Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Рабочая программа по биологии для 9 класса, УМК И.Н. Пономаревой

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon biologiya_9.zip50.59 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса биологии

Класс:  9

Количество часов в год: 68

Количество в неделю: 2

Плановых контрольных работ: 6

Плановых лабораторных работ: 4

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии, Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 9 класса общеобразовательных учреждений (курс «Основы общей биологии», авторы Пономарева И.Н., Чернова Н.М.). Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего в год- 68 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 5 лабораторных работ, обобщающих уроков, экскурсий. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы общей биологии». Москва, «Вентана-Граф», 2009 год.

Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.

Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.

Основная цель курса Биология: общие закономерности освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменение природной среды под воздействием человека;

  1. овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  2. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  3. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  4. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Задачи:

  1. обучения: 

- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;

- обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования, добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний, продолжить формирование у школьников общеучебных умений;

  1. развития: 

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы, особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.

  1. воспитания: 

- способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).

Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения биологии учащиеся должны

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь:

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

  1. многообразие и эволюция органического мира;
  2. биологическая природа и социальная сущность человека;
  3. уровневая организация живой природы.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  1. социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  2. приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  1. ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
  2. развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  3. овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
  4. формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Введение в основы общей биологии (3 часа)

Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Раздел 2. Основы учения о клетке (11 часов)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки и аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа. Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 часов)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл. Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения.

Раздел 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11 часов)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторная работа. Решение генетических задач.

Раздел 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4 часа)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Вавилова Н.И. о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

Раздел 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (4 часа)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза о возникновении жизни Опарина А.И. и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современная теория возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот – к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. Экскурсия. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).

Раздел 7. Учение об эволюции (11 часов)

Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Процессы образования новых видов в природе – видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Лабораторная работа. Изучение изменчивости у организмов.

Раздел 8. Происхождение человека (6 часов)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человека как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Раздел 9. Основы экологии (13 часов)

Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое разнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза. Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биологического разнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Введение в основы общей биологии

3

2

Основы учения о клетке

11

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

5

4

Основы учения о наследственности и изменчивости

11

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

4

6

Происхождение жизни и развитие органического мира

4

7

Учение об эволюции

11

8

Происхождение человека (антропогенез)

6

9

Основы экологии

13

Итого

68ч

Перечень лабораторных работ

Л.р.№1. Сравнение растительной и животной клеток

Л.р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток

Л.р. № 3. Решение генетических задач

Л.р. № 4.  Изучение изменчивости у организмов

Перечень контрольных работ

Контрольная работа №1 Основы учения о клетке.

Контрольная работа №2 Размножение и индивидуальное развитие организмов

Контрольная работа №3 Основы наследственности и изменчивости

Контрольная работа №4 Учение об эволюции

Контрольная работа №5 Происхождение человека

Контрольная работа №6 Основы экологии

Материально-технического обеспечения, необходимых для реализации программы

  1. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: барометр, весы учебные с разновесами; комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ, включая посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др. лупа бинокулярная; лупа ручная, микроскоп школьный ув. 300–500. Модели: митоз и мейоз клетки, основные генетические законы. Микропрепараты: набор микропрепаратов по общей биологии (базовый). Коллекции: морфо-экологические адаптации организмов к среде обитания (форма, окраска и пр.). Живые объекты: комнатные растения по экологическим группам.
  2. Информационно-коммуникативные средства:

Биология 9 класс [Электронный ресурс] Олимпиады 9 класс. Биология: Олимпиады. А.В. Науменко; ИТД "Корифей". - Волгоград: ООО ИТД "Корифей".

Экология [Электронный ресурс]: Общий курс.- М. ЗАО Новый диск 1998.

Медиатека по Биологии [Электронный ресурс]: Сетевая версия.- М.ООО Кирилл и Мефодий 2000.

Биология 6 - 9 класс Библиотека электронных наглядных пособий (ГУРЦ ЭМТО «Кирилл и Мефодий»).

Список литературы

УМК

Учебник:

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы общей биологии». Москва,

«Вентана-Граф», 2009 год.

