"Формирование ключевых компетентностей по биологии в соответствии с концепцией модернизации образования".
статья по биологии по теме

Трибунская Людмила Ивановна

Статья содержит основные направления и рекомендации по реализации деятельностного подхода в преподавании биологии. В свете современных преобразований и модернизации образования в основной и средней школе, необходимо повысить роль практической направленности и развитию умений применять полученные знания в практической деятельности, т.е. ребёнок получая определённые знания на уроке, должен понимать "зачем это надо знать"? Деятельностный подход в преподавании должен повысить уровень мотивации при обучении. В статье приводятся  материалы и основные положения исследований специалистов работающих по данной теме. Из опыта работы приведены конкретные рекомендации по каждому классу. Предложенные направления работы с учащимися могут быть использованы как в школе, так и школе-интернате общеобразовательного направления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                         « - Дети, дети, куда вы нас тащите?

                                                                                                            - К Свету!

                                                                                                            - А где он?

                                                                                                            - Мы вам дорогу покажем!

                                                                                                            -Это далеко?   Может быть,

                                                                                                              не  надо?

                                                                                                           - Следуйте за нами, надо спешить,

                                                                                                              Пока не наступила  тьма!»

                                                                                                                                       (Ш.А.Амонашвили).

   

         Перемены,  происходящие  в современном обществе,  требуют ускоренного   совершенствования образовательного пространства,   определения целей  образования,  учитывающих  государственные,  социальные  и  личностные  потребности  и  интересы.  Как часто,  в последнее время,  нам  встречается примерно такое   направление в решении  образовательных задач.  Надежды на перспективы развития  образования связаны со стандартами второго  поколения,  которые создают  те самые  «объективные условия»,  которые необходимы  для  воплощения  современных  (перспективных, актуальных)  моделей  образования,  способных  придать системе  образования   необходимый  импульс  к  дальнейшему  развитию.      Означает ли это, что учитель должен забыть прежние методы, приёмы и технологии в преподавании биологии? Думаю, конечно, нет.

    Задачей учителя на современном этапе, является использование таких педагогических технологий, которые смогли бы развить у  учеников творческую инициативу, оригинальность мышления. Необходимо научить школьников добывать информацию, используя различные средства и источники, или создавать новую, развивать навыки коммуникации с окружающим миром, что особенно важно при изучении биологии.  Необходимо использовать такие приёмы и методы обучения, которые обеспечивают включение учащихся в различные виды деятельности: учебно-исследовательскую, поисковую, практическую, игровую и творческую. Создать все условия для того, чтобы ученик стал активным участником процесса обучения, способным принять необходимые знания, которые стали бы его личностной ценностью.

   Концепция «учение через деятельность» была впервые разработана американским учёным Д.Дьюи. Основными принципами этой концепции можно считать: учение через обучение мысли и действию, познание и знание как следствие преодоления трудностей, свободная творческая работа и сотрудничество,   обязательный учёт интересов самих учащихся. Современные представления о деятельностном подходе в обучении  были заложены в работах Л.С.Выготского, С.А.Рубинштейна, П.Я.Гальперина. Изучая эти направления можно составить примерное направление в реализации подхода к обучению:

*построение позиции педагога-информатора, на позицию координатора и организатора учебного процесса;

*ориентация процесса обучения на личностный опыт ученика;

*включение элементов проблемности и поиска в процессе обучения;

*развитие коммуникативной компетентности, формирование навыков коллективной, групповой работы воспитанников;

*построение учебно-воспитательного процесса с обязательным учётом психолого-физиологических и возрастных особенностей.

По словам И.А.Зимней: « Деятельностный подход в учебном процессе способствует оптимизации перехода с информационной, сообщающей парадигмы на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика для обеспечения нового качества знаний по биологии».

