Конспект урока "Биологические катализаторы"
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Хомутова Любовь Александровна

Конспект урока для 9 класса "Биологические катализаторы" к учебнику "Биология. Введение в общую биологию и экологию" Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_6.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Биологические катализаторы».

Тип урока: изучение нового материала (лабораторный урок)

Цель: сформировать у учащихся знания о биологических катализаторах

Задачи:

образовательная: сформировать понятия «катализатор»  и  «ферменты»; показать роль ферментов в клетке, показать действие фермента каталаза на пероксид водорода и условия, в которых он функционирует;

воспитательная: способствовать формированию научного мировоззрения школьников при изучении механизмов протекания процессов в живом организме с участием ферментов, воспитание аккуратности при проведении лабораторных работ, бережного отношения к реактивам;

 развивающая: развивать мышление у учащихся, умения слушать и выделять главное, развитие наблюдательности и внимательности при проведении лабораторных опытов.

Оборудование: Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 кл., Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В., карты-инструкции для проведения лабораторной работы, штатив с пробирками, 3% р-р пероксида водорода, картофель (сырой и вареный).

Ход  урока:

Этап  урока, время

Методы

Содержание  учебного  материала, деятельность  учителя

Содержание  учебного  материала, деятельность  учащихся

Примечания

1. Орг. момент

Здравствуйте. Староста, назовите  мне, пожалуйста, отсутствующих. Спасибо.

Называет отсутствующих

2.Изучение  нового  материала

15/

Рассказ с элементами беседы

Сегодняшний урок мы начинаем с изучения новой темы, запишем «Биологические катализаторы».

Из курса химии вы уже знаете и можете ответить на вопросы-какие вещества называются катализаторами?




-Какова их роль в химических реакциях?



-Что такое катализ?


Вы знаете, что для протекания многих химических реакций необходимы высокие температура и давление. В то же время при добавлении к реагирующей смеси определенных веществ та же реакция может протекать даже при нормальных условиях и с большей скоростью.

Кто может привести пример?




В живой клетке умеренная температура, нормальное давление. В таких условиях большинство реакций или вообще не протекали бы или протекали бы очень медленно, если бы не подвергались воздействию катализаторов.

Каталитической способностью обладают некоторые молекулы РНК. Очевидно, это свойство РНК имело очень важное значение на начальном этапе зарождения жизни на нашей планете. В настоящее время роль молекул РНК как катализаторов крайне мала, а основными биокатализаторами в клетке являются ферменты.

Какие ферменты нашего организма вам известны?

Давайте запишем определение:

Ферменты – это специфические белки, которые присутствуют во всех живых организмах и играют роль биологических катализаторов.

Все процессы в живом организме прямо или косвенно осуществляются с участием ферментов. Сейчас уже известны тысячи ферментов. Молекулы одних ферментов состоят только из белков, другие включают белок и небелковое соединение, или кофермент. В качестве коферментов выступают различные органические вещества, как правило, витамины, и неорганические — ионы различных металлов.

Ферменты действуют в строго определенной последовательности, они специфичны для каждого вещества и ускоряют только определенные реакции. Встречаются ферменты, которые катализируют несколько реакций. Избирательность действия ферментов на разные химические вещества связана с их строением. Молекулы ферментов имеют активный центр — небольшой участок, на котором идет данная реакция. Форма и химическое строение активного центра таковы, что с ним могут связываться только определенные молекулы в силу их комплементарности друг другу. Обратите внимание на рис. 14, здесь представлена схема образования фермент-субстратного комплекса. Как вы уже знаете из курса химии, реакция протекает на поверхности катализатора, сначала образуется промежуточное соединение, затем  комплекс «фермент — вещество» распадается с образованием конечных продуктов и свободного фермента. Освободившийся при этом активный центр фермента может принимать новые молекулы вещества.

У некоторых ферментов в присутствии молекул определенных веществ конфигурация активного центра может изменяться, т.е. фермент таким образом может обеспечить наибольшую ферментативную активность.

Ферменты увеличивают скорость химических реакций в тысячи и миллионы раз. Но скорость ферментативных реакций зависит от многих факторов — природы и концентрации фермента и вещества, температуры, давления, реакции среды и т. д. Для функционирования каждого фермента имеются оптимальные условия. Например, одни ферменты активны в нейтральной, другие — в кислой или щелочной среде. При температуре свыше 60 °С большинство ферментов не функционирует.

Записывают тему урока.

- Вещества, изменяющие скорость химичес-кой реакции, но не входящие в состав продуктов реакции, называются.

-Ускоряют процессы

- Явление ускоре-ния реакции без изменения ее общего результата.





-Разложение пероксида водо-рода в присутствии MnO2














-Липаза, пепсин, амилаза, мальта-за…

Записывают определение.

3.Закрепление  нового  материала

25/

Лабора-торная работа







Беседа

Теперь вы познакомитесь с действием ферментов, содержащихся в клетках, на практике. Записывайте в тетради – лабораторная работа. На столах у вас имеются карты-инструкции для выполнения лабораторной работы. Записывайте тему л/р, цель работы, оборудование. Ознакомьтесь с теоретическими основами и приступайте к выполнению работы.

- Что вы наблюдаете после того как прилили в пробирки пероксид водорода?

 












- Почему в живых клетках пероксид водорода так бурно расщепляется, вспомните, как добиваются ускорения химических реакций?

Мы уже говорили, что при нагревании молекулы белка разрушаются, поэтому фермент перестает функционировать. Это было видно в опыте с мертвыми клетками. Теперь вам остается сформулировать вывод. В конце урока вы сдадите тетради, заодно я проверю таблицы, которые вам были заданы на дом.

Выполняют лабораторную работу согласно инструкции.


- Пероксид водо-рода— нестойкое вещество, и даже в пробирке оно медленно расщеп-ляется на воду и кислород. В про-бирке с вареным картофелем никаких заметных изменений с пероксидом водорода не про-изошло, а в пробирке с сырым- энергично выделяются пу-зырьки кислорода.

- В клетке содержатся  ката-лизаторы — ферменты, вызывающие  значительное ускорение биохимических процессов.

4.Подведение  итогов

2/

Итак, сегодня вы познакомились с биологическими катализаторами, пронаблюдали их действие на практике. Сдаем тетради. Дома вы изучаете §1.8, повторяете материал § 1.6 и 1.7.

Записывают домашнее задание.

Карта-инструкция для проведения лабораторной работы.

Лабораторная работа

«Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках»

Цель работы: показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н202) и условия, в которых он функционирует.

Оборудование: штатив с пробирками, 3% р-р Н2О2, брусочки сырого и вареного картофеля.

Теоретические основы: Пероксид водорода — ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе ее жизнедеятельности. Фермент каталаза, расщепляя Н2О2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке.

Ход работы

1) Поместите в первую из двух пробирок кусочек - кусочек вареного картофеля, во вторую — кусочек сырого картофеля.

2) Прилейте в пробирки по 2 мл 3-процентного раствора Н202.

3) Опишите наблюдаемые вами явления в каждой пробирке.

4) Сделайте вывод:

В каких пробирках вы наблюдали действие фермента?

Почему в пробирке с вареным картофелем действие фермента не наблюдалось?

Какие уровни организации молекулы белка-фермента каталазы разрушились при варке картофеля и разрыв каких связей привел к денатурации этого белка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биологические катализаторы

Для протекания многих химических реакций необходимы высокие температура и давление. В то же время при добавлении к реагирующей смеси определенных веществ та же реакция может протекать даже...

Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности

Презентация к уроку по теме: "Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновес...

Биологические катализаторы

Учебник Каменский А.А. Программа Пасечника В.В....

Урок: «Условия, влияющие на скорость реакции. Катализаторы»

Урок модуль по теме "Условия, влияющие на скорость реакции. Катализаторы"...

Занятие для педагогов в период подготовки выпускников к сдаче ГИА «Катализаторы успеха»

Цель занятия: выработать подход в создании благоприятной социально-психологической среды развития учащихся путем психолого-педагогической поддержки учащихся и их родителе в период подготовки к экзамен...

Урок по теме "Влияние катализатора на скорость химических реакций. Катализ".

При проведении урока применялись элементы технологии проблемного обучения....

конспект урока по биологии в 9 классе "Биологические катализаторы"

УРОК  11ТЕМА: Биологические катализаторыЗадачи: сформировать знания о ферментах, их роли в клетке; активизировать знания о катализе, катализаторах из курса химии.  Продолжать умение пол...