Цветок - генеративный орган и его значение
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме

Класс:

Цель: формирование знаний о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений, роль и значение цветов в природе и жизни человека.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся называть строение и  значение цветка; распознавать   и  описывать по рисунку строение, давать определения терминам цветок, обоеполые и однодомные цветки, двудольные и однодольные растения, соцветия.  

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, поиск и выделение необходимой информации, применять знания при выполнении заданий.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем.

Регулятивные: организовывать свою учебную деятельность, работать с источниками биологической информации, вносить коррективы в свою деятельность.

Личностные умения: самообразование – проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществлять нравственно-эстетическую оценку изучаемого материала.

Средства обучения: учебники, карточки с заданиями, компьютеры, экран, проектор, листы бумаги, ручки, карандаши простые.

Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии по теме

«Цветок – генеративный орган, его строение и значение».

Класс: 6А

Цель: формирование знаний о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений, роль и значение цветов в природе и жизни человека.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся называть строение и  значение цветка; распознавать   и  описывать по рисунку строение, давать определения терминам цветок, обоеполые и однодомные цветки, двудольные и однодольные растения, соцветия.  

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, поиск и выделение необходимой информации, применять знания при выполнении заданий.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем.

Регулятивные: организовывать свою учебную деятельность, работать с источниками биологической информации, вносить коррективы в свою деятельность.

Личностные умения: самообразование – проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществлять нравственно-эстетическую оценку изучаемого материала.

Средства обучения: учебники, карточки с заданиями, компьютеры, экран, проектор, листы бумаги, ручки, карандаши простые.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Здравствуйте, ребята, давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Посмотрите, как стало светло в классе от ваших улыбок.

II. Мотивационно-целевой этап.

Учитель:

Зачитывается стихотворение:

 Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.
Иван Суриков     слайд тропинки с цветами

- О чем это стихотворение?

Ребята, на столах у вас в файле лежит таблица

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Где пригодятся знания?

  1. Вспомните, что вам известно о цветах, и заполните 1 столбик – 30 сек

Давайте послушаем

  1. Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? – заполните 2 столбик – 30 сек.

- А теперь давайте попробуем определить тему урока.

Посмотрите, на доске словосочетание «генеративный орган», вам знакомы эти понятия? (если нет, то дети с помощью словаря находят определение). Попробуйте использовать это словосочетание при формулировке темы.

Я чуть-чуть подкорректировала тему – Приложение 1

- А как вы думаете, почему у нашей темы есть небольшое продолжение?

III. Реализация ПЦТО.

Итак, изучать тему мы будем с помощью парацентрической технологии – это работа в парах.

У вас на столах лежит алгоритм работы учащихся. Давайте разберем его.

IV . Работа учащихся по алгоритму – Приложение 2, Приложение 3

V. Подведение итогов.

Ребята, вы обратили внимание, что сегодня на уроке мы работали в парах.

Давайте вернемся к нашей таблице и заполним 3 столбик.

Что же мы узнали на уроке? – 1 минута

Посмотрите, у нас остался пустым последний столбик. Какой?

Где же нам пригодятся знания о цветах?

(Медицина, пчеловодство, флористика, украшение, в литературе (сравнение с цветами людей), по цветам можно ориентировать во времени, чай заваривать)

VI. Рефлексия.

Оцените свою работу, продолжив предложения- Приложение 4

Спасибо, ребята, за сотрудничество

Домашнее задание: параграф, синквейн на тему цветок, который вам нужно прислать мне электронную почту.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Методическая инструкция СО1

1.Прочитать текст  с 83, 1 пункт «Строение цветка» § 22.

2. Заполнить пропуски в предложениях. В рабочем листе записать только слова, которые нужно вставить:

Пример: СО1

1-

2-

3-

4-

5-

1)Заметная, часто красивая, важная часть покрытосеменных растений – это

2) Осевая часть цветка, на которой расположены остальные его части, называют 

3)Венчик образуют    .

