Цветок - генеративный орган растения, его строение и значение.
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

 

Ввести учащихся в процесс познания, в поиск знаний о строении цветка как генеративного органа на примере растений родного края;

       развивать умения учащихся искать, выбирать, систематизировать, отбрасывать, определять, какого рода информация нужна именно им, именно здесь и именно сейчас, навыки совместного с учителем познания материала;

       воспитывать у учащихся чувство прекрасного, стремление оберегать красоту, которую нам дают цветковые растения родного края, оценивать их пользу в жизни всего живого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_6klass.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

      Тема урока: Цветок - генеративный орган растения, его строение и значение.

Цель: ввести учащихся в процесс познания, в поиск знаний о строении цветка как генеративного органа на примере растений родного края;

       развивать умения учащихся искать, выбирать, систематизировать, отбрасывать, определять, какого рода информация нужна именно им, именно здесь и именно сейчас, навыки совместного с учителем познания материала;

       воспитывать у учащихся чувство прекрасного, стремление оберегать красоту, которую нам дают цветковые растения родного края, оценивать их пользу в жизни всего живого.

Оборудование: таблица « Строение цветка», раздаточный материал «Цветковые растения», экибана, плоды растений нашей местности, заготовки для цветов нашей местности.

                                 Ход урока.

Эпиграф к уроку (записать на доске).  « Я сорвал цветок и он завял у меня в руке.                

                                             Я поймал жука и он умер у меня в ладонях

                                             И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

                                             Можно только сердцем» _

Организация класса.

Актуализация знаний учащихся.

Положить на столе фрукты и овощи нашей местности.              

Беседа с уч-ся: 1. Что лежит на столе? (Плод яблока, помидор),

Что находится внутри плода?

Из чего образуются плоды с семенами ?

 Изучение нового материала.

Учитель: Да, ребята, наиважнейшей функцией цветка является образование плодов и семян. Сегодня будем говорить о цветке как генеративном органе, т. е. органе размножения растений растения . (объявление цели урока)

Но сначала поговорим о наших любимых цветах, которые вы нарисовали на уроке изо. Я  вам расскажу о своем любимом цветке — это роза (показать рисунок). У нее очень
приятный аромат и красивые яркие цветки.

На своих рисунках напишите: каков ваш цветок? (учащиеся в группах обмениваются своими рисунками, наиболее удавшиеся записи зачитываются).

Вопрос классу: если бы среди нас был П.И.Чайковский, он бы сказал: «Царем цветов я признаю ландыши, к ним у меня какое-то бешенное обожание!»

П.И.Чайковский — композитор, как вы думаете, что он мог посвятить ландышам? (музыку).

Нет ребята, ЛАНДЫШАМ ОН ПОСВЯТИЛ СТИХИ, а для всех цветов написал « Вальс цветов» (звучит мелодия и на фоне ее ученик рассказывает стихотворение):

« О, ЛАНДЫШ ! Отчего так радуешь ты взоры? Другие есть цветы, роскошней и пышней,

И ярче краски в них, и веселей узоры,

Но прелести в них нет таинственной твоей!» (Создается праздничная атмосфера.)

Задание уч-ся: рассмотрите цветы друг друга и запишите в тетради чувства, вопросы, ассоциации, которые у вас появились.  (Вопросы предварительно записаны на открытках с цветами, закрыты от уч-ся):

1. Сколько стоят цветы?

2.Зачем цветок рождается таким красивым, если его все равно сорвут?

Почему цветы такие разные?

4. Как ухаживать за растениями для получения таких цветов?

 5.Почему у цветка именно такая форма?

Учитель: Эти вопросы касаются нравственности человека, селекции, агротехники, эстетики,

анатомического строения цветка. Так как все темы сразу изучить невозможно, то какую рассматривать первой? Конечно же, строение цветка!

Вопрос: - Для кого важна красота цветка и для чего?( для самого цветка).

Задание уч-ся по группам: используя свой опыт общения с природой, работы на уроке изо сконструируйте цветок нашей местности , который был бы самым привлекательным для насекомого. (Материал для изготовления предлагается).

        Презентация моделей: 1.Показать части цветка на таблице чашелистики и лепестки (ученики     показывают и называют части цветка на своих моделях).

                           2. Подписать их название в тетради с печатной основой.

Рассказ учителя: ( использовать модели цветков).!. Чашелистики образуют чашечку: раздельнолепестная или сростнолепестная; лепестки образуют венчик: раздельнолепестной или сростнолепестной. У основания лепестков находятся нектарники со сладким нектаром.

 Чашечка и венчик образуют околоцветник: простой (нет разделения на венчик и чашечку) или двойной околоцветник ( есть и чашечка и венчик).

Работа в группах: 1. Какая же часть цветка наиболее привлекательна для насекомых ?( Венчик, а чашечка окрашена как правило в зеленый цвет).

