Строение и работа сердца
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Разработка урока по биологии в 8 классе "Строение и работа сердца" по уч. Пономаревой И.В., презентация к уроку, интерактивные модели (фазы сердечной деятельности, работа клапанов во время сердечного цикла) ресурсы ЦОР, матрица ответов для проверки и актуализации знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._stroenie_i_rabota_serdca.docx500.1 КБ
Office presentation icon stroenie_i_rabota_serdca.ppt942.5 КБ
Файл matrica.docx12.92 КБ

Предварительный просмотр:

Гарбузова Оксана Васильевна,

учитель биологии МОУ СОШ №1,

г. Одинцово Московской области

План-конспект урока на тему

«СТРОЕНИЕ И РАБОТА СЕРДЦА»

(к учебнику «Биология. 8 класс), А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш

М.: Вентана-Граф, 2010)

Цель: 

            - формирование знаний о строении и работе сердца, фазах сердечной деятельности;  

             - развитие у учащихся общебиологических понятий о взаимосвязи строения и функции сердца.        

             Знать: строение, механизм  работы сердца.

            Уметь: ориентироваться в понятиях и терминах.

Средства обучения:
             компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация Power Point,  

             таблицы с изображением строения сердца, на каждый стол – карточки  

             «Строение сердца», ЦОР: «Фазы сердечной деятельности», «Работа

              клапанов во время сердечного цикла».
Тип урока: урок с использованием ИКТ, ресурсов ЦОР.

Структура урока

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.
  1. Индивидуальная работа по карточкам:

                  Карточка №1. (приложение)

                  Карточка №2. (приложение)

  1. Беседа по вопросам (фронтально, индивидуально):

- группы крови человека;

- донор, реципиент;

- групповая совместимость крови.

  1. Сбор работ по карточкам (заслушивание ответов).
  2. Задание (с использованием ИКТ).  Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий (слайды 2-13)
  3. Результаты выполнения задания (самопроверка, слайды 14-15), оформление результатов  - матрица (приложение). Подведение итогов, выставление предварительных оценок учащимися в свои тетради.

  1. Изучение нового материала.

             Демонстрация таблицы, интерактивного рисунка  «Строение сердца»

             (слайд 17).

             Обращается внимание на:

  1. Положение сердца в грудной полости. Почему сердце так называется? (Название происходит от слова «середина».) Размеры сердца. (Соответствует сжатому кулаку.) Масса сердца взрослого человека. (Примерно равна 300г)
  2. Строение сердца: камеры сердца, оболочки сердца, клапаны, определение правой и левой стороны сердца (слайд 18).

                            Объяснение сопровождается схемой:

правое предсердие

левое предсердие

правый желудочек

левый желудочек

           

                 (слайд 19)

                             Перикард – околосердечная сумка

                             Эпикард – наружная оболочка

                             Миокард – сердечная мышца

                             Эндокард – внутренняя оболочка, образует:

            створчатые клапаны                                  полулунные клапаны

 (между предсердиями и желудочками)                 (между желудочками и артериями)

       3-ств.                      2-ств.                                     Прав. Жел.             Лег. Арт.

  Прав. Пред.                Лев. Пред.                                 Лев. Жел.                        Аорта

        

Прав. Жел.                    Лев. Жел.

  1. Работа сердца. Фазы работы сердца (слайд 20 со ссылкой на рес. ЦОР).

    Самостоятельная работа  (заполнить таблицу « Сердечный цикл», слайды  21-22)

Фаза сердечного цикла

Положение клапанов (открыты/закрыты)

Время (сек)

Сокращение (систола) предсердий

створчатые - открыты полулунные - закрыты

0,1

Сокращение (систола) желудочков

створчатые - закрыты полулунные - открыты

0,3

Общая пауза (диастола)

створчатые - открыты полулунные - закрыты

0,4

  1. Закрепление знаний.

Задание.  Используя  рис.41(в учебнике), конспект, интерактивный рисунок (доска) найти и показать: правую и левую стороны сердца, камеры сердца, клапаны, сосуды, выходящие из сердца и входящие в сердце (слайд 23). (Учащиеся вклеивают в тетради карточки с изображением внутреннего строения сердца и подписывают его части.)

Домашнее задание: § 17 (до стр.81), конспект.

Приложение

  1. Раздаточные карточки с изображением внутреннего строения сердца (каждому ученику).


  1. Карточка №1.  Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?

Карточка №2.  Что такое резус-фактор? Что происходит при переливании резус-положительной крови  резус-отрицательному больному?

  1. Карточка-матрица для выполнения задания (с использованием ИКТ). Раздается каждому ученику.

                              8-А кл.          Фамилия________________

Термин

+/ -

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

                                           Всего:

  1. Используемая литература и источники:

1. Учебник «Биология. 8 класс», А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш

                       М.: Вентана-Граф, 2008.

