Формирование биологических понятий на уроках биологии и географии
презентация к уроку по биологии

Тимофеева Анна Сергеевна

Методическая разработка. Применение различных  технологий на уроках биологии и географии. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование биологических понятий средствами изобразительной наглядности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 2

Понятие - это отражение в сознании общих и существенных свойств, связей предметов и явлений окружающего мира. Дубровина И.В.

Слайд 3

Н..В. Савин Понятие – форма мышления, с помощью которой обобщаются существенные признаки предметов и явлений

Слайд 4

ЭТАПЫ УСВОЕНИЯ ПОНЯТИЙ

Слайд 5

*восприятие конкретных предметов; *вовлечение в познание предшествующего опыта; *умение наблюдать, понимать, осмысливать, обобщать, оречевлять;

Слайд 6

При формировании биоло-гических понятий, нагляд-ность является важным составным моментов уро-ков биологии. С помощью наглядных средств становится воз-можным:

Слайд 7

создание чётких и конкретных обра-зов изучаемых объектов; облегчение усвоения учебного мате-риала; активизация мыслительной деятель-ность обучающихся; способствует развитию произволь-ного внимания, восприятия, памяти школьников; стимулирует процесс познания.

Слайд 8

Наглядное обучение направляется на то, чтобы, с одной стороны, вызвать у ученика потребность к знанию, стимулировать работу мысли и, с другой стороны, обес-печить более тесное единство вос-приятия с абстрактным мышле-нием. Большое значение имеет правильное сочетание слова учителя и наглядности.

Слайд 9

Помимо картин и объектов натуральной наглядности целесообразно использовать графические изображения в виде схем, таблиц, графиков, картосхем, усложняющихся как по форме, так и по со-держанию. Графические работы занимают особое мес-то на уроках естествознания, что объяс-няется их дидактической значимостью с одной стороны и коррекционным воз-действием на личность ребенка с ОВЗ.

Слайд 10

В ходе преподавания данного предмета и осуществляя поиск более эффективных видов изобразительной наглядности, для успешного усвоения понятий обучающимися, широко применяются различные приемы:

Слайд 11

Педагогический рисунок -линейный -перспективный -штриховой Схемы Таблицы

Слайд 12

Грамотный педагогический рисунок развивает графи-ческое мышление, наблю-дательность, интерес к рисун-кам, повышает интерес и к самому предмету. Рисунок выполняется в процессе словесного пояснения педагога

Слайд 13

Линейный самый простой и распространён-ный. В нём предметы и явления изображаются одной сплошной линией без передачи светотеней и объёмной формы

Слайд 14

перспективный даёт более полное представление о пред-метах

Слайд 16

Штриховой комбинирование коротких линий - (штрихов)

Слайд 18

На уроках с успехом исполь-зуются схемы, которые поз-воляют лучше усвоить ма-териал, т.к. заключают в себя логическую после-довательность излагаемой информации в виде рисунка и чертежей

Слайд 19

Задача учителя, используя схемы помочь ученикам создавать определённые представления, научить их мыслить, сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы, искать решения, т.к. схемы являются одной из наиболее доступных форм абстракции.

Слайд 20

ВИДЫ СХЕМ

Слайд 21

простая указываются понятия без пояснения

Слайд 22

Простая Свойства воды безцветная без вкуса без запаха

Слайд 23

цепочка в схеме понятия распо-лагаются по очеред-ности.

Слайд 24

Цепочка Дыхательная система Носовая полость Глотка Легкие

Слайд 25

комбинированная Наиболее эффективным приёмом на уроке является последовательная зарисовка в тетрадь схемы, которую учитель рисует на доске, т.е схема + рисунок. Так при объяснении процесса развития бабочки – капустницы рекомендуется применять прием - педагогический рисунок в схеме. Учитель в ходе объяснения поэтапно зарисовывает, подписывает данный процесс в виде схемы.

Слайд 27

Ещё одно из эффективных наглядных средств, которое используется на уроках биологии - таблица, в которой последовательно заносится краткая информация об изучаемом объекте.

