Кругосветка "Споровые растения" 7 класс
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Интерактивная форма обучения. Урок практической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ средняя общеобразовательная школа №40
УРОК-КРУГОСВЕТКА
«СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ»
(7 класс)
Разработала:
учитель высшей категории
Демидович Ирина Аркадьевна
Томск
Цель: выяснить уровень знаний и умений по изученному материалу
Задачи:
Образовательные:
- проверить знание основных терминов и понятий, цикла развития папорот-
ника, классификации споровых растений;
- проверить практические умения:
- распознавать растения разных отделов;
- пользоваться микроскопом;
- узнавать микропрепараты;
- применить свои знания на практике.
Развивающие:
- развивать стойкий интерес к предмету;
- формировать коммуникативную компетентность:
- умение работать в группе;
- умение обсуждать, отстаивать и корректировать свою точку зрения.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе.
Обеспечение урока: таблицы: «Зелёный мох кукушкин лён», «Морские во-
доросли», «Мох сфагнум», «Хвощи и плауны» (названия таблиц заклеены);
гербарии: «Мох сфагновый», «Мох кукушкин лён», «Хвощ», «Плаун була-
вовидный», «Папоротник», любое цветковое растение;
микропрепараты: «Спирогира», «Лист мха сфагнума»;
магнитная доска;
модель динамическая «Размножение папоротника»;
микроскопы-6 штук; штативы для микропрепаратов-6 штук;
таблички на станциях: «МИКРОСКОПИЧЕСКАЯ», «СИСТЕМАТИЧЕС-
КАЯ», «ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ», «ПРАКТИЧЕСКАЯ», «ЗНАЕШЬ ЛИ
ТЫ?»;
задания для работы на каждой станции; бочонок с крышкой;
раздаточный материал: водоросль ламинария, лишайник, мох сфагнум, папоротник орляк, плаун булавовидный, торф, хвощ (заранее учитель покупает папоротник орляк и водоросль ламинарию);
чашечки-9 штук (для раздаточного материала);
3 конверта: красного, зелёного и жёлтого цвета; 6 белых конвертов;
листы учёта выполнения заданий:
Участие в работе оценивается в баллах от 1 до 5.
Номер участника | Фамилия, Имя участника | станции | итого |
Микроско- пическая | Система- тическая | Термино- логическая | Практи- ческая | Знаешь ли ты? |
анкета для рефлексии:
Выскажи своё мнение Фамилия, имя _________________________________________________________________ 1. Назовите станцию(ии) на которой(ых) вам больше всего понравилось работать _______ _____________________________________________________________________________ 2. Назовите станцию(ии), работа на которой(ых) была трудной для вас ________________ ____________________________________________________________________________ 3. Какие задания (не предложенные на станциях) вы хотели бы выполнить? ___________ _____________________________________________________________________________ Спасибо!!! |
Н а перемене учащиеся по желанию рассаживаются по 6 человек на станциях.
Сценарий урока:
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок в виде игры-кругосветки. Вы будете работать на 5 станциях. На каждой станции ваши знания по теме «Споровые растения» и умения будут оценивать консультанты. На станциях
«Систематическая», «Практическая», «Знаешь ли ты?» вы будете работать в группе, а на станциях «Микроскопическая» и «Терминологическая» - инди-видуально. Причём на станции «Терминологическая» задания дифференци-рованные, вы по желанию можете выбрать задания разного уровня сложнос-ти: в красном конверте - 3 уровень сложности (на оценку «5»), в зелёном - 2 уровень сложности (на оценку «4»), в жёлтом - 1 уровень сложности (на оцен-ку «3»).
Время работы на каждой станции - 5 минут. Хранитель времени подаёт сигнал, по которому вы прекращаете работу и переходите на соседнюю
станцию (по часовой стрелке). Работа на станциях начинается каждый раз
по команде: «Приступить к работе».
Прошу в листы учёта знаний вписать свои фамилии.
Желаю удачи. «Приступить к работе».
Станция «Микроскопическая»
На станции представлены: 1)6 микроскопов; 2)6 штативов с 2 микропрепа-
ратами: №1 и №2; 3)задания для каждого ученика.
Задания:
1. Подготовьте микроскоп к работе.
2. Рассмотрите выданные вам микропрепараты.
3. Определите, клетки какого растения изображены
на препарате № 1 и № 2.
Станция « Систематическая »
На станции представлены:1)гербарии; 2)муляж белого гриба; 3)чашечка с
лишайником; 4)задание.
Задания:
1. Среди выданных экземпляров отберите споровые растения.
2. Определите названия данных растений.
3. Назовите, к какому подцарству и отделу относится каждое
растение.
