Методические материалы и рекомендации по биологии
статья по биологии по теме

Полетаева Ирина Анатольевна

Использование проектной деятельности,организация здоровьесберегающих технологий в процессе обученя, формы работы на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №1

400096, г. Волгоград, ул. Брестская, 15, тел. 65-31-55


Использование разноуровневого подхода в преподавании биологии и географии

(из опыта работы Полетаевой И.А.)

Программа работы

Задача структурирования содержания решается при разноуровневом обучении с помощью деления текстов, заданий и т. п. на три уровня сложности:

I уровень – сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;

II уровень – углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.;

III уровень – углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки. Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.

Т. е. эти три уровня можно охарактеризовать при проведении занятий следующим образом:

1. Проблемное изложение (учащийся осваивает образец умственных действий).

2. Частично-поисковый (формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности).

3. Исследовательский (формируются навыки творческой деятельности).

При этом ориентировочный алгоритм изучения темы, его пошаговое описание, основанное на особенностях процесса освоения знаний, опыта и способов деятельности и эмоционально-ценностном отношении, может быть следующим:

1 шаг – проблематизация. Для этого необходимо связать изучаемую тему с актуальными потребностями учащихся, общества с целью привлечения внимания к изученной теме. Это реализуется путем установления связи содержания темы с опытом учащихся, их интересами, уже изученным материалом.

2 шаг – мотивация учащихся, которая включает в себя несколько блоков: работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной, нравственной деятельностью и общением.

3 шаг – ознакомление с информацией.

4 шаг – освоение информации, которое может происходить через:

- проработку текста;

- взаимообучение.

5 шаг – контроль освоения информации.

Таким образом, основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующему:

1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.

2. Последовательное освоение и сдача уровней.

3. За одно занятие можно сдать только одну тему.

4. Для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на «4» – 70–80 %, на «5» – 90–100 %.

5. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку.

6. Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.

 Элементы уроков биологии с применением разноуровневого подхода .

9  класс.  

Урок №46 Тема «Генетика и здоровье человека»

Урок №12 Тема «Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы»

Оба урока могут быть задействованы в единую сеть с применением разноуровневого подхода и отработку навыков групповой работы с индивидуальным уровнем заданий.

            Единый методический приём состоит в следующем: - на уроках группы учащихся представляют собой учёных-генетиков, которые решают поставленные проблемные задания, исследуют клетку, геном  , получая диски, книги и дневники исследований , которые заполняются по мере освоения темы урока.

               В дневниках обозначены задания и 4 уровня сложности- соответственно, ученик сам выбирает отметку(при условии верного выполнения задания) :отметки «удовлетворительно» соответствуют заданиям первого уровня;«хорошо»-второго; «отлично»-третьего и четвёртого(тут задания носят творческий характер).

                  Всего выполняется 2 задания:1-основное -  рассчитано на 15-20 минут ,2-дополнительное,творческое (на 5 минут) :выбранные уровни могут быть разными- общая оценка за урок складывается путём среднеарифметических показателей.

Урок по теме: Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.

Класс делится на 3 группы учащихся с разными объектами исследования(заранее стоят таблицы на партах):

1 группа -цитоплазма;

2 группа –мембранные органоиды;

3 группа –немембранные органоиды.

Пример заданий:

Задание№1-Особенности строения органоидов.

         1 уровень

(удовлетворительно)

2 уровень

(хорошо)

3 уровень

(отлично)

4 уровень

(отлично+)

Дать определение ключевым понятиям

Определив ключевые понятия, заполнить таблицу с характеристикой: особенности строения и выполняемые функции.

Выделить особенности строения и функций, отразить их в схемах или таблице(на выбор) и сравнить между собой.

Составить сравнительную таблицу органоидов,выделив их характерные черты. Найти в сети Интернэт иллюстрации,видеоролики процессов внутри органоидов и систеиатизировать материал. Попробуй составить «Путеводитель поэукариотической клетке»,вложи туда схемы строения органоидов своей группы и описания их особенностей.

Обучающиеся  от каждой группы в конце урока заполняют дневники исследований и ,по возможности, создают презентации. Делятся впечатлениями об исследовании клетки.

Второе задание- творческое, касается создания презентаций, доклада об исследовании, представления результатов , схем, таблиц.

