материал на конкурс "Урок 2020" (конспект урока)
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Сутягина  Марина Александровна

Конспект открытого урока по теме "Генетика как наука". Урок по этой теме является первым в разделе «Наследственность и изменчивость» согласно программе Н.И. Сонина   и ориентирован  на  по учебник В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой (базовый уровень -1 час в неделю).

         Урок по типу – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, хотя частично он уже подготовлен базовыми знаниями за курс 9 класса.

         К уроку  используется созданная мною электронная презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 2

р.п.Новая Майна Мелекесского района

 Ульяновской области

Разработка урока на Всероссийский  профессиональный  конкурс педагогического мастерства «Урок-2020»

в  номинации  «Среднее общее образование»

по биологии в 10 классе на тему:

«Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики».

                                           

                                         Автор: учитель биологии и химии

                                                         высшей категории

                                             Сутягина Марина Александровна

                                   

                                         2012 год

Урок биологии в 10 классе по теме: «Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики».

                                                  Цели урока:

 Обучающие:

Помочь учащимся целостно представить проект изучения темы «Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости».

Обеспечить освоение знаний об истоках генетики, истории её возникновения как гибридологической науки.

Организовать деятельность учащихся по углублению знаний о материальных носителях наследственности.

Обеспечить у старшеклассников убеждённость в том, что знания основных понятий генетики необходимы  для понимания биологических закономерностей.

Познакомить с логикой научного открытия.

Способствовать формированию  ключевых биологических компетентностей.

        Развивающие:

Развивать  личностно-смысловое  отношение  к генетике.

Развивать  познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности  в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и информационных технологий.                                                                                                                                          

Способствовать формированию коммуникативных навыков работы, развитию монологической речи.

Вырабатывать навыки самооценки.

       Воспитательные:

Воспитывать  убеждённость в возможностях познания законов генетики и использования достижений науки на благо развития цивилизации.

Продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности, взаимоконтроля   и самоконтроля.

Воспитывать  коммуникативные способности  у старшеклассников.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.

Форма урока: урок-презентация

Тип урока: изучение нового материала.

                                                         Ход урока:

1.Организационный момент: приветствие  и настрой учащихся.

Звучит музыка, на её  фоне зачитывается притча.

Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель, ты обладающий знаниями во много раз большими,  чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которыми кажутся очевидными и ясными. Почему?». Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил…

Что ответил философ?

«Площадь большого круга – это познание мною, а площадь малого  круга – познание вами. Как видите, знаний у меня действительно больше чем увас. Но всё вне этих кругов – это непознанное ни мною, ни вами.  Согласитесь, что длина большой окружности больше длины  малой, а  следовательно граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений».

Так что, чем глубже изучаем мы предмет,  тем больше у нас сомнений, больше возникает вопросов. На сегодняшнем уроке мы постараемся снять часть из них.

2. Изучение нового материала.

 Слайд 1. Тема нашего урока: генетика – наука о ….  Ребята,  продолжите,   о чём это наука? (учащиеся  говорят).

Слайд 2. Высвечивается тема и записывается в тетрадь. А какова  же наша цель? (учащиеся высказывают своё мнение). На слайде постепенно выходят цели урока:

1.  Сформировать  знания о генетике как  науке, о наследственности и изменчивости организмов.

2. Познакомиться с  историей, основными методами и задачами генетики.

3.  Раскрыть сущность гибридологического метода.

4.  Способствовать развитию познавательного интереса к изучаемым проблемам генетики.

5. Воспитывать информационную культуру.

Слайд 3. Учитель предлагает план урока, который учащиеся записывают в тетрадь. 

Краткая история развития генетики.

Из биографии  Грегора  Менделя.

Роль других наук в возникновении генетики.

Работы  Г. Менделя

Методы генетики.

Сущность гибридологического метода.

Модель генетики как науки, её разделы.

Сравнение классических и современных идей о природе гена.

Значение генетики.

Слайд 4.  Ставится проблемный вопрос:  Почему живое на нашей планете существует в виде множества неисчерпаемых форм, а не представляет собой один вид, состоящий из сходных между собой особей?  (выслушиваются мнения ребят).

Слайд 5-6. Раздел «Основы генетики» вы уже изучали в 9 классе. Давайте проверим ваши базовые знания. На слайдах 5 вопросов, за 3 минуты вы выполняете тест. 

1.)Кто из учёных первым открыл закономерности, по которым признаки организмов передаются из поколения в поколение?

А) В. Мишер

Б) А. Уотсон

В) Г.Мендель

2)      Какая наука изучает закономерности наследования признаков организмов?

А) Цитология

Б) Генетика

В) Дарвинизм

3.)Что такое генетика?
А) Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов?
Б) Наука, изучающая строение клетки.
В) Наука о жизни.

 Что такое ген?

А) Совокупность наследственных факторов, которую организм получает от родителей.

Б) Элементарная единица наследственности, представляющая собой участок ДНК хромосом

В) Совокупность внешних и внутренних признаков.

5) Что такое гибрид?

А) Родительская особь.

Б) F1.

В) Организм, получающийся в результате скрещивания особей, различающихся наследственными задатками.

Слайд 7.Предлагаю теперь вам проверить себя и оценить (на слайде правильные ответы и критерии оценок). 

1-В

2-Б

3-А

4-Б

5-В

Критерии оценок:

Без ошибок- 5

   1 ошибка - 4

   2 ошибки - 3

   3 и более  - 2

Слайд 8. А какова же история классической генетики?  Давайте  её рассмотрим (сообщения учащихся). Остановиться на учёных (на слайде портреты  учёных).

Иозеф  Готлиб  Кельрейтер (1733-1806) – первые исследования по гибридизации в России. Занимался главным образом получением межвидовых гибридов. Не  обратил  внимание на наследование отдельных признаков, что помешало ему открыть закономерности наследования.

Французский исследователь Сарже (1763-1851)-  первый ввёл представление о контрастных,  или  альтернативных  (взаимоисключающих) признаках и построил  ряды  контрастных пар родительских признаков для некоторых видов растений.

Грегор  Мендель - чешский исследователь. В 1866 году вышел в свет его труд «Опыты над растительными гибридами», в котором изложены закономерности наследования, открытые им в результате  восьмилетних  исследований на различных сортах гороха.

1900 год - официальная дата рождения науки, когда сразу в 3-х лабораториях

Г.  Де Фриз в Голландии,  К. Корренс  в Германии и Э. Чермак в Австрии независимо друг от    друга  «переоткрыли законы наследования признаков, установленные  Грегори  Менделем.

- Как вы думаете,  каковы же причины, приведшие к успеху Менделя? Поработайте с учебником на странице 138 и  найдите ответ.

Личностные качества (аккуратность, скрупулёзность, педантичность, аналитический ум)

Впервые применил математические методы и статистическую обработку материала в биологии.

Удачный выбор объекта.

Слайд 9.  Ребята, а почему именно горох  посевной был выбран объектом исследований Менделя? (ответы учащихся, найденные в учебнике)

- имеет короткий жизненный цикл;

- большое количество потомков;

- особое строение цветка, которое позволяет контролировать опыление;

-наличие альтернативных признаков (окраска венчика цветка, семян, форма семени, окраска боба);

- возможность создавать чистые линии т.к. является строгим самоопылителем.

Слайд 10. О горохе даже слагались стихи, вот одно из них. Давайте его прочитаем.

                               А.Кушнер

 Вот кто поработал во славу науки - горох!

  Зеленых и желтых цветков для неё, не жалея,

  Вот кто для генетики мок под дождями и сох

  Под ветром, кого увлекала и грела идея!

  И, пышный, цеплялся, и, цепкий, по палочке полз,

  Стараясь для Грегора признак явить доминантный.

  Вот кто в беспросветном сцепленье зацепок и лоз

  В наследственность верил и гибко считал варианты.

