Приспособления организмов к жизни в природе
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

 

В конспекте хода урока содержится: 

·         цели, достигаемые на каждом  технологическом этапе урока;

·         Формы (работа в паре, группой, фронтально), используемые для организации учебной деятельности  на каждом этапе урока.

·         Учебное содержание в форме заданий, предлагаемых учениками на каждом этапе в соответствии  с целями этого этапа.

·         Способ демонстрации каждого задания и образец правильного его решения.

·         Вопросы побуждающего или проблемного диалога, задаваемые учителем  при организации  работы по выполнению каждого задания

·         Предполагаемые ответы учеников, в том числе и возможные ошибки

·         Способ контроля и самоконтроля  правильности выполнения  каждого задания

·         Способы исправления  ожидаемых ошибок

·         Перечень дидактических средств, необходимых для организации  работу учащихся  на каждом этапе

·         

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prisposoblennost_organizmov_agarkova_volkova.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Схема плана урока

на основе системно-деятельностного  метода обучения

Тема урока: Приспособления организмов к жизни в природе

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока: Сформировать представление о приспособленности организмов.

Планируемый результат (для учащихся): Познакомиться с влиянием живой и неживой природы на организмы, научиться различать одну группу растений от другой.

Задачи:

Воспитательные:

прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Развивающие:

расширить кругозор учащихся о многообразии растительного мира, выделять главное и существенное

Обучающие:

Познакомить учащихся с влиянием разных факторов  на организмы и их приспособленность к окружающей среде

Оборудование  : Мультимедиа. Фильм. Плакаты с животными и растениями. Атласы.

Описание хода урока

Название  технологических этапов урока, их  содержания

Конспект урока

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Данный этап процесса обучения  предполагает осознание вхождение учащегося в  пространство  учебной деятельности на уроке. На данном этапе  учителем организуется для учащихся  мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся  могут достичь на данном этапе урока , описание методов  организации учебной деятельности):

Актуализация требований  к нему со стороны учебной деятельности (надо):

Создаются условия для возникновения  внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);

Устанавливаются тематические рамки (могу).

1.Фрагмент видеофильма(пение птиц, стрекот кузнечика, разные виды растений светолюбивые, теневыносливые)

(использование мультимедиа)

Универсальная познавательная деятельность. Анализ объектов с целью выделения признаков.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

На данном этапе  организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного  учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:

Данный этап включает следующие шаги:

Актуализацию изученных способов  действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения  и знаковую фиксация;

Актуализацию соответствующих мыслительных операций  и познавательных процессов;

Мотивацию к пробному  учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное  осуществление

Фиксацию индивидуальных затруднений  в выполнении  пробного  учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую  связь между  ними на основании методики  обучения данному предмету  на каждом шаге  данного этапа

Растительный мир многообразен, мы должны вспомнить,  как действуют факторы среды на организмы, изучить приспособление организмов к условиям окружающей среды.

Сможем ли мы познать  это на уроке? ( Регулятивные ууд) . Целепологание.

Выявление  места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися  места и причины затруднения.

Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих  методов и содержания учебных заданий для  выявления  учащимися места  и причины затруднения.

Основные методы мотивации  для создания успешной ситуации.  Для этого учитель учит учащихся:

Восстанавливать выполненные операции  и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где  возникло затруднение;

Соотносить  свои действия с используемым  способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить  и зафиксировать  во внешней речи  причину затруднения – те конкретные задачи, умения  или способности, которых не  достается  для решения  исходной задачи.

. Далее поработайте с текстом учебника.Стр.81.Определите факторы живой природы и факторы неживой природы. Учащиеся работают в паре.

Коммуникативное УД:учет позиции напарника,умение вести с ним диалог и слушать.

После разбора текста, учитель выясняет, что нового учащиеся  узнали из него. Идет активное обсуждение.

Коммуникативные УД – использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений.

Регулятивные УД – оценить проблему и приложить усилия для ее решения. Оценить ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты.

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Аттестуемый демонстрирует  методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в  коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий  по алгоритму:

Ставят цель (целью всегда является  устранение  возникшего затруднения)

Согласовывают тему урока

Строят план достижения цели

Определяют средства – алгоритмы, модели

Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем  с помощью исследовательских методов.

На основании работы с текстом учебника и фрагмента фильма, учащиеся формируют тему урока.

Регулятивное УД : Учитель корректирует учащихся

Реализация  построения проекта

Аттестуемый  описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся  в рамках реализации  построения проекта.

