рабочая программа 6 класс по курсу "Бактерии. Грибы. Растения"
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Олейникова Лариса Ивановна

рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК под редакцией В. В. Пасечника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_kl.doc269 КБ

Предварительный просмотр:

г. Белая Калитва

государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской                             области кадетская школа-интернат          

«Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус»

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

«Утверждаю»


                                                        Директор   корпуса                                          

                                                                              Приказ oт___________№_______

                                                                                        __________  В.Н. Диденко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по     БИОЛОГИИ  «БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, РАСТЕНИЯ»

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

основное общее образование, 6  класс

(начальное обшее, основное обшее,среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов  70 часов

Учитель        Олейникова Лариса Ивановна

                                                              (ФИО)

Программа разработана на основе

Примерные  программы  В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Биология. 5–9кл.,Москва. «Дрофа», 2011г

________________________________________________________________

(указать примерную программу, издательство, год издания)

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Данная программа разработана с учетом следующей нормативной базы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№ 273-ФЗ « Об образовании Российской Федерации»;

- приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-  приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

     - приказ Минобразования Ростовской области  от 30.04.2014 года № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год»,

    - приказ Минобрнауки России от13.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;

    - Учебный план кадетского корпуса

    - программой для общеобразовательных учреждений / Биология. 5—11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника / авт.-сост. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. — М. : Дрофа, 2011. — 92, [4] с.

    - учебником для общеобразовательных учебных заведений «Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения» под редакцией В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2012-2014гг.

              В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 6 классе отводится 35 часов из федерального компонента ещё 35 часов выделяется из компонента кадетского корпуса, таким образом, преподавание биологии проводится в объёме 2  часа в неделю, 70 часов в год. Дополнительные часы распре-деляются по темам следующим образом:

–  Клеточное строение организмов – 1 час

–  Царство Грибы – 3 часа

–  Царство Растения – 3 часа

–  Строение и многообразие покрытосеменных растений – 7 часов      

–  Жизнь растений – 8 часов  

–  Классификация растений – 8 часов  

–  Природные сообщества – 2 часа

–  Развитие растительного мира – 3 часа

              Преподавание биологии в 6 классе ведётся на базовом уровне. Региональный компо-нент распределяется диффузно в зависимости от изучаемых тем.

              По программе основного общего образования по биологии 5-9 классы (авторы В.В. Па-сечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов.) и в соответствии с графиком работы кадетского корпуса на преподавание биологии в 6 классе отводится 70 часов.  В соответствии с учебным планом и расписанием уроков по планированию учителя – 68 часов. Программный материал будет пройден в полном объёме.

              Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую прог-рамму включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной про-граммой). Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Лабораторные работы «Строение шляпочных грибов», «Знакомство с многообра-зием зелёных одноклеточных и многоклеточных водорослей», «Изучение строения мха», «Изу-чение строения спороносящего папоротника», «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине» являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотре-нию учителя.

              Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточ-ными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу

и использованию информации.
             Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированнос-ти к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной

деятельности используется тетрадь на печатной основе:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

В. В. Пасечник «Биология: Бактерии. Грибы. Растения». Рабочая тетрадь.  6 класс. – М.

Дрофа, 2013.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познаватель-ных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностиро-вать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познава-тельные задачи, требующие от ученика размышлений и (или) отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ШЕСТОМ КЛАССЕ

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятель-ности и средообразующей роли растений; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за растениями;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растениями, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за рас-тениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

В результате включения регионального компонента в содержание учебной программы ученик должен:

знать/понимать: 

- признаки биологических объектов: организмов растений, бактерий, грибов и лишайников; экосистем своего региона

уметь:

- наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе Ростовской области

- распознавать и описывать наиболее распространенные растения, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы

               В шестом классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности растительных организмов, их индивиду-альном и историческом развитии, структуре, функционировании, и многообразии экологичес-ких систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологи-чески правильные решения в области природопользования.

               Учащиеся получают представление о многообразии растений и принципах их класси-фикации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе ох-раны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здраво-охранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологичес-ких систем.

              В рабочую программу внесены следующие изменения:

 1. Для более полного усвоения материала лабораторная работа «Изучение строения семян дву-дольных и однодольных растений» проводится в два этапа: на одном уроке изучается строение семян двудольных растений, на втором – строение семян однодольных растений.

2. Лабораторная работа «Рассматривание клеток с помощью лупы» не проводится из-за отсут-ствия оборудования.

3. Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте» не может быть проведена из-за отсутствия объекта для наблюдения.

Последовательность изучения тем

Тема

Тема урока

Кол-во

часов

Лабораторные

работы, практические работы

Экскурсии

."Введение "

1. Биология — наука о живой природе

2. Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений

2 часа

эк. №1 «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений»

Тема 1

"Клеточное строение организмов "

3. Устройство увеличительных приборов

4. Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды)

5. Приготовление препарата кожицы чешуи лука и рассматри-вание его под микроско-пом

6. Жизнедеятельность клетки

7. Ткани

5 часов

л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

л.р.№2 «Приготовление                                препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

Тема 2.                        "Царство Бактерии"

8. Строение и жизнедея-тельность бактерий.

9. Роль бактерий в природе и жизни человека

2 часа

.Тема 3.                        "Царство Грибы "

10. Общая характеристика грибов.

11. Шляпочные грибы.

12. Плесневые грибы и дрожжи

13. Роль грибов в природе и жизни человека

14. Контрольная работа № 1: «Царства Бактерии и Грибы»

5 часов

л.р.№ 3 «Строение шляпочных грибов»

л.р № 4 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом»

 Тема 4.                              " Царство Растения "

15. Разнообразие, распространение и значение растений.                     16. Водоросли.

17. Лишайники

18. Мхи

19. Папоротники, хвощи, плауны

20. Голосеменные растения

21. Покрытосеменные растения

22. Контрольная работа № 2 по теме: «Царство Растения

8 часов

л.р. № 5 «Знакомство с многообразием зелёных одноклеточных и много-клеточных водорослей»

л.р.№6 «Изучение строения мха (на местных видах)»

л.р.№7 «Изучение строения спороносящего папоротника»                            

Тема 5.                              "Строение и многообра-зие покры-тосеменных растений"

23. Строение семян двудольных растений

24. Строение семян однодольных растений

25. Виды корней и типы корневых систем

15 часов

л.р. № 8 «Изучение стро-ения семян двудольных растений»

л.р. № 9 «Изучение строения семян однодоль-ных растений»

26. Зоны корня

27. Видоизменение корней.

л.р. № 10 «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы»  

28. Побег и почки

29. Внешнее строение листа

30. Клеточное строение листа

31. Влияние экологических факторов на строение листа. Видоизменение листа.

32. Строение стебля

33. Видоизменения побегов

34. Строение цветка

35. Соцветия

36. Плоды. Распростра-нение плодов и семян

37. Контрольная работа № 3 «Побег. Лист. Цве-ток и плод»

л.р. № 11 «Изучение видоизме-нённых побегов (корневище, клубень, луковица)»  

л.р. № 12 «Изучение строения цветка»

Тема 6.                              "Жизнь рас-тений"

38. Химический состав растений

39. Минеральное пита-ние растений

40. Фотосинтез

41. Фотосинтез

42. Испарение воды

43. Передвижение воды и питательных веществ в растении

44. Прорастание семян

45. Растительный орга-низм как единое целое

46. Экскурсия №2 «Зимние явления в жизни растений»

47. Способы размноже-ния растений

48. Размпожение споро-вых растений

49. Размножение голосе-менных растений

50. Вегетативное и поло-вое размножение покры-тосеменных растений

51. Оплодотворение  у покрытосеменных рас-тений. Образование пло-дов и семян.

52. Обобщающий урок по теме: «Размножение растений»

15 часов

л.р. № 13 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

л.р. № 14 «Определение всхожести семян растений и их посев»

л.р. № 15 «Вегетативное размножение комнатных растений»

эк. №2 «Зимние явления в жизни растений»

Тема 7.                              "Классифи-кация рас-тений"

53. Основы системати-ки растений. Деление покрытосеменных на классы

54. Класс Двудольные. Семейство Крестоцвет-ные

55. Семейства Розоцвет-ные и Паслёновые

56. Семейства Мотыль-ковые и Сложноцвет-ные

57. Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки

58.л. р. № 16 «Выявле-ние признаков семей-ства по внешнему стро-ению растений»

59. Важнейшие сельско-хозяйственные расте-ния, биологические основы их выращива-ния и народнохозяй-ственное значение

60. Контрольная работа № 4 «Классификация растений»

8 часов

л.р. № 16 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений»

Тема 8.                             "Природные сообщест-ва"

61. Основные экологи-ческие факторы и их влияние на растения

62. Характеристика ос-новных экологических групп растений

63. Растительные сооб-щества

64. Растительные сооб-щества

65. Экскурсия №3 «Природное сообщест-во и человек. Феноло-гические наблюдения за весенними явлениями в природных сообщест-вах»

5 часов

л.р. № 17 «Изучение особенностей строения растений разных экологических групп»

эк. №3 «При-родное сооб-щество и чело-век. Фенологи-ческие наблюде-ния за весенни-ми явлениями в природных сообществах»

Тема 9.                             "Развитие раститель-ного мира"

66. Многообразие рас-тений и их происхожде-ние. Основные этапы развития растительного мира

67. Влияние хозяйст-венной деятельности человека на раститель-ный мир

68. Степные просторы Донского края

3 часа

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ – 2 ЧАСА

      Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь орга-низмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

     Экскурсия 

    Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений

                            ТЕМА 2. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ – 5 ЧАСОВ                         
      Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вода. Минеральные и органические вещества.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом

Лабораторные работы

     1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними

     2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука и рассматривание его под микроскопом

ТЕМА 3. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ – 2 ЧАСА

      Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размно-жение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

ТЕМА 4. ЦАРСТВО ГРИБЫ – 5 ЧАСОВ

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников

Лабораторные работы

     1. Строение шляпочных грибов

     2. Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом 

ТЕМА 5. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ – 8 ЧАСОВ

       Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни челове-ка.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвоши, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в при-роде и жизни человека.

Демонстрация строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

Лабораторные работы

     1. Знакомство с многообразием зелёных одноклеточных и многоклеточных водорослей

     2. Изучение строения мха (на местных примерах)

     3. Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща)

ТЕМА 6. СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ – 15 ЧАСОВ     
     
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.

 Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия.

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле, строения листа, макро- и микростроения стебля, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов

Лабораторные работы

     1. Изучение строения семян двудольных растений

     2. Изучение строения семян однодольных растений

     3. Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы

     4. Изучение видоизменённых побегов (корневище, клубень, луковица)

     5. Изучение строения цветка

ТЕМА 7. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ – 15 ЧАСОВ

      Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание расте-ний. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, до-казывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образова-ние крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу

Лабораторные работы

     1. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине

     2. Определение всхожести семян растений и их посев

     3. Вегетативное размножение комнатных растений

Экскурсия

Зимние явления в жизни растений

 

ТЕМА 8. КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ – 8 ЧАСОВ

       Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3 – 4 семейств с учётом мест-ных условий.

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народ-но-хозяйственное значение.

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяй-ственных растений

Лабораторная работа

     Выявление признаков семейства по внешнему строению растений

ТЕМА 9. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА – 5 ЧАСОВ

      Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных эколо-гических групп растений.

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщест-ва и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация гербарных экземпляров растений различных экологических групп

Лабораторная работа

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп

Экскурсия

      Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах

ТЕМА 10. РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА – 3 ЧАСА

     Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений 


Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Бактерии. Грибы. Растения.» ( 2 часа в неделю – 70 часов в год )

Тема курса

урока

Тема урока

Сроки изучения

Региональный компонент

Лабораторные работы

6/1

6/2

Введение

 ( 2 ч )

 1  

  1. Биология – как наука о живой природе. Правила техники безопас-ности

2

  2. Экскурсия № 1 «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений»