   При поступлении в «Кадетский корпус» воспитанники приходят к нам из различных школ Владимирской области. Для каждого из ребят это уже первый шаг на пути к профессиональному выбору. Конечно, далеко не каждый выберет себе карьеру военного, но научиться соблюдению определённых требований, правил и законов доблести и чести, обязан каждый воспитанник нашего учебного заведения. И основное правило у нас, это делать всё качественно и добросовестно.  Первый шаг на пути к успеху - решение вопроса по сплочению коллектива и это не только воспитательная задача, но и задача процесса обучения.  Как сказал  А.Барбюс: «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».  И можно дополнить это высказыванием Э.Хаббарда: «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя». И как говорил А.С.Макаренко: « Нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива». (в статье «Некоторые выводы из моего педагогического опыта».)

   Анализируя подобные высказывания, понимаешь, что современное образование, конечно же, строится на тех принципах, что были заложены много лет тому назад. Но возникает необходимость дорабатывать их исходя из тех требований, которые возникают в современном обществе, особенно в сфере труда, ведь жизнь не стоит на месте.  Одним из таких направлений в работе следует отметить КОНЦЕПЦИЮ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ.  Одно из её направлений: «формирование ключевых компетентностей».  Основными разработчиками этого направления являются ведущие деятели педагогики В.А.Болотов и В.В.Сериков. 

   Новые подходы к развитию образования обусловлены тем, что в современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным  достаточно замкнутым социумом: учителя, друзья, родители. Телекоммуникации, интернет распахивают «окна в широкий мир».  Учащиеся  получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей, возможность подбора необходимого материала в дополнение к  тому, что  в учебнике.

Понятийный аппарат, характеризующий смысл  компетентностного  подхода в образовании, ещё не устоялся. Тем не менее,  можно выделить некоторые существенные черты этого подхода. Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбор содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных  результатов. К числу таких принципов можно отнести положения:

*Смысл образования заключается в развитии, у обучаемых, способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального  опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

*Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

*Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

   Задача педагога состоит в том, чтобы за годы обучения СФОРМИРОВАТЬ КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ - научить ребёнка отбирать сведения, оценивать их качество, проявлять избирательность при потреблении, формировать  умение находить требуемые данные.  Долгое время, в процессе обучения, у учащихся формировалось, чаще всего, эмпирическое мышление, когда все понятия преподносились в готовом для запоминания виде. Процесс их формирования не являлся осознанным, учащиеся не всегда могли применять на практике самостоятельно полученные знания. Отсюда, часто можно было слышать вопросы: «А зачем мне это надо?»; «  Для чего я должен это учить, если в жизни мне это не пригодится?» ит.д.

   Я всегда считала, что биология наука самая главная, удивительная, заманчивая и всесильная. Любую, даже самую сложную машину, которую создал человек, благодаря своим умственным способностям, всегда можно заменить другой, более совершенной и самой новой. Но природа создала самого человека, и познать её человек только стремится, а каждый раз, узнав что-то новое, только получает другие  загадки и вопросы, на которые вновь ищет ответы. И эту мысль я стараюсь раскрыть перед ребятами из урока в урок.  Имея определённый опыт, вижу, интерес к предмету возникает только тогда, когда они понимают, о чём и главное, зачем нужна изучаемая информация. Кроме того, необходимо учесть, что каждый ребёнок – индивидуальность. Вот здесь надо сказать о личностно-ориентированном подходе в обучении. Задания и упражнения должны быть интересными по содержанию, доступными в понимании, побуждающими к проявлению творческих способностей и способствовать самостоятельности.

