Главные вкладки

    Рабочая программа по биологии к учебнику «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой, 1час.
    рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

    Татуйко Наталья Евгеньевна

    Рабочая программа составлена с учетом уменьшения часов биологии в 6 классе согласно базисному учебному плану.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rab_pr_po_biologii_6_kl_1ch_2011-2012.doc_2.doc113.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа по биологии (по авторской программе В. В. Пасечника)

    6 класс

    Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы  основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой// сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 ,-172с., с учетом количества часов, отводимых на изучение биологии в  Базисном учебном плане.

    Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для шестого класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю.

    В рабочей программе отражены цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные ниже.

    Цели и задачи:

    -  обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов изучаемых царств растений, бактерий и грибов; об их индивидуальном и историческом развитии; о системе органического мира; структуре и функционировании экологических систем, об их изменениях под влиянием деятельности человека;

    -  обеспечить понимание научной картины мира, характера биологических процессов и явлений;

    - добиться понимания практического значения биологических знаний как научной основы сельскохозяйственного производства, лесной промышленности,  природоохранной деятельности, современных отраслей производства, в которых используются биологические системы;

    - добиться установления гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

    - формировать умения по выращиванию растений, охране природы;

    - обеспечить экологическое образование и воспитание, формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране;

    - формировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, развития логического мышления школьников, их воспитания.

    Рабочая программа по биологии для 6 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности растительных организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

    Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

    Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые  сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

    Требования к уровню подготовки выпускников

    В результате изучения биологии ученик должен

    знать/понимать

    признаки биологических объектов:   клеток и организмов растений,   грибов и бактерий;    растений   и грибов своего региона;

    сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,   регуляция жизнедеятельности организма.  

    уметь

    объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;  

    изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

    распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,   растения разных отделов; наиболее распространенные растения   своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

    выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

    сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

    определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

    анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

    проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,   бактериями и  грибами;

    оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

    рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

    выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.

    Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

    Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации  учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Пасечник В. В., Снисаренко Т. А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6 кл. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 80 с.: ил.

    В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать умения учащихся узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

      В данную программу на основе решения школьного методического объединения  были внесены изменения:

     - сокращение лабораторных работ с 25 до 5, и 7 из них заменены демонстрациями опытов или микропрепаратов учителем;

     - исключены из программы темы природные сообщества и развитие растительного мира, так как  эти темы более подробно изучаются в 9 и 11 классе;

    - отведены 2 часа на резервное время.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

    Пасечник В. В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М: Дрофа, 2005. – 272с.;

    а также методического пособия для учителя:

    Н.В. Дубинина, В. В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2004. - 128с.

    дополнительной литературы для учителя:

    Е. М. Бенуж. «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тесты по биологии. – М.: Издательство «Экзамен»,2008. – 94 с.

    Н. Л. Галеева. Интегрированные биологические декады: Планирование, организация, содержание. – 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2008. – 96 с.- (Методическая библиотека).

    О. А. Пустохина, Н. А. Селезнева, Е. В. Трахина. Биология. 6-11 классы: конспекты уроков: технологии, методы, приемы.–Волгоград: Учитель, 2008.–134 с.

    Р. М. Евдокимова. Внеклассная работа по биологии.– Саратов: Лицей, 2005.– 288 с.

    Н. Г. Петрова, Т. А. Яковлева. Декоративные древесные растения (применение и уход): Учебное пособие. – Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 60 с.

    для учащихся:

    Пасечник В. В., Снисаренко Т. А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6 кл. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 80 с.: ил.

    Дополнительная литература из базы школьной библиотеки.

    Интернет-ресурсы  на усмотрение учителя и обучающихся

    Календарно – тематическое планирование

    уроков биологии

    6 класс

    (34 часа, 1 час в неделю)

    №п/п

    Дата

    Тема и тип урока

    Планируемые результаты

    Формы и средства контроля

    Практическая часть программы

    Домашнее задание

    Введение ( 1ч)

    1.

    Биология – наука о живой природе. Вводный

    Использовать имеющиеся знания, сравнивать, обсуждать.

    Стр. 9 – 12,

    Клеточное строение организмов (3 ч)

    2.

    Устройство увеличительных приборов.

    Комбинированный

    Знать устройство увеличительных приборов

    Лаб. работа №1: «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Рассмотрение клеток с помощью лупы».

    § 1 задания в рабочей тетради (далее з.в р/т)

    3.

    Клетка и ее строение.

    Комбинированный

     Знать строение растительной клетки и функции ее органоидов

    Лаб. работа №2: «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

    §2 з.в р/т

    4.

    Жизнедеятельность клетки. Ткань.

    Комбинированный

     Знать основные процессы жизнедеятельности клетки

    Работа по карточкам

    Демонстрация микропрепаратов различных тканей

    § 3, 4

    Царства Бактерии и Грибы (4 ч)

    5.

    Бактерии.

    Комбинированный

    Знать строение, питание, рост и развитие бактерий, роль в природе и жизни человека, разнообразие

    Тестовый контроль «Строение и жизнедеятельность растительной клетки. Ткани»

    §5,6

    6.

    Общая характеристика грибов.

    Комбинированный

     Знать строение и жизнедеятельность грибов, значение.

    Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи)

    §. 7,8 з.в р/т

    7.

    Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы – паразиты.

