Формирование УУД на уроках биологии.
статья (биология) по теме

Подгорнова Наталья Ивановна

 

Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии возможно только в условиях развивающего обучения и воспитания. В связи с этим можно выделить следующие аспекты успешного урока биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД на уроках биологии.

Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии возможно только в условиях развивающего обучения и воспитания. В связи с этим можно выделить следующие аспекты успешного урока биологии.

Формирование предметной компетентности.

Эколого-биологические знания - это компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Конечно,  не каждый из наших учеников станет биологом, экологом, лесником, но каждому придется принимать участие в решении экологических проблем, заботится о собственном здоровье и здоровье окружающих.

     Задача учителя- показать воспитанникам значимость эколого- биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, найти такой подход, который заденет не только ум, но и душу ученика, поможет осознать высочайшую ценность жизни.

Развитие познавательной активности и самостоятельности.

Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, которому все объяснили, поэтому  задача учителя - не выдавать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать.

     Для этого надо разбудить в каждом природную любознательность.

 Навыки самостоятельной работы  школьников совершенствуются в ходе опытнической, научно- исследовательской и проектной деятельности в урочное и внеурочное время.

Формирование информационной культуры.

Чтобы самостоятельно учиться и развиваться, ученик должен свободно ориентироваться в огромном потоке информации и уметь получать ее из разных источников.

 На уроках биологии активно используются цифровые информационные ресурсы.

    Задача учителя - научить работать с информацией: анализировать и систематизировать ее, критически оценивать, обобщать, творчески перерабатывать.

Развитие мышления.

Всегда возникает вопрос, можно ли научить каждого ученика эффективно мыслить, наверное, нет, но каждому можно помочь освоить основные логические операции: научить выделять главное, определять понятия, сравнивать и классифицировать, обобщать и систематизировать, устанавливать взаимосвязи.

     Создание на занятиях интеллектуальных затруднений, использование нестандартных вопросов, проблемных задач способствует развитию творческого мышления, столь необходимого в повседневной жизни.

Развитие творческих способностей.

 Задача учителя- стимулировать творческую активность учеников, создать условия для разных ее проявлений: пусть фантазируют, изобретают, сочиняют, рисуют, выдвигают оригинальные идеи, находят нестандартные решения и способы деятельности.

Формирование коммуникативной компетентности и толерантности.

Любое учебное занятие- это всегда общение, которое отнюдь не ограничивается передачей информации. Смысл общения гораздо глубже. Мы учимся слышать и понимать друг друга, с уважением относиться к любому мнению, к любой точке зрения. Мы вместе ищем ответы на неожиданные вопросы, думаем, спорим, сопереживаем. Мы доверяем друг другу, и поэтому ребятам не страшно ошибаться, выдвигая порой самые невероятные идеи. Развитие коммуникационных умений и терпимости к чужому мнению - еще одна важная составляющая учебного занятия.

Создание психологически комфортной среды.

Каждому учителю хочется, чтобы каждый воспитанник поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытывал не только радость познания живой природы, но и радость общения, радость творчества, почувствовал удовольствие от интеллектуального напряжения, ощутил вкус победы над собой.

Формирование рефлексивных качеств.

Развитие личности не возможно без способности к самоанализу и самокоррекции. Рефлексия помогает ученикам лучше понять себя, оценить свои возможности, осознать трудности, выбрать наилучший путь достижения цели, эффективно действуя не только в учебных, но и в жизненных ситуациях.

Разнообразие учебной деятельности.

Учебный год интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие, поэтому на занятии должны чередоваться разные формы деятельности, и каждое занятие должно быть неповторимым. В каждом занятии должна быть своя «изюминка», волшебное «Ах», когда дети вдруг замирают от изумления и восторга.

    Наибольший интерес у воспитанников вызывают такие формы учебно- воспитательной работы как: экскурсии, походы, ролевые игры, тематические праздники, экологические акции.

 Мои ученики активно вовлекаются в практическую и природоохранную деятельность.

Они с энтузиазмом участвуют в исследовательских проектах.

10. Здоровьесберегающий аспект.

 Общение друг с другом, природой развивает интеллектуально- творческие способности школьников и укрепляет их здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование понятий на уроках биологии

Чтобы научится формировать понятия на уроках биологии можно использовать следующие методы и приёмы....

формирование ууд на уроках биологии

В сообщении предлагаются  различные формы организации учебной деятельности ,направленные на формирование личностных,ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫЙ УНИ/ВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ...

Формирование УУД на уроках биологии

Работа по ФГОС нового поколения на уроках биологии. Научить детей учиться....

Способы формирования УУД на уроках биологии

Формирование универсальных учебных действий....

выступление на РМО учителей биологии " Методы и приемы формирования УУД на уроках биологии"

Приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)  общего образования второго поколения являются реализация развивающего потенциала и системно - деятельнос...