проводится на местных примерах

Клеточное строение организмов

( 5 ч )

3

 1. Устройство увеличительных приборов

л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

4

2. Строение клетки (оболочка, цито-плазма, ядро, вакуоли, пластиды)

5

3. Лабораторная работа № 2 «При-готовление препарата кожицы чешуи лука и рассматривание его под микроскопом»

6

4. Жизнедеятельность клетки

7

5. Ткани

Царство Бактерии

( 2 ч )

8

1. Строение и жизнедеятельность бактерий

9

2. Роль бактерий в природе и жизни человека

Царство Грибы

( 5 ч )

10

1. Общая характеристика грибов

11

2. Шляпочные грибы

многообразие грибов Ростовской обл.

л.р.№ 3 «Строение шляпочных грибов»

12

3. Плесневые грибы и дрожжи

л.р. № 4 «Рассматривание дрож-жей и мукора под микроскопом»

13  

4. Роль грибов в природе и жизни человека

условно съедобные гри-бы Ростовской обл.

14

5. Контрольная работа № 1: «Царства Бактерии и Грибы»

Царство Растения

( 8 ч )

15

1. Разнообразие, распространение и значение растений

разнообразие растений на Дону и их охрана

16

2. Водоросли

водоросли донских водо-ёмов

л.р. № 5 «Знакомство с много-образием зелёных одноклеточ-ных и многоклеточных водо-рослей»

17

3. Лишайники

лишайники нашей мест-ности

18

4. Мхи

мхи Ростовской области

л.р. № 6 «Изучение строения мха (на местных видах)»

19

5. Папоротники. Хвощи. Плауны

папоротникообразные Дона, их охрана

л.р. № 7 «Изучение строения спороносящего папоротника»

20

6. Голосеменные

голосеменные в нашей местности

21

7. Покрытосеменные

22

8. Контрольная работа № 2 по теме: «Царство Растения»

Строение и многообра-зие покры-тосеменных растений      ( 15 ч )

23

1. Строение семян двудольных растений

л.р. № 8 «Изучение строения се-мян двудольных растений»

24

2. Строение семян однодольных растений

л.р. № 9 «Изучение строения семян однодольных растений»

25

3. Виды корней и типы корневых систем

 

л.р. № 10 «Виды корней, стерж-невые и мочковатые корневые системы»  

26

4. Зоны корня

27

5. Видоизменение корней

28

6. Побег и почки

29

7. Внешнее строение листа

30

8. Клеточное строение листа

 

31  

9. Влияние экологических факторов на строение листа. Видоизменение листа

32

10. Строение стебля

33

11. Видоизменения побегов

 

л.р. № 11 «Изучение видоизме-нённых побегов (корневище, клубень, луковица)»  

34

12. Строение цветка

л.р. № 12 «Изучение строения цветка»

35

13. Соцветия

36

14. Плоды. Распространение плодов и семян

щедрые дары Дона

37

15. Контрольная работа № 3 «Побег. Лист. Цветок и плод»

Жизнь рас-тений

( 15 ч )

38

1. Химический состав растений

39

2. Минеральное питание растений

40

3. Фотосинтез

41

4. Фотосинтез

42

5. Испарение воды

43

6. Передвижение воды и питательных веществ в растении

л.р. № 13 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

44

7. Прорастание семян

л.р. № 14 «Определение всхо-жести семян растений и их посев»

45

8. Растительный организм как единое целое

46

9. Экскурсия №2 «Зимние явления в жизни растений»

изучение местных видов растений

47

10. Способы размножения растений

 

48

11. Размпожение споровых растений

49

12. Размножение голосеменных рас-тений

50

13. Вегетативное и половое размно-жение покрытосеменных растений

л.р. № 15 «Вегетативное раз-множение комнатных растений»

51

14. Оплодотворение  у покрытосе-менных растений. Образование пло-дов и семян.

52

15. Обобщающий урок по теме: «Размножение растений»

Классифи-кация рас-тений

( 8 ч )

53

1. Основы систематики растений. Деление покрытосеменных на классы

54

2. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные

крестоцветные Ростовс-кой области

55

3. Семейства Розоцветные и Паслё-новые

расространение Розо-цветных и Паслёновых в Ростовской обл.