4)Под лепестками находятся , образующие .

5)Венчик и чашечка вместе создают самую яркую часть цветка -

Методическая инструкция СО2

Лабораторная работа «Строение шиповника»

1. Записать тему лабораторной работы.

2. Изучить внимательно лабораторную работу!!!

3. Подготовить к отчету: общий рисунок внешнего и внутреннего строения цветка шиповника. Обозначить все его части.

Методическая инструкция СО3

1.Прочитать внимательно Текст «Главные части цветка».

2.Определить генеративные части цветка, подписать их части, используя карточку-схему.

3.Обратить внимание на условное обозначение пестика и тычинки. Найти эти обозначения в схеме и подписать.

Методическая инструкция СО4

1.Изучить выделенный текст с 45 учебника Сонин Н.И. Биология. Живой организм 6 класс.

2. Сформулировать определение к термину «Соцветие».

3.  Используя рисунки с 45 учебника Сонин Н.И. Биология. Живой организм 6 класс и карточку-задание, подпиши недостающие названия соцветий.

Методическая инструкция СО5

1.Изучить текст.

2. Заполнить схему (карточка-задание)

Информационный лист

Шифр

Название средства обучения (СО)

Задания

Количество баллов

СО1

обязательно выполнить

Пономарёва И.Н. Биология. 6 класс

1.Прочитать текст  с 83, 1 пункт «Строение цветка» § 22.

2. Заполнить пропуски в предложениях:

3. Заполнить схему

2 балл

СО2 обязательно выполнить

Персональный компьютер

Лабораторная работа «Строение шиповника»

1. Записать тему лабораторной работы.

2. Подготовить к отчету: общий рисунок внешнего и внутреннего строения цветка шиповника. Обозначить все его части.

2 балла

СО3 обязательно выполнить

Текст «Главные части цветка».

1.Прочитать внимательно текст.

2.Определить генеративные части цветка, подписать их части, используя карточку-схему.

3.Обратить внимание на условное обозначение пестика и тычинки. Найти эти обозначения в схеме и подписать.

2 балла

СО4

Сонин Н.И. Биология. Живой организм 6 класс.

1.Изучить выделенный текст страницы 45 учебника.

2. Сформулировать определение к термину «Соцветие».

3.  Используя рисунки с 45 учебника Сонин Н.И. Биология. Живой организм 6 класс и карточку-задание, подпиши недостающие названия соцветий.

2 балла

СО5

Текст

1.Изучить текст.

2. Составить простые схемы по прочитанному тексту.

1 балл

Максимальное количество баллов – 9.    

Критерии оценивания работы со средствами обучения:

9-8 баллов – оценка «5»

6 баллов – оценка «4»

4-2 балла – оценка «3»

Информационный лист

Шифр

Название средства обучения (СО)

Задания

Количество баллов

СО1

обязательно выполнить

Пономарёва И.Н. Биология. 6 класс

1.Прочитать текст  с 83, 1 пункт «Строение цветка» § 22.

2. Заполнить пропуски в предложениях:

3. Заполнить схему

2 балл

СО2 обязательно выполнить

Персональный компьютер

Лабораторная работа «Строение шиповника»

1. Записать тему лабораторной работы.

2. Подготовить к отчету: общий рисунок внешнего и внутреннего строения цветка шиповника. Обозначить все его части.

2 балла

СО3 обязательно выполнить

Текст «Главные части цветка».

1.Прочитать внимательно текст.

2.Определить генеративные части цветка, подписать их части, используя карточку-схему.

3.Обратить внимание на условное обозначение пестика и тычинки. Найти эти обозначения в схеме и подписать.

2 балла

СО4

Сонин Н.И. Биология. Живой организм 6 класс.

1.Изучить выделенный текст страницы 45 учебника.

2. Сформулировать определение к термину «Соцветие».

3.  Используя рисунки с 45 учебника Сонин Н.И. Биология. Живой организм 6 класс и карточку-задание, подпиши недостающие названия соцветий.