    Комбинированный

     Знать строение, условия жизни грибов, болезни растений и животных, вызванные грибами - паразитами

    § 9, 10 з.в р/т

    8.

    Лишайники.

    Комбинированный

     Знать строение, жизнедеятельность, размножение лишайников, значение.

    Тестовый контроль «Грибы»

    § 13

    Царство    Растения (5 ч)

    9.

    Ботаника. Общая характеристика растений.

    Вводный

     

    Знать методы изучения растений, общую характеристику растений, роль в биосфере.

    § 11 з.в р/т

    10.

    Водоросли.  

    Комбинированный

     Строение и жизнедеятельность водорослей, значение

    § 12 з.в р/т

    11.

    Мхи, папоротники, хвощи, плауны.

    Комбинированный

     Знать строение мхов, папоротников, хвощей, плаунов  

    Тестовый контроль «Водоросли»

    § 14,15

    12.

    Голосеменные.

    Комбинированный

     Знать строение и разнообразие, среду обитания,  размножение,  распространение голосеменных.

    §16, 42

    13.

    Цветковые растения.

    Комбинированный

    Знать признаки цветковых растений, многообразие

    § 17 з.в р/т

    Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)

    14.

    Строение семян однодольных и двудольных растений.

    Комбинированный


     Знать строение семян однодольных и двудольных растений.

    Лаб. работа №3: «Строение семени фасоли и пшеницы»

    § 18

    15.

    Корень. Видоизменения корней.

    Комбинированный

     Знать виды корней, типы корневых систем, видоизмененные корни

    § 19, 20

    16.

    Побег. Почки и их строение.

    Комбинированный

     Знать строение почки, рост и развитие побега

    § 21,22 з.в р/т

    17.

    Строение листа. Видоизменение листьев.

    Комбинированный

     Знать строение листа, видоизмененные листья

    § 23, 24, 25

    18.

    Строение стебля. Видоизменение побегов.

    Комбинированный

     Знать строение, рост, многообразие и видоизменение стебля

    § 26, 27 з.в р/т

    19.

    Цветок и его строение. Соцветия .


    Комбинированный

     Знать строение цветка

    Тестовый контроль «Строения стебля»

    Лаб. работа №4:  «Изучение строения цветка»

    §28

    20.

    Соцветия

    Комбинированный

     Знать типы соцветий

    § 29

    21.

    Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян

    Комбинированный

     Знать классификацию, распространение плодов и семян

    Лаб. работа №5: «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

    § 30, 31

    Жизнь растений (6 ч)

    22.

    Минеральное питание растений.

    Комбинированный

    Знать о передвижении воды и мин. веществ по стеблю

    Тестовый контроль «Цветок. Соцветие. Плод»

    §32, 33, 37

    23.

    Фотосинтез и дыхание



    Комбинированный


    Знать механизм фотосинтеза и дыхания

    Демонстрации опытов: доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала , дыхание растений.

    § 34, 35 з.в р/т

    24.

    Испарение воды растениями. Листопад.

    Комбинированный

     Знать причины испарения воды и листопада

    Демонстрация опыта: испарение воды листьями

    § 36 з.в р/т

    25.

    Рост растений.

    Комбинированный

     Знать,  как происходит рост растений

    § 38, 39 з.в р/т

    26.

    Способы размножения растений. Размножение споровых растений

    Комбинированный

     Знать о размножении споровых растений

    §.40,41

    27.

    Вегетативное  и половое размножение покрытосеменных растений

    Комбинированный

     Знать о способах вегетативного размножения

    §43, 44 з.в р/т

    Классификация растений (4 ч)

    28.

    Основы систематики растений.

    Вводный

     Знать основные систематические категории

    § 45, 46, повторение

    29.

    Класс Двудольный растения.


    Комбинированный

     Знать морфологические признаки растений семейств.

    Демонстрация живых и гербарных растений семейств, районированных сортов с/храстений.

    §. 47, 48, 49 повторение

    30.

    Класс Однодольные растения.

    Комбинированный

    Знать морфологические признаки растений семейств.

    Демонстрация живых и гербарных растений семейств, районированных сортов сельскохозяйственных растений.

    § 50,51, повторение

    31.

    Итоговая контрольная работа за год.

    Итоговый урок по курсу биологии 6 класса.

     

    Тестовый контроль по темам: Растения. Грибы. Бактерии.

    дополнительная литература

    Приложение 2 к пояснительной записке.

    В связи с больничным листом с 29.10 по 15.11 в рабочей программе внесены изменения: резервного времени на уроки нет, совмещен урок «Цветок и его стороение» и урок «Соцветие».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по биологии 8 класса авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова

    Рабочая программа по биологии 8 класса авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова...

    Рабочая программа по биологии 9 класса авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова

    Рабочая программа по биологии 9 класса авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. 2часа в неделю...

    Рабочая программа по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой

    Рабочая программа по биологии для 7 класса «Животные» авторов  В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. 2часа в неделю...

    Рабочая программа по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» автора Пасечника В. В.

    Рабочая программа по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» автора Пасечника В. В....

    Рабочая программа по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой

    Рабочая программа по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой...

    рабочая программа 6 класс по курсу "Бактерии. Грибы. Растения"

    рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК под редакцией В. В. Пасечника....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой

    Программа разработана на основе  примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. пасечника, ...