Рабочая программа 6-9 классы
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Хомутова Любовь Александровна

Рабочая программа для ступени - 6-9 класс. Разработана на основе авторской программы Пасечника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа 6-9 классы278.06 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование «Биология. Человек. 8 класс»

(70 часов, 2 часа в неделю)

№ п/п

Разделы, темы уроков

Дата

Тип урока

Планируемый результат

Информационно-методическое обеспечение

Домашнее задание, контроль

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

1.

1. Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена.

сентябрь

Из.н.м.

Учащиеся должны знать о таких науках как анатомия, физиология, психология и гигиена. Различать предметы изучения наук о человеке.

Рабочая тетрадь с печатной основой

Схема на доске
Текст  учебника §1

Введение. §1

2.

2. Становление наук о человеке и методы исследования

сентябрь

комб.

Приводить примеры научных открытий на этапах становления наук о человеке.

 Характеризовать основные открытия ученых на различных этапах становления наук о человеке. Анализировать содержание рисунков. 

Портреты ученых
Схема на доске
Рабочая тетрадь

Рис.1 на с.10 Анатомические рисунки Леонардо да Винчи.

§2, вопросы 1-6

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (3 ч)

3.

1. Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека.

сентябрь

комб.

Доказывать принадлежность человека к типу Хордовые; к классу Млекопитающие; к отряду Приматы.

Приводить примеры рудиментов, атавизмов

Рис.5 на с.17
Рудименты и атавизмы человека.

Текст учебника §3

Рабочая тетрадь с печатной основой.

Рис.3. на с.14
Полости тела и черепа. Демонстрация модели «Происхождение человека»

§3

4.

2. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.

сентябрь

комб.

Перечислять характерные особенности предшественников современного человека. Называть факторы, способствующие развитию прямохождения.  Объяснять влияние факторов на эволюцию человека.

Текст учебника  §4. Рабочая тетрадь с печатной основой

§4, вопросы 1-4, р/т №7, 8

5.

3. Человеческие расы. Человек как вид.

сентябрь

комб.

Узнавать по рисункам представителей рас человека.  Доказывать, что все представители человечества относятся к одному виду.

Текст учебника  §5. Рабочая тетрадь с печатной основой

§5, р/т 10-13

2. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА (57 ч)

Тема 2.1. Общий обзор организма (1 час)

6.

1. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

сентябрь

комб.

Давать определение терминам. Узнавать по рисункам расположение органов и систем органов. Называть органы человека, относящиеся к определенным системам.  Находить  грудную и брюшную полости. Раскрывать суть понятий: молекулярный, клеточный, тканевый и организменный уровни организации

Трехмерная модель человека - презентация, таблицы с изображением внутренних органов человека и  млекопитающего жив.

Текст учебника  §6

§6, вопросы 1-3, р/т №14-16

Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани (3 часа)

7.

1. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Лаб.р.№1 «Рассматривание клеток

в микроскоп»

сентябрь

комб.

Называть органоиды клетки и их функции. Узнавать органоиды на немых рисунках. Описывать и узнавать этапы деления клетки

Таблицы с изображением растительной и животной клетки, деления клетки. Для демонстрации опыта: химический стакан, 3%  пероксид водорода, клубень картофеля, нож и тёрка + оборудование к уроку 6.

§ 7, р/т №17-21

8.

2. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные ткани

Лаб.р.№2 «Рассматривание  тканей»

сентябрь

комб.

Называть основные группы тканей. Узнавать на немом рисунке виды тканей. Узнавать по немому рисунку строение нейрона.

 Приводить примеры расположения тканей в органах. Называть функции тканей и их структурных компонентов

Таблица «Ткани», «Внутренние органы человека». Для лабораторной работы на каждый стол: микроскоп, микропрепараты эпителиальной, соединительной, нервной и мышечной тканей.

Текст учебника, § 8.

§8, р/т 22, 24

9.

3. Нервная ткань. Строение и функция нейрона. Синапс.

сентябрь

комб.

Микроскопы, набор микропрепаратов тканей, таблицы «Основные группы тканей», «Рефлекторная дуга».

§8, р/т № 25

Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)

10.

1. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лаб.р. №3 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения»

октябрь

комб.

Давать определение термину рефлекс. Приводить примеры рефлекторных дуг, рефлексов

 Называть функции вставочных, исполнительных нейронов

Называть компоненты рефлекторной дуги

Описывать механизм проявления безусловного рефлекса

Чертить схемы рефлекторной дуги безусловного рефлекса

Объяснять действия прямых и обратных связей в нервной системе

Таблица «Рефлекторная дуга», текст учебника, § 9

§9, р/т № 26-29, повт. главу 3

Тема 2.4.Опорно-двигательная система (7 часов)

11.

1. Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей.

Лаб.р. №4 «Микроскопическое строение кости»

октябрь

комб.

Называть и раскрывать сущность функции опорно-двигательной системы, описывать химический состав костей, анализировать содержание рисунков

Модели скелета, текст учебника, § 10

Рис. 18. Строение костей конечности. Рис. 19. Микроскопическое строение компактного вещества кости для лабораторной работы на каждый стол: микроскопы, микропрепараты костной ткани.

тематический тест «Строение организма», §10, вопросы 1-2, р/т № 32, 33

12.

2. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи.

октябрь

комб.

Давать определение терминам.

Называть компоненты осевого и добавочного скелета. Узнавать по немому рисунку строение отделов скелета. Показывать взаимосвязь между строением осевого скелета и функциями черепа, поясов конечностей

 Сравнивать строение поясов верхней и нижней конечности

Текст учебника, § 11

Рабочая тетрадь

Таблица «Скелет». Рис. 20. Скелет человека

Рис. 21. Череп человека. Рис. 22. Позвоночник. Рис. 23. Участок позвоночного столба (хрящевые диски не показаны). Рис. 24. Два первых шейных позвонка. Рис. 25. Грудная клетка. Рис. 26. Крестцовый и копчиковый отделы позвоночника Рис.27 скелет плечевого пояса и руки Рис.29 Кости пояса нижних конечностей и ног

§ 11 и 12 до статьи «Неподвижные соединения костей», р/т 35, 37, 38

13.

3. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

октябрь

комб.

Знать типы соединений различных костей, строение сустава, функции суставных хрящей, суставной сумки, связок и суставной жидкости

презентация

§ 12 до конца. Повторить особенности строения мышечных тканей по § 8.

14.

4. Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты.

Лаб.р. № 5 «Мышцы человеческого тела»

октябрь

комб.

Описывать строение поперечнополосатой мышечной ткани. Узнавать расположение скелетных мышц

 Приводить примеры мышц-антагонистов и мышц-синергистов

Выделять особенности поперечнополосатой скелетной мышечной ткани

Модель скелета человека, таблицы с, мышц человека, типов тканей.

Для демонстрации: 4 микроскопа и 4 микропрепарата (поперечнополосатой, гладкой мышечных тканей, костной и хрящевой тканей).

§ 13, р/т 44-46

15.

5. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Лаб.р. №6 «Утомление при статической и динамической работе»

октябрь

комб.

Описывать энергетику мышечного сокращения. Различать механизм статической и динамической работы

Характеризовать механизм регуляции работы мышц

Таблицы «Ткани», «Мышцы человека»; гантели.

§14, р/т47-49, 51

16.

6. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Лаб.р. №7 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия»

октябрь

комб.

Описывать нарушения осанки различных степеней, работы внутренних органов при нарушении осанки

Называть причины искривления позвоночника, факторы развития плоскостопия.

Проанализировать правильность положения тела при чтении, письме, переносе тяжелых предметов

Модель скелета человека; таблицы с изображением скелетных мышц, последствий правильной и неправильной посадки за столом, методов определения искривления позвоночника, нормальной и плоской стопы, методов выявления плоскостопия.

§15, р/т 53, 54, лаб.р. «Выявление плоскостопия»

17.

7. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

октябрь

комб.

Перечислять повреждения опорно-двигательной системы

 Описывать приемы оказания первой помощи при переломах позвоночника конечностей. Определять по рисунку вид травм.

Модель скелета человека; таблицы «Строение костей», простейшие шины, перевязочный материал, косынки.

§16, р/т 57, 58, повт. главу 4

Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3 часа)

18.

1. Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Лаб.р. №8 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

ноябрь

комб.

Перечислять компоненты внутренней среды и функции

Устанавливать взаимосвязь между компонентами внутренней среды

 Начертить схему по опорным словам

 Анализировать содержание рисунков

Характеризовать процесс свертываемости крови

Называть функции лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов

 Перечислять органы кроветворения

Показывать взаимосвязь между строением и функциями клеток крови

Текст учебника, § 17, таблицы «Схема  кровообращения и лимфообращения», «Состав крови», «Ткани», «Лимфатическая система», презентация,

Лабораторное оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты крови человека и крови лягушки.

тематический тест «Опорно-двигательная система», §17, р/т 59-61

19.

2. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика.

ноябрь

комб.

Приводить примеры инфекционных заболеваний

Называть органы иммунной системы

Давать определение термину иммунитет

 Объяснять механизм различных видов иммунитета, причины нарушений иммунитета.

Объяснять механизм действия лимфоцитов

Текст учебника, § 18, таблицы, изображающие крово- и лимфообращение; клетки крови; фагоцитоз; органы иммунной системы: костный мозг, тимус, лимфоузлы; возбудители инфекционных заболеваний.

§18, вопросы 1-8

20.

3. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

ноябрь

комб.

Знать и различать понятия вакцина, лечебная сыворотка, естественный и искусственный иммунитет,  активный и пассивный иммунитет, группы крови, резус-фактор. Объяснять механизм проявления тканевой несовместимости.

Текст учебника, § 19, рабочая тетрадь

§19, р/т 74-78

Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

21.

1. Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов.

Лаб. р. №№ 9, 10 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке», «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»

ноябрь

комб.

 Называть транспортные системы человека и их органы

 Описывать образование тканевой жидкости и лимфы

Узнавать по немому рисунку органы лимфатической системы

 Сравнивать строение кровеносных сосудов

Текст учебника, § 20.

Рабочая тетрадь,  Схемы кровообращения и лимфообращения, строения артерий, капилляров, вен, лимфатических сосудов и лимфоузлов, органов кроветворения.

§20, р/т 80-82

22.

2. Круги кровообращения.

Лаб.р. №№ 11, 12 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа», «Опыты, выясняющие природу пульса».

ноябрь

комб.

Описывать движение крови по большому и малому кругам кровообращения

 Давать определение терминам

Различать малый и большой круги кровообращения

Схемы кровообращения и лимфооттока человека; схемы кровообращения рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Рис. 51.

Схема кровообращения

Тонометр, фонендоскоп. Для лабораторной работы – линейка каждому учащемуся.

§21 вопросы 1-2

23.

3. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца.

ноябрь

комб.

Называть гормоны, влияющие на работу сердца; свойства сердечной мышцы

 Описывать расположение сердца в организме, строение сердца

 Узнавать по немому рисунку структурные компоненты строения сердца

 Рис. 53. Сердце и сосуды, связанные с сердцем таблицы, иллюстрирующие схемы кровообращения, строение сердца, сердечный цикл, регуляция сердечной деятельности. 

Рис. 54.

Сердечный цикл

§22, р/т 88-91

24.

4. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс.

декабрь

комб.

Называть факторы, влияющие на движение крови

 Описывать механизм измерения артериального давления

Выявлять причины изменения давления в артериях, венах, капиллярах

 Объяснять опасность повышения артериального давления

Таблицы, изображающие схему кровообращения человека, цикл сердечной деятельности.

§23, вопросы 1-7

25

5. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

декабрь

комб.

Называть причины  гипертонии

Описывать приемы первой помощи при стенокардии, гипертоническом кризе

 Объяснять причины появления заболеваний

Таблицы с изображением схемы кровообращения, строения сердца, сердечного цикла; часы с секундной стрелкой.

Текст учебника, § 24

§24, р/т 97

26.

6. Первая помощь при кровотечениях.

декабрь

комб.

Перечислять последовательность действий при лечении раны

 Описывать и применять действия для оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях; приемы остановки носового кровотечения; правила применения жгута

Различать артериальное, венозное и капиллярное кровотечения; внешнее и внутреннее

Объяснять приемы оказания первой доврачебной помощи при лечении раны

таблицы изображающие приёмы первой помощи при  кровотечениях, жгут медицинский, перевязочные материалы.

§25, повт главу 5,6

Тема 2.7.Дыхательная система (4 часа)

27.

1. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь.

декабрь

комб.

Знать строение органов дыхания. Узнавать по немым рисункам органы дыхания. Понимать значение дыхания.

Называть этапы дыхания.  Объяснять преимущества носового дыхания для сохранения здоровья. Объяснять действие защитных барьеров, преграждающих вход инфекции в легкие; целесообразность вакцинации против дифтерии.

Объяснять целесообразность мер профилактики заболеваний дыхательной системы

Знать некоторые инфекционные и хронические заболевания верхних дыхательных путей и  меры их профилактики

Таблицы с изображением органов дыхания, Текст учебника, § 26.

Рис. 60.

Носовая полость., Рис. 61.

Гортань (вид с задней стороны). Рис. 65. Голосовые связки людей в зависимости от их состояния

тематический тест «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы», §26, р/т 104, 105

28.

2. Строение и функции органов дыхания. Газообмен в легких и тканях.

декабрь

комб.

Устанавливать взаимосвязь между строением органов дыхания и функциями. Описывать механизм газообмена легких и тканевого дыхания. Понимать значение носового дыхания; роль кашля и чихания

Таблицы с изображением органов дыхательной системы

§27, р/т 106, 112

29.

3. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

декабрь

комб.

Называть расположение центров дыхательной системы. Определять последовательность этапов при вдохе и выдохе. Объяснять действие факторов окружающей среды на процесс дыхания человека.

Таблицы с изображением органов дыхательной системы

§28, р/т 114

30.

4. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Лаб.р. № 13. «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

декабрь

комб.

Знать понятие ЖЭЛ. Познакомиться с болезнями дыхательной системы. Описывать приемы реанимации, первой помощи утопающему, при электротравме, при удушении, заваливании землей.

Понимать влияние курения и других вредных привычек на организм.

Таблицы с изображением органов дыхательной системы, учебник Рис. 68.

Первая помощь утонувшему. Рис. 69. Освобождение дыхательных путей наклоном головы пострадавшего. Рис. 70. Искусственное дыхание

§29, р/т 119, 120

Тема 2.8.Пищеварительная система (6 часов)

31.

1. Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы

декабрь

комб.

Приводить примеры пищи животного и растительного происхождения

Называть этапы пищеварения, значение кулинарной обработки пищи

Перечислять функции пищи

 Описывать этапы пищеварения

Таблицы с изображением схем дыхательной, пищеварительной и кровеносной систем, текст учебника, § 30

тематический тест «Дыхание», §30, р/т 123-125

32.

2. Пищеварение в ротовой полости

январь

комб.

Узнавать на немых рисунках органы пищеварительной системы. Описывать строение зубов, проявление функций органов ротовой полости.  Устанавливать взаимосвязь между строением зубов и выполняемыми функциями

Таблицы с изображением органов пищеварительной системы и зубов. Рис. 73. Зубы. Рис. 72. Слюнные железы.

§31, р/т 127-130

33.

3. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

январь

комб.

Описывать строение и расположение желудка и двенадцатиперстной кишки; механизм действия ферментов

 Описывать состав желудочного сока.  Устанавливать взаимосвязь между строением желудка, двенадцатиперстной кишки и выполняемыми ими функциями

Таблицы с изображением органов пищеварительной системы, Рис. 76. Расположение печени, желудка и поджелудочной железы

§32, р/т 131

34.

4. Пищеварение в тонкой и толстой кишке

январь

комб.

Описывать механизм всасывания, роль печени в организме человека

Перечислять функции тонкого и толстого кишечника

Называть и показывать по таблице расположение органов пищеварительной системы

Называть симптомы аппендицита

 Устанавливать взаимосвязь между строением тонкого и толстого кишечника и выполняемыми ими функциями

Таблицы с изображением органов пищеварительной системы, ис. 77. Строение кишечных ворсинок

§33, р/т133, 135-137

35.

5. Регуляция деятельности пищеварительной системы.

январь

комб.

Приводить примеры безусловных и условных пищеварительных рефлексов

Описывать механизм выработки условных рефлексов

 Давать определение основным понятиям

Составлять схемы рефлекторных дуг пищевых рефлексов, механизмов гуморальной регуляции. Объяснять механизм возникновения ощущения голода и насыщения.  Находить различия между условными и безусловными пищевыми рефлексами.  Характеризовать методы изучения пищеварения, разработанные Н. П. Павловым

Таблицы с изображением схемы пищеварения, рис. 81. Мнимое кормление

Рис. 80. Собака с фистулой слюнной железы в звуконепроницаемой камере

§34, р/т 139

36.

6. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

январь

комб.

Описывать условия, способствующие и затрудняющие пищеварение

Называть правила приема пищи Объяснять меры предосторожности заражения желудочно-кишечными инфекциями

Характеризовать возбудителей желудочно-кишечных инфекционных заболеваний

Таблицы с изображением схемы пищеварения

§35, р/т 142, повт главу 8

Тема 2.9.Обмен веществ и энергии (3 часа)

37.

1. Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ.

февраль

комб.

Называть основные этапы обмена веществ

Перечислять функции белков, жиров и углеводов

Раскрывать роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и воды в организме человека

Презентация, текст учебника §36

Тематический тест «Пищеварение», §36, р/т 144, 145, 147

38.

2. Витамины

февраль

комб.

Называть группы витаминов; продукты питания, в которых находятся витамины

Перечислять значение витаминов в организме

Пояснять разницу в понятиях гиповитаминоз и авитаминоз

Презентация, текст учебника §36, рис. 82. Содержание витаминов в пищевых продуктах

§37, р/т 148, 149

39.

3. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

февраль

комб.

Приводить примеры продуктов, содержащих незаменимые аминокислоты, ненасыщенные жирные кислоты

 Выделять преимущества смешанного рациона

 Различать основной и общий обмены веществ

Рассчитывать нормы питания

Таблица «Энергозатраты»,

§38, р/т 153

Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)

40.

1. Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции Самонаблюдение: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти

февраль

из.н.м.

Описывать строение кожи. Знать функции кожи. Узнавать по немому рисунку структурные компоненты кожи

Показывать взаимосвязь между строением и функциями кожи

Таблица «Строение кожи»; рельефная таблица, текст учебника §39, Рис. 84. Строение ногтей. Рис. 85 Рецепторы кожи, лупы

§39, р/т 158-157

41.

2. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.

Самонаблюдение: определение типа кожи с помощью бумажной салфетки

февраль

комб.

Называть возбудителей, причины заболеваний кожи. Называть меры помощи при химическом и термическом ожогах.  Объяснять гигиенические требования к одежде и обуви

Определять тип кожи у себя и качество шампуня для воды определенной жесткости

Определять целесообразность применения приемов первой доврачебной помощи

Таблица «Строение кожи»; бумажные салфетки

§40, р/т 159, 160

42.

3. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

февраль

комб.

Перечислять признаки теплового и солнечного ударов. Описывать изменения кожи при действии тепловых и холодовых рецепторов. Характеризовать приемы оказания доврачебной помощи

Рис. 86. Теплоизолирующая повязка

§41, повт. главу 10, письменный опрос «Строен ие кожи»

Тема 2.11. Выделительная система (1 час)

43.

1. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

февраль

из.н.м.

Называть функции системы мочевыделения; факторы, влияющие на работу почек, меры профилактики болезней почек. Называть и показывать по таблице органы выделительной системы

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты почки. Описывать строение и работу нефрона. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями системы мочевыделения

Рельефная таблица «Органы выделения», Текст учебника, § 42. Рис. 87. Система органов мочевыделения

Рабочая тетрадь с печатной основой

Рис. 89. Строение нефрона

§42, р/т 161-163

Тема 2.12. Нервная система человека (5 часов)

44.

1. Значение нервной системы. Мозг и психика.

февраль

комб.

Описывать проявление функций нервной системы

Таблицы с изображением нервной системы, Рис. 90. Нервная система

тематический тест «Выделение», §43, р/т 166

45.

2. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга.

март

комб.

