Рабочая программа 10-11 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме
Рабочая программа для 10-11 классов к учебнику Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В. "Общая биология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 102.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по общей биологии 10-11 классы
(70 часов, 1 час в неделю)
10 класс (35 часов)
№, п/п | Разделы, темы урока | Дата | Тип урока | Планируемый результат | Оборудование, материалы | Контроль, задание на дом | |||||
РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 ч) | |||||||||||
Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (1 час) | |||||||||||
1. | 1. Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. | сентябрь | Из.н.м | Учащиеся должны знать, что изучает общая биология, биологические науки, этапы научных исследований, определять проблемы, выдвигать гипотезы, планировать эксперименты, делать выводы из полученных результатов. | Презентация, таблицы, портреты ученых | §1-2 | |||||
Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи (3 часа) | |||||||||||
2. | 2.Сущность жизни и свойства живого. | сентябрь | комб. | Учащиеся должны уметь объяснять основные свойства живых организмов: обмен веществ, саморегуляцию, самовоспроизведение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость и уметь привести примеры представителей 5 царств царств живой природы - вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. | Схема | §3 | |||||
3. | 3. Уровни организации живой материи. Биологические системы. Методы познания живой природы. | сентябрь | комб. | На основе знания уровней организации жизни, учащиеся должны охарактеризовать каждый уровень организации жизни с точки зрения системного подхода. | Таблица «Уровни организации материи», рис. 2 | §4, повт.1-3 | |||||
4. | 4. Обобщение по теме: «Общая биология – наука об изучении общебиологических закономерностей живой природы » | сентябрь | проверки и оценки ЗУН | Закрепить и углубить понимание учащимися особенностей современной биологической науки, проверить усвоение учащимися знаний о методах исследования в биологии, сущности жизни и свойствах живого, уровневой организации живой материи. | Зачетные задания | Письменный опрос | |||||
РАЗДЕЛ 2. КЛЕТКА (12 ч) | |||||||||||
2.1. Методы цитологии. Клеточная теория (1 час) | Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория (1 час) | ||||||||||
5. | 1. Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии. | октябрь | из.н.м | Учащиеся должны знать основные положения клеточной теории и основные отличия в строении клеток организмов разных царств, уметь доказать материальное единство органического мира. | портреты ученых | §5 | |||||
Тема 2.2. Химический состав клетки (5 часов) | |||||||||||
6. | 2. Химический состав клетки. Неорганические вещества, их роль в клетке. | октябрь | комб. | Учащиеся должны знать элементарный состав живого вещества и уметь привести примеры макроэлементов, биоэлементов и микроэлементов; содержание и роль воды и минеральных солей в клетке | презентация, табл. 1, 2 на стр. 27 | §6-8 | |||||
7. | 3.Органические вещества клетки. Углеводы, липиды, их роль в клетке. | октябрь | комб. | Учащиеся должны знать особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, жиров и других липидов. Объяснять переход количественных изменений в качественные на примере углеводов | схема, рис.8, 9, 11 учебника | §9-10 | |||||
8. | 4. Строение и функции белков. | октябрь | комб. | Учащиеся должны знать строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке; уметь объяснять функции белков особенностями строения их молекул | таблица: «Строение молекулы белка», рис. 12, 13, 14 | §11 | |||||
9. | 5. Нуклеиновые кислоты. | октябрь | комб. | Учащиеся должны знать особенности строения молекул ДНК, РНК, их биологическое значение. Учащиеся должны уметь схематически изображать нуклеотиды, процесс удвоения ДНК. | таблица «Нуклеиновые кислоты», рис.18 учебника | §12-13, повт.5-11 | |||||
10. | 6.АТФ и другие органические вещества | ноябрь | комб. | Учащиеся должны знать особенности строения АТФ как универсального источника энергии в клетке, знать роль витаминов в живой природе. | таблица «АТФ», рис. 21 | § 13, повт §6-12 | |||||
11. | 7. Обобщающий урок по теме: «Химический состав клетки» | ноябрь | проверки и оценки ЗУН | Учащиеся должны уметь объяснить биологическое значение изученных химических веществ особенностями строения и химическими свойствами их молекул. | письменные задания | контрольная работа | |||||
Тема 2.3.Строение клетки. Вирусы (4 часа) | |||||||||||
12. | 8. Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. | ноябрь | из.н.м. | Учащиеся должны знать строение и функции ядра, клеточных мембран.
