Формирование понятий на уроках биологии
методическая разработка (11 класс) по теме

Чтобы научится формировать понятия на уроках биологии можно использовать следующие методы и приёмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н. М. Верзилиным, а в последствии и другими методистами определены основные методические правила и условия, обеспечивающие эффективное развитие  природоведческих понятий.

    1. При раскрытии перед учащимися  содержания понятий на уроке биологии необходимо сочетать разнообразные средства наглядности с точным и образным  словом  учителя.

    2. Изложение материала  учителем ( при характеристике тех или иных понятий)  должно быть логичным.

    3. Успешному усвоению понятий способствует развитие  приёмов  мышления у студентов, которое осуществляется на уроке биологии. Целесообразно при этом использовать проблемный подход.

    4. Объём изучаемого материала при характеристике  понятий должен увеличивать постепенно.

    5. Важно научить студентов обобщать факты; расчленять материал на смысловые фрагменты; приводить примеры, иллюстрирующие содержание данного понятия; Выявлять связь между понятий; самостоятельно составлять определения новых понятий    ( на основе изученных элементов).

6. Система биологических понятий  отражает их иерархию и соподчиненность.

 Для обеспечения методически грамотной  работы со студентами на уроках общей биологии учителю нужно уметь представление об этапах развития понятий, в которых отражается динамика данного процесса. Этими этапами являются следующие:

  1. Раскрытия основной сущности понятия.
  2. Изучение и выведение существенных признаков понятия.
  3. Включение в содержание понятия новых элементов.
  4. Установление места понятия в общей системе общебиологический знаний.

Разработаны также критерии успешного усвоения понятий студентами. Процесс усвоения понятий можно считать успешным, если студент:

      а) даёт правильное определение понятий, воспроизводя его по памяти;

      б) приводит примеры, иллюстрирующие данное понятие;

      в)  демонстрирует  знание всех элементов данного понятия;

      г)  видит место понятия в общей системе знаний по конкретной теме;

      д) способен применять усвоенные знания в известной ( привычной) ситуации, а также переносить их в новые условия.

Виды памяти учащихся  и соответствующая им познавательная деятельность студентов на уроке биологии.

Виды памяти

Содержание познавательной деятельности студентов

Зрительная

Рассматривание  изображений объектов, муляжей, моделей, гербарных образцов.

Слуховая

Восприятие речи учителя, прослушивание звуковых записей голосов животных.

Осязательная

Прикосновение с познавательной целью к натуральным объектам.

Двигательная

( моторная)

Запись или зарисовка в тетради, выполнение лабораторной работы, проведение биологического эксперимента.

Эмоциональная

Переживание  при знакомстве с интересными фактами, в процессе решения проблемной биологической задачи.

Подчеркну, что знание и понимание основных положений теории развития понятий, а также - приведённых высшее методический условий этого процесса поможет учителю биологии.

Боясь потерять интерес  студентов к биологии, я стараюсь работу с биологическими понятиями сделать интересной и увлекательной, а запоминание их активным, творческим процессом. Для этого я использую следующие приёмы:

1.Начала я с того, что стала вместе со студентами переводить термины, искать общие корни в словах. Это помогло сделать запоминание осмысленным.

Сам термин биология  образован от греч. cлова bios- жизнь, logos-  наука;

Макромолекула - греч. Macros- большой;

Мономер - греч. monos- один;

Полимер - греч. poly- много;

Протеины – греч.  protos- первый;

Липиды – греч. lipos – жир;

Нуклеиновая – греч. nucleus – ядро;

Гомеостаз-  греч. homios- подобный,  stasis- состояние;

Фагоцитоз – греч. phlagos – пожирать, cytos – вместилище;

Пинацитоз – греч. pino – пить;

Гликолиз – греч. glycos-  сладкий, lysis- расщепление;

Трансляция- греч. translation- период;

Сперматозоид- сперма- это семя и греч. zoon- живое существо.

Таким образом, получается- живое имя. Встречается часть сложных слов гомо…..- от греч. homjs- равный, одинаковый, взаимный, общий обозначает равенство, единство, однородность. Программные занятия по общей биологии в учебниках часто выражены в виде понятий. Понятие- это форма абстрактного мышления, фиксирующая существенные признаки предметов и явлений.

Анализ учебного материала раздела « Общая биология» позволяет выделить несколько основных групп понятий: систематические (вид, род, семейство, отряд и т. д); морфологические ( окраска, форма. И т. д); анатомические ( внутреннее строение, система органов); экологические ( биогеоценоз, экологический фактор, симбиоз, продуценты, консументы);  эмбриологические ( зигота, эмбриогенез, дробление, бластула, гаструла); генетические ( ген, гетерозигота, гомозигота, доминирование); медицинские (наследственность, патология, лечение); эволюция  (  филогенез, видообразование, естественный отбор, приспособление).

2  Закрытые задания, в которых ученик выбирает один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов. В таких типах заданий должно быть 4-5 вариантов ответов, один из которых правильный. При меньшем числе вариантов ответов довольно высока вероятность случайного угадывания. При этом нужно иметь ввиду, что каждый альтернативный ответ должен быть правдоподобным, основанным на типичных ошибках студентов. Перед серией таких заданий необходимо проводить инструктаж по их выполнению.

Задание: из предложенного перечня выберите правильный ответ (выделен красным цветом).

                                        Тема «Основы цитологии».

 1 Клеточный уровень организации жизни изучает биологическая наука:

                                       а) биохимия и биотехнология;

                                       б) микробиология и цитология;

                                       в) генетика и селекция;

                                       г) гистология и экология;

2 К прокариотическим организмам относятся:

                                       а) вирусы и бактериофаг;

                                       б) водоросли и амебы;

                                       в) бактерии и сине-зеленые водоросли;

                                       г) эритроциты и тромбоциты;

3 Специфическая для цитоплазматической мембраны функция – это:

                                     а) защитная и биосинтез;

                                     б) фагоцитоз и пиноцитоз;

                                     в) транспортная и связь с внешней средой;

                                     г) все ответы правильны;

4 К органоидам цитоплазмы не относятся:

                                     а) ядрышки, хромосомы, кариоплазма;

                                     б) хлоропласты, хромопласты, лейкопласты;

                                     в) включения, рибосомы, митохондрии;

                                     г) аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоль;

5 «Энергетические станции» клетки – это:

                                     а) рибосомы;

                                     б) хлоропласты;

                                     в) Лизосомы;

                                     г) митохондрия;

6 В рибосомах животной клетки протекают процессы:

                                     а) биосинтеза;

                                     б) хемосинтеза;

                                     в) фотосинтеза;

                                     г) синтез АТФ;

7 Плазматическая мембрана построена из:

                                    а) липидов и белков;

                                    б) только липидов;

                                   в) липидов и углеводов;

                                   г) только Белков;

8 Органоид в растительной клетке, соответствующий лизосоме – это:

                                   а) цитоплазма;

                                   б) включения;

                                   в) вакуоль;

                                   г) аппарат Гольджи;

9 Через билипидную мембрану не могут свободно перемещаться молекулы:

                                  а) кислорода;

                                  б) воды;

                                  в) аминокислоты;

                                  г) углекислого газа;

10 Мономером молекулу крахмала является:

                                  а) глюкоза;

                                  б) аминокислоты;

                                  в) нуклеотиды;

                                  г) гликоген;

11 Уникальность молекулы ДНК является в ее:

                                  а) полимеризации;

                                  б) денатурации;

                                  в) самоудвоение;

                                  г) гигантском размере;

12 Первичная структура белков образуется за счет связей:

                                  а) пептидной;

                                  б) водородной;

                                  в) гидрофобной;

                                  г) ионной;

13 Процесс копирования информации гена на и-РНК называется:

                                  а) транскрипцией;

                                  б) денатурацией;

                                  в) трансляцией;

                                  г) удвоением ДНК;

14 C6H12O6 +2AДФ + 2H3PO4 = 2C3H6O3 + 2H2O + 2AДПФ

     Приведенный пример – это процесс:

                                 а) дыхания;

                                 б) темновой фазы фотосинтеза;

                                 в) гликолиза;

                                 г) хемосинтеза;

15 6CO2 + 6H2O + энергия = C6H12O6 + 6O2

     Если повернуть эту реакцию обратно, то получится процесс:

                               а) дыхания;

                               б) фотосинтеза;

                               в) гликолиза;                                  

                                  г) хемосинтеза;

16 Последовательность нуклеотидов и-РНК комплементарна   последовательность нуклеотидов в:

                                  а) двух цепочках молекул ДНК;

                                  б) одной цепочке молекулы ДНК;

                                  в) одной молекуле т-РНК;

                                  г) всех молекулах т-РНК;

3.  Задания на соответствие. Суть этих заданий заключается в необходимости установить соответствие между понятием (термином) и его содержанием. В левой графе таблицы перечислены 3-5 понятий, формул, операций и т.п., пронумерованных цифрами, справа- желательно в 2 раза большее число ответов, обозначенных буквами. Каждому понятию или определению из левого столбца должен соответствовать один правильный ответ в правом столбце.

   Примеры заданий:

Виды РНК

Функции РНК

1 и РНК

2 р РНК

3 т РНК

А. Являются главным носителем наследственной информации.

Б. Переносят необходимые аминокислоты к месту синтеза белка- к рибосоме.

В. Являются основой структуры рибосомы.

Г. Обеспечивают окончание синтеза белка.

Д. Переносят информацию о структуре белка с ДНК на рибосому.

Е. Являются  основой структуры хромосомы.

    Ответы: 1-Д, 2-В, 3-Б.

Уровни организации белков

Определения

  1. Первичная
  2. Вторичная
  3. Третичная

А. Конфигурация полипептидной цепи в трехмерном пространстве.

Б. Конфигурация полипептидной цепи.

В.Последовательность аминокислот в белке.

Г.Конфигурация соседних участков полипептидной цепи.

Д. Конфигурация соседних участков белка.

Е. Способ пространственной укладки отдельных частей.

   

  Ответы: 1-В, 2-Г, 3-А.

Задания на соответствия могут быть несколько расширены, когда одному понятию соответствуют несколько определений.       Пример 1.

Системы органов

человека.

Функции систем органов.

1. Покровная

2. Опоры и движения

3.Пищеварительная

4. Кровеносная

5. Дыхательная  

6. Выделительная

7. Половая

8. Эндокринная

9. Нервная

А. Обеспечивает поступление в организм кислорода.

Б. Доставляет кислород к кишкам тела.

В. Осуществляет механическую обработку пищи.

Г. Выполняет функцию размножения.  

 Д. Препятствует проникновению в организм микробов и ядовитых

 веществ, обеспечивает осязательную, температурную, болевую

чувствительную.

Е. Обеспечивает движение.

Ж. Выполняет защитную функцию.

З. Переносит углекислый газ к лёгким.

И. Транспортирует питательные вещества, витамины и гормоны.

К. Обеспечивает удаление из организма углекислого газа.

Л. Удаляет жидкие продукты обмена.  

М. Регулирует и согласовывает деятельность всех систем организма.

Н. Устанавливает связь организма и среды.

О. Осуществляет химическое расщепление органических веществ пищи на более простые.  

Ответы: 1-Д, Ж;   2-Е,   3-В, О;   4-Б, З, И;   5-А, К;   6-Л;7-Г;   8-М;   9-М, Н.

Пример №2 по теме» Основы генетики»

Генетические понятия

Определения

1. Наследственность

2. Генотип

3. Фенотип

4. Гомозигота

5. Гетерозигота

6. Аллельные гены

7. Расщепление

8. Доминирование

А. Явление, при котором один аллельный ген полностью подавляет проявление другого аллея.

Б. Проявление в потомстве различных вариантов одного и того признака.

В. Организм, у которого в одних и тех же локусах гомологичных хромосом лежат одинаковые по последовательности нуклеотидов гены.

Г. Особь, у которой аллельные гены отличаются по последовательности нуклеотидов.

Д. Система взаимодействия генов организма.

Е. Способность живых организмов передавать свои признаки из поколения в поколение.

Ж. Совокупность всех признаков и свойств данного организма.

З. Гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака.

Ответы: 1-Е;  2-Д;   3-Ж;   4-В;    5-Г;   6-З;   7-Б;   8-А:

 4. Задание на установление правильной последовательности  целесообразно использовать для выявления знаний учащихся о последовательности тех или иных процессов, стадий развития и т.п., например:

Задание  №1. Определите последовательность цикла развития насекомого с полным превращением. В пустой квадратик перед названием стадии развития впишите цифру, соответствующую правильной  очерёдности прохождения стадии.

 куколка           личинка           яйцо           взрослое насекомое  

Ответы: 3,2,1,4.

Задание №2.Определите правильно составленную цепь.

 питания:   а) растение                   волк                    лиса                   заяц;

                   б) растение                   заяц                    лиса                   волк;

                   в) растение                   лиса                    заяц                   волк;

                   г) растение                    заяц                    волк                   лиса.

                   Ответ: б).

  а) водоросль                   карась                   окунь;

  б) карась                  водоросль                   окунь;

  в) водоросль                  окунь                  карась;

  г) окунь                  карась                  водоросль;

Ответ: в).

 Задание №3. Найдите схему, правильно отражающую место человека в эволюции хордовых,                                                                                                        птицы

а) рыбы                    земноводные                     пресмыкающиеся  

                                                                                                                         млекопитающие

        птицы             человек

б) рыбы                   земноводные                      пресмыкающиеся

                                                                                                                               млекопитающие

                                                                                              пресмыкающиеся  

в) рыбы                 земноводные                  птицы                человек                млекопитающие

Ответ: а).      

 5 Задания, в которых ответ конструирует сам ученик.      

При формировании таких заданий ответы должны содержать 1-2 слова, числа, формулы и т.п.    Предполагаемый ответ должен быть точным и кратким.

 Задание: в предполагаемые ниже формулировки вставьте пропущенные термины. При расширении подобных заданий можно составить  тесты по какой–либо определённой теме, например по теме «Химическая организация клетки».

  1. Как называют элементы, образующие первую группу: H,C,N,O (ответ: макроэлементы).
  2. Способность клетки поддерживать слабощелочную реакцию своего содержимого на постоянном уровне называют… (ответ: буферностью).
  3. Простые углеводы называют… (ответ: моносахариды).
  4. Сложные углеводы называют…(ответ: полисахариды).
  5. Главный структурный компонент наружного скелета членистоногих…(ответ: хитин).
  6. Органические молекулы, состоящие из спирта глицерина и высокомолекулярных жирных кислот, называют…(ответ: жирами).
  7. Полимеры, мономерами которых являются аминокислоты, называют…(ответ: белками).
  8. Полимеры, мономерами которых являются нуклеотиды, называют…..(ответ: нуклеиновые кислоты).
  9. Связь, с помощью которой соединяются аминокислоты в белке, называют... (ответ: пептидной).
  10. Органические соединения, главным отличительным признаком которых является их способностью не растворятся в воде, называют…(ответ: липиды).
  11. Какие органические вещества выполняют функцию ношения и передачи наследственной информаций? (ответ: нуклеиновые кислоты).
  12. Утрата белковой молекулой своей структурной организаций называют… (ответ: денатурация).

Другой вариант. Тема «Развитие половых клеток». В текст нужно вставить пропущенные слова.

Пример№1.

В половых железах развиваются половые клетки: ……………………. (Сперматозоиды и яйцеклетка). Мужские – ……………………. (Сперматозоиды) развиваются в семенниках, женские – ………………….. (яйцеклетка) развиваются в ………………….. (яичниках). В первом случае путь их развития называют …………………… (сперматогенез), во втором …………………… (овогенез). Раздельнополость создаёт возможность ……………………. (специализация родителей) по строению и поведению, а возникновение нового эволюционного фактора – ………………….. (полового отбора) – способствует …………………. (развитию различных форм заботы о потомстве).

Пример №2.

Развитие организма начинается с ………………… (оплодотворения), в результате образуется ……………. (зигота).

В ходе дробления из зиготы образуется вначале 2, затем ………………… (4, 8, 16, 32 и т.д.) клеток.

Клетки, возникающие при делениях дробления, называют ……………….. (бластомерами). Дробление завершается образованием ……………….. (бластулы). Полость бластулы называют ……………… (бластоцелью). Когда число клеток бластулы достигает несколько сотен или тысяч образуется ……………… (гаструла). В результате гаструляции зародыш становится ……………… (двухслойным), состоящего из наружного зародышевого листа …………………. (эктодермы) и внутреннего …………….. (эндодермы). У всех животных, кроме губок и кишечнополостных, формируется третий слой ……………… (мезодерма). Следующая стадия после гаструлы – стадия ………………. (нейрулы).

Пример №3. Тема «Строение спинного мозга».

Спиной мозг имеет вид шнура диаметром около ………………… (                ) , длиной около ……………(45 см), массой ……………. (30 гр.) Он начинается ……………….. (ствола головного мозга) и расположен внутри (позвоночника). На передней и задней сторонах спинного мозга имеются две глубокие ………….. (борозды), которые делят его на правую и левую части. В центре спинного мозга расположен узкий ……………., (канал) проходящий по всей его длине. Он заполнен жидкостью, которая называется …………….. (ликвор). Белое вещество в спинном мозге расположено …………. (по периферии), оно образовано …………. (нервными волокнами). Серое вещество расположено ……………. (в центре), оно образовано …………… (телами и отростками) нервных клеток. Спинной мозг состоит из ……… (31) сегмента. От каждого из них отходит пара …………… (корешков или отростков). Начинаются они двумя ……………. (рогами) – передними и задними. В передних ………….. (рогах) проходят …………… (эфферентные) волокна, а в задних - ………. (афферентные) волокна.

6.Задание  с исключением лишнего понятия.

Задание: из предложенных 4–5 понятиях исключить лишнее, не относящиеся к данному перечню.

1. Гортань, трохея, кишечник, бронхи, лёгкие.(лишний термин кишечник)
2.Лейкоциты, лимфоциты, остеоциты, тромбоциты, эритроциты(лишний термин остеоциты)
3. Митоз, профаза, интерфаза, анофаза, телофаза, метофаза, дробление(лишний термин дробление)
4. Нейрула, бластула, период, гаструла, зигота(лишний термин период)
5. Автотрофы, гетеротрофы, фитофаги,бактерии, детритофаги, редуценты(лишний термин бактерии)


7. Задание на выявление общих закономерностей.
Учащимся предлагаются 2-4понятия, для которых необходимо найти общие закономерности.
1.шейный-грудной-концевая нить(отделы спинного мозга)

2.Мягкая-паутинная,-твердая(Оболочки спинного мозга)

3.Рецепторы - афферентный нейрон-  цнс - эфферентный нейрон - рабочий орган(Отделы рефлекторной дуги)

4.Продолговатый мозг, мост, мозжечок:(отделы заднего мозга)

5.Промежуточный мозг, большие полушарии(передний мозг)

6.Аксон-дендрид (отростки нейтрона)

7.Нейрон-нейрология (строение нервной ткани)

8.Мякотные-безмякотные (нервные волокна)

9.ГоЛоВнОй мозг - спинной мозг(отдел  цнс)

10.Симпатические нервные  волокна - парасимпатичесие нервные  волокн а(отделы вегетативной н.с.)

8.    Терминалогический  диктанкт.

 Учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение и  записать его.
Примеры заданий по теме «Эволюционное учение»
Эволюция -это...
Естественный отбор-это...
Искусственный отбор- это...
Борьба за существование-это...
Дрейф генов - это...

Важным условием развития умений является постепенное увеличение степени самостоятельности студентов в выполнение заданий.Это должно достигаться путем упражнения и постепенного уменьшения непосредственного руководства со стороны учителя деятельностью студентов, заменой пробных инструкций вопросами и заданиями разного уровня сложности.

Развитие умений у школьников необходимо вести таким образом, чтобы отрабатываемые способности деятельности не ограничивали мышление студентов, а, наоборот, подводили студентов непосредственно к творческому решению разнообразных учебных задач. В этой трактовке сам процесс развития умений у студентов можно рассматривать как способ достижения перспективной, конечной цели-формирования творческой личности. При этом высокий уровень развития умений должен быть основной для развития творческих способностей личности. На 1 и 2 курсе можно использовать на уроке различные типы заданий, развивающие у студентов интеллектуальных и практических умений. Например:

1.Нахождение логической связи между терминами и понятиями, написанными учителем на доске. Комментирование этой связи.

2.Ответ учащегося по плану, составленному им самим или предложенному учителем.  

3.Ответ на вопросы в конце параграфа учебника.

4.Составление собственных вопросов к тексту для других учащихся.

5.Ответ на вопросы, которые задают студенты.

6.Ответ студента по логической опорной схеме, изображенной на доске.

7.Решение проблемных задач.

8.Участие во фронтальном опросе беседе, проводимой учителем.

9.Заполнение сравнительной или обобщающей таблицы на доске или в тетради.

10.Исправление « ошибок » в терминах, написанных на  доске.

11.Написание текстовых письменных работ.

12.Выступление с докладом или рефератом.

13.Составление  в тетради «биологического словарика» помощью учебника.

14.Нахождение лишних в совокупности предложенных учителем понятий и терминов.

15.Написание словарного диктанта по общей биологии.

16.Распределение терминов, понятий, объектов по группам, т.е их классификация на основание какого-либо принципа.

17.Нахождение зашифрованного биологического термина или понятия в бессмысленном сочетание букв, написанных на доске (например, РФООАРМОЗАРОМОРФОЗ)

18.Нахождение в объявленном тексте идей, цифр, фактов, определений.

19.Нахождение в отрывке текста основной мысли.

20.Составление конспекта параграфа или его части.

21.Решение кроссворда, отгадывание термина.

22.Формулирование гипотез(предложений).

23.Разработка методики научного эксперимента.

24.Практическое выполнение наблюдения или опыта.

25.Обсуждение результатов проведенного исследования.

При выполнении перечисленных выше заданий у студентов могут возникать разнообразные затруднения, достаточно подробно описанные в педагогической литературе.

1.Длительная напряженная работа (при однообразии учебной деятельности и ее высокой трудности быстро возникает утомление).

2.Ситуация повышенной ответственности (экзамен по биологии, написание письменной проверочной работы, ответ у доски на очень трудный вопрос и т.д.).

3.Ситуация когда в высоком темпе задаются вопросы и требуется на них немедленные ответы (тестовая проверочная работа, «полетное» повторение основных терминов и понятий, словарный биологический диктант).

4.Работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно (ученик с неустойчивой психикой в этой ситуации начинает думать не о содержании дальнейшей познавательной деятельности, а о последствиях отрицательной оценки со стороны учителя или о ее возможности несправедливости).

5.Необходимость переключения внимания со стороны одного вида работы на другой (в этой ситуации особенно страдают студенты, обладающие «инертной» нервной системой .      

6.Работа в шумной, неспокойной обстановке (повышается утомление, трудно сосредоточиться на выполнении задания).

7.Работа после резкого замечания, сделанного учителем или студентом (чувство обиды часто сопряжено с более сильными эмоциями, чем потребность продолжать учебную деятельность, и последняя в связи с этим страдает).

8.Ситуация, когда необходимо усвоить большой по объёму и разнообразный по содержанию материал (несовершенная память многих студентов не справляется с этой задачей, если учебный материл не достаточно систематизирован ).

9.Время работы ограничено, и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой (студент в данной ситуации концентрирует внимание не на содержание учебной работы, а на чувстве страха за её возможные отрицательные последствия).

10.Требует выполнить задание на сообразительность при высоком темпе работы (творческое мышление требует особого напряжения от студентов, а скорость интеллектуальной работы может существенно отличаться у разных студентов).

Очевидно, что при возникновении подобных затруднений в процессе развития умений у студентов педагог должен оказать ему реальную помощь. Вот некоторые варианты:

1.Педлагает план деятельности, составленный учителем (при этом деятельность учащегося становится более целенаправленной и лучше им осознаётся ).

2.Предлагаются отдельные, наиболее важные пункты плана (остальные же составляются самими студентами).

3.Даются устные указания по составлению плана (сам же план составляется студентами непосредственно на уроке).

4.Вносятся коррективы в план, составленный студентом самостоятельно (таким образом устраняются неточности, допущенные студентом и расширяются его представления о требованиях к результату выполнения этой работы).

5.Предлагается подробная дополнительная информация: текст, определение, закон, письменная инструкция (это позволяет школьнику начать поиск новых способов решения поставленной проблемы, используя ранее неизвестные ему факты и положения).

6.Указываются причинно-следственные связи, необходимые для выполнения задания (при этом познавательная деятельность студентов становится более логичной, осмысленной и отличается более высоким уровнем понимания взаимосвязи между явлениями природы).

7.Сложная задача расчленяется на ряд элементарных, что даёт возможность разделить объёмную деятельность на несколько этапов, которые легче осознать и выполнить, чем всю работу в целом.

8.Ставятся наводящие вопросы (они не должны «подсказывать» ответ, но, по возможности непосредственно подводить к нему самих студентов).

9.Студенты предупреждаются о наиболее типичных ошибках (это позволяет заранее избежать многих из них, в особенности- при выполнении данного вида деятельности впервые).

10.Используются опорные конспекты в процессе изложения материала общей биологии (это позволяет выделить основное ядро знаний, систематизировать факты и понятия, сделать объяснение более понятным, облегчить процесс запоминания и восстановления информации).

11.Предлагается наглядный материал (это позволяет осуществить процесс обучения студентов не только на словесно-логической, но и образной основе, что совершенно необходимо для «правополушарных» студентов).

12.Даются устные консультации (которые позволяют обсудить и ликвидировать индивидуальные проблемы усвоения общебиологического материала, возникающие у отдельных студентов).





Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Пензенской области

 «Белинский многопрофильный колледж»

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

2011 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО)    

                                       050141 Физическая культура

Организация-разработчик: ГАОУ СПО Пензенской области «Белинский многопрофильный колледж»

Разработчики:

 Суркова Марина  Валерьевна, преподаватель  естественных дисциплин

Рекомендована цикловой методической комиссией педагогики, психологии, естествознанию и общественным дисциплинам

Заключение №____________  от «____»__________20__ г.

                                                  номер

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12


1. паспорт  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО  050141 «Физическая культура».

Программа учебной дисциплины может быть использована

 настоящая рабочая программа  (далее программа)  устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных

занятий и отчетности.

Предназначена для преподавателей,  ведущих возрастную физиологию человека,  и студентов специальности 050141 -  Физическая культура,  участвующих в процессе изучения возрастной физиологии человека.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к базовой части профессионального цикла

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать знания по физиологии в профессиональной деятельности, в том числе в процессе просвещения обучающихся, педагогов, родителей;

-определять возрастные особенности изменения в строении организма детей, подростков и молодёжи;

- применять знания по физиологии  при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать структурные и функциональные особенности организма детей и подростков.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- физиологию соматических функций и систем регуляции;

- системы жизнеобеспечения и поддержания постоянства внутренней среды организма;

-физиологическую характеристику физических упражнений;

-адаптацию к мышечной деятельности и функциональные резервы организма;

-физиологические основы спортивной тренировки;

-общие закономерности обмена веществ.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 131 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 121 час;

самостоятельной работы обучающегося  10 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

121

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

61

в том числе:

     лабораторные занятия

60

     практические занятия

-

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины  ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение

8

2

2

1

Тема 1.1.

Рост и развитие организма

Основные закономерности роста и развития организма детей. Влияние Среды на рост и развитие. Акселерация развития. Роль наследственности в процессах роста и развития.

5

Тема 1.2.

Возрастная периодизация

Основные принципы возрастной периодизации. Методика изучения развития детей в школе. Значение возрастной физиологии для педагогики.

               3

Раздел 2.

Физиология и гигиена опорно-двигательной системы

20

Тема 2.1.

Физиология и гигиена опорной системы.

Возрастные особенности функций и строения опорно-двигательного аппарата. Виды и особенности мышечной ткани детей и подростков. Возрастные особенности строения и развития кости. Возрастные особенности черепа, позвоночника, грудной клетки, костей мозга, кисти и стопы.

7

1

2

1

1

2

1

2

1

1

1

1

2

1

1

2

2

Тема 2.2.

Физиология и гигиена мышечной системы.

Мышечная система. Функции мышц, их развитие в различные периоды. Понятие о гиподинамии. Влияние физических упражнений на организм человека.

 Возрастные особенности возбудимости, проводимости и лабильности мышц. Развитие двигательных качеств у детей различного возраста. Роль физического труда и физической культуры для правильного развития двигательного аппарата у детей.

7

Тема2.3.

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата

Гигиенические требования к оборудованию школы. Влияние мебели на осанку детей Сколиоз, плоскостопие. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и детского травматизма. Оказание первой помощи при травме.

6

Раздел 3.

Возрастные особенности ЦНС и анализаторов

26

Тема 3.1.

Возрастные особенности головного мозга

Развитие больших полушарий и локализация функций в коре головного мозга. Особенности ЭЭГ у детей школьного возраста. Возрастные особенности быстроты образования безусловных рефлексов, их торможения. Динамический стереотип у школьников.

6

Тема 3.2.

Типы ВНД

Классификация типов высшей нервной деятельности у детей. Возрастные особенности эмоциональных реакций у детей в зависимости от типа ВНД. Физиологические механизмы обучения и памяти.

5

Тема 3.3.

Две сигнальные системы

Развитие первой и второй сигнальной систем на разных этапах постнатального онтогенеза. Значение речевых раздражителей в развитии ВНД школьника. Неврозы Причины развития неврозов у детей школьного возраста. Профилактика неврозов.

7

           Тема 3.4

Орган зрения

Возрастные особенности анализаторов. Состояние зрительного анализатора у детей различных возрастных групп. Профилактика растройства зрения у детей. Гигиенические нормы освещения рабочего места школьника. Профилактика растройства зрения и инфекционных болезней глаз у детей.

4

Тема 3.5

Орган слуха.

Состояние слухового анализатора у школьников различных возрастных групп. Влияние шума на слух. Слабослышимость у детей.

4

Раздел 4.

Возрастные особенности функционирования внутренних органов)

56

Тема 4.1.

Возрастные особенности желез внутренней секреции.

 Развитие желез внутренней секреции. Возрастные особенности функционирования щитовидной, поджелудочной, надпочечниковой желез. Гипофиз, эпифиз, вилочковая железа.

6

Тема 4.2.

Возрастные особенности половых желёз.

Развитие функционирования половых желез в период постнатального онтогенеза. Половое воспитание детей. Половое воспитание детей школьного возраста

5

Тема 4.3.

Возрастные особенности физиологии системы крови.

Особенности нервно-гуморальной регуляции системы крови в ранние периоды постнатального онтогенеза. Влияние занятий в школе на показатели крови у детей и профилактика этих изменений. Возрастные особенности физиологии системы кровообращения. Роль занятий спортом в развитии сердечно-сосудистой системы школьников. Особенности дозирования нагрузки школьников-подростков

9

Тема 4.4.

Возрастные особенности физиологии дыхания у детей.

Возрастные особенности механизма регуляции дыхания. Дыхание детей при физической нагрузке. Влияние нагрузки на развитие органов дыхания. Воздушный режим школы. Профилактика респираторных заболеваний у школьников.

9

Тема 4.5.

Возрастные особенности пищеварения.

Режим питания детей младшего, среднего, старшего школьного возраста. Потребность детей различных возрастных групп в питательных веществах (белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных кислотах). Организация питания детей в школе. Причины пищевых отравлений в школе и их профилактика. Профилактика кишечных инфекций в школе.

10

Тема 4.6.

Возрастные особенности терморегуляции.

Состояние химической и физической терморегуляции у детей раннего возраста. Адаптация к гипотермии и гипертермии у детей различных возрастных групп. Физиология и гигиена закаливания. Противопоказания к закаливанию. Профилактика ожогов и отморожения у детей.

8

Тема 4.7.

Возрастные особенности выделения

Развитие регуляторных механизмов деятельности почек и мочеиспускания в онтогенезе. Ночное недержание мочи у детей Гигиена мочеполовых органов у детей. Возрастные особенности кожи. Функциональная деятельность слоев кожи и ее желез у детей. Гигиена кожи, волос. Профилактика заболеваний кожи у детей школьного возраста (часотка, эпидермофия).

9

Раздел 5.

Научно-гигиеническая организация труда школьников.

10

Тема 5.1.

Физиологическая основа утомления. Профилактика утомления

Физиологические основы утомления и переутомления школьников. Профилактика переутомления школьников. Понятие о “школьной зрелости” ребенка. Организация отдыха школьника в выходной день и во время каникул. Гигиенические требования к организации туристических походов школьников.

7

Тема 5.2.

Физиологические основы благоустройства школы

Физиологические и гигиенические требования к планировке, благоустройству и оборудованию школ. Современная школа - центр воспитания здорового подрастающего поколения.

3

2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомии и физиологии».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

- учебно-наглядные средства по Анатомии и Физиологии (таблицы, препараты, муляжи и т.д.)

Технические средства обучения:

-интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Любимова З.В.  , К.В. Маринова К.В.   Возрастная физиология.Москва, Владос 2008

2. Безруких М.М. Возрастная физиология. Москва. 2008.

3. Хрипкова А.Г., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М., Высш. школа ,2007.

4. Гуминский А.А. Руководство к практическим занятиям по общей и возрастной физиологии. М., Просвещение, 2007.

Дополнительные источники:

1. Армавенский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., Высш. школа, 2006.

2. Антропова М.В., Кольцова М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей школьного возраста. М., Высш. школа, 2009.

3. Горожанин Л.С. Возрастные особенности системы крови. Иваново, 2007.

4. Никитин В.В. Возрастная физиология и школьная гигиена. М., Просвещение, 2009.

5.Никольский А. Занимательная физиология. Москва –Сан-Петербург, 2010.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

перечисляются все знания и умения, указанные в п.4. паспорта программы

 использовать знания по физиологии в профессиональной деятельности, в том числе в процессе просвещения обучающихся, педагогов, родителей

 оценивать структурные и функциональные особенности организма детей и подростков.

Индивидуальные занятия

определять возрастные особенности изменения в строении организма детей, подростков и молодёжи

Индивидуальные занятия

 применять знания по физиологии  при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности

Устный и письменный опрос

оценивать структурные и функциональные особенности организма детей и подростков.

Устный и письменный опрос

физиологию соматических функций и систем регуляции;

Устный или письменный опрос, самостоятельная работа, тестовые задания

физиологическую характеристику физических упражнений

Индивидуальные занятия

адаптацию к мышечной деятельности и функциональные резервы организма;

Устный или письменный опрос, самостоятельная работа, тестовые задания

системы жизнеобеспечения и поддержания постоянства внутренней среды организма

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.

физиологические основы спортивной тренировки;

Индивидуальные занятия

общие закономерности обмена веществ.

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Пензенской области

 «Белинский многопрофильный колледж»

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ

2012 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО)    

                                       050141 Физическая культура

Организация-разработчик: ГАОУ СПО Пензенской области «Белинский многопрофильный колледж»

Разработчики:

 Суркова Марина  Валерьевна, преподаватель  естественных дисциплин

Рекомендована цикловой методической комиссией педагогики, психологии, естествознанию и общественным дисциплинам

Заключение №____________  от «____»__________20__ г.

                                                  номер

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12


1. паспорт  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО  050141 «Физическая культура».

Программа учебной дисциплины может быть использована  настоящая рабочая программа  (далее программа)  устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных

занятий и отчетности.

Предназначена для преподавателей,  ведущих анатомию человека,  и студентов

специальности 050141 -  Физическая культура,  участвующих в процессе изучения возрастной анатомии человека.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к базовой части профессионального цикла

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

-определять возрастные особенности строения организма детей, подростков и молодёжи;

- применять знания по анатомии при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- определять антропометрические показатели, оценивать их с учётом возраста и пола обучающихся, отслеживать динамику изменений конституционных особенностей организма в процессе занятий физической культурой.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии человека;

- строение и функции систем органов здорового человека: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами;

-основные закономерности роста и развития организма человека;

-возрастную морфологию, анатомо-физиологические особенности детей и подростков;

-анатомо-морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам;

-динамическую и функциональную анатомию систем обеспечения и регуляции движения;

-способы коррекции функциональных нарушений у детей и подростков.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 127 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 104 часа;

самостоятельной работы обучающегося 23 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

127

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

104

в том числе:

     лабораторные занятия

40

     практические занятия

-

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

23


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины  АНАТОМИЯ

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение в анатомию

10

Тема 1.1.

Исторические этапы развития анатомии

Основные этапы развития анатомии как науки. Роль древних ученых в развитии анатомии: Гиппократа, Галена, Авиценны, Везалия и др. Роль отечественных  ученых а развитии анатомии: Пирогов, Лесгафт, Иваницкий.

3

        1

Тема 1.2.

Методы исследования в анатомии

Содержание основных методов: вскрытие, рентгенография и рентгеноскопия, биопсия, УЗИ и др..

3

1

2

1

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Тема 1.3.

Развитие организма

Общее понятие о клетке. Классификация тканей. Строение эпителиальной и соединительной ткани Понятие об органах, системах и аппаратах организма. Периоды развития организма. Возрастная периодизация. Акселерация.

4

Раздел 2.

Морфология костной системы

12

Тема 2.1.

Общий план строения костной системы

Общий обзор скелета человека. Механические и биологические функции. Основные отделы скелета. Виды костей, их функции и связь со строением. Химический состав, физические свойства костей и их соединения.

3

Тема 2.2.

Строение скелета черепа

Строение костей черепа, тип соединения костей черепа: швы.

2

Тема 2.3.

Строение скелета верхней конечности

Строение костей плечевого пояса и свободной верхней конечности: ключица, лопатка, плечевая кость, кости предплечья, кости кисти.
Суставы верхней конечности; грудино-ключичный плечевой, локтевой, лучезапястный, их классификация, форма суставных поверхностей их, движения, связки, особенности.

2

Тема 2.4.

Строение скелета нижней конечности

Строение костей таза и свободной нижней конечности: тазовая кость, бедренная кость, кости голени и стопы. Суставы нижней конечности; тазобедренный, коленный, голеностопный, их классификация, форма суставных поверхностей, оси, движения, связки, особенности..

2

Тема 2.5.

Строение скелета туловища

Строение позвоночного столба, ребер и грудной клетки. Соединения позвоночного столба: атланто-осевой и атланто-затылочный суставы, их строение, классификация, оси, движения, связки и особенности. Соединения ребер с грудиной и позвоночным столбом

3

         Раздел3.

Морфология мышечнойсистемы

9

Тема 3.1

Введение в мышечную систему

Строение и классификация мышечной ткани, принципы работы, механизм сокращения. Факторы, влияющие на силу мышц. Рычаговый принцип работы мышц.

3

Тема 3.2

Мышцы верхней конечности.

Мышцы, действующие на грудино-ключичный, плечевой, локтевой, лучезапястный суставы: Названия, места начала и прикрепления. Проекция мышц на теле.

2

Тема 3.3

Мышцы нижней конечности

Мышцы, действующие на тазобедренный, коленный и голеностопный суставы: названия, места начала и прикрепления. Проекция мышц на теле

2

Тема 3.4

Мышцы туловища

Мышцы живота: названия, места начала и прикрепления. Проекция на теле, функциональное значение.
Мышцы спины: названия, места начала и прикрепления. Проекция на теле, функциональное значение.

2

Раздел 4

Учение о динамической анатомии

7

Тема 4.1

Общее понятия о динамической анатомии

Понятие о внешних и внутренних силах. Общий центр тяжести тела. Виды равновесия и степень устойчивости, факторы, влияющие на них. Общая характеристика положений и движений тела спортсмена.

3

Тема 4.2

Анатомический анализ положений и движений тела спортсмена

Схема анатомического анализа положений тела спортсмена: вид равновесия, степень устойчивости, положения основных суставов, мышцы, обеспечивающие эти положения Аналитический анализ типичных положений и движений тела спортсмена: Вертикальная, стойка на руках, гимнастический мост, висы, прыжок в длину с места, сальто назад, ходьба и бег.

4

Раздел 5.

Внутренние органы (органы обеспечения

34

Тема 5.1.

Учение о внутренних органах. Пищеварительная система

Классификация внутренних органов: полые и паренхиматозные. Строение паренхиматозных органов. Значение пищеварительной системы. Морфологическая и функциональная характеристика отделов пищеварительной системы. Пищеварительные железы, их расположение, строение и функция. Брюшина. Производные брюшины

6

Тема 5.2.

Органы дыхания

Значение органов дыхания. Внелегочные и внутрилегочные воздухопроводящие пути, их строение..
Ацинус, строение и значение. Плевральная полость, плевральные синусы. Механизм дыхания.

6

Тема 5.3.

Мочеполовые органы

Значение и строение мочевой системы. Строение почек. Строение нефрона. Механизм образования мочи. Строение мочевыводящих путей. Значение и строение половой системы. Наружные и внутренние половые органы мужчин и женщин, их строение и значение

5

Тема 5.4.

Учение о сердечно- сосудистой системе. Строение сердца.

Отделы сосудистой системы. Строение артерий, их классификация. Круги кровообращения. Где и чем они начинаются и где и чем заканчиваются. Строение стенок сердца. Клапанный аппарат сердца. Кровоснабжение и иннервация сердца.

5

Тема 5.5.

Лимфатическая система

Значение и строение лимфатической системы. Основные лимфатические протоки. Строение и значение лимфатических узлов. Органы иммуногенеза.

5

Тема 5.6.

Артериальная система

Принципиальная схема артериальной системы. Ветви дуги аорты. Ветви грудного отдела аорты. Ветви брюшного отдела аорты. Зоны кровоснабжения ветвей аорты.

4

Тема 5.6.

Венозная система

Принципиальная схема венозной системы. Притоки верхней и нижней полой вены. Притоки воротной вены. Особенности вен конечностей. Механизм тока крови по венам.

3

Раздел 6

Внутренние органы (органы регуляции и контроля)

15

Тема 6.1

Учение о нервной системе. Проводящие пути.

Значение и строение нервной ткани. Строение нервных клеток. Рефлекторная дуга соматической нервной системы. Классификация нервной системы. Проводящие пути нервной системы: ассоциативные, комиссуральные, проекционные.

3

Тема 6.2

Центральная нервная система.

Строение спинного мозга, образование спинномозговых нервов. Строение головного мозга: стволовая часть , полушария мозга . Строение коры головного мозга . Подкорковые и корковые анализаторы, их расположение и функция.

6

Тема 6.3

 Периферическая нервная система

Основные сплетения спинномозговых нервов, их образование, основные ветви и зоны иннервации.

3

Тема 6.4

Вегетативная нервная система

Классификация. Основные отличия между симпатическим и парасимпатическим отделом. Особенности строения рефлекторной дуги вегетативной нервной системы. Строение симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, их функция.

3

Раздел 7

Анализаторы

17

Тема 7.1.

Орган зрения

Зрительная сенсорная система: строение и функции глаза. Понятие о рефракции и цветоразличении. Значение зрительной информации.

Возрастные особенности зрения: зрительные рефлексы, световая чувствительность, острота зрения, аккомодация, конвергенция, поле зрения. Бинокулярное зрение, его нарушение.

Гигиена зрения. Профилактика близорукости.

 

4

Тема 7.2.

Орган слуха

Слуховая сенсорная система и ее отделы, значение.

Строение уха. Восприятие звука. Возрастные особенности слуха. Пороги слышимости. Острота слуха. Особенности восприятия речи. Гигиена слуха. Вредное влияние шума. Профилактика нарушений слуха.

4

Тема 7.3

Моторные сенсорные системы

Вестибулярный аппарат, его структуры и функции. Оценка положения и перемещения тела в пространстве. Роль в поддержании позы и организации сложных движений. Особенности у детей.

Двигательный анализатор, его отделы

Рецепторы мышц и сухожилий. Центры мышечной чувствительности. «Мышечное чувство» и его значение для точности выполнения двигательных актов.

 Висцеральная система (висцеральный анализатор), отделы и их функции

Пути проведения и переработка сигналов, поступающих от интерорецепторов внутренних органов. Изменения во внутренней среде организма и деятельность висцеральной сенсорной системы.

3

3

3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомии и физиологии».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

- учебно-наглядные средства по Анатомии и Физиологии (таблицы, препараты, муляжи и т.д.)

Технические средства обучения:

-интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Курепина М.М. Анатомия человека. Москва Владос, 2010.

2.Атлас по анатомии человека, Харьков-Белгород,2011.

3. Анатомия человека / Под ред. М.Р.Сапина. В 2-х томах. - М.: Медицина, 2005.  

4. Воробьев А.П. Атлас анатомии человека. - Минск, 2007.

5. Синельников Р.Д.,  Синельников Я.Р.  Атлас анатомии человека.  В 4-х томах. - М.:

Медицина, 2008.  

Дополнительная литература:

1. Анатомия человека / Под ред. С.С.Михайлова. - М.: Медицина, 2008.  

2. Привес М.Г.,  Лысенков Н.К.,  Бушкович В.И.  Анатомия человека. -  Л.:  Медицина,

2009.  

3. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. В 3-х томах. - М.: Медицина, 2006.  

4. Калмин О.В.  Лекции по анатомии человека.  Часть II. -  Пенза:  Изд-во Пензенского

государственного университета, 2007. - 162 с.

5. Калмин О.В. Лекции по анатомии человека. Часть I. - Пенза: Изд-во Пензенского го-

сударственного университета, 2007. - 220 с.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

УМЕТЬ:

определять топографическое расположение и строение органов и частей тела

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.

определять возрастные особенности строения организма детей, подростков и молодёжи

Устный  и письменный опрос

применять знания по анатомии при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности

Устный  и письменный опрос

определять антропометрические показатели, оценивать их с учётом возраста и пола обучающихся, отслеживать динамику изменений конституционных особенностей организма в процессе занятий физической культурой

Устный или письменный опрос, самостоятельная работа, тестовые задания

ЗНАТЬ:

 основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии человека

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.

строение и функции систем органов здорового человека: Опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.

основные закономерности роста и развития организма человека

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.

анатомо-морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам;

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.

динамическую и функциональную анатомию систем обеспечения и регуляции движения

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.

способы коррекции функциональных нарушений у детей и подростков.

Устный или письменный опрос, самостоятельная работа, тестовые задания

основные закономерности роста и развития организма человека

Устный или письменный опрос, самостоятельная работа, тестовые задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Опытно-экспериментальная разработка. Методические приёмы формирования понятий на уроках истории"

Презентация может быть использована в методической работе метод. объединения учителей истории...

Методы или приемы работы с понятиями на уроке биологии

В данной призентации раскрывается технология способа диалектического обучения при работе с понятиями на уроке биологии....

Презентация на тему "Основные понятия генетики".Урок биологии 9 и 10 класс.

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах в начале изучения темы "Генетика". В презентации даны основные понятия генетики и символы: наследстенность, изменчивось, ...

Способы формирования понятий на уроках истории.

В статье раскрывается способ анаграмма, который позволяет успешно формировать понятия на уроках истории....

История генетики. Основные понятия генетики. Урок биологии в 10 классе

Урок может ипользоваться в первом уроке изучения раздела Генетики в 9-11 классах.Сначала предлагается вспомить Эмбриологию,ребята читают определения основных понятий  эмбриологии (дают термин),за...

Формирование понятий на уроках биологии и географии в классахОВЗ

—Цель применения коррекционно-развивающих упражнений:— —Снятие эмоционального напряжения.—Создание ситуации успеха.—Дать детям возможность почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе....

Формирование биологических понятий на уроках биологии и географии

Методическая разработка. Применение различных  технологий на уроках биологии и географии....