Мастер-класс на тему "Свободный полет"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Урок «Свободный полет» – урок размышление, которое совсем не вписывается в законы жанра и в строгие рамки программы. Методисты спросят: «А где же здесь биология?». Дидакты с легкостью обнаружат множество примеров того, что сделано не правильно. Но так хочется позволить себе и своим ученикам этот волшебный полет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_na_temu_svobodnyy_polet.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс на тему:
«Свободный полет»: литературно – филосовская импровизация на уроке биологии.
Актуальность предложенной темы: возрастание безразличного отношения к учебной деятельности, снижение учебных результатов. Нужно повышать интерес к предмету, к учебе.
Цель: Обмен опытом по проведению различных форм урока.
С годами меня стала волновать проблема возрастающего безразличия учащихся к учебной деятельности, они теряют интерес к учению, который был у них, когда они пришли в школу. Это отражается во всем учебном процессе и естественно приводит к снижению учебных результатов. Эта тенденция нарушает системность учебной деятельности. Известный педагог В.Ф. Шаталов сказал: «Ученик учится победно только тогда, когда он учится системно».
Применение различных форм уроков позволяет решить эту проблему. Урок «Свободный полет» – урок размышление, которое совсем не вписывается в законы жанра и в строгие рамки программы. Методисты спросят: «А где же здесь биология?». Дидакты с легкостью обнаружат множество примеров того, что сделано не правильно. Но так хочется позволить себе и своим ученикам этот волшебный полет.
Тема урока:
Превращения.
Задачи:
- разбудить в учениках стремление развиваться;
- раскрытие не обычного в очевидном;
-эстетическое развитие учащихся.
Ход урока.
- Психологический настрой.
Урок рождается непросто:
Порой – с наивного вопроса,
Порой – со странного ответа,
Он долго зреет в тайне где то…
Когда сомнений нету боле-
Он вырывается на волю,
Нам отдает себя на милость:
Смотрите! Что – то получилось!
Итог обыденной работы –
Восторг волшебного полета!
Все это – дивное явленье-
Урок, рожденный вдохновением…
- Свободный полет.
Наш урок необычный, но всякий урок имеет тему, вы ее уже знаете.
Это «Превращения». Домашнем заданием у вас было подготовить упоминание о превращениях в природе, сказках, музыке. Все справились с домашним заданием.
Давайте, приступим к работе и начнем со сказочного направления. Пожалуйста, Оля.
…помутилися ее очи ясные, подкосилися ноги резвые, пала она на колени, обняла руками белыми голову своего господина доброго, голову безобразную и противную, и завопила истошным голосом: «Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного!.. И только таковы слова она молвила, как заблестели молнии со всех сторон, затряслась земля от грома великого…
«…они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть!..» И он поплыл навстречу прекрасным лебедям…»Убейте меня! – сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти, но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде?
-Спасибо.
- Вы узнали эти сказки? Выделите, пожалуйста, то, что объединяет эти фрагменты.
- В этих сказках происходят превращения.
-А за счет чего они происходят?
- В сказке «Аленький цветочек» Аксакова превращения происходят за счет силы любви.
- А в жизни так бывает?
- Да, есть примеры, когда врачи отказываются от больного, а он выздоравливает, благодаря своим близким, которые своим терпением и любовью ставят их на ноги.
- Верно. Спасибо.
- В сказке «Гадкий утенок» Андерсена показаны действия сил природы на пороге зрелости.
- Какой пример из жизни вы можете привести?
- Я в 7 классе была неуклюжей, потому что у меня неравномерно развивалось тело. Я стеснялась, комплексовала своей внешностью, но оказалось все это было зря, ведь я сейчас превратилась в стройную, красивую, интересную девушку.Значит все это временно, нужно только немного подождать.
Я очень рада за тебя, Ирина.
2 направление – музыкальное. Послушаем Лилию.
- Поет песню «Весеннее танго» В. Миляева.
- Почему люди «Головы теряют» в этой песне.
- На смену зиме приходит весна, меняется настроение людей, а потом все повторяется.
3 Следующее направление – загадочное.
- Показываю шкатулку и говорю, что в ней находится то, что в биологии традиционно является символом развития. Что это?
- Яйцо.
4 направление – визуальное.
Ирина, что ты приготовила.
- Демонстрация слайда «Превращение гусеницы в бабочку».
Природа полна чудес и загадок. Из страшного вредителя – гусеницы получается бабочка – труженица.
5 У нас осталось поэтическое направление:
Зерно взрывается в земле,
Как бы себя уничтожая,
И повторяется в стебле
Как бы себя приумножая.
Но повторяется ль оно,
Не изменяясь в вечной смене,
Иль изменяется зерно
В круговороте возрождений?..
Я знаю: мир, в конце концов,
поблек бы, если б зерна эти
Не изменялись, и отцов
Всего лишь повторяли дети…
Д. Кугультинов.
- Уважаемые коллеги вы согласны с этими строками?
- Да, я согласна. Дети должны быть другими: активнее, смелее, ярче.
- Да, я тоже согласна, что дети должны быть лучше и увереннее летать.
-Урок, к сожалению, приближается к финалу. Наступает время рефлексии.
III Рефлексия.
- Являются ли эти слова: превращение и метаморфоз синонимами.
(Раздаю листочки с этимологической справкой).
Этимологическая справка.
В русском языке приставка «пре» имеет разные значения:
1) высокой, высшей степени чего-либо (прекрасный, пренеприятный);
2) интенсивности или полноты действия (преисполниться, преувеличивать).
Существительное «вращение» обычно связывают с круговым движением.
Глагол «превратиться» означает: «принять иной вид, перейти в другое качество, стать чем-нибудь иным». (Толковый словарь русского языка).
Слово «метаморфоза» имеет греческое происхождение. Первая составляющая часть слова- «meta» означает промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, а вторая часть – «morphe» обычно относится к виду, форме, образу.
Таким образом, под метаморфозой обычно понимают превращение, преобразование чего-либо, полную, совершенную перемену. (Словарь иностранных слов и выражений).
Дома поразмышляйте и напишите эссе «Мои метаморфозы».
На память о нашем необычном уроке я вам дарю стихотворение Николая Голя «Монолог зоолога».
Кем угодно можно в жизни стать,
Но нельзя не быть самим собою!
Пусть козе захочется летать-
Ей не стать вовеки стрекозою.
Каждому свой вид, свой цвет, свой срок
Дан природой – не поспоришь с нею.
У сороконожки – сорок ног.
Две людские – в сорок раз быстрее…
Тут уж не до ссор, не до обид,
Каждому свое предназначение.
Кто родился ползать – не взлетит.
Гусеница – это исключение.
Всем спасибо.
Мой опыт подсказывает, что это стихотворение никого не оставит равнодушным. Ведь оно показывает, что можно верить в себя, а можно всю жизнь провести в шкурке гусеницы.
После таких уроков дети становятся ближе к учителю, а это значит, повышается интерес к предмету.
С годами меня стала волновать проблема возрастающего безразличия учащихся к учебной деятельности, они теряют интерес к учению, который был у них, когда они пришли в школу. Это отражается во всем учебном процессе и естественно приводит к снижению учебных результатов. Эта тенденция нарушает системность учебной деятельности. Известный педагог В.Ф. Шаталов сказал: «Ученик учится победно только тогда, когда он учится системно».
Применение различных форм уроков позволяет решить эту проблему. Урок «Свободный полет» – урок размышление, которое совсем не вписывается в законы жанра и в строгие рамки программы. Методисты спросят: «А где же здесь биология?». Дидакты с легкостью обнаружат множество примеров того, что сделано не правильно. Но так хочется позволить себе и своим ученикам этот волшебный полет.
Урок рождается непросто:
Порой – с наивного вопроса,
Порой – со странного ответа,
Он долго зреет в тайне где то…
Когда сомнений нету боле-
Он вырывается на волю,
Нам отдает себя на милость:
Смотрите! Что – то получилось!
Итог обыденной работы –
Восторг волшебного полета!
Все это – дивное явленье-
Урок, рожденный вдохновением…
Наш урок необычный, но всякий урок имеет тему, вы ее уже знаете.
Это «Превращения». Все справились с домашним заданием.
Давайте, приступим к работе и начнем со сказочного направления. Пожалуйста, Оля.
-Спасибо.
- Вы узнали эти сказки? Выделите, пожалуйста, то, что объединяет эти фрагменты.
-А за счет чего они происходят?
- А в жизни так бывает?
- Верно. Спасибо
- Какой пример из жизни вы можете привести?
- Почему люди «Головы теряют» в этой песне.
что в ней находится то, что в биологии традиционно является символом развития. Что это?
- Яйцо.
4 направление – визуальное.
5 У нас осталось поэтическое направление:
- Уважаемые коллеги вы согласны с этими строками?
- Да, я тоже согласна, что дети должны быть лучше и увереннее летать.
-Урок, к сожалению, приближается к финалу. Наступает время рефлексии
Дома поразмышляйте и напишите эссе «Мои метаморфозы».
Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к мастер-классу "Свободный полет"
Урок «Свободный полет» – урок размышление, которое совсем не вписывается в законы жанра и в строгие рамки программы. Методисты спросят: «А где же здесь биология?». Дидакты с легкостью обнаружат ...
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...
Мастер-класс "Полет под облаками" - изготовление парашюта
Своими руками по шагово ребята выполнят изготовление парашюта...
Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе .
Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе ....