Задания 1(школьного) тура олимпиад по биологии
олимпиадные задания по биологии (8 класс) по теме

Ткаченко Светлана Геннадьевна

Задания 1 (школьного) тура олимпиад по биологии составлены в соответствии с требованиями Государстенного  общеобразовательного стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_1_tura_olimpiady_po_biologii_v_9_klasse.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Задания  1 тура олимпиады по биологии в 9 классе.

Раздел «Человек»

Задание 1.

Выберите один правильный ответ из представленных четырёх.

  1. Кожа воспринимает холод, тепло, прикосновение, боль, так как:

А) наружный слой очень тонкий

Б) в ней располагается много рецепторов

В) в клетках собственно кожи имеются особые вещества – пигменты

Г) в коже находятся потовые и сальные железы

2.  Дыхательный центр чувствителен к содержанию в крови:

     А) углекислого газа и кислорода

     Б) углекислого газ и не реагирует на содержание кислорода

     В) кислорода и не реагирует на содержание углекислого газа

     Г) азота и не реагирует на содержание кислорода и углекислого газа

3.  Пример проводниковой функции спинного мозга:

  А) передача нервного импульса к мышцам конечности

  Б) отдёргивание руки

  В) сгибание конечностей

  Г) разгибание конечностей

4.Перевривание белков в пищеварительном канале заканчивается в:

  А) тонкой кишке

  Б)  печени

  В)  толстой кишке

  Г)  желудке

5. В лимфе:

А) отсутствуют все форменные элементы

Б) отсутствуют эритроциты и тромбоциты

В) присутствуют продукты распада

Г) присутствуют питательные вещества

6. Рефлексы, которые приобретаются организмом в течение жизни:

А) строго индивидуальны

Б) характерны для всех особей вида

В) передаются по наследству

Г) не исчезают при отсутствии условного раздражителя

7. Нервные импульсы по сравнению с гормонами:

А)  достигают только определённых органов и за короткий срок

Б)  регулируют функции многих органов

В)  достигают только определенных органов, но медленно

Г)  регулируют функции многих органов и достигают их быстро

8.  Расширение или сужение просвета кровеносных сосудов почек регулируется:

А)  центральной нервной системой

Б)  только вегетативной нервной системой

В)  только эндокринной системой органов

Г)  вегетативной нервной и эндокринной системами

9. Функция слуховых косточек у человека:

А) проведение звуковых волн

Б) усиление звукового сигнала

В) проведение нервного импульса

Г) преобразование звукового сигнала в нервный импульс

10. При предупредительной прививке в организм вводятся

А) убитые или ослабленные микроорганизмы

Б) готовые антитела

В) лейкоциты

Г) антибиотики

Задание 2.

Вставьте пропущенные слова.

В1. Свободно перемещаются в межклеточном веществе крови…………

В2. Нервные импульсы с чувствительных нейронов на двигательные передают нейроны -………………………………

В3. Совокупность реакций, направленных на запасание энергии, получаемой в результате расщепления органических веществ в клетке,  -

- это……………………………. …………………….

Задание 3.

С1.

Какой гормон и с какой целью дают больным сахарным диабетом?

Почему его вводят внутривенно, внутримышечно или подкожно, а не в виде таблеток?

Олимпиадные задания по биологии, 11 класс

Часть 1

А1  В анализе митоза происходит:

а)  удвоение ДНК

б)  спирализация хромосом

в)  образование веретена деления

г) расхождение гомологичных хромосом

А2  Геном называется:

а)  участок ДНК, несущий информацию о строении одной молекулы белка

б)  участок ДНК, несущий информацию о строении нескольких молекул белка

в)  молекула ДНК

г) три соседних нуклеотида ДНК

А3  Явление, при котором происходило многократное увеличение числа хромосом в геноме, называется:

а)  полиплоидия                          в)  поливалентность

б)  полимерия                              г)  полигамия

А4  У гороха желтый цвет семян (А) доминирует над зеленым (а), а гладкая форма семян (В) – над морщинистой (в). Выберите генотип гомозиготного растения, у которого зеленые гладкие семена.

а)  ААВв                                      в)  ааВв

б)  ааВВ                                       г)  ААВВ

А5  Мономерами нуклеиновых кислот являются:

а)  аминокислоты                       в)  нуклеотиды

б) жирные кислоты                    г)  молекулы глюкозы

А6  В аппарате Гольджи образуются:

а)  мезосомы                               в)  хлоропласты

б)  рибосомы                              г) митохондрии

А7  Из мезодермы образуются:

а)  нервная система                    в)  легкие

б)  скелет                                     г)  кишечник

А8  Фототрофами являются:

а)  простейшие                           в)  растения

б)  вирусы                                   г)  грибы

Часть 2

В1  Укажите последовательность явлений и процессов, происходящих в процессе мейоза.

а)  расхождение хроматид

б) коньюгация гомологичных хромосом

в)  образование 4 гаплоидных клеток

г)  спирализация хромосом делящейся диплоидной клетки

д)  расхождение гомологичных хромосом

е)  обмен участками между гомологичными хромосомами

Часть 3

С1  Каковы различия в наборе органоидов в клетках растений и животных?

С2  Каковы основные особенности строения клеток бактерий?

Школьный тур олимпиады по биологии, 7 класс

1. Перисторассечённые листья характерны для:

а) земляники лесной; б) лапчатки прямостоячей; в) лапчатки гусиной; г) манжетки обыкновенной.            (1 балл)

2. Покровная ткань однолетнего стебля берёзы:

а) пробка; б) эпидерма; в) пробка и эпидерма; г) кора.          (1балл)

3. Образовательная ткань в корне:

а) находится в его коре; б) образует зону роста; в) представлена корневыми волосками в зоне всасывания; г) находится в зоне проведения. (1 балл)

4. Угол между листом и расположенной выше частью стебля называется:

а) основанием побега; б) пазушной почкой; в) междоузлием; г) пазухой листа.         (1 балл)

5. Среди злаков преобладают растения:

а) травянистые; б) лианы; в) кустарники; г) деревянистые.  (1 балл)

 

6. Разнообразие окраски водорослей вызвано:

а) маскировкой; б) особенностями размножения; в) приспособленностью к фотосинтезу; г) мимикрией.            (2 балла)

7. Плод яблоко у:

а) лимона и яблони; б) айвы и шиповника; в) рябины и груши; г) рябины и шиповника.               (2 балла)

8. К двудольным относятся следующие растения:

а) горох, кукуруза, овёс;        б) кукуруза, фасоль, бобы;

в) фасоль, бобы, горох;          г) горох, овёс, бобы.             (2 балла)

9. Нельзя назвать холодостойким:

а) томат;    б) лён;     в) горох;      г) рожь.            (2балла)

10. Тело гриба представляет собой разросшуюся многоядерную клетку у:

а) мукора;     б) пеницилла;      в) дрожжей;       г) аспергилла.      (2 балла)

Подберите соответствующий термин для данного определения.

1) Молодое растение, выращенное из семени плодового дерева, - ………………………………….. .(2 балла)

2) Группа цветков, расположенная на общем цветоносе, - …………………… (2балла)

3) Отрезок вегетативного органа растения, служащий для искусственного размножения растения - ……………………………….. .(2 балла)

4) Покровная ткань стебля травянистых растений, - ………………………. .(2балла)

5) Свойство почвы обеспечивать растения условиями для их жизнедеятельности - …………………………….. (2балла)

6) Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи - …………………….. (2балла)

7) Тонкая прозрачная плёнка, покрывающая эпидермис листьев и стеблей растений, - …………………………. (2 балла)

Школьный тур олимпиады по биологии, 8 класс

Раздел «Зоология»

