Урок "Высшие споровые растения" 7кл.
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Обобщающий урок "Высшие споровые растения" составлен по авторской программе В.Б.Захарова, Н.И. Сонина. По курсу "Биология . Многообразие живых организмов. 7кл."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.urok_.vysshie_sporovye.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

Открытый урок – игра.

Тема: «Высшие споровые растения»

                                                 Подготовила и провела: учитель биологии

Будникова Алла Анатольевна

Губкин – 2011

Цели:

  1. Обобщить и дополнить знания учащихся по теме «Высшие споровые растения», проверить ЗУН.
  2. Развивать умения  сравнивать, логически мыслить, выступать публично, работать с микроскопом, гербарием, картой, определять систематическое положение растений, узнавать их на картинках и гербариях
  3. Содействовать формированию ответственного отношения к делу, коллективизма, коммуникабельности, патриотизма, любви к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование:

  1. Таблицы: «Зеленый мох. Кукушкин лен», «Мох сфагнум», «Хвощи и плауны», «Папоротник – Щитовник мужской».
  2. Коллекции: «Каменный уголь», «Торф», «Образование торфа».
  3. Карта России.
  4. Микроскопы, микропрепараты: «Заросток папоротника», «Спорогоний мха», «Сорусы папоротника».
  5. Гербарий: хвощ полевой, хвощ лесной, хвощ болотный, кочедыжник женский, сальвиния плавающая, плаун булавовидный, мох сфагнум, кукушкин лен, неккера курчавая.
  6. Компьютер, презентация.
  7. Карточки с названием команд: «Хвощи», «Плауны», «Папоротники».
  8. Черный ящик, присыпка «Ликоподиум»

Эпиграф: Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями                   своей мысли, а не памятью.

                                                                                                   (Л.Н.Толстой)

                                            Ход урока.

Учитель: Для участия в конкурсе каждый ученик заполняет визитную карточку, указывает фамилию, имя, класс, в которой будут фиксироваться количество полученных баллов. Чтобы получить оценку «5», надо набрать 10 баллов, «4» - 7-9 баллов, а «3» - 5-7баллов. На доске учет баллов ведет учитель. Ученик ставит в визитную карточку 1 балл за каждое участие, кроме некоторых конкурсов, где за ответ ставится большее количество баллов.

Все участники команды, занявшей 1 место, получают дополнительно 1 балл.

За нарушение дисциплины снимается 1 балл у команды, участник которой нарушил правила.

  1. Конкурс «Эстафета понятий»

        Слово эстафета имеет несколько толкований, по одному из них – это  срочное сообщение, известие, передаваемое сменяющими друг друга нарочными (гонец, курьер).

         Ваша задача в этом конкурсе: поочередно, по командам правильно раскрыть содержание понятий, карточки с которыми находятся на столе каждой команды. Выиграет та команда, которая за 1 минуту даст правильное определение большего количества понятий. Количество баллов определяется количеством названных правильно определений.

1 команда – гаметофит, зигота, спорангий, микроспора, оплодотворение, двудомное растение.

2 команда – спорофит, яйцеклетка, заросток, мегаспора, сфагнум архегонии.

3 команда – ризоиды, сперматозоид, сорус, вайи, антеридии, спорогон.

2. Конкурс «Великий систематик»

      На столах даны карточки с изображением растений, гербарий. Дайте название растений и укажите, к какому отделу оно относится. Количество баллов определяется количеством названных правильно растений.

3.Конкурс «Черный ящик» для команды «Плауны» (3 балла)

                                                  Проводится для трех команд в разное время.

       Отвечает на вопрос первая команда, если она не отвечает, то тогда на него может ответить вторая команда, или другие команды могут дополнять, получая за дополнение – 1 балл. 

         В черном ящике находится растение, из   которого получают чудесный порошок. Если насыпать его в стакан с водой, то он распределяется по поверхности тонким слоем и не тонет, если опустить в этот стакан палец на один сантиметр и вынуть его из воды, то палец остается сухой.