Знать компоненты Ц.Н.С. Узнавать по немому рисунку структурные компоненты спинного мозга

Начертить схему рефлекторной дуги отдергивания руки от горячего предмета

Показывать взаимосвязь между строением и функциями спинного мозга

Таблицы «Строение нервной системы», «Спинной мозг», «Коленный рефлекс», Рис. 91. Спинной мозг. Микропрепарат «Поперечный разрез спинного мозга»

§44, р/т 168, 170

46.

3. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка.

март

комб.

Описать по рисунку строение головного мозга. Узнавать по немому рисунку структурные компоненты головного мозга

Называть функции отделов головного мозга; долей коры больших полушарий

Модели черепа, скелета, макет головного мозга, таблицы с изображением головного и спинного мозга, рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

§45, р/т 174, 175

47.

4. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры

март

комб.

Сравнивать строение головного и спинного мозга

Отличать прямые и обратные связи

Показывать взаимосвязь между строением и функциями отделов головного мозга

таблица, изображающая схему строения головного мозга, Рис. 94. Опыты, выявляющие функции мозжечка

§46

48.

5. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

март

комб.

Узнавать на рисунках расположение отделов автономной нервной системы

Описывать проявление функций симпатической и парасимпатической нервных систем.  Объяснять механизм совместной работы симпатического и парасимпатического отделов.

Таблицы с изображением автономной нервной системы, Рис. 99. Схема симпатической и парасимпатической иннервации автономной (вегетативной)

§47, повт главу 11

Тема 2.13. Анализаторы (6 часов)

49.

1. Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция.

март

комб.

Называть структурные компоненты анализатора.  Определять вид иллюзий.

 Объяснять значение анализаторов. Находить соответствие между функциями и частями анализатора.

 Отличать иллюзии от галлюцинаций

Текст учебника, § 48, таблица «Анализаторы»

§48, р/т 183, 185

50.

2. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение.

Лаб. р. №14 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»

март

комб.

Описывать строение глаза, сетчатки, зрительного анализатора; механизм бинокулярного зрения. Называть функции структур глаза.  Узнавать по немым рисункам структурные компоненты глаза

Показывать взаимосвязь строения глаза и выполняемой им функции

модель глаза, таблица «Строение глаза. Зрительный анализатор», для лабораторной работы: на каждый стол полиэтиленовая плёнка размером 10 : 10 см. , в центре которой по кругу размещаются написанные фломастером буквы, карандаши с красным корпусом; трубки, свёрнутые из тетрадного листа.            

§49, р/т 188

51.

3. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения.

март

комб.

Различать близорукое и дальнозоркое зрение. Объяснять целесообразность профилактических мер сохранения зрения, мер доврачебной помощи при травмах глаза

Таблицы, изображающие строение глаза и зрительный анализатор, кору больших полушарий головного мозга. Рис. 104. Фокусировка лучей, попадающих в глаз от удаленного предмета

§50 , вопросы1-3

52.

4. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

апрель

комб.

Описывать строение органа слуха, механизм передачи звуковых сигналов. Узнавать по немым рисункам структурные компоненты органа слуха.  Называть значение слуха для жизни человека.  Показывать взаимосвязь строения органа слуха и выполняемой им функции.  Различать понятия «орган слуха» и «слуховой анализатор»

Таблицы, изображающие зрительный и слуховой анализаторы

§51, р/т 190

53.

5. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

апрель

комб.

Называть расположение зон чувствительности в коре больших полушарий. Описывать строение и расположение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния, вкуса. Узнавать по немым рисункам структурные компоненты вестибулярного аппарата.  Объяснять механизм взаимодействия органов чувств, формирования чувств.

Презентация, Рис. 109. Строение и функции вестибулярного аппарата. Рис. 111. Орган обоняния. Рис. 112. Строение вкусового сосочка

§52, р/т 195, 196

54.

6. Обобщение по теме: «Нервная система. Анализаторы»

апрель

проверки и оценки ЗУН

тест

Контрольная работа по теме: «Нервная система. Анализаторы»

Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

55.

1. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М.Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте.

апрель

из.н.м.

Понимать вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

Приводить примеры торможения рефлексов. Знать отличия условного и безусловного рефлекса. Характеризовать механизм выработки условных рефлексов

Презентация, Рис. 113. Выработка условного рефлекса по И. П. Павлову

Рис. 114. Двойственные изображения. Рис. 115. Иллюзия установки

§53, р/т 197

56.

2. Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Лаб.р. № 15 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.»

апрель

комб.

Приводить примеры врожденных и приобретенных программ поведения.

Объяснять механизм формирования динамического стереотипа.

Характеризовать формы поведения человека

Текст учебника, § 54,  рис. 116. Рефлексы новорожденных и грудных детей,

§54, вопросы 1-4

57.

3. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения.

апрель

комб.

Описывать фазы сна.  Объяснять правила гигиены сна; влияние на организм нарушений сна

Рис. 118. Периоды сна человека в течение ночи

§55

58.

4. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

апрель

комб.

Называть познавательные процессы человека, качества ума. Приводить примеры факторов, влияющих на формирование потребностей.  Различать потребности человека и животных.

Объяснять разницу между активным воображением и пассивным, краткосрочной памятью и долгосрочной

Текст учебника, § 56

§56, р/т 204

-206

59.

5. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства).Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Лаб.р. №16 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом»

апрель

комб.

Приводить примеры ситуаций проявления функций воли; объяснять термин аффект. Описывать физиологические основы внимания.  Называть этапы волевого действия.  Приводить примеры эмоций.

Характеризовать основные виды внимания.  Отличать проявление произвольного и непроизвольного внимания.

Текст учебника, § 57

§57, р/т 207, 209, 210

Тема 2.15. Железы внутренней секреции (эндокринная система). (3 часа)

60.

1. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы.

апрель

комб.

Называть органы эндокринной системы. Узнавать по рисункам органы эндокринной системы. Различать железы внешней и внутренней секреции, действие гормонов, витаминов. Доказывать единство нервной и гуморальной регуляций. Объяснять проявление свойств гормонов

Презентация, таблицы с изображением эндокринных желёз, внутренних органов человека, рис. 121. Регуляция функций гипофиза

§58, р/т 213-216

61.

2. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

май

комб.

Называть причины сахарного диабета. Описывать симптомы нарушений функций желез внутренней секреции.  Доказывать принадлежность поджелудочной железы к железам смешанной секреции.  Характеризовать нарушения функций желез внутренней секреции.

Презентация, таблицы с изображением эндокринных желёз

§59, повт. главу 14

62.

3. Обобщение по теме: «Эндокринная система»

май

проверки и оценки ЗУН

тест

Контрольная работа

3. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА. (5 ЧАСОВ)

63.

1. Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке.

май

из.н.м.

Перечислять этапы жизненного цикла особи. Знать  органы относящиеся к мужской и женской половым системам. Сравнивать по выделенным параметрам бесполое и половое размножение

Характеризовать процесс оплодотворения

Таблицы со схемами мужской и женской половых систем, схемой оплодотворения и развития зародыша.

Мультимедиа

§60, р/т 220, 221, 223

64.

2. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

май

комб.

Называть функции плаценты. Формулировать биогенетический закон.

Перечислять рефлексы новорожденных

Описывать режим беременной. Понимать негативное влияние наркогенных веществ на развитие человека.

Таблицы, изображающие мужскую и женскую половые системы, развитие зародыша и плода, стадии развития зародышей рыбы, земноводных, рептилий, млекопитающих животных и человека.

§61, р/т 226, 227

65.

3. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

май

комб.

Называть меры профилактики заболеваний, передаваемых половых путем. Объяснять опасность заражения вирусом СПИДа. Характеризовать наследственные и врожденные заболевания человека.  Выделять особенности заболеваний, передаваемых половым путем

Текст учебника §62

§62, р/т 229

66.

4. Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Темперамент и характер.

май

комб

Знать периоды развития ребенка после рождения. Понимать вред ранних половых контактов и абортов. Называть типы темперамента

Текст учебника §63, тест «Типы темперамента»

§63

67.

5. Индивид и личность. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

май

комб.

Описывать изменения, происходящие с юношами и девушками в процессе развития. Сопоставлять понятия темперамент и характер. Различать понятия индивид и личность. Характеризовать типы темперамента

Текст учебника §64

§64, повт главу 15

68-70

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...