Урок биологии 8 класс "Гигиена пищеварения"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Карягина Вера Владимировна

Использование метода проектов на уроке биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gigiena_organov_pishchevareniya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Гигиена органов пищеварения

8 класс

Учитель биологии:

Карягина Вера Владимировна

Тип урока: информационно-поисковый проект

  Цель урока:  создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки учебного проекта.

  Задачи урока:

 - Образовательные: сформировать представления о гигиенических условиях нормального пищеварения, о режиме питания

 - Развивающие:  продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации; развитие познавательной активности учащихся, приобретение ими коммуникативных умений.

- Воспитывающие: формировать потребность быть здоровым, гигиеническое воспитание учащихся путем рациональной организации на уроке активной познавательной деятельности всех учащихся.

  Методы: частично- поисковый, исследовательский.

  Форма организации учебной деятельности : групповая

  Средство обучения: литература

  Оборудование:  таблица «Строение органов пищеварения»

  Размещение наглядного материала на доске

Таблица

Строение органов пищеварения

Тема: Гигиена органов пищеварения

Кто долго жуёт – тот долго живёт.

Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу.

Выпьешь много вина, так поубавится ума.

Старайся – правильно питайся.

Что такое «Федорино горе»?.

Ход урока:

1.Определение темы проекта

 Учитель:

- Давайте вспомним,  из каких органов состоит пищеварительная система человека? – см. на таблицу (Предполагаемый ответ- рот, глотка, пищевод, желудок, 12-перстная кишка, тонкий кишечник, толстый кишечник, прямая кишка, анальное отверстие).

  - А теперь вспомните, что изучает наука «гигиена»?

 (предполагаемый ответ – гигиена- это наука о сохранении и укреплении здоровья.)

- Значит вы узнаете отчего зависит здоровье органов пищеварения и как его сохранить.

 - урок сегодня пройдёт в необычной форме, для этого созданы 4 творческие группы. Мы постараемся, чтобы наш урок получился полезным. Результатом урока будет информация о способах сохранения личного здоровья.

2.Постановка проблемы

   -  Каждый человек хочет быть здоровым, а вы знаете как сохранить свои органы пищеварения здоровыми?

   -  Возникла проблема: Я хочу сохранить здоровыми свои органы пищеварения, но не знаю отчего это зависит? (проблема записывается на доске на месте таблицы).

 - Подумайте в группах и напишите причины заболеваний органов пищеварения.  (Учащиеся работают в группах)

  -Зачитайте, что у вас получилось. После прослушивания ваших мнений получается, что ваше здоровье в среднем зависит от 4 причин :

От качества продуктов и соблюдения правил приготовления пищи.

От бактерий и микробов.

От вредных привычек.

 От режима питания.

- Каким образом эти причины влияют на ваше здоровье вы узнаете выполнив следующие задания.

 Каждая группа получает своё задание

3. Сбор информации

 В ходе проекта в группах отбирают главное, основное содержание будущего проекта, работая с учебной и дополнительной литературой. Подготовьте творческий отчёт группы для выступления.

Проектные задания для самостоятельной работы учащихся

Проектное задание для 1группы

    Прочитайте текст учебника на стр.177 и дополнительную информацию и ответьте  на вопросы:

Какое значение имеет кулинарная обработка пищи?

Как предупредить отравление пищевыми продуктами?

По каким признакам можно судить о недоброкачественности пищевых продуктов?

Литература:

1.В.Колесов, Р.Д.Маш «Основы гигиены и санитарии». Москва «Просвещение»1989г.

2.Е.А.Криксунов «Экология». М. «Дрофа» 1995г.

3.Р.Д.Габович «Гигиена» М. «Медицина» 1987г.

Проектное задание для второй группы

   Прочитайте текст учебника на стр. 177-178 и дополнительную информацию и ответьте на вопросы:

Каково влияние режима питания на здоровье человека?

Как соблюдать правильный рацион питания?

Почему рацион должен быть разнообразным и полноценным по составу?

Литература:

Д.В.Колесов, Р.Д.Маш «Основы гигиены и санитарии» М. «Просвещение» 1989г.

Е.А.Криксунов «Экология» М. «Дрофа» 1995год

И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии и физиологии человека» М. «Просвещение» 1988г.

Проектное задание для третьей группы

  Прочитайте текст учебника на стр.178-180 и дополнительную информацию и заполните таблицу «Глистные и желудочно-кишечные заболевания и их предупреждение»

Виды заболеваний

Названия заболеваний

Причины заражения

Первая доврачебная помощь

Правила профилактики

 Литература :

1.Д.В.Колесов, Р.Д.Маш «Основы гигиены и санитарии» М. «Просвещение» 1989г.

2.Р.Д.Габович «Гигиена» М. «Медицина» 1987г.

3.А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов «Гигиена и здоровье школьника» М. «Просвещение» 1989г.

Проектное задание для 4 группы

 Прочитайте дополнительную информацию и ответьте на вопросы:

Как влияет курение на состояние желудочно-кишечного тракта?

Влияет ли алкоголь на органы пищеварения?

Помогает ли пиво пищеварению?

Литература:

1.А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов «Гигиена и здоровье школьника» М. «Просвещение» 1989г.

2. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш «Основы гигиены и санитарии» М. «Просвещение» 1989г.

3.И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии и физиологии человека»

4.Обмен информацией

Защита творческой работы осуществляется в процессе дискуссии

5.Подведение итогов и оформление результатов работы

-Результатом вашей деятельности на уроке стала полученная информация о способах сохранения вашего здоровья. Как вы думаете. полученная информация  будет полезна только для вас или она нужна всем? (Предполагаемый ответ: наверное это должен знать каждый).

- Каким образом можно оформить вашу работу, чтобы об этом узнали другие? Ваши предложения? (Ответ- выпустить газету, выступить на каком-либо мероприятии).

6.Домашнее задание

-  Давайте попробуем сделать так – каждая группа к следующей неделе составит памятку по изученному материалу (желательно набрать на компьютере и распечатать её на листе формата А-4 в компьютерном кабинете и  вы вместе оформите стенгазету).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии 8 класс, тема Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний (2 часа).

Урок биологии в 8 классе по теме «Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» разработан по методике КСО. Использован учебник 8 класса «Биология» по...

Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости".

Презентация к уроку биологии, 8 класс на тему " Пищеварение в ротовой полости"...

разработка урока биологии для 8 класса по теме "Пищеварение в желудке"

Методическая разработка содержит пояснительную записку, подробное описание всех этапов урока, приложения для организации  работы обучающихся на уроке, красочную рабочую презентацию....

Методическая разработка урока биологии для обучающихся 8 класса по теме «Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости»

Методическая разработка урока биологии предназначена для учащихся 8 класса, изучающих курс биологии по линии Н.И. Сонина.Цели урока:Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:механической и химичес...