| таблица «Клетка», схемы, презентация | §14, 15, таблица | |||||
13. | 9. Основные части и органоиды клетки, их функции. | ноябрь | комб. | Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, органоидов клетки, клеточных включений. | таблица «Клетка», презентация | §16-17, таблица | |||||
14. | 10. Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Л.р.№1 «Сравнение строения клеток растений и животных» | декабрь | комб. | Учащиеся должны уметь сравнивать биологические объекты | микроскопы, микропрепараты, таблица «Строение растительной и животной клетки» | §19, таблица | |||||
15. | 11. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. | декабрь | из.н.м. | Учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов, их значение в природе и жизни человека. | таблица «Вирусы», таблица «Клетка», рис. 36 с.72, табл. 3 с. 74, рис. 38 | §18, 20, повт.14-17, 19 | |||||
16. | 12. Контрольно - обобщающий урок по теме: «Клетка – структурная единица живого» | декабрь | проверки и оценки ЗУН | Проверить усвоение учащимися знаний о строении клетки, об особенностях строения растительных, животных клеток и грибов. | индивидуальные тестовые задания | контрольная работа | |||||
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМ (24 ч) | |||||||||||
Тема 3.1. Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов (4 часа) | |||||||||||
17. | 1. Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Энергетический обмен. | декабрь | из.н.м. | Учащиеся должны усвоить сущность и значение обмена веществ в клетке. Особенности энергетического обмена клетки и значение митохондрий в процессах клеточного дыхания. | Текст учебника§22, 23, рис. 40 | § 21, 22 | |||||
18. | 2. Типы питания организмов. Фотосинтез. Хемосинтез. | январь | комб. | Учащиеся должны знать типы питания организмов и особенности автотрофного питания и уметь привести примеры организмов с различными типами питания. | Таблица «Фотосинтез», табд. 5 с. 92, рис. 41 | §23-25 | |||||
19. | 3. Пластический обмен. ДНК — носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка. | январь | комб. | Учащиеся должны знать основные особенности этапов биосинтеза белка в клетке, уметь построить схему транскрипции и объяснить принцип реализации генетической информации. | Таблица «Биосинтез белка», табл.6 с.97, рис.42, 43 | § 26, 27 | |||||
20. | 4. Контрольно-обобщающий урок по теме: «Обмен веществ и энергии в клетке» | январь | проверки и оценки ЗУН | Учащиеся должны иметь понятие о целостности метаболизма, двух его обменах, о ведущей роли ферментов и энергии во всех процессах жизнедеятельности. | Зачетные задания | письменный контроль. | |||||
Тема 3.2.Размножение (4 часа) | |||||||||||
21. | 5. Размножение — свойство организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз. | февраль | и.н.м. | Учащиеся должны знать особенности и значение деления клетки, особенности интерфазы и фаз митоза. Учащиеся должны уметь объяснить механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре. | Таблица «Митоз», рис. 47, презентация | §28, 29 | |||||
22. | 6. Половое размножение организмов. Мейоз. | февраль | комб. | Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение полового размножения, основные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов. | Таблица «Мейоз», рис. 48, схема | § 30 | |||||
23. | 7. Формы размножения организмов. Бесполое размножение организмов. Половое размножение организмов | февраль | комб. | Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение бесполого размножения и его форм, особенности и биологическое значение полового размножения. | Презентация | § 31, 32 | |||||
24. | 8. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. | февраль | комб. | Учащиеся должны знать сущность процесса оплодотворения, особенности строения зиготы, особенности оплодотворения у цветковых растений, | Таблица «Развитие половых клеток», презентация, рис. 51, 53 | § 33, 34 | |||||
Тема 3.3. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) (2 часа) | |||||||||||
25. | 9. Онтогенез. Индивидуальное развитие организмов. | март | комб. | Учащиеся должны знать закономерности онтогенеза позвоночных и вредное влияние курения и употребления алкоголя и наркотиков на развитие зародыша человека, меры профилактики нарушений зародышевого развития человека. | Презентация, таблица «Онтогенез» | § 35- 37 | |||||
26. | 10. Контрольно-обобщающий урок по темам: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | март | проверки и оценки ЗУН | Учащиеся должны знать особенности и значение деления клетки , особенности интерфазы и фаз митоза, уметь объяснить механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре, особенности и биологическое значение полового размножения, основные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов, знать особенности и биологическое значение бесполого размножения и его форм, особенности и биологическое значение полового размножения, факторы, оказывающие вредное воздействие на развитие зародыша и меры профилактики нарушений зародышевого развития человека. | тестовые задания | письменный контроль | |||||
Тема 3.4.Наследственность и изменчивость (9 часов) | |||||||||||
27. | 11. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | март | и.н.м. | Учащиеся должны знать основные понятия, задачи и методы генетики. Учащиеся должны знать генетическую терминологию и символику, уметь записывать схемы скрещивания. | Таблица «Моногибридное скрещивание», схема | §38, 39 | |||||
28. | 12. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. | апрель | комб. | Учащиеся должны уметь решать основные типы генетических задач, составлять схемы анализирующего скрещивания. | Схема, рис. 58 | § 40 | |||||
29. | 13. Дигибридное скрещивание. | апрель | комб. | Учащиеся должны знать законы Менделя и уметь записывать схемы скрещивания и составлять решетку Пеннета. | Таблица «Дигибридное скрещивание», схема | § 41 | |||||
30. | 14. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. | апрель | комб. | Учащиеся должны знать основные положения хромосомной теории наследственности, уметь объяснять закон Моргана, иметь представление о генетических картах. | Таблица «Перекрест хромосом» | § 42 | |||||
31. | 15. Генетическое определение пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. | апрель | и.н.м. | Учащиеся должны знать хромосомный механизм определения пола и о сцепленном с полом наследовании. Уметь решать задачи на сцепленное с полом наследование. | Рис.64, схема | § 45 | |||||
32. | 16. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. | май | и.н.м. | Учащиеся должны знать виды наследственной изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, способы и причины мутагенеза, формулировку закона гомологических рядов. | Таблица «Модификационная изменчивость», рис. 66, 67 | § 46-48 | |||||
33. | 17. Наследование признаков у человека. | май | комб. | Учащиеся должны знать о вредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека. | презентация, рис. 69 | § 49-50 | |||||
34. | 18. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | май | комб. | Учащиеся должны знать о мерах предупреждения генетических заболеваний. | презентация | § 51 | |||||
35. | 19. Обобщение по теме: «Наследственность и изменчивость» | май | проверки и оценки ЗУН | Учащиеся должны знать закономерности наследственности и изменчивости организмов. Учащиеся должны уметь доказывать материальное единство природы, её познаваемость. | тематический тест | письменный опрос |
11 класс (35 часов)
Тема 3.5. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (5 часов) | |||||||
1. (36) | 20. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. | декабрь | из.н.м. | Предмет и задачи селекции, методы селекции | Текст учебника § 64 | § 64 | |
2. (37) | 21. Селекция растений. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | декабрь | из.н.м. | Формирование знаний о селекции растений, методы и приёмы, успехи современной селекции в растениеводстве. | Текст учебника § 65, рис. 94 | § 65 | |
3. (38) | 22.Селекция животных. | январь | из.н.м. | Формирование знаний о селекции животных, методы и приёмы, успехи современной селекции в животноводстве. | Текст учебника § 66, рис. 101 | § 66 | |
4. (39) | 23. Селекция микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). | январь | из.н.м. | Формирование знаний о селекции микроорганизмов, успехи современной биотехнологии. | Текст учебника § 67, 68, рис.103 | § 67, 68 | |
5. (40) | 24. Семинар «Основы селекции и биотехнологии» | январь | проверки оцен. ЗУН | Учащиеся должны знать основные понятия селекции, методы и приёмы селекции различных групп организмов. | тесты, инд. задания | Семинар | |
РАЗДЕЛ 4. ВИД (19ч) | |||||||
Тема 4.1. История эволюционных идей (2 часа) | |||||||
6. (41) | 1. История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка. | сентябрь | из.н.м. | Понятие об эволюции, система органической природы К.Линнея, эволюционная теория Ж.Б.Ламарка, вклад в теорию эволюции Ж.Кювье и К.Бэра. | Портреты ученых | § 52, до с. 190 | |
7. (42) | 2.Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. | сентябрь | комб. | История создания и основные положения теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. | Портреты ученых | § 52 до конца | |
Тема 4.2. Современное эволюционное учение (9 часов) | |||||||
8. (43) | 3. Вид и его критерии. Л/р №1,2 «Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида» | сентябрь | комб. | Определение понятия «вид», его критерии, описывать особей вида по морфологическому критерию, выявлять изменчивость у особей одного вида. | Схема «Критерии вида», рис.72 | § 53 | |
9. (44) | 4. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. | сентябрь | комб. | Понятие популяции и её роль в эволюционном процессе, взаимоотношения организмов в популяциях. | Текст учебника § 54-56 | § 54-56 | |
10. (45) | 5. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции Борьба за существование и её формы. | октябрь | комб. | Причины борьбы за существование. Межвидовая, внутривидовая и борьба с неблагоприятными условиями. | Презентация «Движущие силы эволюции» | § 57 | |
11. (46) | 6. Естественный отбор и его формы. | октябрь | комб. | Естественный отбор, стабилизирующий, движущий и дизруптивный, полиморфизм, творческая роль естественного отбора. | Презентация «Движущие силы эволюции», рис. 76 | § 58 | |
12. (47) | 7. Изолирующие механизмы. | октябрь | комб. | Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы | Текст учебника § 59, рис. 79, 80 | § 59 | |
13. (48) | 8. Видообразование. Синтетическая теория эволюции. | октябрь | комб. | Стадии видообразования, аллопатрическое и симпатрическое видообразование | Текст учебника § 60, рис. 81-83 | § 60 | |
14. (49) (44) | 9. Макроэволюция и её доказательства. | октябрь | комб. | Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды. | Текст учебника § 61, презентация «Доказательства эволюции» | § 61 | |
15. (50) | 10. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Система растений и животных- отображение эволюции. | ноябрь | комб. | Систематические группы, принципы современной классификации. | Текст учебника § 62, рис.88 | § 62 | |
16. (51) | 11. Результаты эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Л.р. 3 «Выявление идиоадаптаций у организмов» | ноябрь | комб. | Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. | Текст учебника § 63, презентация | § 63 | |
Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (3 часа) | |||||||
17. (52) | 12. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. | ноябрь | из.н.м | Теории происхождения жизни: биогенез, абиогенез, панспермия, религиозные. Начальные этапы эволюции жизни. | Текст учебника § 89, 90, рис.141 | § 89, 90 | |
18. (53) | 13. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | декабрь | комб. | Развитие органического мира в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры. | Таблицы «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира» | § 91 | |
19. (54) | 14. Контрольно-обощающий урок по теме: «Эволюционное учение. Происхождение жизни на Земле» | декабрь | проверки и оценки ЗУН | Повторение и обобщение знаний о теории эволюции. | Письменные задания | Письменный опрос | |
Тема 4.4. Происхождение человека (5 часов) | |||||||
20. (55) | 1. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Положение человека в системе животного мира. | февраль | комб. | Систематика человека. Доказательства животного происхождения человека | Схема «Положение человека в системе животного мира» | § 69 | |
21. (56) | 2. Эволюция человека. | февраль | комб. | Парапитеки, дриопитеки, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы. | Презентация «Происхождение человека», рис.106 | § 70 | |
22. (57) | 3. Движущие силы антропогенеза | февраль | комб. | Биологические и социальные движущие силы антропогенеза | Схема «Движущие силы антропогенеза» | § 71 | |
23. (58) | 4. Прародина человека. Происхождение человеческих рас. | февраль | из.н.м. | Гипотезы о происхождении человека, его прародине. Расовые отличия, критика расовой теории и социального дарвинизма. | Презентация «Расы человека» | §72, 73 | |
24. (59) | 5. Обобщение по теме: «Происхождение человека» | март | проверки и оц.ЗУН | Учащиеся должны уметь объяснить особенности антропогенеза человека, как исторического процесса эволюционных изменений. | тест | Письменный тематический тест | |
РАЗДЕЛ 5. ЭКОСИСТЕМЫ (10 ч) | |||||||
Тема 5.1. Экологические факторы (3 часа) | |||||||
25. (60) | 1. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. | март | из.н.м. | Экология, среда обитания, экологические факторы, толерантность организмов, лимитирующие факторы, закон минимума. | Презентация «Экологические факторы», рис. 120, 121 | § 74, 75 | |
26. (61) | 2. Экологическая ниша. Основные типы экологических взаимодействий | март | из.н.м. | Экологическая ниша. Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция. | Текст учебника § 76, 77 | § 76, 77 | |
27. (62) | 3. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. | апрель | комб. | Внутривидовая конкуренция, межвидовая конкуренция. | Презентация «Типы экологических взаимодействий» | § 78 | |
Тема 5.2. Структура экосистем (4 часа) | |||||||
28. (63) | 4. Основные экологические характеристики популяций | апрель | и.н.м. | Демографические характеристики: обилие, плотность, рождаемость, смертность, возрастная структура. Динамика популяции. | Текст учебника § 79, 80 | § 79, 80 | |
29. (64) | 5. Экологические сообщества. Видовая и пространственная структура экосистем. Искусственные сообщества — агроэкосистемы. | апрель | комб. | Биоценозы, экосистема, биогеоценоз, биосфера, агробиоценоз. Видовая структура, морфологическая, трофическая. | Модель «Ярусность растительного сообщества», «Агроценозы» | § 81, 82 | |
30. (65) | 6. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. | апрель | и.н.м. | Детрит, пастбищная пищевая цепь, детритная пищевая цепь, круговорот веществ, биогенные элементы. Экологическая пирамида: биомассы, численности. | Схема «Пищевые цепи и сети», табл «Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме», «Экологическая пирамида» | § 84, 85 | |
31. (66) | 7. Причины устойчивости и смены экосистем. Основы рационального природопользования. | май | комб. | Сукцессия, типы сукцессий и их причины. Приёмы рационального природопользования. Искусственные сообщества, их отличия от естественных, аквариум как модель экосистемы. | Текст учебника § 86-88, рис. 139 | § 86-88 | |
Тема 5.3. Биосфера — глобальная экосистема (1 часа) | |||||||
32. (67) | 8. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. | май | и.н.м. | Биосфера, её границы, понятие живого вещества и биомассы. Геохимические функции живого вещества в биосфере. Биологический круговорот, как необходимое условия существования и функционирования биосферы. | Таблица «Круговорот углерода в биосфере» | § 92 | |
Тема 5.4. Биосфера и человек (2 часа) | |||||||
33. (68) | 9. Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. | май | комб. | Техносфера, ноосфера. Охрана природы, типы загрязнения окружающей среды. Приёмы рационального природопользования. | Презентация «Глобальные экологические проблемы» | § 93 | |
34. (69) | 10. Семинар «Основы экологии Эволюция биосферы и человек» | май | пров. и оценки ЗУН | Учащиеся должны знать экологические закономерности природы, её познаваемость и изменяемость. | сообщения учащихся | повт. §74-88, 92, 93 | |
35. (70) | Итоговый урок. Научное и практическое значение общей биологии. | май | итоговый | Проверка усвоения материала об экологии и биосфере. | опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...