56

4. Семейства Мотыльковые и Слож-ноцветные

Мотыльковые и Сложно-цветные Ростовской обл

57

5. Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки

Лилейные и Злаки Рос-товской области

58

6. Лабораторная работа № 16 «Вы-явление признаков семейства по внешнему строению растений»

59

7. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение

сельскохозяйственные растения Дона

60

8. Контрольная работа № 4 «Класси-фикация растений»

Природные сообщества    ( 5 ч )

61

1. Основные экологические факторы и их влияние на растения

62

2. Характеристика основных экологи-ческих групп растений

л.р. № 17 «Изучение особен-ностей строения растений раз-ных экологических групп»

63

3. Растительные сообщества

редкие и охраняемые растения Ростовской об-ласти, Красная книга растений

64

4. Растительные сообщества

65

5. Экскурсия №3 «Природное сооб-щество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах»

окрестности кадетского корпуса

Развитие раститель-ного мира

( 3 ч )

66

1. Многообразие растений и их про-исхождение.  Основные этапы раз-вития растительного мира

67

2. Влияние хозяйственной деятель-ности человека на растительный мир

охраняемые территории Ростовской области и Белокалитвинского р-на

68

3. Степные просторы Донского края

Календарно-тематическое планирование по биологии на 2014-2015 уч. год (I полугодие) 6 класс  (2 час в неделю; 70 часов в год)

учитель Олейникова Л.И.    

с е н т я б р ь

о к т я б р ь

ноябрь

1 – 6

8 – 13

15 - 20

22 - 27

29 – 4

6 – 11

13 – 18

20 – 25

27 – 31

3 – 8

экс.№ 1

л.р. №1

л.р. № 2

л.р. № 3

л.р. № 4

к.р.№1

л.р. №5

л.р. № 6

Введе-ние–2ч

Клеточное строение организмов –  5 ч

Царство Бак-терии – 2 ч

Царство Грибы – 5 ч

Царство Растения – 8 ч

2.09-3.09

9.09-23.09

24.09-30.09

01.10-15.10

21.10-19.11

н о я б р ь

д е к а б р ь

10 – 15

17 – 22

24 – 29

1 – 6

8 – 13

15 – 20

22 - 27

29 – 30

л.р. № 7

         

к.р.№2

л.р. № 8

л.р. № 9

л.р. № 10

Царство Растения – 8 ч

Строение и многообразие покрытосеменных растений – 15 ч

21.10-19.11

25.11-21.01

Календарно-тематическое планирование по биологии на 2014-2015 уч. год (II полугодие) 6 класс  (2 часа в неделю; 70 часов в год)

учитель Олейникова Л.И.   2014-2015 уч. год

я н в а р ь

ф е в р а л ь

м а р т

апрель

12 – 17

19 – 24

26 – 31

2 – 7

9 – 14

  16 – 21

  23 – 28

2 – 7

  9 – 14

16 – 20

30 – 4

л.р. № 11

л.р. № 12

к.р.№3

л.р. № 13

л.р. № 14

экс.№ 2

л.р. № 15

Строение и многообразие покрытосеменных растений – 15 ч

Жизнь растений – 15 ч

25.11-21.01

27.01-17.03

а п р е л ь

м а й

6 – 11

13 – 18

20 – 25

     27 – 2

      4 – 9

   11 – 16

 18 - 23

   25 – 30

л.р. № 16

к.р.№4

л.р. № 17

экс.№ 3

Классификация растений  –  8 ч

Природные сообщества – 5 ч

Развитие растительного мира – 3 ч

18.03-21.04

22.04-06.05

12.05-30.05



Учебно-методический комплект включает

      1. программу по биологии (М.: Дрофа, 2011г, авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.    
           Швецов)

  1. В. В. Пасечник «Биология: Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс: Учебник для общеобра-зовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012-2014гг.