 Урок по теме «Генетика и здоровье человека»  включает блоки заданий, которые отражают уровень овладения обучающимся ключевыми понятиями темы( генеративные мутации, наследственные заболевания)-в общем структура та же, что и в уроке №9, но задания связаны с формулировкой симптоматики заболеваний генных и хромосомных , их профилактикой, объяснении влияния мутаций на здоровье человека и задачами медико-генетического консультирования. Естественно- чем выше уровень, тем шире даются характеристики болезней и решаются генетические задачи по собственным условиям обучающихся. Ребята представляют себя экспертами, врачами-генетиками.

 Элементы уроков географии с применением разноуровневого подхода .

7 класс.  Раздел Океаны.2 часа.

Урок №36 Тема«Тихий и Индийский океаны»

Урок №37 Тема «Атлантический океан»

Оба часа образуют единый блок. Соответственно могут быть задействованы в единую сеть с применением разноуровневого подхода и отработку навыков групповой работы с индивидуальным уровнем заданий.

            Единый методический приём состоит в следующем: - на уроках группы учащихся «отправляются в путешествие по океанам» , получая карты ,книги и бортовые журналы, которые заполняются по мере освоения темы урока. Второй урок дублирует задания первого, но изучается другой океан, что позволяет перейти некоторым обучающимся на более высокий уровень в выполнении заданий.

               В журналах обозначены задания и 4 уровня сложности- соответственно, ученик сам выбирает отметку(при условии верного выполнения задания) :отметки «удовлетворительно» соответствуют заданиям первого уровня;«хорошо»-второго; «отлично»-третьего и четвёртого(тут задания носят творческий характер).

                  Всего выполняется 2 задания:1-основное -  рассчитано на 15-20 минут ,2-дополнительное,творческое (на 5 минут) :выбранные уровни могут быть разными- общая оценка за урок складывается путём среднеарифметических показателей.

Урок по теме: Тихий и Индийский океаны.

Класс делится на 3 группы учащихся с разными районами путешествий (заранее стоят таблицы на партах):

1 группа - Западная часть Тихого океана;

2 группа - Восточная часть Тихого океана;

3 группа - Индийский океан.

Пример заданий:

Задание№1-Особенности строения дна океана.

Внимание! Маршрут путешествия по дну океанов должен быть единым! Обсудите его в группе, потом выполняйте задания бортового журнала!

         1 уровень

(удовлетворит.)

2 уровень

(хорошо)

3 уровень

(отлично)

4 уровень

(отлично+)

Путешествуя по дну Тихого океана на батискафе, отметь на контурной карте места расположения глубоководных желобов. Потом переместись в Индийский океан, отметив границу между ними .

Путешествуя по дну Тихого океана на батискафе, отметь все элементы строения дна разным цветом на карте. Укажи места, опасные для путешественников и опиши опасности в сопроводительном листе к карте.

Путешествуя по дну Тихого океана на батискафе, отметь все элементы строения дна разным цветом на карте, подпиши все желоба, хребты и границу океана. Заметил ли ты разницу в глубине? Попробуй указать основные изменения рельефа на маршруте. Укажи места, опасные для путешественников и опиши опасности, указав их причины в сопроводительном листе к карте.

Путешествуя по дну Тихого океана на батискафе, составь профиль дна по маршруту, подпиши на карте все элементы строения дна. Какая часть океана больше используется? Какая часть более интересна для путешественника и почему? Попробуй составить «Путеводитель по дну океана»,вложи туда профиль дна и красочные описания глубин.

Обучающиеся  от каждой группы в конце урока отмечают маршрут на карте у доски и сдают бортовые журналы. Делятся впечатлениями о путешествии.

Данные разработки неоднократно представлены на Конференциях и конкурсах, например,19-20 октября 2011г в работе 5-ой Всероссийской научно-практической конференции Актуальные вопросы теории и практики биологического образования»



Предварительный просмотр:

1.7.

Система работы Полетаевой И.А. с одарёнными детьми.

Система работы с одарёнными детьми заключается в руководстве проектной и исследовательской деятельностью обучающихся , результативность высокая, так как лучшие проектные работы занимают призовые места на конкурсах различного уровня, что отражается в отчёте методического объединения учителей естественнонаучного цикла и перечне работ.

