Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа (биология, 10 класс) по теме

Исправникова Наталия Алексеевна

Рабочая программа по биологии 10 класс. Программа Пасечника В.В., учебник Каменского А.А. Программа содержит пояснительную записку : цели и задачи биологии, место предмета в учебном плане, компетенции, знания и умения, мателиально- техническое оснащение, тематическое планирование. Программа содержит развернутое календарно- тематическое планирование : задачи темы, содержание урока, УУД и ОУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_10_klass.rar56.52 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочное планирование биология 10 класс

Тема урока

Сроки

Планируемый результат

Компетентности

(УУД, ОУУН)

Контроль

Д/З

примечание

Раздел 1. Введение в биологию (4 ч)

Цели изучения темы :систематизировать и обобщить знания учащихся о биологии ;показать развитие биологических наук и значение биологических знаний в деятельности человека; познакомить учащихся с методами биологических исследований ; сформировать современные научные представления о сущности жизни и свойствах живого ; сформировать представления об уровнях организации живой природы ; показать особенности функционирования биологических систем на разных уровнях организации живой материи.

1

Введение. История развития биологии как науки.

Сентябрь1

Классическая и эволюционная биология, физико-химическая биология. Основные этапы становления биологии как науки Выявлять главные задачи общей биологии. Составлять план ответа.

умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, оценка, анализ,

План

§1

2

Методы исследования в биологии

Сентябрь 1

Научный факт, научный метод. Методы исследования:

Описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный Использовать описательный, сравнительный, экспериментальный метод на практике

умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

Конспект

§2

3

Сущность жизни и свойства живого

Сентябрь 2

Признаки живого. Жизнь. Открытая система.

Приводить признаки живого, используя межпредметные знания

умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного анализа

Определения

§3

4

Уровни организации живой материи

Сентябрь 2

УОЖМ: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный Приводить примеры  УОЖМ

систематизации информации

определения

§3

Глава 1. ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ (29 ч)

Цели изучения темы : сформировать  у учащихся понятие о клетке как структурной и функциональной единице всех живых организмов на нашей планете ; познакомить с процессами метаболизма, биосинтеза  белка и энергетическом обмене, их значением и биологической сущностью ; закрепить знания об особенностях строения и жизнедеятельности прокариотических и эукариотических клеток ; развивать умения работы с увеличительными приборами ; воспитание бережного отношения к окружающей среде.

5

Методы цитологии. Клеточная теория

Сентябрь 3

История развития клеточной теории. Положения клеточной теории. Работать в парах сменного состава, умение составлять план параграфа.

умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

План

§5

7

Особенности химического состава клеток

Сентябрь 3

Вещества, входящие в состав живых организмов. Макроэлементы, микроэлементы, ультромикроэлементы Приводить примеры из жизни и использовать знания из химии

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

§6

8

Неорганические вещества клетки

Сентябрь 4

Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Минеральные вещества . Осуществление межпредметных знаний с химией, находить информацию в дополнительной литературе.

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

Тест

§7-8

9

Углеводы и липиды

Сентябрь 4

Классификация углеводов и липидов, их роль в жизнедеятельности клетки.

Проводить сравнительный анализ роли орг. веществ в организме.

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать

Тест

§9-10

10

Белки их строение

Сентябрь 5

Белки-протеины-протеиды-пептид-пептидная связь-полипептид. Структура белков. Уметь составлять таблицы

Классификация, сравнение, обобщение

Тест

§11

11

Функции и свойства белков.

Октябрь 1

Функции белков: строительная, ферментативная, транспортная, защитная, регуляторная, энергетическая. Приводить примеры функций белков в организме человека

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать

Тест

§11

12

Лабораторная работа 2. «Определение каталитической активности ферментов»

Октябрь 1

Ферментативная функция белков, цветные реакции, денатурация. Проведение лабораторных опытов  и их оформление

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить анна                  логию

оформление

§11

13

Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке

Октябрь 2

Нуклеиновые кислоты-нуклеотид-ДНК-РНК. Комплементарность

Проводить сравнительный анализ ДНК и РНК

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать

Таблица

§12

14

Решение задач на составление  цепей ДНК, РНК

Октябрь 2

Особенности строения цепей ДНК, РНК. Виды РНК. Составлять цепи ДНК, используя принцип комплиментарности. Решать элементарные биологические задачи.