  И ежели друга найти в поколенье другом

  Не смог, не печалься, быть может, найдешь его

  Средь желтых цветов стебелёк, зацепив рукавом,

  Заметишь зеленый, обласкан приветствием этим.

Слайд 11.На развитие генетики оказали влияние и другие естественные науки (сообщение ученика).

Биология – учение Ч. Дарвина и клеточная теория.

Физика - идея элементарности, атомарности, дискретности.

Статистика - раздел математики.

Слайд 12.А логика любого научного открытия такова  (на слайде схема).

Идея        Факты и явления            Гипотезы         Законы        Теории

Слайд 13.– В чём же заключается вклад Менделя?

Показал, что наследуются не признаки, а  факторы (задатки).

Показал, что наследственность не  слитная, а дискретная.

Вывел первые законы.

Ввёл новые понятия (доминантность, рецессивность).

Ввёл буквенные обозначения и запись схемы скрещивания.

Ввёл новый  методический  подход: упростил проведение эксперимента, выбрав альтернативные признаки. Изучил наследование каждого признака в отдельности, выявил статистические закономерности, дал  правильную биологическую интерпретацию. Впервые применил гибридологический метод.

Слайд 14. Любая наука имеет свои методы исследования (схема на слайде с классификацией методов).

Методы делятся на специфические (гибридологический метод) и неспецифические (цитогенетический, иммуногенетический, онтогенетический, популяционно-статистический и генеалогический).

Учитель даёт пояснение каждому методу.

Слайд 15. – В чём  же сущность гибридологического метода?  (на

странице 139 учебника найдите характеристику этого метода и его этапы)

Гибридологический метод - это анализ, характеристика наследования признака с помощью скрещиваний. Этот метод включает в себя несколько этапов:

Проверка признака на константность в течение 2-3-х лет.

Изучение отдельных альтернативных признаков.

Строгий количественный учёт всех потомков в каждом поколении по каждому признаку.

 Индивидуальный посемейный анализ всего потомства от каждого скрещивания.

Слайд 16.  Современная генетика- наука комплексная и имеет следующие разделы:

Биохимическая;

Физиологическая;

Экологическая;

Эволюционная;

Генетика микроорганизмов;

Популяционная генетика;

Молекулярная генетика и др.

Слайд 17. Итак,  генетика – это наука о закономерностях наследственности и изменчивости. А какова же модель этой науки? Попытайтесь её нарисовать в своих конспектах (приложение 1).Один учащийся выходит к интерактивной доске и рисует схему на пустом слайде.

Слайд 18.   Сегодня на уроке  мы с вами  повторили  очень много основных понятий генетики: наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, гибридологический метод, гены. Это наш понятийный аппарат урока.

Слайд 19.Задание для учащихся (им раздаются листочки с текстом)

Сравните  классические и современные идеи о природе гена и сформулируйте современное определение гена.

Классические идеи о природе гена.

Ген в свете молекулярной генетики

Ген - морфологический объект, участок хромосомы.

Ген - единица мутации. Функции и рекомбинации.

Ген-  неделимая единица.

Ген осуществляет свою функцию автономно, изолированно от других генов.

Ген - устойчивая структура, способная мутировать под влиянием преимущественно внутренних факторов.

Ген - физико-химический объект. Участок молекулы ДНК.

Ген – единица функции, мутации, и рекомбинаций; последней подвергаются и более мелкие единицы.

Ген делим, обладает сложной структурой.

Гены взаимодействуют, и их действие зависит от положения в хромосомах.

Мутации происходят под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.

Кроме хромосомных генов, есть внехромосомные, находящиеся в хлоропластах и митохондриях (у эукариотов) и плазмидах  (у прокариотов).

Ген - это материальная и функциональная единица наследственности, которая определяет развитие  признака или функции.

А теперь выполним терминологический диктант. Необходимо  соотнести определения с терминами.

Внимательно прочтите определения  и вставьте номера правильных терминов в таблицу:

Наука о закономерностях наследственности и изменчивости –

Совокупность всех генов  организма –

Совокупность всех признаков организма –

Явление преобладания у гибридов признаков одного из родителей –

Признак, не проявляющийся у гибридов первого поколения –

Особи, не дающие расщепления признака в следующем поколении –

Особи, дающие расщепление признака в следующем поколении –

Наследственный фактор –

Различные состояния гена, определяющие различные формы одного и того же признака –

 Основоположник генетики –

Термины:

Ген

Генетика

Гомозигота

Гетерозигота

Доминирование

Фенотип

Генотип

Рецессивный ген

Аллели

 Г. Мендель

Слайд 20.Высвечиваются ответы и критерии оценки (взаимопроверка).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

7

6

5

8

3

4

1

9

10

Слайд 21.Проблемный вопрос учащимся

Почему многим учёным в течение длительного времени не удавалось выяснить закономерности наследования признаков от родительских форм к потомкам, не смотря на то, что они проводили большое  количество опытов по гибридизации растений и животных?

 Слайд 22.  Формулируется домашнее задание.

Проработать параграф 3.10

Составить тест или кроссворд, используя генетические термины.

Подготовить сообщения:

- Значение генетики для медицины.

-Значение генетики для сельского хозяйства.

- Значение генетики для микробиологической промышленности и биотехнологии.

Слайд 23.Рефлексия (на слайде вопросы), учащиеся отвечают на листочках.

Какие вопросы изучаемой темы показались вам наиболее интересными и значимыми?

Какие вопросы вызвали затруднения в понимании?

Какой материал данной темы нуждается в дополнительной доработке?

По каким вопросам вы хотели бы получить дополнительные сведения, новейшую научную информацию?

Какие вопросы вы сами хотели бы включить в изучение по данной теме?

Слайд 24. Подводятся итоги  урока,  и зачитывается стихотворение.

Как вы понимаете смысл этих строчек?

Слайд 25.  Уходя с урока,  учащиеся размещают свои рожицы на витках спирали ДНК, чем выше, тем  выше их уровень знаний, полученных на уроке.

                           

                      Список использованной литературы:

1.  Спирина Е.В.   Подготовка к  ЕГЭ по биологии. Трудные вопросы цитологии и генетики. УИПК ПРО  г. Ульяновск  2009 год – 82 с.

2. Киселёва З.С. и Мягкова А.Н. Генетика. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся  10 класса. М., «Просвещение», 1977 год – 176  с.

3.Лобашев. М.Е. Генетика. - Л.: Университет.1967.- 750с

4.Петров Д.Ф. Генетика с основами селекции. – М.: Высш. шк.- 1976.-416 с.

           

     

 Приложение 1 (схема модель науки генетики)

Наука о закономерностях наследования признаков.

Типы взаимодействия генов

Наука о закономерностях изменчивости

Фенотипическая изменчивость не наследуется

Наследственная изменчивость.

Мутации.

Комбинативная изменчивость

Научные понятия: ген, генотип и др.

Законы Менделя.

Т. Морган

Т.т

Генетика пола


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для повторения к итоговому уроку по истории средних веков

Материал для повторения очень большой, содержит разнообразные варианты заданий, в том числе и тесты. Обычно я даю его полностью каждому уч-ся и оставляю на дом доделать. Это позволяет не только провер...

Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова на уроках русского языка

Описание опыта работы по технологии  В.Ф. Шаталова "Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей  учебного материала" на уроках русского языка....

Наглядный материал "Определение на слух на уроках сольфеджио"

«Блоки» видов гамм, интервалов и аккордов в помощь преподавателю сольфеджио для сопоставления слуховых представлений с  обозначениями...

Природный материал как объект труда на уроках технологии

Работа с природным материалом несет в себе положительную энергетику, а практически каждое изделие является в своем роде авторским и неповторимым....

Материал для устного счёта на уроках математики.

Материал для устного счёта на уроках математики 5 класс....

Статья "Урок истории: отбор материала для онлайн и офлайн уроков""

Статья содержит сравнительный анализ онлайн и офлайн уроков, а также несколько методических приемов разных педагогических технологий в качестве примера для использования...