На данном этапе  осуществляется реализация построенного проекта:

Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися

Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково

Построенные способ действия  используется для  решения  сходной задачи, вызвавшей затруднения.

Объяснение учителем  моментов, вызвавших затруднения.

Познавательные УУД умение осуществлять постановку и решение проблемы.

Коммуникативные УД – использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений.

Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

На данном этапе  учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый  способ действий с проговариванием  алгоритма решения  вслух.

Аттестуемый демонстрирует  форму  организаций  учебной деятельности, выбор заданий  с целью закрепления новых знаний  с использованием алгоритма решения.

Проговаривание  детьми о  полученных знаниях.  . Учитель предлагает заполнить таблицу в рабочей тетради  по теме «факторы живой и неживой природы и их влияние на организмы».

Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.

Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.

Регулятивные УД – сравнивать  результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.

Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.  

При проведении данного  типа используется  индивидуальная форма работы:

Учащиеся  самостоятельно  выполняют задания нового  типа  и осуществляют  их самопроверку, пошагового оценивания  с эталоном.  Организуется рефлексия реализации  построенного проекта  учебных действий. Организуется для  учащихся  ситуации успешности.

Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки  самостоятельной работы.

Для самопроверки учитель предлагае ответить на вопросы учебника стр.81.

Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.

Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.

Регулятивные УД – сравнивать  результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.

Включение в систему заданий повторения

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется  использование  изученного ранее  материала (базовый уровень), в том числе и как  промежуточный шаг, для введения  в последующем обучении  новых способов действий (повышенный уровень).

Аттестуемый в рамках этого этапа  демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий.

Выполнение заданий  с раздаточным материалом(тесты),работа с рисунками учебника стр.83.рис.68,69.(анализ и выводы):Назовите причины изменения окраски горностая в летний и зимний периоды; Сравните приспособленность  указанных растений к опылению насекомыми.

Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.

Рефлексия  учебной деятельности на уроке.

На данном этапе  фиксируется  новое содержание, изученное на уроке. Организуется  рефлексия  и самооценка учениками  собственной  учебной деятельности (цель обучения , способы достижения  цели, результат)

Аттестуемый  демонстрирует  эффективные способы  самооценки и самоконтроля учебной деятельности

Проблемный вопрос: Как вы думаете, полученные знания вам пригодятся в жизни?

Учитель дает на выбор 2 уровня задания:

1.Выписать определения в тетрадь со стр.82

        

2.Нарисовать зайца в разное время года. .

1.На уроке я работал


2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

интересно / не интересно

Личностные УД – уметь анализировать самооценку мотивов, целей и способностей  к саморазвитию, к познанию, учебе.

Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.

В конспекте хода урока содержится:  

цели, достигаемые на каждом  технологическом этапе урока;

Формы (работа в паре, группой, фронтально), используемые для организации учебной деятельности  на каждом этапе урока.

Учебное содержание в форме заданий, предлагаемых учениками на каждом этапе в соответствии  с целями этого этапа.

Способ демонстрации каждого задания и образец правильного его решения.

Вопросы побуждающего или проблемного диалога, задаваемые учителем  при организации  работы по выполнению каждого задания

Предполагаемые ответы учеников, в том числе и возможные ошибки

Способ контроля и самоконтроля  правильности выполнения  каждого задания

Способы исправления  ожидаемых ошибок

Перечень дидактических средств, необходимых для организации  работу учащихся  на каждом этапе

Образец оформления доски


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приспособления организмов к жизни в природе

В конспекте хода урока содержится: ·         цели, достигаемые на каждом  технологическом этапе урока;·...

Приспособления организмов к жизни в природе.

Урок биологии в 5 классе в рамках ФГОС....

Урок «Приспособления организмов к жизни в природе».

Все организмы приспособленны к условиям своего обитания- к факторам живой и не живой природы. На уроке мы выясняли воздействие природы на живые организмы и какие существуют приспособления у организмов...

"Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в них". Урок природоведения в 5 классе.

Тип урока – комбинированный урок с использованием ИКТ.Оборудование: компьютер,  проектор, презентация “Среды обитания организмов".Цели урока: - закрепить знания о многообразии...

Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней.

ФГОС Биология, 5 класс.Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней....

Биология 5 класс Приспособления организмов к жизни в природе.Презентация к уроку.

 Презентация к уроку "Приспособления организмов к жизни в природе"     Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и у...

Биология 5 класс Приспособления организмов к жизни в природе.Тест к уроку.

Тест к уроку "Приспособления организмов к жизни в природе"     Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника системы &laq...