Классификация, сравнение, обобщение

Тест

§12

15

АТФ и другие органические соединения

Октябрь 3

АТФ-АДФ-АМФ. Макроэнергетическая связь. Витамины и их роль в клетке. Объяснять роль АТФ в жизни живых организмов

определение сущностных характеристик изучаемого объекта

Таблица

§13

16

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

Октябрь 3

Эндоцитоз, экзоцитоз. Ядро: хроматин, ядрышки, кариоплазма, хромосомы Кариотип.Проводить самостоятельный поиск биологической информации

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, давать определения

Таблица

§14

17

Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

Октябрь 4

Гиалоплазма, цитоскелет, клеточный центр, центриоли, рибосомы.Проводить  поиск биологической информации

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, давать определения

Таблица

§15

18

Лабораторная работа 3. «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»

Октябрь 4

Постоянство внутренней среды клетки и способы ее поддержания.Проведение лабораторных работ, работа с микроскопом

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, давать определения

оформление

§14-15

19

ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.

Ноябрь 1

ЭПС: гладкая, шероховатая. Комплекс Гольджи, его функции. Лизосомы, клеточные включения.Анализировать материал и составлять таблицы

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, давать определения

Таблица

§16

20

Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

Ноябрь 2

Митохондрии-энергетические станции клеток. Пластиды-тилакоиды-граны-строма.Анализировать материал и составлять таблицы

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, давать определения

Таблица

§17

21

Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

Ноябрь 3

Мезосома, аэробы, анаэробы, споры, плазмиды.

Работа в группах по нахождению сходства и различий

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, давать определения

Таблица

§18

22

Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов.

Ноябрь 3

 Сапрофиты, паразиты, симбионты, гифы.Работа в группах по нахождению сходства и различий

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать

Таблица

§19

Лабораторная работа 1. «Сравнение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

Ноябрь 4

Особенности строения клеток растений, грибов, бактерий, животных . Работать с микроскопом, оформлять лабораторные работы и делать по ним выводы.

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать

Таблица

§19

23

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

Ноябрь 4

Строение вирусов, история их открытия, особенности жизнедеятельности Проводить самостоятельный поиск биологической информации

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать

Таблица

§20

24

Вирусные заболевания человека. ВИЧ и СПИД.

Декабрь 1

Борьба с вирусными заболеваниями. Профилактика СПИДа.

систематизации информации

Таблица

§20

25

К/Р.1. «Структура и функции клетки»

Декабрь 1

Органоиды клетки и их роль в жизнедеятельности клетки

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, давать определения

В виде ЕГЭ

26

Обмен веществ и энергии в клетке

Декабрь 2

Гомеостаз, пластический обмен, энергетический обмен. Метаболизм. Фермент.Сравнивать пластический и энергетический обмен

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать

Схема

§21

27

Энергетический обмен в клетке

Декабрь 2

Фосфорилирование. Этапы энергетического обмена: гликолиз-дыхание. Составлять схемы обмена

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать

Схема

§22

28

Питания клетки.

Декабрь 3

Питание-автотрофы-гетеротрофы

Приводить примеры организмов разных по способу питания

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие,

Схема

§23

29

Автотрофное питание. Фотосинтез.

Декабрь 3

Световая и темновая фазы фотосинтеза. Фотосистема1.Фотосистема 2.  Анализировать фазы фотосинтеза

умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

Схема

§24

30

Автотрофное питание. Хемосинтез.

Декабрь 4

Железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие бактерии.

 Сравнивать фотосинтез и хемосинтез

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать.

Схема

§25

31

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

Декабрь 4

Кодон-антикодон. Транскрипция. Промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодон, полисома.

 Составлять цепочки полинуклеотидов

Классификация, сравнение, обобщение

Таблица

§26

32

Биосинтез белков на рибосоме. Регуляция процессов трансляции и транскрипции.