                  2. Поурочные планы «Биология. Человек. 8 класс» к учебнику А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша / авт.-сост. О.Л. Ващенко – Волгоград: Учитель, 2008.

                 3. Цифровые образовательные ресурсы: «Фазы сердечной деятельности» (интерактивная модель) , «Работа  клапанов во время сердечного цикла» (интерактивная модель).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строение и работа сердца Автор: Гарбузова О.В. учитель биологии МБОУ Одинцовской СОШ №1 Московской области

Слайд 2

Проверка знаний Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 1. Основная транспортная система организма, состоящая из плазмы и форменных элементов…

Слайд 3

Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 2. Жидкая часть крови, остающаяся после удаления из неё форменных элементов…

Слайд 4

Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 3. Физиологический механизм, обеспечивающий образование кровяного сгустка…

Слайд 5

Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 4. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин…

Слайд 6

Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 5. Форменные элементы крови, имеющие ядро и выполняющие защитную функцию в организме…

Слайд 7

Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 6. Способность организма защищаться от чужеродных тел и веществ…

Слайд 8

Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 7. Пожирание и переваривание лейкоцитами микробов и иных чужеродных тел…

Слайд 9

Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 8. Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека…

Слайд 10

Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 9. Препарат готовых антител, образовавшихся в крови животного, которое раньше специально заражалось этим возбудителем…

Слайд 11

Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 10. Наследственный фактор (антиген), находящийся в эритроцитах. Впервые был обнаружен у макак…

Слайд 12

Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 11. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания больному…

Слайд 13

Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 12. Человек, получающий кровь при переливании…

Слайд 14

Проверьте себя: 1 – кровь 2 – плазма 3 - свертывание 4 – эритроциты 5 – лейкоциты 6 – иммунитет 7 – фагоцитоз 8 – вакцина 9 – лечебная сыворотка 10 – резус-фактор 11 – донор 12 - реципиент

Слайд 15

Оцените результаты: Критерии оценок Кол-во правильных ответов Оценка 11 – 12 5 9 – 10 4 6 – 8 3 5 и меньше 2

Слайд 16

Что такое сердце? Камень твёрдый? Яблоко с багровой красной кожей? Может быть, меж рёбер и аортой Бьётся шар, на шар земной похожий? Так или иначе, всё земное Уменьшается в его пределы, Потому что нет ему покоя, До всего ему есть дело. Э. Межелайтис

Слайд 17

Строение сердца

Слайд 19

Работа с терминами Перикард – околосердечная сумка Эпикард – наружная оболочка (соединительная ткань) Миокард – сердечная мышца (мышечная ткань) Эндокард – внутренняя оболочка (эпителиальная ткань) , образует: створчатые клапаны полулунные клапаны (между предсердиями и желудочками) (между желудочками и артериями)

Слайд 20

Фазы работы сердца

Слайд 21

Заполните таблицу: «Сердечный цикл» Фаза сердечного цикла Положение клапанов (открыты/закрыты) Время (сек) Сокращение (систола) предсердий створчатые - полулунные - Сокращение (систола) желудочков створчатые - полулунные - Общая пауза (диастола) створчатые – полулунные -

Слайд 22

Давайте проверим! Фаза сердечного цикла Положение клапанов (открыты/закрыты) Время (сек) Сокращение (систола) предсердий створчатые - открыты полулунные - закрыты 0,1 Сокращение (систола) желудочков створчатые - закрыты полулунные - открыты 0,3 Общая пауза (диастола) створчатые - открыты полулунные - закрыты 0,4

Слайд 24

Домашнее задание § 17 (до стр. 81), конспект, вопросы к параграфу (устно)



Предварительный просмотр:

8-А кл.              Фамилия__________________

Термин

+/ -

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

                                                Всего:

8-А кл.              Фамилия__________________

Термин

+/ -

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

                                                Всего:

8-А кл.              Фамилия__________________

Термин

+/ -

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

                                                Всего:

8-А кл.              Фамилия__________________

Термин

+/ -

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

                                                Всего:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку биологии в 8кл. "строение и работа сердца"

урок+презентация по теме "строение и работа сердца" предназначена для учителей работающих в 8 классах. в уроке определены цели и задачи, приложен тест для индивидуальной работы на уроке, поставлены во...

Проблемная технология. Урок в 8 классе "Строение и работа сердца"

Комбинированый урок с применением проблемной технологии....

Урок "Строение и работа сердца"

-Разве сердце выглядит так, как изображается этот символ? Где находится сердце?А что для вас сердце? Зачем оно нам нужно? Учащиеся высказывают свои предположения....

урок "Строение и работа сердца человека"

урок "Строение и работа сердца человека" по технологии модульного обучения...

Строение и работа сердца

Тема:  Строение и работа сердца  Задачи: выяснить особенности строения сердца в связи с выполняемыми функциями, регуляцию деятельности сердца, ритмичность сокращения и расслаблен...

Технологическая карта урока «Строение и работа сердца» из опыта работы

Наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаим...