конспект урока в 6 классе "Шляпочные грибы"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Панкова Светлана Владимировна

урок по теме"Шляпочные грибы" 

 

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; сформировать умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; научить правилам сбора грибов, показать роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_v_6_klasse_shlyapochnye_griby.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14

Урок  по биологии в 6-ом классе по теме: «Шляпочные грибы».

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; сформировать умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; научить правилам сбора грибов, показать роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности.

Оборудование: таблицы “Шляпочные грибы”, “Съедобные и ядовитые грибы”; модели шляпочных грибов; муляжи шляпочных грибов; рисунки в учебнике; микроскопы, лупы; мультимедийный  проектор, презентация, открытки с изображением грибов.

Тип урока: комбинированный.

Методы: самостоятельная работа в группах, беседа (группы по 5-6 человек);

Формируемые понятия: шляпочные грибы, грибница, трубчатые и пластинчатые грибы, ядовитые и съедобные грибы;

                                                  Ход урока:

I. Оргмомент:

- Здравствуйте, ребята!

- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?  Хотелось бы, чтобы наш урок вам оказался полезным и впечатления об уроке остались хорошими.

2. Опрос.

обобщение знаний о бактериях и грибах; проекция вопросов на экране.

немного поговорим о том, что мы уже знаем о бактериях и грибах.

На какие царства подразделяется всё живое на земле?

Что является мельчайшей структурной единицей всего живого?

Какими двумя способами могут питаться живые организмы?

Чем бактерии отличаются от остальных царств живой природы?

Чем полезны бактерии?

Назовите болезнетворных бактерий, чем они опасны?

Можно ли однозначно разделять бактерии и грибы на вредные и полезные?

Как питаются грибы?

Как размножаются грибы?

Какое строение имеют шляпочные грибы?

Как размножаются грибы?

Что такое симбиоз грибов и растений?

На что обращал внимание человек, давая названия грибам? Объясните названия – подберёзовик, маслёнок, волнушка, рыжик, сморчок, сыроежка, мухомор.

Демонстрация разнообразия грибов на слайдах презентации.

3. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя.

Наше сегодняшнее занятие посвящено ещё одному  царству живых организмов – царству Грибы.

По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) до 80% сухого вещества составляют белки.

В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы.

Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья.

Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получили такое название?  (Загадка)

 На бору, на яру, стоит старичок, красненький колпачок?

 Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл?

Шило мотовило, под землёй ходило, перед солнцем стало и шляпу сняло? (Гриб)

Назовите грибы, произрастающие у нас и те, которые вы собирали сами.  

Учитель демонстрирует муляжи грибов, предлагает рассмотреть  таблицы “Шляпочные грибы”, “Съедобные и ядовитые грибы”, материал из электронного учебника «Биология. Растения . Грибы. Лишайники. 6 класс»

2. Особенности строения шляпочных грибов.

а) Рассказ учителя, составление схемы на доске. 

б) Работа по рис. 20 на странице 37 учебника.

Дополнение учителя:

В шляпке два слоя: верхний -покрыт кожицей и окрашен пигментами, а нижний –у одних грибов пронизан трубочками (трубчатые грибы), а у других –пластинками (пластинчатые).

Составляется схема:

Грибница – главная часть гриба. Ее клетки двуядерные и не содержат пластид. На них развивается плодовое тело.

в) Лабораторная работа “Изучение строения тел шляпочных грибов”.

(Работа по инструктивной карточке учебника на стр. 38.)

Выполнение задания № 31 в рабочей тетради.

3. Симбиоз растений и грибов.

а) Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на стр. 39 и рис. 22.

б) Выполнение задания 32 в рабочей тетради.

в) Формулировка вывода:

Симбиоз - тесная связь растения и гриба, связь полезна как одному, так и другому.

Грибокорень – проникновение грибницы в корень дерева.(микориза)

4. Съедобные и ядовитые грибы.

а) Работа с использованием настенных таблиц и рисунков 23, 24 на стр. 40 учебника, демонстрация слайдов презентации.