Методическая библиотека:

Сборник программ «Природоведение. Биология. Экология»: 5-11 классы; М.: «Вентана – Граф», 2009г.

Машанова О.Г., Евстафьев В.В. «Эволюция. Основы экологии. Учебно-методическое

пособие по биологии». Москва, «Московский Лицей», 1997 год.

Пономарева И.Н. «Экология. Библиотека учителя». Москва, «Вентана-Граф», 2001 год.

Дополнительная литература:

Ауэрбах, Ш. Генетика. – М.: Атомиздат, 2009.

Иорданский, Н. Н. Эволюция жизни. – М.: Академия, 2001.

Кудинова Л.М. Олимпиадные задания по биологии 6-11классы. Издательство «Учитель» Волгоград.2005.

Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006;

Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. 5-е изд., перераб. и доп. / глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1998. – 704 с.: ил.

Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле / автор А. Х. Тамбиев. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2008. – 400 с.: ил.

Образовательные ресурсы сети Интернет:

Биологическая база данных в Интернете

http://now.ifmo.ru 

Сайт «Развитие, биология, генетика».

style::{Hyperlink;http://mglinets.narod.ru }

Экологические ссылки для школьников.

http://websib.ru/noos/ecology/ 

Сайт «Промышленная экология»

style::{Hyperlink;http://promeco.h1.ru }

Сайт, посвященный Чарльзу Дарвину.

style::{Hyperlink;http://charles-darwin.narod.ru }

Сайт «Развитие Жизни на Земле»

style::{Hyperlink;http://www.dinos.ru }

База данных по школьным учебникам.

style::{Hyperlink;http://textbook.keldysh.ru }

База данных по Олимпиадам.

style::{Hyperlink;http://www.mccme.ru/olympiads }

Всероссийская система тестирования «Телетестинг».

style::{Hyperlink;http://www.teletesting.ru }

informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла "Обучающие энциклопедии".

college.ru - раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.

www.biodan.narod.ru «БиоДан. Новости биологии»

http://evolution.powernet.ru/- Теория эволюции как она есть

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3e1d458c-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Календарно – тематическое планирование

Раздел 1. Введение в основы общей биологии

Цель: познакомить учащихся с задачами и содержанием школьного курса «Основы общей биологии», сформировать четкое представление о современных проблемах общей биологии и понимание актуальности биологических исследований для человека и общества, сформировать знания об основных методах биологического исследования.

№ УЭ

Учебные элементы

Кол – во

часов

Дата

Планируемые

результаты

Основные

понятия

Предметные

Метапредметные

1

Биология – наука о жизни. Общие свойства живого.

1

3.09.12г

Знать: комплексные науки с биологией; что такое научное исследование и его этапы; уметь: самостоятельно проводить научное исследование

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Биология как наука. Методы биологии

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.

2

Общие свойства живых организмов

1

7.09

Знать: свойства живого; уметь выделять особенности развития живых организмов

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих

Жизнь, открытая система, наследственность. Изменчивость. Отличительные особенности живых организмов от неживых: единый принцип организации, обмен веществ и энергии.

Особенности развития: упорядоченность. Постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.

3

Многообразие форм живых организмов

1

10.09

Знать: уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы, основные таксономические единицы;

уметь: определять принадлежность биологических объектов к уровню организации и систематической группе.

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения

Таксон, система, иерархия.

Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной классификации живых организмов. Царства живой природы

Раздел 2. Основы учения о клетке

Цель: сформировать знания об истории клеточной теории, её современных положениях, методах изучения клетки и её органелл, развить понятие о клеточном уровне жизни.

№ УЭ

Учебные элементы

Кол – во

часов

Дата

Планируемые

результаты

Основные

понятия

Предметные

Метапредметные

1

Цитология-наука о клетке. Многообразие клеток

1

14.09

Уметь: приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение; называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории, объяснять общность происхождения растений и животных.

Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Клетка - основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы .

Основные положения клеточной теории Т.Шванна и М. Шлейдена.

2

Химический состав клетки.

1

17.09

Уметь: приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам; называть неорганические и органические вещества клетки; характеризовать биологическое значение микро и макроэлементов, биологическую роль воды, солей неорганических кислот

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения

Микро- и макроэлементы, углеводы, липиды, гормоны.

Особенности химического состава клетки. Микро- и макроэлементы, их вклад в образовании органических и неорганических молекул живого вещества.

Роль неорганических веществ: вода, минеральные соли.

3

Белки и нуклеиновые кислоты

1

21.09

Уметь: давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК; называть продукты, богатые белками; приводить примеры белков, выполняющих различные функции; перечислять виды молекул РНК; характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих

Белки, аминокислоты, их роль в организме.

Структура и функции белков. Ферменты. Нуклеиновые кислоты и их структура.

4-5

Строение клетки. Лабораторная работа №1 «Сравнение растительной и животной клеток»

2

24.09

28.09

Уметь: различать по немому рисунку прокариот и эукариот;

называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки.

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Органоиды. Строение клетки. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Клеточное строение организмов как доказательство их родства , единства живой природы. Вирусы – неклеточная форма жизни.

6

Органоиды клетки и их функции

1

1.10

Уметь: называть функции основных органоидов клетки

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, реснички, жгутики. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

7

Обмен веществ и энергии в клетке

1

5.10

Уметь: давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция; называть этапы обмена веществ, роль, АТФ и ферментов в обмене веществ,

характеризовать сущность процесса обмена веществ

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения

Ассимиляция, диссимиляция, фермент.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы.

8

Биосинтез белков в живой клетке

1

8.10

Уметь: давать определения понятиям ген, ассимиляция.

Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-РНК в биосинтезе белка, анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция; характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции.

Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность.

Механизмы трансляции и транскрипции. Принцип комплиментарности. Реализация наследственной информации в клетке.

9

Биосинтез углеводов – фотосинтез

1

12.10

Уметь: давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез; называть органы растения, где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла; характеризовать фазы фотосинтеза.

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения

Питание, фотосинтез, фотолиз.

Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Хлоропласты. Световая и темновая фазы фотосинтеза.

10

Обеспечение клетки энергией

1

15.10

Уметь: давать определение понятию диссимиляция,

анализировать содержание определений гликолиз, брожение, дыхание;

перечислять этапы процесса диссимиляции;

называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ, описывать роль АТФ в обмене веществ.

Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую


Гликолиз, брожение, дыхание.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии.

Этапы энергетического обмена

11

Контрольная работа №1 Основы учения о клетке

1

19.10

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Цель: сформировать знания об этапах индивидуального развития организмов, основные стадии.

№ УЭ

Учебные элементы

Кол – во

часов

Дата

Планируемые

результаты

Основные

понятия

Предметные

Метапредметные

1

Размножение организмов

1

22.10

Уметь: давать определение понятию  размножение,

называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения, приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения,

характеризовать сущность бесполого и полового размножения,

объяснять биологическое значение бесполого размножения.

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения

Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты.

Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: почкование, деление  тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения

2

Деление клетки. Митоз.

Лабораторная работа № 2. «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток».

1

26.10

Уметь: называть процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла, описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза.

Умение анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую


 Митотический цикл, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды.

Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Деление клетки прокариот.

3

Образование половых клеток. Мейоз.

1

29.10

Уметь: узнавать и описывать по рисунку половые клетки,

выделять различия мужских и женских половых клеток,

выделять особенности бесполого и полового размножения, объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологическое значение оплодотворения,

использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.

Умение анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом.

Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.

Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.

4

Индивидуальное развитие организма – онтогенез.

1

2.11

Уметь: давать определения понятиям «Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез»,

называть начало и окончание постэмбрионального развития, его виды, характеризовать сущность периодов развития,

анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек.

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения

Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.

Дробление, гаструляция, органогенез.

Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра)

5

Контрольная работа №2 Размножение и индивидуальное развитие организмов

1

12.11

Раздел 4. Основы учения о наследственности и изменчивости.

Цель: ознакомить учащихся с предметом генетики, некоторыми её достижениями, значениями для практики, для развития медицины и различных областей биологии; раскрыть сущность основных понятий генетики.

№ УЭ

Учебные элементы

Кол – во

часов

Дата

Планируемые

результаты

Основные

понятия

Предметные

Метапредметные

1

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

1

16.11

Уметь: давать определения понятиям «Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип»,

называть признаки биологических объектов – генов и хромосом,

характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости,

объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения

Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип.

Наследственность и изменчивость -  свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

2

Генетические опыты Г.Менделя.

1

19.11

Уметь: давать определения понятиям «Гомо-, гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание». Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков, воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления,описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования.

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Гомо-, гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.

Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей

Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет.

3

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

1

23.11

Уметь: описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания,

называть условия закона независимого наследования,

анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания.

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения

Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип.

Условия проявления закона независимого наследования. Соотношения генотипов и фенотипов независимого наследования 9:3:3:1.

Закон независимого наследования.

4

Сцепленное наследование генов

1

26.11

Уметь: давать определения понятиям «Гомологичные хромосомы, конъюгация»,

объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения

Гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест, конъюгация, сцепленные гены.

Расположение генов : в одной или разных хромосомах. Линейное расположение генов. Условие выполнения закона Т.Моргана.

Перекрест хромосом -  источник генетической изменчивости.

5

Взаимодействие генов

1

30.11

Уметь: приводит примеры аллельного и неаллельного взаимодействия генов,

называть характер взаимодействия генов,

описывать проявление множественного действия гена

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения

Аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип.

Генотип – система взаимодействующих генов. Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков.

6-7

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

Лабораторная работа № 3. Решение генетических задач.

2

3.12

7.12

Уметь: называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека, приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом; решать простейшие генетические задачи.

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих

Гетеро- и гомогаметный пол, половые хромосомы.

Наследственные заболевания, сцепленные с полом. Расщепление фенотипа по признаку определения пола.

Закон сцепленного наследования.

8

Наследственные заболевания человека, сцепленные с полом.

1

10.12

Уметь: называть причины, обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости,

приводить примеры генных и геномных мутаций,

называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций.

Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные.

Синдром Дауна. виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости.

9

Наследственная изменчивость

1

14.12

Уметь: называть причины, обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости,

приводить примеры генных и геномных мутаций,

называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций.

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения

Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия.

Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные.

Синдром Дауна. виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости.

10

Другие типы изменчивости.

Лабораторная работа № 4.  Изучение изменчивости у организмов

1

17.12

Уметь: давать определение термину изменчивость,

приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды,

анализировать содержание основных понятий, выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов.

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции.

Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.

11

Контрольная работа №3

Основы наследственности и изменчивости

1

21.12

Раздел 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

Цель: сформировать первоначальные знания о селекции как науке, определить цели и задачи науки селекции и познакомить учащихся с центрами происхождения культурных растений.

№ УЭ

Учебные элементы

Кол – во

часов

Дата

Планируемые

результаты

Основные

понятия

Предметные

Метапредметные

1

Генетические основы селекции организмов

1

24.12

Уметь: называть практическое значение генетики,

приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком,

анализировать содержание основных понятий,

характеризовать  роль учения Вавилова для развития селекции, объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов.

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих

Селекция.

Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений.

Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Н.И.Вавилова о центрах.

2

Особенности селекции растений

1

28.12

Уметь: давать определение термину порода, сорт,

называть методы селекции,

приводить примеры сортов культурных растений,

объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика,

использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез, сорт.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов. Основные методов селекции: гибридизация и отбор.

Виды искус отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая и межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения культурных растений.

3

Особенности селекции животных.

1

11.01.13г

Уметь: давать определение термину порода, сорт,

называть методы селекции животных, приводить примеры пород домашних животных,

объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика,

использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Мутагенез, порода.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Основные методов селекции животных: гибридизация и отбор. Виды искус отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения домашних животных.

