Интеллектуальная экологическая игра "В мире беспозвоночных"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Интеллектуальная игра "В мире беспозвоночных" может быть использована в 7 классах при изучении биологии, а также во внеклассной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_bespozvonochnyh.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования им. В.Волошиной»

Интеллектуальный экологический клуб

Цикл игр «Звезды естественных наук»

II тур

«Загадочный мир беспозвоночных»

Кемерово 2009


«Загадочный мир беспозвоночных»

Интеллектуальная экологическая игра

Цель игры: Продолжить формирование экологического мышления обучающихся.

Задачи: Обобщить, закрепить знания, расширить представления о   беспозвоночных животных.

Продолжить развитие интереса к эколого-биологическим знаниям.

Воспитывать бережное отношение к природе и чувство ответственности за ее сохранение.

Ход игры: В игре встречаются две команды. Лидер определяется по сумме всех баллов, набранных  во всех конкурсы конкурсов.

Оборудование:

Стол и стул для жюри;

Стол и стул для игроков команды;

Стулья для болельщиков;

Магнитофон и аудиокассета с записью фонограммы;

Песочные часы на одну минуту;

Гонг;

Импровизированное «осиное гнездо» с коконами, в которых вложены номера вопросов;

Табло для счета баллов (2 штуки), с набором цифр;

Жетоны  для оценки ответов болельщиков;

Энтомологические коллекции для двух команд;

Задания для конкурса «Морфологические загадки»;

Карточки-задания для болельщиков;

Вопросы для болельщиков.

Оформление игры:

«Загадочный мир беспозвоночных» в клубе «Звезды естественных наук»

Эмблема игры

Название игры

Табло с результатами игр всех команд

Музыкальное сопровождение


Первый конкурс «Лишнее звено»

Командам за одну минуту предлагаются цепочки из нескольких слов, необходимо исключить лишнее слово и объяснить, почему именно оно является лишним. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.

Второй конкурс «Осиное гнездо»

Номера вопросов представители команд выбирают, вытягивая кокон из «осиного гнезда». Вопрос обсуждается командой в течение одной минуты. Если ответ неверный, право ответа переходит к команде соперника. Ответ оценивается одним баллом.

Третий конкурс «Метаморфозы насекомых»

Командам предлагаются на выбор энтомологические коллекции, в которых находятся определенные насекомые. Команде за 2 минуты необходимо определить, какой тип метаморфоза, у предложенных насекомых. За каждый верно определенный вид метаморфоза команда получает один балл.

Четвертый конкурс «Морфологические загадки»

        Командам предлагается набор таблиц, на  которых изображены ротовые аппараты, конечности насекомых. За 2-3 минуты команде необходимо дать ответ по следующей схеме:  

1.Тип ротового аппарата.

2. Для питания какой пищей он приспособлен.

3. Для каких животных характерен.

1.Тип конечности.

2. Какую функцию она выполняет.

3. Для каких животных характерна.

Пятый конкурс «Гонка за лидером»

Разыгрывается 20 вопросов. Команды поочередно (начиная с проигрывающей команды) отвечают на вопросы, выдавая ответ без обсуждения. Если ответ не верен, право ответа переходит команде соперников. Каждый верный ответ оценивается одним баллом.


Первый конкурс  «Лишнее звено»

Командам предлагаются цепочки из нескольких слов, за 1 минуту необходимо исключить лишнее слово и объяснить, почему именно оно является лишним. Верный ответ 1 балл. Максим. 4 балла.

вариант №1

Инфузория, циста, амёба, эвглена.

ответ: Циста - форма перенесения неблагоприятных условий у простейших.

Виноградная улитка, устрица, мидия, беззубка.

ответ: Виноградная улитка - ведёт наземный образ жизни, брюхоногий моллюск.

Реснички, жгутики, радула, ложноножки.

ответ: Радула – не является органом передвижения простейших.

Дезинфекция, фагоцитоз, пастеризация, кипячение.

ответ: Фагоцитоз – не является средством борьбы с вредными организмами, это способ питания.

вариант № 2

Мокрица, скорпион, дафния, креветка.

ответ: Скорпион - относится к паукообразным.

Белая планария, блоха, аскарида, печёночный сосальщик.

ответ: Белая планария - на является паразитом.

Трахеи, метанефридии, жабры, легкие.

ответ: Метанефридии – не являются органами дыхания, это органы выделения.

Мирмикология, арахнология, гермафродитизм, гельминтология.

ответ: Гермафродитизм - не наука, а обоеполость.

Второй конкурс

   «Осиное гнездо»

За одну минуту командам нужно дать ответ на вопрос биологической задачи. Верный ответ 1 балл. Максим. 3 балла.

Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют травинки. Объясните, почему этого нельзя допускать?

Ответ: На щавеле, луке и других травах могут оказаться цисты печёночного сосальщика.

Дождевые черви живут в норках, которые они роют во влажной почве; в сухой они сплетаются в клубок. Какое значение имеет в жизни дождевых червей это явление?

Ответ: Образование клубка в сухой почве имеет защитное значение; при этом сохраняется влажность их кожи. Это важно для процессов газообмена,  которые осуществляются через кожу.

Личинка майского жука питается перегноем, корнями трав и деревьев, а взрослый жук - листьями деревьев. Какое приспособительное значение имеют эти различия в питании?

Ответ: Разное питание личинок и взрослых майских жуков уменьшает их конкуренцию за пищу, помогает выживанию вида.

В одном из районов Колумбии в борьбе с вредными насекомыми многократно применялись сильнейшие химикаты. Через некоторое время выяснилось, что в ближайших реках полностью исчезли лососи. Почему?

Ответ: Ядохимикаты уничтожили беспозвоночных животных, которыми питалась рыба, в том числе и лососи.

 

Почему живая аскарида не переваривается кишечником хозяина, а мертвая может легко перевариться?

Ответ: Живая аскарида постоянно достраивает свою защитную кутикулу.

Оводы из отряда двукрылых ничего не едят. Они лишены даже ротового аппарата. Живут несколько дней, а вред от них огромный. Объясните, почему оводы являются опасными врагами сельскохозяйственных животных. Предложите меры по борьбе с этими насекомыми.

Ответ: Самки овода откладывают яйца на ногах и брюхе крупнорогатого скота, прикрепляя их к волоскам шерсти. Личинки вышедшие из них, вбуравливаются через кожу в тело животного, где остаются до окукливания. На этом месте образуется свищ. Животные испытывают боль и беспокойство, удои молока снижаются, а шкура обесценивается. Меры: смазывание вазелином шкуры животных.

Третий конкурс

«Коллекция»

Командам предлагаются на выбор энтомологические коллекции, в которых находятся определенные насекомые. Команде за 2 минуты необходимо определить, какой тип метаморфоза, у предложенных насекомых и занести ответ в таблицу. За каждый верно определенный вид метаморфоза команда получает 1 балл. Максим. 12 баллов.

Зеленая коробка

Полное превращение: медведица  (отр. Чешуекрылые)

                                    шмель (отр. Перепончатокрылые)

                                         муха (отр. Двукрылые)

                                         бражник (отр. Чешуекрылые)

                                         хрущик садовый (отр. Жесткокрылые)

                                         муравей лесной (отр. Перепончатокрылые)

                                         жужжелица (отр. Жесткокрылые)

                                         шершень (отр. Перепончатокрылые)

                                         слепень (отр. Двукрылые)

Неполное превращение: итальянский клоп (отр. Полужесткокр.)

                                            цикада (отр. Равнокрылые)

                                            лютка дриада (отр. Стрекозы)

Серая коробка

Полное превращение: шершень

                                         шмель

                                         ленточник тополевый (отр. Чешуекрылые)

                                         муравей лесной

                                         июньский  нехрущ (отр. Жесткокрылые)  

                                         осовидная муха (отр. Двукрылые)

                                         слепень

                                         муха (отр. Двукрылые)

Неполное превращение: таракан (отр. Таракановые)

                                            сверчок (отр. Прямокрылые)

                                            клоп (отр. Полужесткокрылые)

                                            бронзовка ( отр. Жесткокрылые)

Четвертый конкурс

«Морфологические загадки»

        Командам предлагается набор таблиц, на  которых изображены ротовые аппараты, конечности насекомых. На выполнение задания отводится 2-3 минуты. Ответ оценивается в 6 баллов.

Ответ по следующей схеме:

1.Тип ротового аппарата.

2. Для питания какой пищей он приспособлен.

3. Для каких животных характерен.

1.Тип конечности.

2. Какую функцию она выполняет.

3. Для каких животных характерна.

Набор рисунков №1.

Головы:  

1. Муха – лижущий ротовой аппарат;

2. Комар – колюще-сосущий;

3. Пчела – грызуще-лижущий;

Ноги:  

1. Хватательная нога богомола;

2. Ходильная нога жука;

3. Плавательная нога жука плавунца.

Набор рисунков №2.

Головы:

1. Личинка стрекозы– выбрасывающаяся, хватательная маска ;

2. Бабочка – сосущий ротовой аппарат;

3. Кузнечик – грызущий ротовой аппарат.

Ноги:  

1. Копательная нога медведки;

2. Нога пчелы с корзинкой, для сбора пыльцы;

3. Прыгательная нога саранчовых.

Пятый конкурс

«Гонка за лидером»

        Каждой команде по очереди задаётся один вопрос. Время на обдумывание не даётся. Ответ оценивается в 1 балл.

К какому типу животных относится морская звезда? (иглокожие)

К какому типу животных относится слизень? (моллюски)

Тип симметрии, характерный для кишечнополостных? (лучевая, радиальная)

Способность организмов восстанавливать утраченные части тела? (регенерация)

Орган передвижения у эвглены зелёной? (жгутик)

Органы прикрепления у бычьего цепня? (присоски и крючки)

Промежуточный хозяин для печёночного сосальщика? (малый прудовик)

Окончательный хозяин свиного цепня? (человек)

Органы дыхания у водных моллюсков? (жабры)

 Органы дыхания у насекомых? (трахеи)

 Приспособление некоторых головоногих для дезориентации и устрашения  врагов? (чернильная железа)

 Шарообразное образование в раковинах некоторых моллюсков? (жемчуг)

 Отряд Жесткокрылые по-другому? (жуки)

 Отряд Чешуекрылые по-другому? (бабочки)

 Переносчик энцефалита? (таёжный, собачий клещ)

 Главная пчела в пчелиной семье? (матка)

 Органы равновесия у речного рака? (статоцисты)

Органы выделения моллюсков? (почки)

 Учёные, изучающие насекомых? (энтомологи)

 Наука о классификации животных (систематика)

Тип животных, представителями которых люди мылись многие века? (губки) 

     

«Лишнее звено»

вариант №1

Инфузория, циста, амёба, эвглена.

Виноградная улитка, устрица, мидия, беззубка.

Реснички, жгутики, радула, ложноножки.

Дезинфекция, фагоцитоз, пастеризация, кипячение.

«Лишнее звено»

вариант № 2

Мокрица, скорпион, дафния, креветка.

Белая планария, блоха, аскарида, печёночный сосальщик.

Трахеи, метанефридии, жабры, легкие.

Мирмикология, арахнология, гермафродитизм, гельминтология.

Насекомые с полным превращением

Насекомые с неполным превращением





























Насекомые с полным превращением

Насекомые с неполным превращением























Вопросы для болельщиков:

К какому типу животных относится эвглена? (простейшие)

Личинка чешуекрылых     (гусеница)

Тип ротового аппарата кузнечика   (грызущий)

Органы дыхания насекомых    (трахеи)

Паразит, вызывающий чесотку   (чесоточный клещ)

Чем питаются самки комаров? (кровью)

Сколько крыльев у двукрылых? (два)

Где развивается личинка стрекоз (в воде)

Возбудитель малярии  (малярийный плазмодий)

 Ловчая сеть паука     (паутина)

Повторяющиеся участки тела кольчатых червей (сегменты, кольца)

Плавающая личинка медузы  (планула)

Паук, освоивший водную среду обитания  (паук-серебрянка)

Сооружения, созданные термитами  (термитники)

К какому классу моллюсков относится кальмар? (головоногие)

Вещество, выделяемое ядовитыми железами муравьев?

 (муравьиная кислота)

Многослойная плотная оболочка  паразитических червей  (кутикула)

Бесполое размножение у гидры  (почкование)

Насекомые - производители меда  (пчелы)

Органеллы, выполняющие функцию движения у амебы?       (ложноножки)

 Возбудитель дизентерии   (дизентерийная амеба)

 Где развивается личинка комара звонца? (в воде)

 Органы выделения моллюсков  (почки)

Чем питаются вши? (кровью)

Насекомое, переносчик малярии  (комар)

Органы дыхания рака (жабры)

Тип ротового аппарата мухи  (лижущий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная экологическая игра "Растительный рай"

Интеллектуальная экологическая игра "Растительный рай "может использоваться на уроках биологии и экологии в 6 классах общеобразовательной школы, а также педагогами дополнительного образования эколого-...

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Турнир знатоков "Экологическая мельница", посвященная Всемирному дню охраны окружающей среды

Эта игра посвящена Всемирному дню охраны окружающей среды.  Турнир знатоков включает в себя три  конкурса:блиц - викторина; экологическая мельница;аукцион.и игры и викторины со зрителям...

Интеллектуальная экологическая игра "Знатоки природы"

Интеллектуальная экологическая игра активизирует познавательную активность воспитанников в области экологии и охраны природы, привлекает внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, восп...

Интеллектуальная экологическая игра "Знатоки природы"

Интеллектуальная экологическая игра "Знатоки природы" по экологии может быть использована на уроках и внеклассных мероприятиях....

Интеллектуально-экологическая игра "Думай по-зеленому"

Экологическая игра "Думай по-зеленому". Сценарий  для проведения внеклассного мероприятия по экологии. Включает экологические сведения и соревновние двух команд....

интеллектуально-познавательная игра "Математика в мире животных"

Интеллектуально познавательная игра " Математика в мире животных " для учащихся 5 - 6 классов школы 8 вида проведена в рамках недели Знаний....