б) Сообщения учащихся о съедобных и ядовитых грибах. “Грибы - двойники”

в) Учитель: ребята, мы многое узнали о грибах, и нам уже можно отправляться в лес за грибами.

Г) А все ли грибы можно собирать?

Учитель: Богат и разнообразен мир шляпочных грибов. Их насчитывается около 200 видов, но употребляется в пищу около 40, а местами 15-20 видов.

д) “Третий лишний”:

(Работа по карточкам.) Грибы сгруппированы по определенному признаку, но один гриб в каждой карточке не имеет этого признака и поэтому является лишним. )

5. Правила сбора грибов.

6. Меры предупреждения отравления ядовитыми грибами.

(Быть внимательными при сборе грибов;

если сомневаетесь в съедобности гриба, то лучше его не брать;

старые плодовые тела съедобных грибов тоже могут быть ядовитыми;

нельзя собирать грибы вблизи автомобильных дорог, промышленных предприятий, т.к. плодовые тела накапливают их выбросы).

7. Выращивание грибов (шампиньоны, вешенки).

8. Учитель: А что делать, если на пути у грибника попался ядовитый гриб? (ответы детей комментирует учитель)

III. Закрепление.

1. “Заморочки из бочки” [6]

а) Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое – на некотором расстоянии от него. Дайте объяснение этому явлению.

(В сухое лето более влажно под кроной дерева, у ствола, а в сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом).

б) Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы? (Да, т.к. они ядовиты только для определенной группы животных, в том числе и человека )

в) В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в березовом – подберезовиков. Почему? (Наблюдается симбиоз между определенными видами деревьев и грибами.)

2. Задания по карточкам  (Отгадайте, название каких грибов зашифрованы в ребусах?) (используется раздаточный материал и проекция на экране)

3. Объясни смысл поговорок. Всегда ли он соответствует сегодняшним знаниям в данной научной области?

Не поклоняясь до земли, и гриба не подымешь.

Гриб быстро растет под дубом.

Грибы в деревне родятся, а и в городе их знают.

Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.

Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпка.

Гриб растет ночью.

Грибы - не хлеб.

Лучше рыжик, чем ничего.

Молодые опенки, да черви в них.

4. Ответить на вопросы:

- Как называется сожительство грибов с корнями деревьев ? (Симбиоз)

- Чем питаются грибы ? (Готовыми органическими веществами )

- Как питаются шляпочные грибы? (Часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть из корней деревьев)

- Какое микроскопическое строение имеет грибница шляпочных грибов? (Состоит из двуядерных клеток, которые не содержат пластид)

- Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? (Пенек и шляпка)

- Какие грибы приносят вред деревьям? (Трутовики)

- Какие грибы появляются первыми в лесу? (Сморчки)

- Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами (Паразиты)

- Чем клетки гриба отличаются от клеток бактерий? (У них есть ядро)

          Внешний вид съедобных и ядовитых грибов:

    

   

IV. Задание на дом.

Изучить параграф 7, ответить на вопросы в конце параграфа,

VI. Рефлексия

«Карта настроения»

В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.

V. Подведение итогов. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Грибы"

Открытый урок природоведения в 5 классе...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы

Разработка конспекта урока по  биологии   7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы...

Конспект урока обобщающего урока по теме Грибы

Урок путешествия по теме Царство Грибы...

план-конспект урока 6 кл "Грибы"

с применением сингапурских технологии...

конспект урока по теме "Грибы".

урок проводится в 5 классе в разделе !Многообразие живых организмов" по учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова. В ходе урока учащиеся смотрят замечательные видеофрагменты о грибах, выполняют лабора...

конспект урока по теме "Грибы".

урок проводится в 5 классе в разделе !Многообразие живых организмов" по учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова. В ходе урока учащиеся смотрят замечательные видеофрагменты о грибах, выполняют лабора...

Конспект урока - экскурсии "Значение грибов в природе и жизни человека"

Конспект урока - экскурсии "Значение грибов в природе и жизни человека" может быть использован при организауии трансформированных уроков биологии....