Итак:
План работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся) .

Цель работы: -Выявить и развить способности у обучающихся к исследовательской деятельности, творческим проектам по географии и биологии.

План мероприятий:

Выявление  одарённых детей при помощи побуждающих к исследовательской деятельности заданий на уроках биологии и географии.

Вовлечение детей с выявленными способностями в проектную и исследовательскую деятельность.

Результативность работы с учащимися через участие в конкурсах исследовательских работ и других мероприятиях .

Направления системы работы с одарёнными детьми:

Ландшафтное проектирование территории пришкольного участка;

Подготовка и проведение учебно-исследовательской  работы с защитой на конкурсах « Я и Земля» им.Вернадского, « Молодёжь в защиту природы», Областных краеведческих чтениях,

 « Человек. Природа. Страна»,конференциях и фестивалях различного уровня.

Экологические акции, проекты, исследования разных уровней.

Дополнительные инструменты системы работы:

Это непосредственные занятия с обучающимися, которые    проводились в течение 2011-2012 учебного года регулярно в рамках кружка экологического общества «Зелёный свет» - по субботам 2 часа в неделю , список детей прилагается и консультаций для обучающихся 9 классов-по понедельникам 1 час в неделю. В подготовке работ использовались не только теоретические, но и практические методы исследования, были проведены опросы и анкетирования, разработаны рекомендации , составлены листовки и буклеты.

В результате консультаций проведена защита выполненных проектов 9-классниками : 

-обучающиеся 9 «В» класса Дементьев Александр, Катанаев Дмитрий и Мастеров Влад

 подготовили и защитили учебный проект по биологии .

Тема проектной работы:

«Влияние вредных привычек на организм спортсмена».

-обучающиеся 9 «В» класса Нестеров Сергей, Петухов Александр, Салтаев Иван и Синько Виктория  подготовили и защитили учебный проект по биологии.

Тема проектной работы:

«Витамины и их значение для человека».

-обучающаяся 9 «А» класса Карапетян Гаяне подготовила и защитила учебный проект по биологии.

Тема проектной работы: «Генетические заболевания».

-обучающийся 9 «А» класса Нуриев Роман подготовил и защитил учебный проект по биологии.

Тема проектной работы: «Влияние выхлопных газов на умственную работоспособность человека».

-обучающаяся 9 «А» класса Богатырёва Светлана подготовила и защитила учебный проект по биологии.

Тема проектной работы: «Лекарственные редкие растения Волгоградской области и их использование для лечения и профилактики заболеваний нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем».

-обучающиеся 9 «А» класса Сморчкова Татьяна и Тришина Анна подготовили и защитили учебный проект по биологии.

Тема проектной работы: «Зрение человека».

-обучающиеся 9 «А» класса Калмыкова Ирина и Васильева Анастасия подготовили и защитили учебный проект по биологии.

Тема проектной работы: «Вред каблука».

-обучающийся 9 «А» классаГончаров Павел подготовил и защитил учебный проект по биологии .

Тема проектной работы:

«Влияние алкоголя на организм человека».

-обучающаяся 9 «Б» класса Кулимзина Дарья подготовила и защитила учебный проект по биологии

Тема проектной работы:

«Использование кумыса - польза организму!».

-обучающаяся 9 «Б» класса Аксёнова Дарья подготовила и защитила учебный проект по биологии

Тема проектной работы:

«Заболеваемость аллергией среди детей»

-обучающиеся 9 «Г» класса Крутиков Никита, Колобов Артём и Бабиченко Андрей подготовили  и защитили  учебный проект по биологии.

Тема проектной работы: «Наследственные болезни человека».

-обучающиеся 9 «Г» класса Филоненко Екатерина, Ковтунова Анастасия, Удовидченко Анастасия подготовили  и защитили  учебный проект по биологии

Тема проектной работы:

«Всё о прививках».

Работа кружка показала следующие результаты:


Мероприятия, в которых  под руководством Полетаевой И.А. обучающиеся 8-11 классов приняли участие в 2011-2012 уч.году:

в конкурсах

Уровень

(районный, городской, региональный и т.д.)

Тема, наименование

Сроки проведения

Количество участников

Результат участия

Районный

Многоликий Ломоносов

Октябрь

1

I место

Районный

Молодежь в защиту природы

Февраль

2

I место

I место

Районный

Я и Земля им.Вернадского

Февраль

2

I место

I место

Районный

«Цветы любимому учителю» в номинации «Букет»

октябрь

10

I I место

Районный

Что? Где? Когда?

октябрь

3

2 место-1 этап,участие-2 этап

Городской

Я и Земля им.Вернадского

Апрель

1

I I I место

Городской

Молодежь в защиту природы

Апрель

2

I место

участие

Городской

17 городские краеведческие чтения старшеклассников

Апрель

1

I I место

Региональный

Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников-2012г

Январь

1

участие

Всероссийский

Всероссийская дистанционная игра Bio-com

декабрь

10

участие

Всероссийский

Всероссийский открытый конкурс исследований им.Вернадского

февраль

1

участие

в конференциях

Уровень

Тема, наименование

Сроки проведения

База проведения

Форма участия

(выступление, выставка, участие в качестве слушателей)

Региональный

17 региональная научно-практическая конференция старшеклассников и студентов

Апрель

Волгоградский социально-педагогический колледж

1 обучающийся выступал с докладом

В акциях  

 Всероссийская природоохранная акция «Чистый берег» ,сентябрь,12 человек.

Учитель: Полетаева И.А.

Заместитель директора по УВР                        ____________/   Ткаченко М. .В.              



Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий

Название программы

Кем рекомендована

Классы

Доля обучающихся, охваченных программой (%)

«Разговор о правильном питании»

Институт возрастной физиологии РАО

7-11

100

«Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата в образовательных учреждениях»

Министерство здравоохранения

7-9

100

«Профилактика болезней органов пищеварения в образовательных учреждениях»

Министерство здравоохранения

7-11

100

В целях сохранения и повышения уровня здоровья обучающихся, в школе ведется  работа, включающая в себя использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, снижение объема обязательной учебной нагрузки, построение медико-психолого-социального сопровождения учебного процесса, сохранение и укрепление здоровья обучающихся средствами образования.

Согласно Региональной программе «Основы здорового образа жизни» и здоровьесберегающих технологий учитель постоянно и активно работает над проблемой сохранения и укрепления здоровья школьников.

 Учитель Полетаева И.А. использует следующие принципы организации и проведения уроков и во внеурочной деятельности:

-Построение урока с учетом динамичности учащихся  и их работоспособности;

 -Строгая дозировка домашних заданий;

 -Соблюдение гигиенических требований (проветривание, тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

-Благоприятный эмоциональный настрой;

-Использование смены видов учебной деятельности;

-Физминутки на уроках;

Профилактике вирусных заболеваний.

По результатам анкетирования учащихся и  их родителей выявлено, что использование перечисленных здоровьесберегающих технологий способствует повышению иммунитета учащихся и укреплению их здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы и рекомендации для успешной работы социального педагога

Иногда испытываешь затруднения:  по составлению плана со стоящими на внутришкольном учёте, как выстроить работу правильно или как написать справку, оформить наблюдательное дело? В этом документе ...

Рекомендации. Методические материалы для занятий.

Рекомендации педагогам, родителям, методические материалы для занятий психологам....

Методические рекомендации учителю биологии при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ

В этой работе находятся методические рекомендации учителю биологии при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ...

Методические материалы " Технологии, используемые в биологии, для повышения качества образования"

Данный материал является выступлением на круглом столе "Технологии, повышающие качество образования". Здесь представлены технологии, которые мотивируют учащихся на активную дейтельность, при...

Методические рекомендации по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЙОННОМУ КОНКУРСУ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Методические рекомендации представляют собой, тематическую подборку включающую методические материалы, пояснения к требованиям подготовки, критериям оценки конкурсных материалов. Методические рекоменд...

Методические рекомендации по оформлению методических материалов тренеров-преподавателей

Методические рекомендации предназначены для введения единых требований к методическим, учебно-методическим и другим материалам. В рекомендациях описаны виды методических материалов, раскрыта структура...


 

Комментарии

Полетаева Ирина Анатольевна

Некоторые методические материалы и рекомендации,отчёт о проектной деятельности на уроках биологии в 9 классе.
Полетаева Ирина Анатольевна

Некоторые методические материалы и рекомендации,отчёт о проектной деятельности на уроках биологии в 9 классе.