2 балла

СО5

Текст

1.Изучить текст.

2. Составить простые схемы по прочитанному тексту.

1 балл

Максимальное количество баллов – 9.    

Критерии оценивания работы со средствами обучения:

9-8 баллов – оценка «5»

6 баллов – оценка «4»

4-2 балла – оценка «3»

Маршрутный лист учета деятельности учащихся

Фамилия, имя

СО

СО

СО

СО

СО

-

-

-

-

-

Количество баллов

Маршрутный лист учета деятельности учащихся

Фамилия, имя

СО

СО

СО

СО

СО

-

-

-

-

-

Количество баллов

Маршрутный лист учета деятельности учащихся

Фамилия, имя

СО

СО

СО

СО

СО

-

-

-

-

-

Количество баллов

Маршрутный лист учета деятельности учащихся

Фамилия, имя

СО

СО

СО

СО

СО

-

-

-

-

-

Количество баллов

Маршрутный лист учета деятельности учащихся

Фамилия, имя

СО

СО

СО

СО

СО

-

-

-

-

-

Количество баллов

Маршрутный лист учета деятельности учащихся

Фамилия, имя

СО

СО

СО

СО

СО

-

-

-

-

-

Количество баллов

Маршрутный лист учета деятельности учащихся

Фамилия, имя

СО

СО

СО

СО

СО

-

-

-

-

-

Количество баллов

Алгоритм работы учащихся

1. Изучи информационный лист.

2. Выберите средства обучения (СО), с которыми будете общаться.

3. Распределите их в Листе учета деятельности учащихся по порядку.

4. Найди местоположение в классе выбранного тобой СО.

5. Познакомься с методической инструкцией для данного СО.

6. Начинай работать, делая соответствующие записи в тетради.

7. После выполнения заданий и ответа на вопросы по данной методической инструкции выходи на собеседование с учителем (по желанию).

8. После беседы с учителем переходи к работе со следующим СО.

Алгоритм работы учащихся

1. Изучи информационный лист.

2. Выберите средства обучения (СО), с которыми будете общаться.

3. Распределите их в Листе учета деятельности учащихся по порядку.

4. Найди местоположение в классе выбранного тобой СО.

5. Познакомься с методической инструкцией для данного СО.

6. Начинай работать, делая соответствующие записи в тетради.

7. После выполнения заданий и ответа на вопросы по данной методической инструкции выходи на собеседование с учителем (по желанию).

8. После беседы с учителем переходи к работе со следующим СО.

Алгоритм работы учащихся

1. Изучи информационный лист.

2. Выберите средства обучения (СО), с которыми будете общаться.

3. Распределите их в Листе учета деятельности учащихся по порядку.

4. Найди местоположение в классе выбранного тобой СО.

5. Познакомься с методической инструкцией для данного СО.

6. Начинай работать, делая соответствующие записи в тетради.

7. После выполнения заданий и ответа на вопросы по данной методической инструкции выходи на собеседование с учителем (по желанию).

8. После беседы с учителем переходи к работе со следующим СО.

Алгоритм работы учащихся

1. Изучи информационный лист.

2. Выберите средства обучения (СО), с которыми будете общаться.

3. Распределите их в Листе учета деятельности учащихся по порядку.

4. Найди местоположение в классе выбранного тобой СО.

5. Познакомься с методической инструкцией для данного СО.

6. Начинай работать, делая соответствующие записи в тетради.

7. После выполнения заданий и ответа на вопросы по данной методической инструкции выходи на собеседование с учителем (по желанию).

8. После беседы с учителем переходи к работе со следующим СО.

Алгоритм работы учащихся

1. Изучи информационный лист.

2. Выберите средства обучения (СО), с которыми будете общаться.

3. Распределите их в Листе учета деятельности учащихся по порядку.

4. Найди местоположение в классе выбранного тобой СО.

5. Познакомься с методической инструкцией для данного СО.

6. Начинай работать, делая соответствующие записи в тетради.

7. После выполнения заданий и ответа на вопросы по данной методической инструкции выходи на собеседование с учителем (по желанию).

8. После беседы с учителем переходи к работе со следующим СО.



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Главные части цветка

Рассмотрим пестик и тычинки, например вишни и тюльпана.

Пестик вишни состоит из трёх частей: завязи, столбика и рыльца. У тюльпана в пестике нет столбика и рыльце сидит на верхушке завязи.

Рыльце обычно клейкое, шероховатое или даже ветвистое. Оно служит для восприятия пыльцы.

Столбик поднимает рыльце, иногда высоко над околоцветником. При этом рыльце лучше улавливать пыльцу.

Завязь – самая нижняя, расширенная часть пестика. Она содержит в себе семязачатки (семяпочки), в них формируются женские половые клетки яйцеклетки.

Тычинки у вишни и тюльпана состоят из длинной, тонкой тычиночной нити и крупного пыльника. Внутри пыльника развивается пыльца, представляющая собой скопление пылинок. В пыльниках образуются мужские половые клетки – спермии.

Пестик и тычинки участвуют в оплодотворении – слиянии в одну клетку мужских и женских половых клеток.

Задание: Определить генеративные части цветка, подписать их части, используя карточку-схему.

Пестичные (женские) цветки ботаники обозначают знаком планеты Венера -

Тычиночные (мужские) цветки обозначаются знаком планеты Марс -



Предварительный просмотр:

Приложение 5

Текст

Цветки, содержащие одновременно пестики и тычинки (у вишни, тюльпана), называются обоеполыми. Такие цветки имеются у большинства цветковых растений. Но у некоторых растений развиваются однополые цветки (огурец, тополь, облепиха). Они содержат либо пестики, либо тычинки. На основе этого различают пестичные, или женские, цветки и тычиночные, или мужские, цветки.

У огурца, тыквы, а также кукурузы однополые пестичные и тычиночные цветки находятся на одном растении. Такие растения называются однодомными. Но есть растения, у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на разных экземплярах. Их называют двудомными. Так у тополя весной мужские деревья пылят – рассыпают пыльцу, а позже, летом, женские деревья разбрасывают белый пух – летучие семена растения.

Приложение 6

ЦВЕТКИ

           ___________                                ____________

      (содержат одновременно                          (содержат либо только пестики,

            пестики и тычинки)                                         либо только тычинки)                  

         ЦВЕТКИ

        _______________                                     ______________

       (пестичные и тычиночные цветки              (пестичные и тычиночные

          находятся на одном растении)                 цветки находятся на разных  

                                                                                           экземплярах)

                                           

        ЦВЕТКИ

           ___________                                ____________

      (содержат одновременно                          (содержат либо только пестики,

            пестики и тычинки)                                         либо только тычинки)                  

         ЦВЕТКИ

        _______________                                     ______________

       (пестичные и тычиночные цветки              (пестичные и тычиночные

          находятся на одном растении)                 цветки находятся на разных  

                                                                                           экземплярах)

                                           



Предварительный просмотр:

Приложение 7

Соцветие – это ?

Соцветия бывают следующих видов:

Простые:

                  

?_____   щиток початок  ?____    ?______     ?_____               ?_______

Сложные:

        

?________       метелка             ?__________             щиток


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Рабочий лист учащегося

Число:

Тема урока:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Где пригодятся знания?

Алгоритм работы

1. Изучите информационный лист.

2. Выберите средства обучения (СО), с которыми будете общаться.

3. Распределите средства обучения (СО) в Маршрутном листе по порядку изучения темы (распределяйте средство обучения так, как Вы хотите изучать тему, т. е. можно начинать с любого).

4. Найдите местоположение в классе выбранного Вами СО.

5. Познакомьтесь с методической инструкцией для данного СО.

6. Начинайте работать, делая соответствующие записи в рабочих листах.

7. После выполнения заданий и ответа на вопросы по данной методической инструкции выходите на собеседование с учителем/консультантами.

8. Только после беседы с учителем/консультантами переходите к работе со следующим СО.

Информационный лист

Шифр

Название средства обучения (СО)

Задания

Кол-во баллов

СО1

Пономарёва И.Н. Биология. 6 класс

1.Прочитать текст  с 83, 1 пункт «Строение цветка» § 22.

2. Заполнить пропуски в предложениях (карточка)

2 балл

СО2

Персональный компьютер

Лабораторная работа «Строение шиповника»

1. Записать тему лабораторной работы.

2. Подготовить к отчету: общий рисунок внешнего и внутреннего строения цветка шиповника. Обозначить все его части.

2 балла

СО3

Текст «Главные части цветка».

1.Прочитать внимательно текст.

2.Определить генеративные части цветка, подписать их части, используя карточку-схему.

3.Обратить внимание на условное обозначение пестика и тычинки. Найти эти обозначения в схеме и подписать.

2 балла

СО4

Сонин Н.И. Биология. Живой организм 6 класс.

1.Изучить выделенный текст страницы 45 учебника.

2. Сформулировать определение к термину «Соцветие».

3.  Используя рисунки с 45 учебника Сонин Н.И. Биология. Живой организм 6 класс и карточку-задание, подпиши недостающие названия соцветий.

2 балла

СО5

Текст

1.Изучить текст.

2. Заполнить схему.

1 балл

Максимальное количество баллов – 9.    

Критерии оценивания работы со средствами обучения:   9-8 баллов – оценка «5»;    6 баллов – оценка «4»;  4-2 балла – оценка «3»

Маршрутный лист учащихся

Фамилия, имя

СО?

СО?

СО?

СО?

СО?

?

-

-

-

-

-

Количество баллов

Рефлексия – в конце урока

  • На уроке я (выполнил/не выполнил) все задания и заработал … количество баллов.
  • Мне осталось непонятным…
  • В паре/группе я работал (дружно, сплоченно).
  • Мне (понравилось/не понравилось) работать в паре/группе. Почему?...
  • На уроке я чувствовал себя …

        

Домашнее задание

§ 22 , синквейн - «пять строк»

1 строка – существительное

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – целая фраза или предложение, выражающее свое отношение к теме

5 строка – синоним к слову первой строки

ПРИМЕР по теме КЛЕТКА

Клетка

Животная, растительная

Делится, размножается, обновляется

Из клеток состоят живые организмы

жизнь



Предварительный просмотр:

Лист учета деятельности учащихся

(для учителя)

Фамилия

Виды диалогового общения

СО1

СО2

СО3

СО4

СО5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Цветок – генеративный орган растения

Углубить знания учащихся о стороении органов растения, их значении в жизни растений;Умение применять знания на практике....

Цветок - генеративный орган растения, его строение и значение.

Ввести учащихся в процесс познания, в поиск знаний о строении цветка как генеративного органа на примере растений родного края;       развивать умения учащихся иска...

Тест по теме "Цветок-генеративный орган"

тест  " Цветок- генеративный орган"...

" Цветок - генеративный орган, его строение и значение"

Урок " Цветок - генеративный орган, его строение и значение" наглядно  знакомит учащихся со строением цветка и его функциями как генеративного органа. Использование мультимедийных форм обучения п...

6 класс "Цветок - генеративный орган растения, его строение и значение".

Урок биологии в шестом классе. Полезна педагогам, работающим по УМК Плешакова....

Тема урока: «Цветок – генеративный орган, его строение и значение».

Интегрированный урок биология+математика для учащихся 6 класса, на котором учащиеся совершенствуют свои умения по математике при решении задач о цветах...

презентация к уроку биологии :"Цветок- генеративный орган, его строение и значение"

презентация к уроку биологии :"Цветок- генеративный орган, его строение и значение" ( 6 класс)...