      3.  В.В. Пасечник «Биология: Бактерии. Грибы. Растения». Рабочая тетрадь.  6 класс. – М.:    
          Дрофа, 2014. – 144с.: ил.                                                                                                              

Методические пособия для учителя

     1. программы  В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Биология. 5–9 кл.,Москва. «Дрофа», 2011г

     2. Сборник нормативных документов. Биология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

     3. В. В. Пасечник «Биология: Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс: Учебник для общеобра-зовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012-2014гг.

     4. В.В. Пасечник «Биология: Бактерии. Грибы. Растения». Рабочая тетрадь.  6 класс. – М.:    
Дрофа, 2014. – 144с.: ил.                                                                                                                    

     5. Н. В. Дубинина, В. В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс; Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2000 г.

     6.   Калинина А. А., Сунцова И. В. Поурочные разработки по биологии. 6 (7) класс. М.: ВАКО, 2005 г.

     7. Касаткина Н. А. Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. Волгоград: Учитель, 2005 г.

     8. Ковылина Н. В., Боднарук М. М. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5 – 11 классы. Волгоград: Учитель, 2007 г.

     9. Пименов А. В., Пименова Е. А. Биология: Дидактические материалы к разделу «Растения» 6 класс. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003 г.

   10. Феоктистова Н. Ю. Я иду на урок биологии: Ботаника 6 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002 г.

Дополнительная литература для учителя

     1. Боднарук М. М., Ковылина Н. В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5 – 11 классы. Волгоград: Учитель, 2007 г. — 174 с.    

     2. Биология 9-й класс. Подготовка к ГИА-2011: учебно-методическое пособие /А.А.Кириленко, С.И.Колесников, Е.В.Даденко. – Ростов н/Д: Легион, 2010. – 348с. – (ГИА-9)

     3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. «Биология, Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.- 128с.6 ил. – (Дидактические материалы);

     4. Касаткина Н. А. Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. Волгоград: Учитель, 2005 г. — 192 с.    

Литература для учащихся

   1. Боднарук М. М., Ковылина Н. В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5 – 11 классы. Волгоград: Учитель, 2007 г. — 174 с.    

   2. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. «Биология, Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.- 128с.6 ил. – (Дидактические материалы);

   3. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп./ Глав. ред. М.Д. Аксе-нова.- М.: Аванта+, 1998. – 704с.: ил;

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Растения»

1. ООО Физикон. Полный интерактивный курс биологии

      2. Интернет-ресурсы

                                         Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

        http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»                                                  
         
www.bio.nature.ru - научные новости биологии.  

        www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Материально-техническая база

    1. доска ученическая

    2. комплект таблиц к курсу «Биология: Бактерии. Грибы. Растения»

    3. компьютер

    4. проектор

    5. интерактивная доска

Учебно-лабораторное оборудование

    1. световой микроскоп

    2. набор микропрепаратов «Растения»

Демонстрационные пособия

    1. цветок яблони

    2. цветок гороха

    3. цветок подсолнечника

    4. цветок капусты

    5. цветок пшеницы

    6. цветок картофеля

    7. цветок василька

    8. модель строения листа

    9. модель строения стебля растения

  10. модель строения корня растения (продольны разрез)

  11. коллекция шляпочных грибов

  12. коллекция грибов-паразитов

  13. коллекция шишек голосеменных растений

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ШЕСТОГО КЛАССА

ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

предполагает, что учащиеся

- имеют твёрдые навыки проведения наблюдений за растениями, биологических  
 экспериментов;

- владеют приёмами работы с биологическими приборами и инструментами, справочниками и      

  определителями;

- используют биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

- оценивают последствия своей деятельности по отношению к природной среде;

- умеют выращивать и размножать растения

- умеют использовать лекарственные растения, съедобные грибы, плоды и семена

СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

предполагает, что учащиеся

- умеют находить и использовать информацию о современных исследованиях в области биологии;

- овладевают образным и логическим стилем мышления;

- умеют логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы, проверять их в ходе  биологи-
 ческих экспериментов, оценивать результаты своей деятельности;

- умеют чётко, ясно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, аргумен-
 тировать и доказывать;

- умеют осуществлять поиск, отбор. Анализ, систематизацию и классификацию информации;

- умеют использовать разнообразные информационные источники;

- интегрировать новую, в том числе самостоятельно полученную информацию в личный опыт.

ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

предполагает наличие у учащихся

- позитивного, ценностного, гуманного отношения к живым организмам, окружающей среде;

- экологической грамотности;

- общей культуры поведения в природе;

- убеждённости, что живая природа познаваема.

Критерии и нормы оценивания                                                                                                                     устного ответа по биологии

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный матери-ал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, пер-воисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

                                    Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
  4. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
  5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
  6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
  2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
  5. Полностью не усвоил материал

Оценка выполнения практических работ                                                                                                              по биологии:

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
  2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
  3. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В пред-ставленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки и сделал выводы.
  4. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
  5. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

  1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
  2. Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.
  3. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

                                          Оценка «3» ставится, если ученик:

  • Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
  • Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
  • Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
  • Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
  2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
  3. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
  4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
  5. Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

  1. незнание определения основных понятий;
  2. неумение выделить в ответе главное;
  3. неумение применять знания для объяснения явлений;
  4. неумение делать выводы и обобщения;
  5. неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
  6. неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  7. нарушение техники безопасности;
  8. небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;

2. ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения;

3. недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

4. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

5. неумение выполнять задания в общем виде.

Региональный компонент

тема «Введение»

          -  Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений»  
            (проводится на местных примерах)

тема «Царство Грибы»

          -  многообразие грибов Ростовской области

          -  условно съедобные грибы Ростовской области

тема «Царство Растения»

          -  разнообразие растений на Дону и их охрана

          -  водоросли донских водоёмов

          -  лишайники нашей местности

          -  мхи Ростовской области

          -  папоротникообразные Дона, их охрана

          -  голосеменные в нашей местности

тема «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

         -  щедрые дары Дона

тема «Жизнь растений»

         -  Экскурсия «Зимние явления в жизни растений» (проводится на местных примерах)

тема «Классификация растений»

         -  крестоцветные Ростовской области

         -  расространение Розоцветных и Паслёновых в Ростовской области

         -  Мотыльковые и Сложноцветные Ростовской области

         -  Лилейные и Злаки Ростовской области

         -  сельскохозяйственные растения Дона

тема «Природные сообщества»

          -  редкие и охраняемые растения Ростовской области, Красная книга растений

          -  Экскурсия «Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весен-
            ними явлениями в природных сообществах» (проводится на местных примерах)

тема «Развитие растительного мира»

          -  охраняемые территории Ростовской области и Белокалитвинского р-на

         -  урок «Степные просторы Донского края»

               СОГЛАСОВАНО                                                          СОГЛАСОВАНО

                 Протокол заседания                                                            Заместитель директора по УВР

                 методического совета

                 корпуса                                                                                 ____________________ Махина Л.П.

                 от _____________ года                                                                    подпись                           Ф.И.О.             

                 № _____________

                                                                                                               ______________________года

                 __________________   Котова  Г.И.                                                  дата

                    Подпись руководителя МС        Ф.И.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс (биология 1 час/нед) Авторы: Пономарёва Н.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С. на 2012 – 2013 учебный год

Рабочая программа на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе авторской «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы....

Программа по курсу" Бактерии.Грибы. Растения" 6 класс

Данной программой пользуюсь при преподавании курса ботаники в 6 классе...

Рабочая программа краткосрочного курса по выбору "Растения Прикамья",для 6 класса.

Программа (Растения Прикамья) дополняет и расширяет материал учебника для 6 класса «Растения». На материале Уральской флоры изучается разнообразие растений, формируется экологическая культура у учащих...

В.В. Пасечник 6 класс Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Тест по темам Лист. Корень. Побег.

В.В. Пасечник 6 класс Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Тест по темам Лист. Корень. Побег....

Рабочая программа элективного курса по экологии растений для 6 класса

Рабочая программа элективного курса по экологии растений для 6 класса...

Рабочая программа по предмету биология (раздел "Растения. Бактерии. Грибы") 7 класс

Рабочая программа по предмету биология (раздел "Растения. Бактерии. Грибы") предназначена для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости....