Методические материалы и рекомендации по биологии
статья по биологии по теме
Использование проектной деятельности,организация здоровьесберегающих технологий в процессе обученя, формы работы на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.83 КБ |
![]() | 20.54 КБ |
![]() | 13.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №1
400096, г. Волгоград, ул. Брестская, 15, тел. 65-31-55
Использование разноуровневого подхода в преподавании биологии и географии
(из опыта работы Полетаевой И.А.)
Программа работы
Задача структурирования содержания решается при разноуровневом обучении с помощью деления текстов, заданий и т. п. на три уровня сложности:
I уровень – сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;
II уровень – углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.;
III уровень – углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки. Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.
Т. е. эти три уровня можно охарактеризовать при проведении занятий следующим образом:
1. Проблемное изложение (учащийся осваивает образец умственных действий).
2. Частично-поисковый (формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности).
3. Исследовательский (формируются навыки творческой деятельности).
При этом ориентировочный алгоритм изучения темы, его пошаговое описание, основанное на особенностях процесса освоения знаний, опыта и способов деятельности и эмоционально-ценностном отношении, может быть следующим:
1 шаг – проблематизация. Для этого необходимо связать изучаемую тему с актуальными потребностями учащихся, общества с целью привлечения внимания к изученной теме. Это реализуется путем установления связи содержания темы с опытом учащихся, их интересами, уже изученным материалом.
2 шаг – мотивация учащихся, которая включает в себя несколько блоков: работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной, нравственной деятельностью и общением.
3 шаг – ознакомление с информацией.
4 шаг – освоение информации, которое может происходить через:
- проработку текста;
- взаимообучение.
5 шаг – контроль освоения информации.
Таким образом, основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующему:
1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.
2. Последовательное освоение и сдача уровней.
3. За одно занятие можно сдать только одну тему.
4. Для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на «4» – 70–80 %, на «5» – 90–100 %.
5. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку.
6. Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.
Элементы уроков биологии с применением разноуровневого подхода .
9 класс.
Урок №46 Тема «Генетика и здоровье человека»
Урок №12 Тема «Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы»
Оба урока могут быть задействованы в единую сеть с применением разноуровневого подхода и отработку навыков групповой работы с индивидуальным уровнем заданий.
Единый методический приём состоит в следующем: - на уроках группы учащихся представляют собой учёных-генетиков, которые решают поставленные проблемные задания, исследуют клетку, геном , получая диски, книги и дневники исследований , которые заполняются по мере освоения темы урока.
В дневниках обозначены задания и 4 уровня сложности- соответственно, ученик сам выбирает отметку(при условии верного выполнения задания) :отметки «удовлетворительно» соответствуют заданиям первого уровня;«хорошо»-второго; «отлично»-третьего и четвёртого(тут задания носят творческий характер).
Всего выполняется 2 задания:1-основное - рассчитано на 15-20 минут ,2-дополнительное,творческое (на 5 минут) :выбранные уровни могут быть разными- общая оценка за урок складывается путём среднеарифметических показателей.
Урок по теме: Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.
Класс делится на 3 группы учащихся с разными объектами исследования(заранее стоят таблицы на партах):
1 группа -цитоплазма;
2 группа –мембранные органоиды;
3 группа –немембранные органоиды.
Пример заданий:
Задание№1-Особенности строения органоидов.
1 уровень (удовлетворительно) | 2 уровень (хорошо) | 3 уровень (отлично) | 4 уровень (отлично+) |
Дать определение ключевым понятиям | Определив ключевые понятия, заполнить таблицу с характеристикой: особенности строения и выполняемые функции. | Выделить особенности строения и функций, отразить их в схемах или таблице(на выбор) и сравнить между собой. | Составить сравнительную таблицу органоидов,выделив их характерные черты. Найти в сети Интернэт иллюстрации,видеоролики процессов внутри органоидов и систеиатизировать материал. Попробуй составить «Путеводитель поэукариотической клетке»,вложи туда схемы строения органоидов своей группы и описания их особенностей. |
Обучающиеся от каждой группы в конце урока заполняют дневники исследований и ,по возможности, создают презентации. Делятся впечатлениями об исследовании клетки.
