Формирование Биологических Понятии
статья по биологии (9 класс) на тему

Киселева Наталья Александровна

   Язык биологии основан на общеприня­тых биологических понятиях. Знание биологических терминов определяет воз­можность излагать материал научным язы­ком, поэтому в работе с учащимися всех классов я уделяю большое внимание их формированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_biologicheskikh_ponyatiy.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

          Киселева Наталья Александровна

                                                                                                                        г.Белоярский, ХМАО-Югра

                                                                                                          МОСШ №1, учитель биологии,                  

   Язык биологии основан на общепринятых биологических понятиях. Знание биологических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися всех классов я уделяю большое внимание их формированию. Однако механическое запоминание, т.е. "зазубривание", редко приводит к чему-нибудь хорошему. Такая непродуктивная работа вместо интереса к предмету вызывает в лучшем случае терпимое отношение к нему, как к чему-нибудь нудному, но обязательному. Боясь потерять интерес ребят к биологии, часто задумываюсь над тем, как работу с биологическими терминами сделать интересной и увлекательной, а запоминание их активным, творческим процессом. Для этого использую следующие приемы.

I.Начала я с того, что стала вместе сучащимися переводить термины, искать общие корни в словах. Это помогло сделать запоминание осмысленным. Так, например, термин "сперматозоид" образован от слов сперма — семя и греч. zoon — живое существо. Таким образом, получается — живое семя. Встречающаяся часть сложных слов гомо... — от греч. homos - равный, одинаковый, взаимный, общий обозначает равенство, единство, однородность, например: гомология, гомогаметность и др.

При каждой новой "встрече" со знакомыми корнями и другими частями слов вспоминаются ранее изученные термины, проводятся аналогии, что способствует осмысленному запоминанию терминов.

II.        Закрытые задания, в которых ученик выбирает один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов. В таких типах заданий должно быть 4-5 вариантов ответов, один из которых правильный. При меньшем числе вариантов ответов довольно высока вероятность случайного  угадывания. При этом нужно иметь в виду, что каждый альтернативный ответ должен быть правдоподобным, основанным на типичных ошибках учащихся. Перед серией таких заданий необходимо проводить инструктаж по их выполнению.

Задание: из предложенного перечня выберите правильный ответ (выделен курсивом).

А. Клетка выполняет функции живого организма у:

  1. Медузы.
  2. Белой планарии.
  3. Инфузории-туфельки.
  4. Пресноводной гидры.

Б. Синтез белка в клетке осуществляют:

  1. Аппарат Гольджи.
  2. Рибосомы.
  3. Митохондрии.
  4. Лизосомы.

III. Задания на соответствие. Суть этих заданий заключается в необходимости установить соответствие между понятием (термином) и его содержанием. В левой графе таблицы перечислены 3-5 понятий, формул, определений и т.п., пронумерованных цифрами, справа — желательно в два раза большее число ответов, обозначенных буквами. Каждому понятию или определению из левого столбца должен соответствовать один правильный ответ в правом столбце.

Пример

Задания

Виды РНК

Функции РНК

1. иРНК

А.

Являются главным носителем

2. рРНК

ггенетической информации

3. тРНК

Б.

Переносят необходимые аминокислоты к месту синтеза белка — к рибосоме

В.

Являются основой структуры рибосомы

Г.

Обеспечивают окончание синтеза белка

д.

е.

Переносят информацию о структуре белка с ДНКна рибосому

Являются основой структуры хромосомы

Являются основой структуры хромосомы

Ответ: 1-Д, 2-Е, 3-Б.

  Задания на соответствия могут быть несколько расширены, когда одному понятию соответствует несколько определении.

IV.Задания на установление правильной последовательности целесообразно использовать для выявления знаний учащихся о последовательности тех или
иных процессов, стадий развития и т.п.,например:

Задание: определите последовательность цикла развития насекомого с полным превращением. В пустой квадратик перед названием стадии развития впишите цифру, соответствующую правильной очередности прохождения стадий :

1.Куколка

2.Личинка

3.Яйцо

4.взрослое насекомое

Ответ: 3; 2; 1; 4.

V.Задания, в которых ответ конструирует сам ученик.

При формированиитаких заданий ответы должны содержать 1-2 слова, числа, формулы и т.п. Предполагаемый ответ должен быть точным и кратким.

Задание:

В предлагаемые ниже формулировки вставьте пропущенные термины. 1.Связь, с помощью которой соединяются аминокислоты в белке, называют (ответ: пептидной).

2.Органические соединения, главным отличительным признаком которых является их способность не растворяться в воде, называются....

(ответ: липиды).

При расширении подобных заданий можно составить тексты по какой-либо определенной теме.

3.Вставьте пропущенные слова в текст о строении головного мозга: "Спинной мозг имеет вид шнура диаметром около_______и длиной около        . Он начинается от_________и расположен внутри На передней и задней сторонах спинного мозга имеются две глубокие        , которые делят его на правую и левую части. В центре спинного мозга расположен узкий___________, проходящий по всей его длине. Он заполнен____________        жидкостью. Белое вещество в спинном  мозге расположено ____________, оно образовано         нервных клеток. Серое вещество расположено спинного мозга и представлено        нервных клеток. Спинной мозг состоит из сегмента. От каждого из них отходит пара. Начинаются они двумя ______ передним   и   задним.

VI.Задания с исключением лишнего понятия.

Задание: из предложенных 4-5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню.

  1. Гортань, трахея, кишечник, бронхи, легкие. (Лишний термин - кишечник.)
  2. Лейкоциты, лимфоциты, остеоциты, эритроциты, тромбоциты. (Лишний термостеоциты.)

VII.Задания на выявление общих закономерностей.

Учащимся предлагаются 2-3 понятия, для которых необходимо найти общие закономерности.

  1. Аксон — дендрит. (Ответ: отростки нейрона.)
  2. Митохондрии — рибосомы. (Ответ: органоиды клетки.)
  3. Кровь — кость. (Ответ: кровяные клетки формируются в костном мозге.)

VIII.Терминологические диктанты.

Учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение и записать его.

Примеры заданий:

Органоид — это...

Клетка — это...

Ткань — это...

Орган — это ...

Система органов — это ...

Комшшментарность — это ...

Репликация — это ...

Антипараллельность — это...

Митоз — это ...

IX. С целью запоминания определения понятий и правильности их написания использую кроссворды и чайнворды. Наиболее эффективно составление кроссвордов самими школьниками. Такая работа требует знания терминов, умения ориентироваться в справочной литературе, а также творческого процесса конструирования и оформления сетки кроссворда. Лучшие кроссворды по теме используются на зачетных уроках.

Вывод: Каждая из рассмотренных  форм работы по формированию понятий имеет свои достоинства и недостатки. Их выбор зависит от специфики учебной дисциплины, от цели применения заданий (текущий, итоговый контроль), ну и, конечно же, от личного потенциала учителя, его способности использовать на своих уроках самые разнообразные варианты и их комбинации.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по общей биологии по теме:"Общие биологические понятия"

Тест используется для проверки знаний учащихся....

Формы и методы в формировании биологических понятий у учащихся на уроках биологии в работе с терминами

Знания человека состоят из понятий, человек мыслит понятиями, которые словесно выражаются через термины. Поэтому усвоение конкретных понятий идет параллельно с запоминанием отдельных терминов, состоящ...

Роль виртуальных экскурсий в формировании биологического мышления современного школьника

В период совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы особенно актуальным является внедрение современных информационных технологий, для которых в педагогической литературе встр...

Использование опорных понятий предметов естественнонаучного цикла для развития ведущих биологических понятий в курсе зоологии.

Использование опорных понятий предметов естественнонаучного цикла для развития ведущих биологических понятий в курсе зоологии.ТемыУрокиБиологические понятия и их содержание Опорные понятия из сме...

Формирование биологических понятий средствами изобразительной наглядности у обучающихся с ОВЗ

Из педапгического опыта работы преподавания биологии и географии обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Применение видов изобразительной наглядности (Педагогический рису...

Рабочая программа для дополнительных занятий по биологии: Биологические понятия и их значение. 9 класс.

Рабочая программа дополнительного курса “Биологические понятия и их значение в биологии” предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательной школы. Реализация программы осуществляется...

Формирование биологических понятий на уроках биологии и географии

Методическая разработка. Применение различных  технологий на уроках биологии и географии....