Что происходит с лепестками венчика? ( они опадают)                                 3.  Из чего же тогда образуются плоды с семенами? ( рассмотреть рис.66 стр.87).
4 .Так,
что же является главными частями цветка? Показать  на своих моделях.
Учащиеся из каждой группы  рассказывают ( по таблице и модели своего цветка)

1.О строении пестика и тычинок.
Тычинка: пыльник - развитие и созревание пыльцы, в которой образуются мужские половые клетки – спермии; тычиночная нить поднимает пыльник на необходимую высоту. Тычинок в цветке много.
Пестик:  рыльце - приспособлено для удержания пыльцы; столбик - поднятие рыльца на необ-
ходимую высоту;
завязь - нижняя расширенная часть пестика. В ней находятся один или несколь-
ко семязачатков ( семяпочек) , в них формируются женские половые клетки — яйцеклетки, из  ко- торых после опыления и оплодотворения образуются семена, а стенки завязи образуют мякоть пло-

да. Пестик один или много. Пестик и тычинки участвуют в оплодотворении и образовании плода
поэтому их называют половыми органами. Пестик - женский половой орган, а тычинки - мужской

половой  орган..

Пестичные цветки-       ; Тычиночные цветки-      

Все части цветка расположены на цветоложе, продолжением которого является цветоножка.

Вывод: цветок - укороченный видоизмененный побег, который служит для семенного размно-

жения: цветоножка и цветоложе - видоизмененный стебель, чашечка, венчик, тычинки и пестики - видоизмененные листья.

Обоеполые и однополые цветки; пестичные и тычиночные стр.85 учебника; однодом ные и двудомные растения.

Краткая формула цветка: Чn Лn Тn Пn.

Учитель: 1 . Представьте на минутку, что из нашей жизни исчезли цветы? Какой она станет?

2. Что дают нам цветы?

2.Охрана цветущих растений (зачитать на стенде).

Закрепление материала. Задания уч-ся: 1. Покажите на таблице названия частей цветка.

В рабочей тетради на рисунке допишите название этих частей.

Определите на моделях типы цветков.

На доске - модель цветка на обратной стороне которой написано от имени цветка: « Как мне
повезло!!! - У меня есть яркие лепестки, издающие аромат.

               - У основания лепестков нектарники со сладким нектаром.

                      - Много желтой пыльцы и пестик в центре цветка».

Пестик и тычинки - главные части цветка так как участвуют в образовании плодов и семян.

Цветы украшают нашу жизнь, создают хорошее настроение.
( Вернутся к стихотворению)

Итог урока.

Д / 3. стр. 86-88, заполнить таблицу в тетради стр. 45.

        Ход мастерской.

Сонастройка: рассказ о любимом цветке в группе (для создания атмосферы).

Групповая социализация.

Индукция: индуктор- задания к открыткам или иллюстрациям с цветками и соцветиями (для создания информационного запроса).

Самоконструкция. Фиксирование в тетради вопросов, «услышанных в своей голове».

Социализация. Запись вопросов на доске мастером.

Социоконструкция. Задание: сконструировать в группе модель цветка, наиболее привлекательного для насекомого. Материал для изготовления предлагается.

Межгрупповая социализация. Презентация моделей. Высказыванием сомнений.

Расширение информационного запроса.

Работа с информацией в группах для возможного усовершенствования моделей.

Решение биологических задач.

Социализация. Беседа по возможному усовершенствованию моделей.

Самоконструкция . Индивидуальная работа. Написание текста - миниатюры на тему "Как мне повезло" от имени одного растения или одного животного .

Социализация в форме афиширования работ - миниатюр на доске или стенах класса с помощью скотча или липкой массы. Учащиеся вывешивают свои тексты, ходят и читают другие работы.

Рефлексия. Отражение своих состояний по ходу проживания мастерской,своих открытий в познании мира, людей и себя.

2. Пестичные цвеки:        ; Тычиночные цветки:        .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Цветок – генеративный орган растения

Углубить знания учащихся о стороении органов растения, их значении в жизни растений;Умение применять знания на практике....

" Цветок - генеративный орган, его строение и значение"

Урок " Цветок - генеративный орган, его строение и значение" наглядно  знакомит учащихся со строением цветка и его функциями как генеративного органа. Использование мультимедийных форм обучения п...

Цветок - генеративный орган и его значение

Класс: 6АЦель: формирование знаний о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений, роль и значение цветов в природе и жизни человека.Планируемые результаты:Предметные: научатся называть стр...

6 класс "Цветок - генеративный орган растения, его строение и значение".

Урок биологии в шестом классе. Полезна педагогам, работающим по УМК Плешакова....

Тема урока: «Цветок – генеративный орган, его строение и значение».

Интегрированный урок биология+математика для учащихся 6 класса, на котором учащиеся совершенствуют свои умения по математике при решении задач о цветах...

презентация к уроку биологии :"Цветок- генеративный орган, его строение и значение"

презентация к уроку биологии :"Цветок- генеративный орган, его строение и значение" ( 6 класс)...