Вопрос: Что лежит в черном ящике, как используется данный порошок и на чем основано его применение?

  Ответ: Плаун. Порошок из спор – ликоподиум применяют в качестве детской присыпки, пересыпки пилюль, чтобы они не становились влажными, при формовочном литье. Споры содержат 49% жира, поэтому они не пропускают воду.

  1. Конкурс «Дальше, дальше…»

За 1 минуту надо дать как можно больше ответов, если команда не знает ответа, то она говорит – дальше и ей задается следующий вопрос. Другие команды никак не участвуют в этом конкурсе. Один ответ – 1 балл.

Вопросы:

1.Пример зеленого мха (кукушкин лен)

2.Корневище – это (видоизмененный побег)

3.Пустые клетки имеет мох (сфагнум)

4.Чем дышит папоротник (кислородом)

5.Название двух видов наземных побегов у хвощей (весенний, летний)

6.Какие растения из изученных отделов образуют плоды и семена                  (никакие)

7.От корневища отходят (придаточные корни)

8.Ограничивающий фактор для размножения растений изученных отделов (вода)

9.Ризоиды есть у мха (кукушкин лен)

10.Взрослое растение мха (гаметофит)

11.Спора – это (1 клетка)

12.Предками хвощей были (псилофиты)

13.Какие растения произошли ото мхов (никакие – тупиковая ветвь)

14.Какие органы имеет плаун (корень, побег)

15Хвощ показатель, что почва (кислая)

16.Высшие споровые растения имеют (органы и ткани)

17.Весенние побеги хвоща служат для (спороношения)

18.Веточка плауна – это (спорофит)

19.Половое поколение папоротника (заросток)

20.Хвощ богат элементом (кремнием)

21.Форма заростка папоротника (сердечко)

22.Листья у папоротников (вайи)

23.Функции летнего побега хвоща (фотосинтез)

24.Листья у хвоща (рудиментарные)

25.Жившие когда-то и окаменевшие споровые растения (каменный уголь)

26.Где находится цветок у папоротника (нигде)

27.Что такое – плауновидные (отдел)

28.Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)

29.Органы мхов (побег)

30.Стебель у хвоща (членистый)

   5. Конкурс «Капитанов» (3 балла)

       На столах стоят микроскопы. Надо  взять неизвестный микропрепарат, рассмотреть его под микроскопом и назвать его. Оценивается так же умение пользоваться микроскопом, находить биологический объект.

6.Конкурс «Называлка» (3 балла)

Команда выбирает двух участников, которые идут к доске и на таблице называют и показывают все, что можно на ней показать. Другие команды могут дополнять, для этого в команде надо обсудить, что вы хотите дополнить и командировать одного участника к доске.

1 команда – таблица «Мох сфагнум»

2 команда – таблица «Зеленый мох – кукушкин лен»

3 команда – таблица «Папоротник – щитовник мужской»

      7. Конкурс «Черный ящик» для команды «Хвощи» (3 балла)

В черном ящике лежит растение, которое в годы войны использовалось как перевязочный материал.

Вопрос: Какое растение лежит в черном ящике. Какие свойства позволили его использовать как перевязочный материал. Где еще используют это растение?

Ответ:   Сфагнум. Большая гигроскопичность и бактерицидные свойства позволяли его использовать как перевязочный материал. Используют так же при постройке деревянных домов для заделки щелей между бревнами.

   8. Конкурс «Разгадай кроссворд» (3 балла)

 Команды  по сигналу – «начали», сообща разгадывают кроссворд и находят центральное понятие в нем. Как только все слова будут разгаданы, поднять лист с заданием вверх.

 

  1. Конкурс «Домашнее задание» (5 баллов)

Выступают группа учащихся из каждой команды, которая подготовила творческий отчет по проведенному поиску информации. Выступление не более 2 минут. (Используются коллекции, презентация, видеофрагменты, карта России).

Оценивается полнота ответа, оформление, яркость выступления (ораторское мастерство)

Команда «Плауны»

В какой период истории на Земле преобладали папоротникообразные?

Что представляли собой каменноугольные леса?

Почему многие виды папоротников исчезли с лица земли?

Команда «Хвощи»

Согласны ли вы, что каменный уголь имеет растительное происхождение,

какие тому есть доказательства?

Где встречаются месторождения угля в России?

Как используется каменный уголь?

Может ли сейчас образоваться каменный уголь?

Команда «Папоротники»

Как образовались болота, их экологическая роль?

Где расположены болота в России?

Как образуется и используется торф?

  1.  Конкурс «Черный ящик» для команды «Папоротники» (3 балла)

В черном ящике лежит растение, которое раньше измельчали и использовали для полировки металлических изделий.

Вопрос: Какое растение лежит в черном ящике, на чем основано его применение, как еще использует человек это растение?

Ответ: Хвощ, применение основано на том, что он содержит элемент кремний, придающий стеблям жесткость. Человек использует его как лекарственное растение, оказывающее кровоостанавливающее и мочегонное действие и при фасонном литье металлов.

     11.Конкурс «Самый сообразительный»

На слайдах даны вопросы на сообразительность. Команды по очереди отвечают на них. Обсуждаете вместе, отвечает. Если команда ответить не может, она пропускает ход, а на вопрос отвечает команда, которая знает ответ.

Вопросы:

1. Что в цикле чередования поколений кукушкина льна указывает на родство мхов с водорослями?

2. Возможно, ли рассмотреть строение листа сфагнума под микроскопом, не делая среза. Почему это возможно?

3. Дмитрий Иванович Менделеев – создатель периодической таблицы химических элементов – говорил, что топить углем – все равно, что топить ассигнациями (деньгами). Выскажите ваше мнение на эту тему.

4. Какое значение в жизни кукушкина льна имеет то, что он растет густыми дернинами?

5. Если один конец пучка сухого мха сфагнума опустить в стакан с водой, а другой перекинуть в пустой стакан, то вскоре в нем появится вода. Как можно объяснить это явление?

6. Существует старое поверье, что в ночь на 7 июля, накануне религиозного праздника Ивана Купалы, происходит цветение папоротника. Цветок у папоротника ярко-красного цвета, обладает волшебной силой и приносит людям счастье. Возможно, ли найти этот цветок?

Подведение итогов. (награждение команды победителей и активных учащихся)

Рефлексия:

Поставьте оценку вашего настроения на уроке с помощью рожицы.

Сбор визитных карточек.

Вывод: Ребята! Вы молодцы! Показали хорошие знания, умения и навыки, способности, которые пригодятся вам в жизни.

И, наверное, не стоит искать клад с помощью цветка папоротника, а лучше проявить профессиональную активность и обеспечить себе и близким достойную жизнь.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Высшие споровые растения" 7кл

Составлено на основе авторской программы "Многообразие живых организмов" В.Б.Захарова, Н.И.Сонина....

Тест по теме "Споровые растения".

Тестовая работа предназначена для проведения в курсе биологии 7 класса "Многообразие живых организмов" (преподавание по УМК Н.И.Сонина), но может быть с успехом использована и припреподавани  кур...

Презентация "Грибы. Споровые растения"

презентацию можно использовать при изучении биологического краеведения в 7 классе в разделе "Флора Саратовской области"...

Кругосветка "Споровые растения" 7 класс

Интерактивная форма обучения. Урок практической направленности....

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. 6 класс

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений.Размножение – одно из обязательных свойств живого организма. Размножение – увеличение числа ос...

Способы размножения растений. Размножение споровых растений.

Презентация к уроку "Способы размножения растений. Размножение споровых растений."...


 

Комментарии

Урок составлен на основе авторской программы В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.