нас. В общем случае на небе можно насчитать до 2500-3000 звезд (в зависимости от вашего зрения) - а всего видимых звезд около 6000.

      Старейшие по названиям считаются созвездия зодиакальные - пояс, вдоль которого происходит годичное движение Солнца (эклиптика), а также видимые пути Луны и планет. Так созвездия Телец - было известно > 4000 лет назад, так как в это время в этом созвездии находилась точка весеннего равноденствия. Интересны описания созвездий в древности.

      Итак, у разных народов и в разное время был разный принцип деления.

Так:4 век до н.э. был список 809 звезд входящих в 122 созвездия.  

18 век - Монголия - было 237 созвездий.  

2 век - Птолемей ("Альмагеста") - описано 48 созвездий.

15-16 век - период великих морских путешествий - описано 48 созвездий южного неба.  

В Русском звездном атласе Корнелия Рейссига, изданном в 1829г содержались 102 созвездия.

      Были попытки переименовать установившиеся созвездия, но не одно название не прижилось у астрономов (там церковь в 1627г издала атлас созвездия "Христианское звездное небо", давались названия монархов - Георг, Карл, Людовик, Наполеон).

      Многие звездные карты (атласы) 17-19 века содержали названия созвездий и рисунки фигур. Но прижился только один звездный атлас Яна Гавелия (1611-1687, Польша) изданный в 1690 г. и имеющий не только точное расположение звезд и впервые экваториальных координатах, но и прекрасные рисунки (лицевая обложка и титульный лист).

      Путаница с созвездиями прекращена в 1922 г. Международный астрономический союз разделил все небо на 88 созвездий, а границы окончательно установлены в 1928году (пример Ориона).

Созвездия - область неба с характерной группой звезд и всеми звездами, находящимися внутри его границ.  Соседство звезд, кажущиеся, в проекции на небесную сферу. Самые яркие звезды имеют собственные имена (более 300 звезд имеют имена, большинство арабские).

     В 125 г. до н.э. Гиппарх (180-125, Греция) вводит деление звезд на небе по видимой яркости на звездные величины, обозначив самые яркие - первой звездной величины (1m), а еле видимые - 6m (т. е. разность в 5 звездных величин). Позже фотометрическими способами при уточнении звездных величин пришлось ввести дробные числа и даже отрицательные (например, m= -1,6m).

Итак,  звездная величина - видимая яркость (блеск) звезды.

     В 1603г Иоганн Байер (1572-1625, Германия) публикует каталог всех видимых звезд и впервые вводит их обозначение буквами греческого алфавита в порядке уменьшения блеска (наиболее яркие). Самые яркие -…?, затем ?, ?, ?, ? и т.д.

     Поэтому звезды сейчас обозначаются: Вега (? Лиры), Сириус (? Большого Пса), Полярная (? М. Медведицы).

Смотреть: в учебнике астрономии - Приложение III.Название некоторых звезд.

CD-Большая энциклопедия (показ созвездий).  Видимость созвездий в течение года в средних широтах.

Приложение 3.

Практическая работа

ПКЗН - у каждого на столе. Посмотреть созвездия.

Показывается, как определяется вид небосвода в течении суток.

А) Карта, изображение проекции, в центре Полярная, вокруг которой "вращается " небо. Географические координаты (Экватор).

Б) Накладной круг (?> =55o). Центр-Зенит. Вид неба - совмещение даты с часом. Дальше ориентируешься по сторонам горизонта.

В) CD - "Red Shift 5.1"- показ запуска и общее знакомство с содержимым.

  • Установить, чтобы отображались границы и наименование созвездий, ярких звезд.  
  • найти полярную звезду, созвездия Большой и Малой Медведицы, Ориона, Лиры и т.д.
  • вращение неба, получение информации об объектах.

 

Вопросы:

  • Понятие созвездия. Сколько существует созвездий на небе? Примерный способ нахождения. Можно ли долететь до созвездия.
  • Почему на звездных картах не отображаются Солнце, Луна и планеты? Какой греческой буквой обозначается самая яркая звезда в созвездии?
  • Какая астрономическая ошибка закралась в строке песни Владимира Высоцкого: "В далеком созвездии тау Кита…."?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

технологическая карта урока по астрономии «Звезды и созвездия. Звездные карты»

урок разработ в соответствии с тербованиями ФГОС СОО...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...