  1. Промежуточным хозяином малярийного плазмодия является:
  1. Малярийный комар
  2. Муха цеце
  3. Человек
  4. Малый прудовик
  1. Восстановление у гидры утраченных частей тела происходит благодаря делению клеток:
  1. Покровных
  2. Промежуточных
  3. Нервных
  4. Мускульных
  1. Мускулатура круглых червей образована мышечными волокнами:
  1. Косыми
  2. Кольцевыми
  3. Продольными
  4. Спинно – брюшными
  1. К типу Плоские черви относится:
  1. Дождевой червь
  2. Большой прудовик
  3. Печеночный сосальщик
  4. Человеческая аскарида
  1. Личинки комнатной мухи чаще всего развиваются:
  1. Во влажной, удобренной почве
  2. В навозе и гниющих органических остатках
  3. На поверхности стоячей пресной  воды
  4. В придонном иле пресного водоема
  1. Развитие с полным превращением характерно для:
  1. клещей и пауков
  2. жуков и чешуекрылых
  3. прямокрылых и чешуекрылых
  4. перепончатокрылых и полужесткокрылых
  1. Череп и позвоночник рыб соединены:
  1. подвижно
  2. неподвижно
  3. полуподвижно
  4. подвижно только у мальков
  1. Движение крови у пресмыкающихся происходит от:
  1. Левого предсердия по малому кругу в желудочек
  2. Правого предсердия по большому кругу в желудочек
  3. Желудочка по большому кругу в правое предсердие
  4. Желудочка по малому кругу в правое предсердие
  1. Предками древних земноводных являются:
  1. Древние кистеперые рыбы
  2. Динозавры
  3. Археоптерикс
  4. Зверозубые ящеры
  1. Яйцекладущие – подкласс класса:
  1. Птиц
  2. Позвоночных
  3. Млекопитающих
  4. Пресмыкающихся

Задания части В

В 1. Укажите приспособление птиц к полету

  1. Полые кости
  2. Наличие клоаки
  3. Двойное дыхание
  4. Наличие зоба
  5. Отсутствие потовых желез
  6. Отсутствие правого яичника и яйцевода

В 2. Установите соответствие между характеристиками и классами членистоногих, для которых они характерны.

ХАРАКТЕРИСТИКА

  1. Голова, грудь, брюшко
  2. Наличие паутинных бородавок
  3. Фасеточные глаза
  4. Развитие с метаморфозами
  5. Органы дыхания – легкие или трахеи

ТАКСОНОМИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

  1. Паукообразные
  2. Насекомые

1

2

3

4

5

Олимпиадные задания по биологии, 10 класс

Часть 1

1.  Приспособления животных к паразитическому образу жизни, связанные с упрощениями строения тела, например:

а)  ароморфоз                                                 в)  дегенерации

б)  идиоадаптации                                         г)  биологический регресс

2.  Основная функция митохондрии – это синтез

а)  АТФ                            в)  углеводов

б)  белка                           г)  клетчатки

3.  К гетеротрофам не относятся:

а)  грибы                          в) растения

б)  животные                   г) болезнетворные бактерии

4.  Партеногенетическое развитие характерно для:

а)  кошки                         в)  плоских червей

б)  дафнии                       г)  лягушек

5.  Из эктодермы образуется:

а)  половая система                       в)  нервная система

б)  кровеносная система               г)  легкие

6.  Структуру двойной спирали имеет молекула:

а)  ДНК                               в)  гемоглобина

б)  РМК                               г)  глюкозы

7.  Фактором, направляющим эволюционный процесс в определенную сторону, является:

а)  изоляция                                                 в)  естественный отбор

б)  колебание численности                        г)  мутационный процесс

8.  Вегетативное размножение характерно для:

а)  простейших                                            в)  вирусов

б)  животных                                               г)  растений

9.  При митозе спирализация хромосом происходит:

а)  в интерфазе                                            в)  в анафазе

б)  в профазе                                               г)  в метафазе

10.  Дигетерезигота  Аа  Вв  образует:

а)  2 типа гамет                                           в)  3 типа гамет

б)  8 типов гамет                                         г)  4 типа гамет

Часть 2

В1  Установите соответствие между биологическим процессом и его характеристикой.

Характеристика

  1. Характерен для бактерий
  2. Участие хлорофилла
  3. Окисление неорганических соединений
  4. Использование солнечной энергии для синтеза АТФ
  5. Выделение кислорода

А)  Хемосинтез

Б)  Фотосинтез

1

2

3

4

5

Часть 3

С1  -  В чем состоит отличие вирусов от остальных организмов?