Станция « Знаешь ли ты? »
На станции представлены: 1)магнитная доска; 2)модель динамичес-
кая; 3)задание.
Задания:
1. На магнитной доске составьте цикл развития папоротника.
2. Назовите этапы развития папоротника.
3. Что является у папоротника гаметофитом и спорофитом?
Докажите это.
Станция «Практическая»
На станции представлены: 1)бочонок с крышкой; 2)чашечки с водорослью
ламинарией, лишайником, мхом сфагнумом, папоротником орляком, плау-
ном, торфом и хвощём; 3)задания.
Задание:
Вы решили заняться бизнесом - открыть свой ресторан.
Шеф-повар испытал затруднения в подборе фирменных блюд.
Помогите ему. Выберите те растения, из которых можно приготовить блюда. Какие блюда из этих растений вы предложите в меню?
Задание:
Что из предложенного вы могли бы использовать при постройке избушки в лесу?
Как ещё вы можете использовать эти объекты в своей избушке?
Задание:
Среди выданных растений найдите мох.
Где и как можно его использовать?
Задание:
Что из предложенного вам формируется из отмирающих частей растения без доступа кислорода?
Как он используется человеком?
Задание:
Какое растение можно использовать для лечения ран вместо ваты?
Объясните почему.
Станция « Терминологическая »
На станции представлены 3 конверта с заданиями. Таблицы для 1 уровня
сложности должны быть разрезаны и разложены в белые конверты.
Задания в красном конверте:
I вариант
Вставьте пропущенные буквы и дайте определение:
г…метофит –…………………………………………..
р…зоиды –……………………………………………..
тал…ом –……………………………………………….
п…гмент –……………………………………………...
хр…матофор –…………………………………………
микр…спора –…………………………………………
II вариант
Вставьте пропущенные буквы и дайте определение:
спор…фит –……………………………………………
а…тотрофы –…………………………………………..
хл…рофил… -…………………………………………
г…мета –……………………………………………….
мег…спора –…………………………………………...
зар…сток -……………………………………………..
III вариант
Вставьте пропущенные буквы и дайте определение:
опл…дотворение –
фитоб…нтос –
д…трит –
фикоц…анин –
з…гота –
псил…фиты –
Задания в зелёном конверте:
I вариант
Дайте определение:
Гамета –………………………………………………
Ризоиды –…………………………………………….
Спорофит –…………………………………………...
Фикоцианин –………………………………………..
Фитобентос –………………………………………...
Хлорофилл -………………………………………….
II вариант
Дайте определение:
Автотрофы –…………………………………………
Пигмент –……………………………………………
Таллом –……………………………………………..
Фикоэритрин –………………………………………
Детрит –……………………………………………...
Гаметофит -………………………………………….
III вариант
Дайте определение:
Зигота –………………………………………………
Псилофиты –…………………………………………
Оплодотворение –…………………………………...
Мегаспора –………………………………………….
Заросток –……………………………………………
Микроспора –………………………………………...
Задания в жёлтом конверте:
I вариант
Найди соответствие:
гамета | Половая клетка |
спорофит | Бесполое поколение растения |
фикоцианин | Синий пигмент |
фикоэритрин | Красный пигмент |
гаметофит | Половое поколение растения |
ризоиды | Выросты тела, служащие для прикреп- ления |
II вариант
Найди соответствие:
хлорофилл
| Зелёный пигмент |
мегаспора | Крупная женская спора |
псилофиты | Первые растения, вышедшие на сушу |
микроспора | Мелкая мужская спора |
зигота | Оплодотворённая яйцеклетка |
пигмент | Красящее вещество |
III вариант
Найди соответствие:
автотрофы | Организмы, которые сами образуют органические вещества |
фитобентос | Придонная растительность |
гетеротрофы | Организмы, питающиеся уже готовыми органическими веществами |
детрит | Прибрежный ил |
хроматофор | Органоид водорослей, содержащий хло-рофилл, где происходит фотосинтез |
таллом | Слоевище, тело водоросли |
Подведение итогов.
После прохождения всех станций, пока консультанты подсчитывают
набранные баллы, учащимся предлагается заполнить анкету.
Две группы, набравшие наибольшее количество баллов, получают
оценки «5». Соответственно, другие две группы-оценки «4» и
последняя, пятая группа- оценки «3».
Домашнее задание.
В листах учёта знаний каждой группы видны пробелы по конкретным
вопросам. Для групп, которые получили «4» и «3», задаётся домашнее
задание по листам учёта знаний (например, выучить цикл развития па-
поротника и определения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-980585-1512101993.jpg)
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....