4

Основные направления селекции микроорганизмов

1

14.01

Уметь: Давать определение термину «биотехнология, штамм», Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности,

объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Биотехнология, штамм.

Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с/х, медицины,

микробиологический синтез.

Раздел 6. Происхождение жизни и развитие органического мира 

Цель: познакомить учащихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле, сформировать знания об условиях, способствующих возникновению живого из неживого, о возникновении планета Земля.

№ УЭ

Учебные элементы

Кол – во

часов

Дата

Планируемые

результаты

Основные

понятия

Предметные

Метапредметные

1-2

Представления о возникновении жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни на Земле.

2

18.01

21.01

Уметь: давать определение термину «гипотеза», называть этапы развития жизни,

объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Гипотеза, коацерваты, пробионты.

Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина.

Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи.

3

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

1

25.01

Уметь: давать определение термину «Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты», описывать начальные этапы биологической эволюции

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты.

Этапы развития жизни: химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Происхождение эукариотической клетки.

4

Этапы развития жизни на Земле

1

28.01

Уметь: давать определение термину «Ароморфоз, идиоадаптация», приводить примеры растений и животных, существовавших в разные периоды развития земли.

Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Ароморфоз, идиоадаптация.

Изменение  животного и растительного мира. Усложнение растительного животного мира  в процессе эволюции

Раздел 7. Учение об эволюции 

Цель: познакомить учащихся с развитием эволюционных идей ученых, раскрыть их вклад в развитие учения.

№ УЭ

Учебные элементы

Кол – во

часов

Дата

Планируемые

результаты

Основные

понятия

Предметные

Метапредметные

1

Идея развития органического мира в биологии

1

1.02

Уметь: давать определение термину эволюция, выявлять и описывать предпосылки учения Дарвина

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Эволюция, искусственный отбор.

Предпосылки возникновения теории Дарвина.

2-3

Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. Движущие силы эволюции

2

4.02

8.02

Уметь: давать определение термину Наследственность, изменчивость, борьба за существование, называть основные положения эволюционной теории Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование.

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Наследственность, изменчивость, борьба за существование.

Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование – движущие силы эволюции. Форы борьбы за существование.

Проявление в природе борьбы за существование, естественного отбора.

4

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.

1

11.02

Уметь: называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде, приводить примеры приспособлений организмов к окружающей среде, объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения

Адаптация, мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска.

Приспособительные особенности растений и животных. Многообразие адаптаций.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды – результат естественного отбора.

5

Современные представления об эволюции органического мира.

1

15.02

Уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Факторы эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе.

6

Вид, его структура и особенности

1

18.02

Уметь: называть признаки популяции, перечислять критерии вида, анализировать содержание определения понятий вид, популяция, приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции

Умение анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Вид, виды-двойники, ареал, популяция.

Критерии вида. Совокупность критериев -условия обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида.

7

Процесс образования видов – видообразование

1

22.02

Уметь: приводить примеры различных видов изоляции,

описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования.

Умение анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Микроэволюция.

Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы.

Виды изоляции.

8

Макроэволюция – результат микроэволюций.

1

25.02

Уметь: давать определения понятиям прогресс и регресс,

раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения

Биологический прогресс и регресс.

9

Основные направления эволюции

1

1.03

Уметь: давать определения понятиям Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, называть основные направления эволюции, приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.

Различать понятия микро - и макроэволюция. объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

10

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.

1

4.03

Уметь: называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы,

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Сохранение биологического разнообразия.

11

Контрольная работа №4 Учение об эволюции

1

8.03

Раздел 8. Происхождение человека (антропогенез)

Цель: сформировать у учащихся понятия о происхождении человека от животных, движущих силах антропогенеза: биологических и социальных, изучить этапы антропогенеза, различные точки зрения на происхождение человека

№ УЭ

Учебные элементы

Кол – во

часов

Дата

Планируемые

результаты

Основные

понятия

Предметные

Метапредметные

1

Место и особенности человека в системе органического мира.