Слайд 28

Учитель, излагая новый материал, одновременно с рассказом заполняет таблицу, в которой отражает основные понятия темы. Постепенно при обучении работе с таблицей возрастает доля самостоятельности в выполнении заданий .

Слайд 29

Для активизации познавательной деятельности учащихся при работе с таблицами применяются следующие приёмы: подбор синонимов к названию таблицы и названию предметов изображенных на ней; составление рассказа и озаглавливание его; придумывание ситуации по опорным словам. Главное во всех этих заданиях - творческий, нестандартный подход к работе с таблицей.

Слайд 30

Тематическая Системы органов системы Органы входящие в систему Значение системы Дыхательная Носовая полость Глотка Бронхи Легкие Пищеварительная Желудок Печень кишечник Кровеносная Сердце Сосуды Нервная Спинной мозг Головной мозг нервы

Слайд 31

Сравнительная Двудольные и однодольные растения признаки двудольные однодольные Корневая система стержневая мочковая семя Две семядоли Одна семядоля Жилкование листовых пластинок Сетчатое Дуговое Параллельное

Слайд 32

Комбинированная Времена года Время года Осадки Растения Характеристика погоды осень Листья желтеют, опадают, трава желтеет Дождливая Холодная зима * . * . *. * ******* Морозная Снежная Метель лето Рисунок дерева, трава, цветы Жаркая солнечная весна * * * Рисунок дерева с почками, ручьи и трава Теплая Ветренная

Слайд 33

На этапе закрепления задания усложняются: первую половину таблицы в ходе объяснения материала заполняет учитель, а вторую обучающиеся самостоя-тельно во время работы с текстом учебника. Или учитель пишет в таблице понятие, а обучающиеся записывают пояснение понятий, делают зарисовки

Слайд 34

изобразительной наглядности на уроках биологии значительно облегчает школьникам с нарушением интеллекта усвоение материала, повышает степень его осознания. Дети учатся использовать наглядные средства для получения знаний. Школьники упражняются в умении давать поясняющий текст при работе со схемами, рисунками, таблицами. Есть и другая сторона: ученик приобретает навыки оформления таблиц, схем, диаграмм, рисунков, позволяющих в иной форме, чем слово, представить те или иные данные. Систематическое применение таких приёмов формирует у обучающихся с нарушением интеллекта умение воспри-нимать объект во всём многообразии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование понятий на уроках биологии

Чтобы научится формировать понятия на уроках биологии можно использовать следующие методы и приёмы....

Формы и методы в формировании биологических понятий у учащихся на уроках биологии в работе с терминами

Знания человека состоят из понятий, человек мыслит понятиями, которые словесно выражаются через термины. Поэтому усвоение конкретных понятий идет параллельно с запоминанием отдельных терминов, состоящ...

Формирование Биологических Понятии

 Язык биологии основан на общеприня­тых биологических понятиях. Знание биологических терминов определяет воз­можность излагать материал научным язы­ком, поэтому в работе с учащимися всех к...

Разработка интегрированного урока биологии и географии по теме "История формирования сообществ живых организмов. Биогеография. Основные биомы суши" для 11 класса

Вид урока – комбинированный, с применением ИКТ.Программа: Захаров В.Б. Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Профильный уровень. В сборнике программ для образова...

Использование групповых технологий на уроках биологии и географии для формирования основных компетенций учащихся

Выступление  учителей (Лихачева Н.С.,Попова С.В.)на районной методической конференции...

Формирование биологических понятий средствами изобразительной наглядности у обучающихся с ОВЗ

Из педапгического опыта работы преподавания биологии и географии обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Применение видов изобразительной наглядности (Педагогический рису...

Формирование понятий на уроках биологии и географии в классахОВЗ

—Цель применения коррекционно-развивающих упражнений:— —Снятие эмоционального напряжения.—Создание ситуации успеха.—Дать детям возможность почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе....