Тема : АЛКОГОЛЬ: «ЗА» И «ПРОТИВ»
методическая разработка (биология, 9 класс) по теме

Терещенко Татьяна Алексеевна

1.Изучить  действие  алкоголя  на  организм человека.

                 2.Сформировать у учащихся негативное отношение к     

                алкоголизму как к  общественному явлению.

                 3.Расширить кругозор учащихся, развивать навыки

                 самостоятельного  анализа и оценки предлагаемой

                 информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferenciya_alkogol.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное  учреждение

Репьевская  средняя общеобразовательная школа

Новоспасского района Ульяновской области

                                                  КОНФЕРЕНЦИЯ

  АЛКОГОЛЬ:  «ЗА»   И  «ПРОТИВ»

                         Автор :  Терещенко   Татьяна   Алексеевна,  учитель              

                               биологии  и  химии  высшей  категории

              2012  год

         Тема :          АЛКОГОЛЬ:  «ЗА»   И  «ПРОТИВ»

Цели: 1.Изучить  действие  алкоголя  на  организм человека.

        2.Сформировать у учащихся негативное отношение к      

                алкоголизму как к  общественному явлению.

        3.Расширить кругозор учащихся, развивать навыки

                 самостоятельного  анализа и оценки предлагаемой

                 информации.

Оборудование: чаши для каждой пары участников, в них набор белых и черных шаров для голосования; стеклянный прозрачный сосуд для сбора шаров во время голосования; ассортимент напитков( 1 на каждую пару участников); модель действия алкоголя на рецепторы(1 демонстрационная и на каждую пару учащихся); портрет  Януса двуликого, видеоролик «Влияние алкоголя на организм человека», мультимедиапроектор.

        ХОД  КОНФЕРЕНЦИИ.

1.Постановка  проблемы.

Ведущий :  У древних  было божество, как нельзя лучше подходящее для символа противоречий, определенных темой нашей конференции. Это -Янус двуликий. Одно лицо -темное- обращено в прошлое(там много печального),  другое – светлое- смотрит в будущее. Наша задача сегодня – составить свое мнение о проблеме употребления спиртного, решить : темная или светлая это сторона жизни человека. Как в те древние , мудрые времена, выскажем свое мнение. В ходе обсуждения проблемы голосуйте с помощью шаров: если вы считаете. Что употребление алкоголя не порок, то бросьте в чашу черный шар, если выбор противоположный – белый. И , как положено в кругу друзей( в застолье), будут тосты, речи, напитки.

        Предлагаем  ассортимент  напитков:  

1.Коктейль  «Эллада»  от этнографа.        

2.Шипучее «Прозрей» от историка.    

3.Грог «Стой»  от  нарколога.                      

3.Каберне «Будь здоров!» от энотерапевта.

 4.Пунш «Прощай, молодость!» от терапевта.  

5.Бренди «Кто следующий?» от генетика.    

6.Наливка «Налить?!»  от демографа.

2. Выступления  специалистов.

Этнограф.

     С незапамятных времен  идёт  слава  о напитках, веселящих  душу, лечебных  напитках, напитках  отдыха. Как мы знаем,  древние народы  Средиземноморья  более  чем  за  4  тысячи  лет  до  нашей эры  умели делать  вино, сбраживая  виноградный сок. В Древнем Египте применяли вино  с III-II тысячелетия до нашей эры. Шумеры  славились зерновыми напитками. По рецептам ацтеков индейцы получали из агавы «октли», из    кактусов-«пульке» и текилу.  Африканские  бушмены  готовили бодрящие напитки из мёда диких пчёл. Древние русы  владели  искусством  приготовления  целебной «сурьи» из мёда и лекарственных трав. Удивительные  страницы  истории  многих  народов  определялись  использованием  вина  как  божественного  напитка.  На  Руси  крепленые  вина  появились  со  времен  правления  князя  Олега.  Вино(кагор),  как  символическая  кровь  Иисуса  Христа,  применяется  в  обряде  причащения.  И  в  Ветхом  и  в  Новом Заветах  Библии  вино  упоминается  довольно  часто.  Первое  чудо  Христа – превращение  обычной  воды  в  вино. Церковь  использует  его  при  освящении  престола.  Престол  поливают  красным  вином  с  розовой  водой.  Испанский  философ,  церковный  деятель,  Раймонд  Луллий  (1236-1315 г.г.)  приписывал «крепкому» спирту  способность  утешать  человеческое  тело, возвращать  старикам  молодость.  Слово  «водка»  первоначально означало  не  хмельной  напиток, а лекарственный  настой(в таком значении оно употреблялось в Новгородской летописи 1533 г.). Исторические факты показывают, что категорическое отрицание «Не пить!» идёт вразрез с этническими корнями  истории народов.

  Я  предлагаю  тост.  Выскажите  мнение  о  его  содержании  и  проголосуйте  шарами.

     Как долго  пленными нам быть

     В  тюрьме  мирской?

     Кто  сотню  лет  иль  день

     Велит  нам  жить  с  тоской?

     Так  лей  вино  в  бокал,

     Покуда  сам  не  стал  ты

     Посудой  глиняной  в  гончарной  мастерской!  (Омар  Хаям)

Историк.

История – вещь упрямая. Есть и другие факты. Казённые  питейные  заведения сделали своё дело- пьянство стало бедствием; бездельники, разбойники, дебоширы стали действительностью на Руси. Но беда России ещё не грозила. По историческим справкам в России в 1905 году употребляли  0,57 ведра вина на человека в год; во Франции-4,7 ведра, в Германии-1,9 ведра. Сейчас в мире выпивают  25 миллиардов бутылок вина в год (по 5 на человека), а в России - по 8,5 литров. Из  активной  жизни выключаются  миллионы людей, распадаются семьи,  увеличивается  количество детей-сирот, пьянство перерастает в  трагедию, в глобальную  земную проблему.    Мой  тост:

   У кого вой? У кого стон?  У кого горе?

  У кого раны без причины?

  У кого багровые глаза?

  У тех, кто долго за вином сидит.  (Соломон)  

Предлагаю обсудить данные  и высказать свое отношение к ним.

Нарколог

Не буду перечислять все последствия алкоголя. Я хочу заострить  внимание только на одном вопросе: почему, если человек пьёт, ему бывает трудно, а, чаще всего, и невозможно остановиться и не пить? Известно, что этиловый спирт действует на клетки мозга. Именно он заглушает рецепторы в глубине мозга при воздействии раздражителей небольшой силы. А если принимать большую дозу алкоголя, рецепторы изменяют свою структуру , и чувствительность их повышается. Требуется новая доза для улучшения самочувствия.

(Организуется работа с динамической моделью действия алкоголя на рецепторы на доске и в парах)

Ломка,похмелье, жизнь в плену поиска новых 100 граммов… .Стоит ли начинать пить? Стоит ли попадать в зависимость от дурмана? Вот притча-тост:

«Как действует вино?» Кто пьёт, вначале становится  похожим  на  павлина: его движения плавны и величественны; затем он приобретает  характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать; потом  он уподобится льву и станет самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. В заключение, он превращается в свинью и , подобно ей, валяется в грязи.   (Абдул Фарадж)

Проголосуйте, бросьте свой шар.

Энотерапевт.

    Все услышанное очень однобоко. Почему все говорят  о действии только этилового спирта, содержащегося в вине? Мне кажутся справедливыми слова «вино молодит, вселяет силы». Ещё Гален, Аристотель использовали вино как лекарство. Наверное, вам просто неизвестно, сколько полезных веществ дарит нам вино.

     Органические кислоты(винная, яблочная) способствуют желудочному пищеварению, усиливают аппетит, возбуждают пищеварительные железы. Рубидий, которым богаты красные вина,- конкурент радиоактивного цезия и вытесняет его из тканей. Избавят от чужеродных веществ(радиоактивного стронция) пектины. Удивительно и ценно антибактериальное действие дубильных веществ. Сахара – источник доступных углеводов для ослабленных и истощённых.

   Можно продолжить этот список. Но лучше обратиться к популярному в Европе  энотерапевтическому кодексу доктора Ейло – десятки рецептов, среди которых вы найдёте необходимый. Энотерапия (винолечение) ещё скажет своё слово в медицине. Ведь Парацельс говорил, что мера определяет: быть веществу вредным или полезным.    Вот мой тост:

Кто пил вино – ушёл;

Кто пьёт вино – уйдёт;

Но разве тот бессмертен,

Кто не пьёт?!        (Расул Гамзатов)

Выскажите своё мнение, проголосуйте!

Терапевт.

Предыдущая пылкая и убедительная речь содержала много интересных, но иногда спорных фактов. Однако, я вновь о спирте, как основном компоненте алкогольных напитков, употребляемых в России. Его , безусловно, отрицательное воздействие на организм и отдельные системы органов общеизвестно. В подтверждение своих слов я предлагаю посмотреть небольшой видеоролик( демонстрируется видеоролик «Влияние алкоголя на организм человека»). Перечисление болезней уже мало кого удивит.Поэтому я задам 3 вопроса. Поднимите руки, если вы положительно ответите на них.

Этиловый спирт- одно из немногочисленных веществ, которое  всасывается уже в ротовой полости и желудке, сразу начиная действовать. Попадая в межтканевую жидкость, он начинает забирать воду из клеток, так как концентрация веществ вне клеток резко увеличивается. Развиваются отёки. Где прежние черты лица? Где красота? Вы хотите этого?

 Клетки, страдая от недостатка воды, стареют в 1,5 раза быстрее. Где ваша молодость? Где блеск в глазах? Где былая подвижность? Вы  хотите  этого?

Токсичный этанол тормозит работу нервных клеток, и тогда целые участки коры больших полушарий выключаются. Где мечты? Воображение? Быстрота ума? Остаются только низшие потребности: поесть, поспать. Вы хотите этого?  Вот мой тост:

Первая  чаша  вина  принадлежит  жажде,

Вторая  чаша – веселью,

Третья – наслаждению,

Четвёртая – безумию.      (Диоген  Лаэртский)

    А теперь – голосуйте!

Генетик.

По роду службы мне приходится видеть человеческую беду: детей, страдающих наследственными заболеваниями  и патологиями развития. Сын могучего Зевса – Гефест- маленький, некрасивый, горбатый уродец – дитя пьяного зачатия. Не потому ли с давних времён был введён в Древней Греции указ, запрещающий употребление вина до 21 года. На Руси не полагалось употреблять спиртное жениху и невесте на собственной свадьбе.

Статистика  г. Ульяновска печальна. За 2010 год общее число родов -1547; число родов с патологиями- 20%; детей с синдромом  Дауна – 15; детей с синдромом Шерешевского – Тернера – 2; детей с патологиями развития -107. Печальный список можно продолжить. Конечно, пьянство – всего лишь одна из причин таких нарушений. Но стоит ли пополнять собой «группу риска»?     А  теперь тост:

Опьянение -  есть добровольное сумасшествие!       (Сенека)

Выразите своё мнение и проголосуйте!

Демограф.

Сегодня я не буду говорить о чисто демографических проблемах  изменения численности населения страны, соотношения рождаемости и смертности.Назову цифры, которые отражают состояние нашего общества. Ежедневно в г. Ульяновске задерживаются полицией от 22-х до 30-ти нетрезвых человек. В Доме ребенка находятся 189 детей. Количество коррекционных классов в городе – 272. С каждым годом  увеличивается количество  учащихся, обучающихся по  коррекционной программе (по решению областной медико-педагогической комиссии),  в нашей школе. В Новоспасском реабилитационном центре на сегодняшний день находятся 37 ребят, родители которых чаще всего злоупотребляют алкоголем и не заботятся о своих детях, часто забывают о них.                                                               Всё это   в будущем отразится на уровне культуры,  преступности, заболеваемости населения. Главное в нашем разговоре – не только индивидуальный выбор каждого – пить или не пить, а государственный или общий подход: кто останется после нас? Нация слабых и безвольных людей? Мой тост

 «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит их потомство» (Л.Н. Толстой)

Я предлагаю сделать выбор.

3.Подведение итогов.

Ведущий.    

Мы наполнили наш сосуд напитком, искрящимся от мыслей, мечтаний. Он прозрачен и чист. Малая капля сомнений – почва для будущих размышлений. Решение за вами!  Но при всплеске вина в ваших бокалах вспомните наш разговор. 

«Привычка к употреблению алкоголя вредит человечеству больше, чем война, голод и чума вместе взятые» (Ч. Дарвин).

Демонстрация сосуда, наполненного шарами при голосовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме"Алкоголь и его влияние на организм"

Материал классного часа помогает понять вред алкоголя на организм....

Родительское собрание на тему «Алкоголь. Табакокурение. Наркотики»

Лекционно-информационный семинар с игровыми моментами для родителей учащихся  средних и старших классов....

Классный час на тему "Алкоголь - это яд"

" Алкоголь - это порождение варварства - мертвой хваткой держит человечество со времен седой старины и собирает с него чудовищную дань, попирая молодость, подрывая силу, подавляя энергию и губя л...

Консультация для родителей на тему "Алкоголь-семейное неблагополучие"

Данная консультация предназначена для родителей из ассоциальных семей....

Презентация на тему "Алкоголь-вред или польза для человека?"

Презентация на тему "Алкоголь-вред или польза для человека?"...

Методическая разработка урока по ОБЖ на тему: «Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности".

Методическая разработка урока по ОБЖ на тему: «Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности".   ...

Классный час по теме: "Алкоголь и будущее нации ..."

Классный час для учащихся 8-го класса в котором рассказывается и показывается влияние алкоголя на организм подростка...