Январь 2

Оперон, структурные гены, оперон, репрессор. Объяснять сущность процессов на рибосоме

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить анна                  логию

Таблица

§27

33

К/Р.2.  «Клетка - единица живого»

Январь 2

Основные знанья и умения по теме..

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения

В форме ЕГЭ

Глава 2. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (11ч)

Цели изучения темы : раскрыть роль размножения как важнейшего процесса, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с жизненным циклом клетки; охарактеризовать основные способы деления –митоз и мейоз, рассмотреть их сходство и различие, углубить знания учащихся о способах размножения живых организмов, сформировать знания о периодах онтогенеза, развивать умения делать выводы об особенностях размножения растений и животных.

Январь /2

34

Жизненный цикл клетки

Январь 3

Митотический цикл. Апоптоз.

Репликация.

определение сущностных характеристик изучаемого объекта

§28

35

Митоз. Амитоз.

Январь 3

Кариокинез, цитокинез, веретено деления. Амитоз

определение сущностных характеристик изучаемого объекта

Таблица

§29

36

Мейоз

Январь 4

Этапы мейоза. Конъюгация, кроссинговер. Сравнивать митоз и мейоз

определение сущностных характеристик изучаемого объекта

Таблица

§30

37

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Январь 4

Бесполое размножение, его роль в эволюции. Вегетативное размножение. Анализировать и оценивать значимость размножения

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать

Схема

§31

38

Формы размножения организмов. Половое размножение.

Февраль 1

Прогрессивность полового размножения. Гаметы, гермафродиты

Яичники и семенники. Анализировать и оценивать значимость размножения

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать

Схема

§32

39

Развитие половых клеток.

Февраль 1

Гаметогенез. Оогенез. Сперматогенез. Направленные тельца. Сравнивать процессы развития половых клеток

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, давать определения

Схема

§33

40

Оплодотворение.

Февраль 2

Оплодотворение у животных и растений (двойное оплодотворение). Выявлять сходство и различие в оплодотворении животных и растений

умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно

Схема

§34

41

Онтогенез- индивидуальное развитие организма.

Февраль 2

Онтогенез. Типы онтогенеза. Метаморфоз. Плацента. Выявлять сходство и различие в онтогенезе животных и растений

умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно

Таблица

§35

42

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.

Февраль 3

Морула, бластула, гаструла, нейрула. Эктодерма, эндодерма, мезодерма. Эмбриональная индукция. Выявлять сходство и различие  стадий инд. развития

Умения устанавливать причинно

Таблица

§36

43

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период.

Февраль 3

Период постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение. Прямое и непрямое развитие. Выявлять сходство и различие в постэмбриональном развитии животных

Умения устанавливать причинно

Таблица

§37

44

Контрольная работа № 4 «Индивидуальное развитие организмов»

Февраль 4

Основные понятия темы

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения

В форме ЕГЭ

Глава 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ. (15 ч)

Основные задачи темы: познакомить с историей становление генетики как науки, раскрыть сущность основных законов генетики и их цитологические основы; раскрыть сущность основных генетических понятий; научить учащихся решать генетические задачи, используя генетическую символику; формировать умения строить логические предположения при решении генетических задач; формировать бережное отношение к своему здоровью и здоровью будущего поколения.

45

История развития генетики. Гибридологический метод.

Февраль 4

Этапы развития генетики как науки. Гибридологический метод. Чистые линии.

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать

План

§38

46

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание

Март 1

Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные и рецессивные гены, правило единообразия. Решение генетических задач, с применением генетической символики. Решать элементарные биологические задачи.

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать

Задачи

§39

47

Неполное доминирование. Анализирующие скрещивание.

Март 1

Неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование, анализарующие скрещивание  Решение генетических задач, с применением генетической символики.  Решать элементарные биологические задачи.

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать

Задачи

§40

48

Решение задач на моногибридное скрещивание

Март 2

Фенотип, генотип, генофонд вида.