1

11.03

Уметь: давать определения понятиям Антропология, антропогенез, объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Антропология, антропогенез.

Место и особенности человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличия от них.

2

Доказательства эволюционного происхождения человека

1

15.03

Уметь: объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими.

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными.

3-4

Этапы эволюции вида Человек разумный

2

18.03

22.03

Уметь: называть признаки биологического объекта – человека, объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими, перечислять факторы антропогенеза.

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения

Движущие силы антропогенеза.

Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая роль и социальная сущность человека.

5

Человеческие расы, их родство и происхождение

1

1.04

Уметь: объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека, доказывать единство человеческих рас.

Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Человеческие расы.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.

6

Контрольная работа №5

Происхождение человека

1

5.04

Раздел 9. Основы экологии

Цель: изучить основные экологические факторы, структуру и функции биогеоценозов, основные пищевые цепи,  биосферу и её границы,

функции живого вещества, роль человека в биосфере, характер приспособлений организмов  к различным экологическим факторам, круговорот веществ в биосфере

№ УЭ

Учебные элементы

Кол – во

часов

Дата

Планируемые

результаты

Основные

понятия

Предметные

Метапредметные

1

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы

1

8.04

Уметь: давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор,

приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы,

выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов.

Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации.

Взаимодействие факторов.

2

Закономерности действия факторов среды на организмы

1

12.04

Уметь: объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

3

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды

1

15.04

Уметь: выявлять приспособления организмов к среде обитания.

Анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

4

Биотические связи в природе

1

19.04

Уметь: давать определения понятиям Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм, называть типы взаимодействия организмов,

приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих

Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы,  редуценты

5

Популяция как форма существования видов в природе

1

22.04

Уметь: называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции,

изучать процессы, происходящие в популяции.

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих

Популяция.

Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура

6

Функционирование популяции и динамика ее численности в природе

1

26.04

Уметь: называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции, изучать процессы, происходящие в популяции.

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих

Популяция.

Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе.

7

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе

1

29.04

Уметь: давать определения понятиям Популяция, биоценоз, экосистема, называть компоненты биоценоза; признаки и свойства экосистемы, приводить примеры естественных и искусственных сообществ,

характеризовать структуру наземных и водных экосистем.

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения

Популяция, биоценоз, экосистема.

Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем. Классификация наземных экосистем.

Свойства экосистем: обмен и круговорот веществ. Видовое разнообразие – признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие.

8

Понятие о биогеоценозе и экосистеме

1

3.05

Уметь: называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности,

описывать  биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду,

объяснять значение круговорота веществ,

составлять схемы пищевых цепей.

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих

Биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, гумус, фильтрация.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Средообразующая деятельность организмов.

9

Развитие и смена биогеоценозов

1

6.05

Уметь: называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии,

приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичных и вторичных сукцессиях, описывать свойства сукцессии.

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения

Экологическая сукцессия, агроэкосистемы.

Факторы существования равновесной системы в сообществе. Первичная и вторичная сукцессия.

Продолжительность и значение экологической сукцессии. Особенности агроэкосистем.

10

Основные законы устойчивости живой природы

1

10.05

Уметь: давать определения понятиям биосфера, называть признаки, структурные компоненты и свойства биосферы, характеризовать живое, косное и биокосное вещество биосферы, объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения

Биосфера.

Биосфера – глобальная экосистема. Границы, компоненты и свойства биосферы.

Учение В.И.Вернадского о биосфере.

11

Рациональное использование природы и ее охрана

1

13.05

Уметь: называть антропогенные факторы влияния на биогеоценозы, приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых при родных ресурсов,

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы

Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Природные ресурсы.

Последствия хоз деятельности человека в экосистемах. Влияние человека на растительный и животный мир. Сохранение биологического разнообразия. Классификация природных ресурсов.

12

Экологические проблемы

1

17.05

Уметь: называть современные экологические глобальные проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы,

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих

Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей.

13

Контрольная работа №6 Основы экологии

1

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...