С2  -  Каковы основные особенности полового размножения?

Ответы по биологии, 10 класс

Часть 1

А1 – в

А2 – а

Аз – в

А4 – б

А5 – в

А6 – а

А7 – в

А8 – г

А9 – б

А10 – г

(10 баллов)

Часть 2

А, Б, А, Б, Б

(5 баллов)

Часть 3

С1  - а)  неклеточная форма жизни  (1 балл)

         б)  размножаются только в живом организме  (1 балл)

         в)  содержит один тип нуклеиновых кислот  (1 балл)

С2  -  а) имеются две родительские особи (1 балл)

          б) в основе лежит мейоз  (1 балл)

          в) потомки генетически уникальны и отличаются от обоих родителей  (1 балл)

(6 баллов)

Ответы к олимпиадным заданиям по биологии, 11 класс

Часть 1

А1  -  г

А2  -  а

А3  -  а

А4  -  б

А5  -  в

А6  -  а

А7  -  б

А8  -  в

(8 баллов)                                                      Часть 2

Г, Б, Е, А, А, В. (6 баллов)

Часть 3

С1

  1. в клетках растений есть пластиды  (1 балл)
  2. у растений есть вакуоли с клеточным соком  (1 балл)
  3. в клетках животных, имеются центриоли  (1 балл)

С2

  1. нет ядра  (1 балл)
  2. отсутствие митохондрии, пластид  (1 балл)
  3. наличие одной кольцевой молекулы ДНК  (1 балл)

(6 баллов)

Ответы по биологии, 7 класс:

1-в

2-в

3-б

4-г

5-а

6-в

7-в

8-в

9-а

10-а

11:

1) дичок

2) соцветие

3) черенок

4) эпидермис

5) плодородие

6) околоплодник

7) кутикула

Методика оценивания олимпиадных заданий, 8 класс

Ответы Части А – 1 балл за каждый правильный ответ, (неправильный, отсутствие, два выбранных, среди которых правильный – 0 баллов)

Ответы Части В.

Задания В1  – каждый правильно выбранный ответ – 1 балл.

Задание В 2 – 5 баллов за верную последовательность символов

Часть А – 10 баллов

Часть В – 8 баллов

Всего : 18 баллов

Ответы на задания.

Часть А

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

3

2

3

3

2

2

2

3

1

3

Часть В

В1

136

В2

БАББА

Ответы по биологии, 9 класс.

Задание 1. По 1 баллу за каждый правильный ответ.

1)Б

2)Б

3)А

4)А

5)Б

6)А

7)А

8)Г

9)Б

10)А

Задание 2. По 1 баллу за каждый правильный ответ

В1 – лейкоциты

В2- вставочные

В3- энергетический обмен

Здание 3.

2 балла за правильно указанный гормон – инсулин

2 балла за правильно указанную причину введения его в организм

Итого баллов: 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание для школьного тура олимпиады по биологии 11 класс

Материалы для проведения школьного тура олимпиады по биологии...

Задания школьного тура олимпиады по биологии 10 класс

Задания для школьного этапа олимпиады по биологии, составлены на основе заданий ФИПИ по форме ЕГЭ...

Олимпиадные задания для проведения школьного тура олимпиады по биологии, 6-11 классы

Олимпиадные задания по биологии включают в себя разноуровневые тестовые задания с готовыми ответами и системой оценивания в баллах для экономии времени учителя на этапе подготовки, проведения и провер...

Задания школьного тура олимпиады по биологии 6 класс.

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии для 6 класса. Включает разработку заданий и ответы....

Задания для школьного тура олимпиады по биологии, 6 класс

Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.Часть 1 состоит из 5 заданий (1 – 5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных.Часть...

Задания для школьного тура олимпиады по биологии, 8 класс

Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.Часть 1 состоит из 5 заданий (1 – 5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных.Часть...

Задания школьного тура олимпиады по биологии для 7 класса

Данные задания могут быть использованы для проведения школьного отборочного тура олимпиады по биологии для учащихся 7 классов...