Цитологические основы наследственности  Решение генетических задач, с применением генетической символики.  Решать элементарные биологические задачи.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить анна                  логию

Задачи

§39-40

49

Дигибридное скрещивание

Март 2

Закон независимого наследования признаков. Решение генетических задач, с применением генетической символики. Решать элементарные биологические задачи.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить анна                  логию

Задачи

§41

50

Решение задач на дигибридное скрещивание

Март 3

Решетка Пиннета. Цитологические основы наследственности.  Решение генетических задач, с применением генетической символики. Решать элементарные биологические задачи.

умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

Задачи

§41

51

Хромосомная теория наследственности.

Март 4

Закон Моргана, кроссинговер, генетические карты. Описание кроссинговера

Классификация, сравнение, обобщение

Задачи

§41

52

Взаимодействие неаллельных генов.

Апрель 1

Дополнительное взаимодействие. Эпистаз. Полимерное действие гена. Плейотропность. Анализировать взаимодействие генов

систематизации информации, давать определения, приводить доказательства

Задачи

§42

53

Цитоплазматическая наследственность.

Апрель 1

Цитоплазматическая (нехромасомная наследственность), наследование по линии матери.

 Объяснять значение цитоплазматической наследственности

систематизации информации, давать определения

Задачи

§43

54

Генетическое определение пола.

Апрель 2

Половые хромосомы и аутосомы, их различия. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Решение генетических задач, с применением генетической символики. Решать элементарные биологические задачи.

систематизации информации, приводить доказательства

Задачи

§44

55

Наследование признаков сцепленных с полом

Апрель 2

Наследование признаков сцепленных с полом. Гемофилия, дальтонизм. Работа с дополнительной литературой

умение развернуто обосновывать суждения

Задачи

§45

56

Лабораторная работа 4. Решение генетических задач

Март 2

Фенотип, генотип, генофонд вида.

Цитологические основы наследственности  Решение генетических задач, с применением генетической символики.  Решать элементарные биологические задачи.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить анна                  логию

Задачи

§39-40

57

Лабораторная работа 5.Модификационная изменчивость.

 Апрель 3

Норма реакции. Ненаследственная и наследственная изменчивость. Анализирование результатов лабораторной работы.

умение развернуто обосновывать суждения

оформление

§45

58

Виды мутаций.

Апрель 3

Генные, хромосомные (утрата, делеции, дупликации, инверсия, транслокация) и геномные мутации  Выявлять примеры мутаций

определение сущностных характеристик изучаемого объекта

Схема

§46

59

Причины мутаций.

Апрель 4

Мутагенные факторы. Соматические и генеративные мутации. Летальные, полулетальные, нейтральные и полезные мутации.

 Приводить примеры причин мутаций

определение сущностных характеристик изучаемого объекта

Вопросы

§47

60

К/Р.3.  «Основы генетики»

Апрель 4

Знание цитологических основ наследственности абота с разноуровневыми тестами

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения

В форме ЕГЭ

§48

Глава 4. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (4 ч)

Основные задачи темы: познакомить учащихся с универсальностью генетических закономерностей для всех живых организмов; сформировать знания об особенностях каждого метода исследования генетики человека; охарактеризовать значение генетики для человеческого общества, уметь на практике применять знания законов генетики; познакомить учащихся с заболеваниями, в основе которых лежат генетические нарушения; дать представления о возможых способах лечения  или недопущения таких заболеваний, охарактеризовать проблемы генетической безопасности.

61

Методы исследования генетики человека.

Май /1

Методы: генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический.Составлять план ответа

определение сущностных характеристик изучаемого объекта

Таблица

§49

62

Генетика и здоровье

Май /2

Генные заболевания, аутосомно-доминантное, аутосомно-рецессивное наследование.

определение сущностных характеристик изучаемого объекта

Доклады

§50

63

Проблемы генетической безопасности.

Май /3

Медико-генетическое консультирование, составление родословных. Проблемы  генетической безопасности будущих поколений.

определение сущностных характеристик изучаемого объекта

Доклады

§51

64

Контрольная работа № 4.Годовая контрольная работа .

Май /4

Основы цитологии, размножения и индивидуального развития организмов, основы генетики, генетика человека

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения

В форме ЕГЭ

6568

Резервное время

Май 5-8

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...