    Но как построить систему знаний не имея характеристики способностей, знаний, умений тех воспитанников, которые получали их в других школах? Необходимого контакта с педагогами всех школ области, по возникающим вопросам, получить просто невозможно. Вот здесь и приходится, как говорится: «довольствоваться малым, но дорогим». Обращаюсь за помощью к коллегам: психолог, воспитатели, родители, социальный педагог, учителя. Любая интересующая меня информация «собирается по крупицам». Получив информацию, провожу диагностическую проверочную работу. По итогам полученной информации стараюсь составить примерную схему класса по интересам и способностям:

* имеет знания на уровне базовых, выше базовых и высокий;

* проявляет интерес к изучению биологии;

* предпочитает выполнять задания творческого характера;

*использует дополнительную информацию, в том числе и интернет;

*предпочтенье различным формам контроля, в том числе и тестовым;

*умение делать обобщение и вывод по заданию;

    Проблему ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ изучали многие ведущие психологи и педагоги: Л.В,Занков; Г.К.Селевко; Д.Б.Эльконин; В.В.Давыдов; Опираясь на их выводы, рекомендации, стараюсь организовать познавательную деятельность учащихся так, чтобы каждый ребёнок стал активным участником процесса обучения и понимал свою значимость в работе.  Одним из ведущих качеств личности – самостоятельность и значимость. Умение ставить перед собой цели и добиваться их достижения собственными силами. Ещё И.Песталоцци утверждал, что любое умение человека, есть ни что иное как, искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию.

    Для организации учебно-воспитательного процесса на своих уроках применяю использование различных технических средств: телевизора, компьютера, мультимедийного проектора с использованием  ЭОР. Для организации деятельности учащихся на уроках биологии так же необходимо иметь микроскопы (один на парту), микропрепараты (как готовые, так и их приготовление), различные тематические схемы,  таблицы, гербарные материалы,  живые комнатные растения, макеты, муляжи. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимает и запоминает через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием ключевых  компетентностей – создание эффекта присутствия:- «Я это видел!». «У меня это получилось!». У учащихся появляется интерес к обучению, желание узнать и увидеть больше. 

Выстраивая вектор своих педагогических действий, я помогаю детям освоить знания, приобрести навыки учебно-познавательной деятельности, научиться применять знания в конкретной ситуации и достигать положительных результатов. Эти три составляющие и есть основа понятия «компетентность», которая состоит в его готовности эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

     Компетентностное обучение является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и при этом сама становится предметом усвоения. Ведущие деятели современной педагогики отмечают, что компетентность, выступая результатом обучения, является следствием саморазвития ученика, обобщением его личностно-деятельного опыта.

По словам Г. Спенсера «Великая ценность образования — это не знания, а действия».

   Компетентности формируются, проявляются и используются в деятельности, и, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны в потоке человеческой жизни, нельзя строго разграничить виды деятельности, а, следовательно, и виды компетентности.

   Различают основные группы компетентностей: ключевые, обще-предметные для одной образовательной области (например, естествознание) и предметные (в рамках одного предмета).

   В своей педагогической деятельности по формированию ключевых компетентностей у обучающихся  могу представить следующей схемой:

         1. Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль:  наставника, координатора, партнера. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества (Ш.Амонашвили.)            

        2.Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей.   Это:

*Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели; *Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;

 * Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности  ученика  за результаты своей деятельности;                                                                  *Организация продуктивной групповой работы;

  *Обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;

  *Усиление практической направленности школьного образования по биологии;

   Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации я отдаю предпочтение таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка. Я использую 6 правил:

     1.Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.

     2.Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.

     3.Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.

     4.Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

    5.Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности                              

   6.Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая чаще всего  вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.

    3. В-третьих, это развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности.

При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией. Я наших ребят  представлять результаты труда в виде: анализа текста,  обобщения информации в виде таблиц и вывода, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации).

    В условиях нашего учебного заведения особенно эффективна работа в группах, командах, что способствует воспитанию коллективной ответственности друг за друга, способствует формированию лидерских качеств, что для мальчиков считается одним из важных. Особенно активно ребята работают в группах при подготовке внеклассных мероприятий, при выполнении творческих заданий, при проведении работ по фенологическим наблюдениям.

      Шестые классы: «Фенологические наблюдения за осенними явлениями в жизни растений». Ребята распределяют между собой, в группах, наблюдения за различными видами растений на территории корпуса. Затем по плану располагают полученные результаты, сравнивают их и делают вывод.

«Практическая работа приготовления и рассматривание препарата кожицы лука под микроскопом». Микроскоп на парте один, а потому учащиеся распределяют между собой действия по плану выполнения работы. Затем сообща (но каждый в своей тетради) выполняют оформление отчёта и вывод о проделанной работе.

   По итогам учебного года воспитанники выбирают тему своего летнего задания. Как правило, каждый ученик выбирает и выполняет задание индивидуально, так как все на каникулах оказываются в различных населённых пунктах. Но и здесь можно заметить такую особенность, что  ребята, которые работали в группах в течение года, чаще всего выбирают одну и ту же тему работы. Наиболее аккуратно и правильно оформленные работы учащихся в дальнейшем использую, как раздаточный материал или наглядное пособие. Все шестиклассники об этом знают, так как уже в учебном году на уроках пользовались работами  ребят теперь уже старших классов.  И конечно у них есть стимул оформить свою работу соответственно.

   Седьмые классы:  При выполнении лабораторных работ правила работы с микроскопами по партам сохраняются. Активнее работа развивается в направлении подготовки индивидуальных сообщений по многообразию изучаемых видов животных. Здесь так же можно отметить и групповую и индивидуальную работу воспитанников. В своих сообщениях ребята часто показывают многообразие связей животного мира с географией их расселения, особенностями климатических и экологических условий.  По итогам учебного года учащиеся выбирают тему своего летнего задания, правила оформления и выполнения такие же, как в предыдущем году. Некоторые ребята для выполнения выбирают не одну, а две темы, объясняя это особым интересом. Конечно, такой подход к работе поощряется дополнительной оценкой по результату.

   Восьмые классы:  Усиление  интеграции в обучении, так как изучение физиологии человеческого организма невозможно без знания законов химии и физики. Это такие вопросы: транспорт веществ через цитоплазматическую мембрану, газообмен в легких и тканях, всасывание веществ, движение крови по сосудам, работа сердца как насоса, очистка крови от ядовитых веществ в почках, закон сохранения и превращения энергии в живой системе при обмене веществ и ряду других тем.  Тематические сообщения, презентации, конкурсы творческих работ готовят все ребята на протяжении  учебного года, с применением интеграционных знаний. В конце года проводится итоговое внеурочное мероприятие, на котором подводятся итоги выполненной работы.

    Девятые и десятые классы: Курс интеграции продолжается. Особую роль конечно приобретает связь с химией (Химическая организация клетки. ) и математикой (Изучение законов генетики). Особый интерес у ребят вызывает решение генетических задач, особенно в тех случаях, где для решения рассматриваются признаки закономерностей наследования на примере человека. Для повышения уровня мотивации в обучении предлагаю учащимся самостоятельно готовить тестовые задания для тематического контроля, которые после определённой редакции частично использую в проверочных заданиях. Наиболее грамотно составленные тесты обязательно комментируются дополнительно и оцениваются более высоко, т.е. кроме основной оценки может быть выставлена дополнительная. Задания такого рода позволяют повысить самооценку и уровень подготовки воспитанника.

    Одиннадцатые классы: Продолжаю систему интеграции, начатую в прежних классах, но особое внимание уделяю индивидуальным суждениям по заданному вопросу. При выполнении лабораторных работ ребята часто оформляют отчёт в виде презентации. Особое внимание в оценивании уделяю тем работам, в которых выпускники, проявляя свои творческие способности и умения, обосновывают  своё суждение по заданной теме в выводе по работе. В конце года каждый воспитанник, но допускается и групповая работа, представляет свой проект или презентацию по теме: «Применение экологических знаний в практической деятельности человека». Где необходимо показать умение применять полученные знания на уроках биологии, информатики, математики, географии и т.д. Кроме того на ученической конференции защитить свою работу. Это позволяет ребятам легко показывать свои знания, суждения, взгляды и умело их отстаивать при аудитории.

    При обучении курсу биологии руководствуюсь программой составленной авторским коллективом под руководством В.В.Пасечника.

      Результатами нашей совместной учебно- познавательной деятельности можно считать достижения моих учеников, которые становились победителями и призёрами на городских школьных олимпиадах по биологии, призёрами региональных (областных) туров олимпиад по биологии. Успешно сдают ЕГЭ по биологии и поступают в ВУЗы России, где профилирующим предметом является биология, и успешно обучаются там.

    Я понимаю, что будущее за компетентностным подходом в образовании. Однако, передо мной стоят ряд противоречий, проблем, трудностей объективного и субъективного характера. Одно из главных противоречий, с которым я сталкиваюсь – это несоответствие целей компетентностного подхода и оценки конечных результатов. В формировании компетентностей главным является деятельностный подход, а в оценке конечных результатов акцент делается на знания, причем, на расширенные и углубленные.

      Следующая проблема, трудность, с которой я сталкиваюсь – отсутствие измерителей, тестов для определения уровня сформированности ключевых компетентностей.

      И еще одна проблема, которая существует уже внутри школы: компетентностный подход должен пронизывать весть процесс образования в школе. Одному учителю это сделать не под силу.

      Анализируя свою работу,  хочу отметить, что среди моих учеников есть ряд позитивных изменений:

*вырос интерес к изучению биологии, особенно, за последние 4 года;

*умение и желание добывать и обрабатывать дополнительную информацию повысилось;

*увеличилось число ребят, которые охотно выполняют творческие задания, проектные работы, тематические презентации.

     Для успешной профессиональной деятельности кроме знаний, как правило, необходимы очень значимые дополнения: «МОГУ», «ХОЧУ», «УМЕЮ», «ВЕРЮ В СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ».  Именно этому мне хочется научить своих ребят.

   Но как я уже говорила, процесс обучения не может быть отделён от воспитания. В «Кадетском корпусе» эта задача имеет особое место. В связи с чем, вот уже много лет я продолжаю работу по профилактике вредных привычек. В этом учебном году наметила проектный план на два года, над реализацией которого совместно со мной работают: наш социальный педагог Зотина Т.Т., воспитатели, медработники и привлекаются другие специалисты г. Радужного для проведения встреч и тематических бесед.   (Приложение№1; №2,; №3.;) Фото на мероприятии по теме: «Заболевания богини ЛЮБВИ»; Фото плаката с цитатой о венерических заболеваниях. Фото плаката «Пути заражение венерическими заболеваниями».

                                       Список литературы:

*Болотов В. А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.

*Зимняя И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект)//Высшее образование сегодня. 2006 .№8., с 20-26.

*Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101с.

* «Инновационные процессы в современном биологическом образовании».  Составитель: Ловкова Т.А.  г.Владимир,2011.

*Сборник статей по материалам научно – практической конференции. «Новые подходы к оценке качества естественно-математического образования (ЕГЭ, ГИА): опыт, проблемы, перспективы». г.Владимир, 2011.

*Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

   

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках биологии»

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. В процессе работы я сформ...

Формирование ключевых компетентностей и мировоззрения учащихся 8 классов в процессе изучения английского языка. Проект по теме «Образование в Великобритании» - «Школа моей мечты»

Автор данной статьи делает попытку показать как на пример обучения английскому языку в 8 классе учитель формирует ключевые компетенции и мировозз...

Формирование ключевых компетентностей учащихся на допредметном уровне естественно-научного образования

Использование занятий в кружке "Мир вокруг нас и мы в этом мире" с целью создания комфортных условий для выбора индивидуальных траекторий учащимися 5 класса...

Формирование ключевых компетентностей в процессе преподавания биологии

В современной концепции образования все более значимой становится задача: воспитание человека способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально – экономических и...

Формы и методы формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях дистанционного образования.

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”....