Проектно-исследовательская деятельность в среднем звене.
статья по биологии (7 класс) по теме

Артеменко Татьяна Николаевна

статья. цель проектно-исследовательской деятельности является формирование творческих способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность в среднем звене.

Плохой учитель преподносит истину,
Хороший учит ее находить.
А. Дистервег

  На  сегодняшний день в стране работа системы образования направлена на саморазвитие личности ребенка. Одним из способов достижения данного направления является применение проектно-исследовательской деятельности.  Суть исследовательской деятельности: стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решению этих проблем, умению практически применять полученные знания.  При этом учитель должен понимать главную цель и основные задачи работы.

Цель научно-исследовательской работы состоит в развитии творческих способностей и повышении уровня их научной подготовки на основе индивидуального подхода и усиления самостоятельной творческой деятельности, применения активных форм и методов обучения.

Основными задачами научно-исследовательской работы являются:

формирование у школьника интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач;

развитие творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний;

выявление наиболее одаренных и талантливых школьников, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач.

  Необходимость внедрения данной технологии, на мой взгляд, заключается в том, что он дает возможность результативного проектирования учебного процесса. Это технология творческой деятельности.

    На уроках биологии исследовательская деятельность может быть организованна в процессе выполнения лабораторных работ, самостоятельных работ с дополнительной литературой, написание и защита рефератов, ролевые игры, имеющие проблемный характер и исследовательскую направленность.

  Мною замечено, что проблемы перехода ученика из пассивного объекта обучения к деятельной творческой личности достаточно эффективно решаются в процессе использования групповой формы организации познавательной деятельности учащихся. Общая схема этих уроков следующая: учащиеся с разным уровнем знаний по предмету объединяются в группы по 3 - 4 человека и получают задания, содержание которых рассчитано на работу всего коллектива. По окончании урока группа выступает с сообщением о проделанной работе. Каждая группа сама решает, как оформить результаты, как распределить роли и т. д. Роль педагога при этом резко меняется – он перестает быть центральной фигурой, а лишь регулирует, определяет общее направление, контролирует время, дает консультации, помогает. 

Мотивация усиливается благодаря творческому характеру учебной деятельности, самостоятельности, ответственности ученика перед своей группой. В группе происходит формирование толерантности, то есть все считаются с мнением соседа. Работая в малых группах учащиеся разговаривают, размышляют, анализируют и делают выводы. У них развивается коммуникативное мышление. Использую технику критического мышления, которая помогает разделять изучаемый материал на блоки, выявлять самые главные моменты.

   По моему мнению, работа над исследовательской темой зарождает, кроме интеллектуального соперничества, дружеские отношения между школьниками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи, т.е. сути, благодаря совместной работе складывается временный творческий коллектив.

   Тематика исследований чрезвычайно разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям.

   Таким образом, использование исследовательских технологий – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности.

Учитель биологии СОШ №11

Артеменко Т.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ

статья посвящена проблеме формирования потребности ЗОЖа у школьников. Как одно из решений проблемы предлагается вовлечение подростков в проектную деятельность...

Проектно-исследовательская деятельность в среднем звене.

Задачами научно-исследовательской деятельности является развитие творческой способности и повышение уровня научной подготовки на основе индивидуального подхода....

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ

Подростковый возраст - это сложный период в развитии каждого человека. Как свидетельствуют многие литературные источники, учёбе подростки уделяют меньше внимания. Однако, в этом возрасте происходит ак...

Презентация "Свободная деятельность обучающихся среднего звена"

Свободная деятельность обучающихся занимает важное место в образовательном процессе современной школы. Термин «самостоятельная деятельность» связан с организацией для обучаю...

Активизация познавательной и учебной деятельности обучающихся среднего звена при выполнении заданий

Проверка домашнего задания — важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается, ребята перест...


 

Комментарии

Артеменко Татьяна Николаевна

На уроках биологии исследовательская деятельность может быть организованна в процессе выполнения лабораторных работ, самостоятельных работ с дополнительной литературой, написание и защита рефератов, ролевые игры, имеющие проблемный характер и исследовательскую направленность.