Второе задание- творческое, касается создания презентаций, доклада об исследовании, представления результатов , схем, таблиц.
Урок по теме «Генетика и здоровье человека» включает блоки заданий, которые отражают уровень овладения обучающимся ключевыми понятиями темы( генеративные мутации, наследственные заболевания)-в общем структура та же, что и в уроке №9, но задания связаны с формулировкой симптоматики заболеваний генных и хромосомных , их профилактикой, объяснении влияния мутаций на здоровье человека и задачами медико-генетического консультирования. Естественно- чем выше уровень, тем шире даются характеристики болезней и решаются генетические задачи по собственным условиям обучающихся. Ребята представляют себя экспертами, врачами-генетиками.
Элементы уроков географии с применением разноуровневого подхода .
7 класс. Раздел Океаны.2 часа.
Урок №36 Тема«Тихий и Индийский океаны»
Урок №37 Тема «Атлантический океан»
Оба часа образуют единый блок. Соответственно могут быть задействованы в единую сеть с применением разноуровневого подхода и отработку навыков групповой работы с индивидуальным уровнем заданий.
Единый методический приём состоит в следующем: - на уроках группы учащихся «отправляются в путешествие по океанам» , получая карты ,книги и бортовые журналы, которые заполняются по мере освоения темы урока. Второй урок дублирует задания первого, но изучается другой океан, что позволяет перейти некоторым обучающимся на более высокий уровень в выполнении заданий.
В журналах обозначены задания и 4 уровня сложности- соответственно, ученик сам выбирает отметку(при условии верного выполнения задания) :отметки «удовлетворительно» соответствуют заданиям первого уровня;«хорошо»-второго; «отлично»-третьего и четвёртого(тут задания носят творческий характер).
Всего выполняется 2 задания:1-основное - рассчитано на 15-20 минут ,2-дополнительное,творческое (на 5 минут) :выбранные уровни могут быть разными- общая оценка за урок складывается путём среднеарифметических показателей.
Урок по теме: Тихий и Индийский океаны.
Класс делится на 3 группы учащихся с разными районами путешествий (заранее стоят таблицы на партах):
1 группа - Западная часть Тихого океана;
2 группа - Восточная часть Тихого океана;
3 группа - Индийский океан.
Пример заданий:
Задание№1-Особенности строения дна океана.
Внимание! Маршрут путешествия по дну океанов должен быть единым! Обсудите его в группе, потом выполняйте задания бортового журнала!
1 уровень (удовлетворит.) | 2 уровень (хорошо) | 3 уровень (отлично) | 4 уровень (отлично+) |
Путешествуя по дну Тихого океана на батискафе, отметь на контурной карте места расположения глубоководных желобов. Потом переместись в Индийский океан, отметив границу между ними . | Путешествуя по дну Тихого океана на батискафе, отметь все элементы строения дна разным цветом на карте. Укажи места, опасные для путешественников и опиши опасности в сопроводительном листе к карте. | Путешествуя по дну Тихого океана на батискафе, отметь все элементы строения дна разным цветом на карте, подпиши все желоба, хребты и границу океана. Заметил ли ты разницу в глубине? Попробуй указать основные изменения рельефа на маршруте. Укажи места, опасные для путешественников и опиши опасности, указав их причины в сопроводительном листе к карте. | Путешествуя по дну Тихого океана на батискафе, составь профиль дна по маршруту, подпиши на карте все элементы строения дна. Какая часть океана больше используется? Какая часть более интересна для путешественника и почему? Попробуй составить «Путеводитель по дну океана»,вложи туда профиль дна и красочные описания глубин. |
Обучающиеся от каждой группы в конце урока отмечают маршрут на карте у доски и сдают бортовые журналы. Делятся впечатлениями о путешествии.
Данные разработки неоднократно представлены на Конференциях и конкурсах, например,19-20 октября 2011г в работе 5-ой Всероссийской научно-практической конференции Актуальные вопросы теории и практики биологического образования»
Предварительный просмотр:
1.7.
Система работы Полетаевой И.А. с одарёнными детьми.
Система работы с одарёнными детьми заключается в руководстве проектной и исследовательской деятельностью обучающихся , результативность высокая, так как лучшие проектные работы занимают призовые места на конкурсах различного уровня, что отражается в отчёте методического объединения учителей естественнонаучного цикла и перечне работ.
Итак:
План работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся) .
Цель работы: -Выявить и развить способности у обучающихся к исследовательской деятельности, творческим проектам по географии и биологии.
План мероприятий:
Выявление одарённых детей при помощи побуждающих к исследовательской деятельности заданий на уроках биологии и географии.
Вовлечение детей с выявленными способностями в проектную и исследовательскую деятельность.
Результативность работы с учащимися через участие в конкурсах исследовательских работ и других мероприятиях .
Направления системы работы с одарёнными детьми:
Ландшафтное проектирование территории пришкольного участка;
Подготовка и проведение учебно-исследовательской работы с защитой на конкурсах « Я и Земля» им.Вернадского, « Молодёжь в защиту природы», Областных краеведческих чтениях,
« Человек. Природа. Страна»,конференциях и фестивалях различного уровня.
Экологические акции, проекты, исследования разных уровней.
Дополнительные инструменты системы работы:
Это непосредственные занятия с обучающимися, которые проводились в течение 2011-2012 учебного года регулярно в рамках кружка экологического общества «Зелёный свет» - по субботам 2 часа в неделю , список детей прилагается и консультаций для обучающихся 9 классов-по понедельникам 1 час в неделю. В подготовке работ использовались не только теоретические, но и практические методы исследования, были проведены опросы и анкетирования, разработаны рекомендации , составлены листовки и буклеты.
В результате консультаций проведена защита выполненных проектов 9-классниками :
-обучающиеся 9 «В» класса Дементьев Александр, Катанаев Дмитрий и Мастеров Влад
подготовили и защитили учебный проект по биологии .
Тема проектной работы:
«Влияние вредных привычек на организм спортсмена».
-обучающиеся 9 «В» класса Нестеров Сергей, Петухов Александр, Салтаев Иван и Синько Виктория подготовили и защитили учебный проект по биологии.
Тема проектной работы:
«Витамины и их значение для человека».
-обучающаяся 9 «А» класса Карапетян Гаяне подготовила и защитила учебный проект по биологии.
Тема проектной работы: «Генетические заболевания».
-обучающийся 9 «А» класса Нуриев Роман подготовил и защитил учебный проект по биологии.
Тема проектной работы: «Влияние выхлопных газов на умственную работоспособность человека».
-обучающаяся 9 «А» класса Богатырёва Светлана подготовила и защитила учебный проект по биологии.
Тема проектной работы: «Лекарственные редкие растения Волгоградской области и их использование для лечения и профилактики заболеваний нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем».
-обучающиеся 9 «А» класса Сморчкова Татьяна и Тришина Анна подготовили и защитили учебный проект по биологии.
Тема проектной работы: «Зрение человека».
-обучающиеся 9 «А» класса Калмыкова Ирина и Васильева Анастасия подготовили и защитили учебный проект по биологии.
Тема проектной работы: «Вред каблука».
-обучающийся 9 «А» классаГончаров Павел подготовил и защитил учебный проект по биологии .
Тема проектной работы:
«Влияние алкоголя на организм человека».
-обучающаяся 9 «Б» класса Кулимзина Дарья подготовила и защитила учебный проект по биологии
Тема проектной работы:
«Использование кумыса - польза организму!».
-обучающаяся 9 «Б» класса Аксёнова Дарья подготовила и защитила учебный проект по биологии
Тема проектной работы:
«Заболеваемость аллергией среди детей»
-обучающиеся 9 «Г» класса Крутиков Никита, Колобов Артём и Бабиченко Андрей подготовили и защитили учебный проект по биологии.
Тема проектной работы: «Наследственные болезни человека».
-обучающиеся 9 «Г» класса Филоненко Екатерина, Ковтунова Анастасия, Удовидченко Анастасия подготовили и защитили учебный проект по биологии
Тема проектной работы:
«Всё о прививках».
Работа кружка показала следующие результаты:
Мероприятия, в которых под руководством Полетаевой И.А. обучающиеся 8-11 классов приняли участие в 2011-2012 уч.году:
в конкурсах
Уровень (районный, городской, региональный и т.д.) | Тема, наименование | Сроки проведения | Количество участников | Результат участия |
Районный | Многоликий Ломоносов | Октябрь | 1 | I место |
Районный | Молодежь в защиту природы | Февраль | 2 | I место I место |
Районный | Я и Земля им.Вернадского | Февраль | 2 | I место I место |
Районный | «Цветы любимому учителю» в номинации «Букет» | октябрь | 10 | I I место |
Районный | Что? Где? Когда? | октябрь | 3 | 2 место-1 этап,участие-2 этап |
Городской | Я и Земля им.Вернадского | Апрель | 1 | I I I место |
Городской | Молодежь в защиту природы | Апрель | 2 | I место участие |
Городской | 17 городские краеведческие чтения старшеклассников | Апрель | 1 | I I место |
Региональный | Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников-2012г | Январь | 1 | участие |
Всероссийский | Всероссийская дистанционная игра Bio-com | декабрь | 10 | участие |
Всероссийский | Всероссийский открытый конкурс исследований им.Вернадского | февраль | 1 | участие |
в конференциях
Уровень | Тема, наименование | Сроки проведения | База проведения | Форма участия (выступление, выставка, участие в качестве слушателей) |
Региональный | 17 региональная научно-практическая конференция старшеклассников и студентов | Апрель | Волгоградский социально-педагогический колледж | 1 обучающийся выступал с докладом |
В акциях
Всероссийская природоохранная акция «Чистый берег» ,сентябрь,12 человек.
Учитель: Полетаева И.А.
Заместитель директора по УВР ____________/ Ткаченко М. .В.
Предварительный просмотр:
Применение здоровьесберегающих технологий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/25/picture-62249.jpg)
Методические материалы и рекомендации для успешной работы социального педагога
Иногда испытываешь затруднения: по составлению плана со стоящими на внутришкольном учёте, как выстроить работу правильно или как написать справку, оформить наблюдательное дело? В этом документе ...
Рекомендации. Методические материалы для занятий.
Рекомендации педагогам, родителям, методические материалы для занятий психологам....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/13/picture-687341-1444757102.jpg)
Методические рекомендации учителю биологии при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ
В этой работе находятся методические рекомендации учителю биологии при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/21/picture-749640-1542779657.jpg)
Методические материалы " Технологии, используемые в биологии, для повышения качества образования"
Данный материал является выступлением на круглом столе "Технологии, повышающие качество образования". Здесь представлены технологии, которые мотивируют учащихся на активную дейтельность, при...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/22/picture-1251473-1590139082.jpg)
Методические рекомендации по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЙОННОМУ КОНКУРСУ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Методические рекомендации представляют собой, тематическую подборку включающую методические материалы, пояснения к требованиям подготовки, критериям оценки конкурсных материалов. Методические рекоменд...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/21/picture-1168655-1692647594.jpg)
Методические рекомендации по оформлению методических материалов тренеров-преподавателей
Методические рекомендации предназначены для введения единых требований к методическим, учебно-методическим и другим материалам. В рекомендациях описаны виды методических материалов, раскрыта структура...
Комментарии
Портфолио-2012-2013
Портфолио-2012-2013