Конспект урока по теме "Грибы"
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Мягкова Юлия Юрьевна

Открытый урок природоведения в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon griby_novoe.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Природоведение

5 класс

 

Тема урока: Грибы

Цель урока: дать понятие о грибах как отдельном царстве живой природы, познакомить со строением грибов, показать разнообразие грибов.

Задачи урока:

Коррекционно-образовательная сформировать у детей   умение различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении. Показать значение грибов в жизни  животных и человека.

Коррекционно - развивающая: развивать речь, корректировать произношение, насыщать учебный процесс наглядным материалом. Работать над речью в связи с формированием природоведческих знаний и умений, усилить работу над обобщением: как средством повышения знаний, умений, умственного развития учащихся.  

Коррекционно-воспитательная: воспитывать любовь к окружающей природе в целом и к природе родного края в частности, воспитывать чувство ответственности за сохранность природы родного края.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: картинки с изображением грибов, макеты грибов.

Ход урока

1.Организационный момент.

 Долгожданный дан звонок –

 Начинается урок.

 Каждый день – всегда, везде,

 На уроках и в игре,

 Смело, четко говорим

 И тихонечко сидим.

2.Повторение пройденного материала по теме «Растения леса»:

 И так начнем с повторения домашнего задания, беседа по вопросам:

-А бывали ли вы в лесу?

-Как вы понимаете, что такое лес?

-Какие деревья растут в лесу?  

-На какие группы вы можете их разделить, и по каким признакам?

-Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

-Какие деревья относятся к лиственным? Почему? Приведите примеры.  

-Какое лиственное дерево является символом России? (берёза)

-Какие деревья относятся к хвойным? Почему? Приведите примеры.  

-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?

-Ребята, а как называются леса, в которых растут только лиственные деревья?

-Как называются леса, в которых растут только хвойные леса?

-А теперь давайте «перемешаем» лиственные и хвойные деревья. Какой лес у нас получился?

-Но в лесу растут не только деревья. А вот какие ещё растения можно встретить мы узнаем отгадав загадки.

«Прикоснёшься – как огонь.

Лучше ты её не тронь.

Обжигает руки, ноги –

Осторожней с ней в дороге.» (крапива)

«Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной.

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.» (ландыш)

«Мягок, а не пух; зелен, а не трава». (мох)

«Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей;

А сушёная в запас

От простуды лечит нас.» (малина)

«Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто меня любит

Тот рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица.» (земляника)

«Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

А раскусишь – кисло.» (брусника)

 -Так какие же растения растут в лесу?

 - Сейчас я проверю, как вы хорошо различаете растения леса.

Поиграем в игру «Кто внимательный?» Я называю    лиственные деревья, вы хлопаете  в ладоши,  если я буду называть хвойные деревья, будете сидеть молча. Готовы? Играем.

(Проводится игра: дуб, ель, берёза, ива, сосна, липа, клён, елка, рябина, ольха, сосна).

- Молодцы. Какие вы внимательные!

 

3. Актуализация знаний:

Ребята отгадайте загадку:

Хороводами и в ряд
В шляпах молодцы стоят.
Кто ни пройдёт,
Им поклон отдаёт.

 - Назовите эти природные объекты, одним словом. (Грибы) Где их можно встретить?

  - Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес, в особое царство природы. Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и несъедобные и что дальше делать, если отравился грибами. Будьте очень внимательны.

4.Сообщение темы урока.

- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? (Да).

- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

(Опята, белый гриб, мухомор и т.д.)

 Узнаем, какие грибы съедобные, какие несъедобные.

- Я вижу, что вы вполне готовы, тогда давайте возьмем воображаемые лукошки и отправимся на «тихую охоту».

- Ребята, а кто знает, что означает «тихая охота»? (Это собирание грибов. Так назвал Сергей Аксаков – писатель и знаток русской природы.)

5. Изучение нового материала:

Рассказ учителя:

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)

Учитель: Белый гриб считается царём грибов не только из-за его внушительного размера, но и благодаря его вкусу и питательности. Другое название белого гриба – боровик, реже – коровка. Белый гриб может достигать огромных размеров – шляпки до 50 см в диаметре и ножки до 25 см в высоту.

ПОДОСИНОВИК огромен,

очень ярок и нескромен,

говорит: "Я всех главней,

потому что всех красней."

Учитель: Гриб подосиновик ещё называют  осиновиком или красноголовиком. Это съедобный гриб, растёт в смешанных лесах, его  грибница связана с осиной, очень часто его находят именно в осиновых лесах или близи осин. Имеет красновато-оранжевую шляпку, коренастую ножку с тёмными «чешуйками» и плотную мякоть, синеющую на разрезе.

Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.

Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)

Учитель: Растёт гриб подберёзовик в лиственных лесах, преимущественно в березняке. Попадаются грибы в парках и молодых порослях берёзок вблизи лесов, любят края полянок, заросшие старые дорожки в светлых смешанных лесах и по краю оврагов. Появляется подберезовик в конце мая одновременно с маслятами и белыми или чуть раньше. Подберёзовик любит тепло и растёт там, где солнышко хорошо прогревает почву с грибницей.

На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются ... (опята)

Учитель: Опята появляются в конце августа, а собирать их можно до осенних морозов. По многочисленности плодовых тел опенок осенний превосходит все съедобные шляпочные грибы. Грибы годятся для жарки, варки, засола, маринования и сушки.  

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,

В блестящей темной шляпке растет грибок ... (масленок)

Маслята Своё название этот вид грибов получил за маслянистую шляпку. Растут маслята обычно в хвойных лесах и посадках, часто на опушках и местах без подлеска, на хорошо освещённых солнечных полянках и прогалинах, располагаются семьями. Сбор длится с июня и до первых заморозков. Массовый сбор начинается с конца июля.

Ярко-рыжий клоун, РЫЖИК,

веселит своих малышек:

шляпа - с кольцами, а кровь -

рыжевата, как морковь.

Учитель: Принято считать, что царь грибов боровик. Однако, многие грибники на первое место ставят сосновый или боровой рыжик. Его можно найти в молодых сосенках, которые растут по травянистым опушкам более старых сосновых лесов.   Рыжик – нежное, ласковое и доброе имя – дано этому грибу на его замечательный вкус.

Вдоль лесных дорожек много белых ножек

 В шляпках разноцветных, издали приметных.

 Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой

 Ты их бери, не мешкай, ведь это – ... (сыроежки)

Учитель: Сыроежка – самый распространенный гриб России. Сыроежки растут в любых лесах – лиственных, хвойных или смешанных. Эти красивые грибочки незаслуженно обделены вниманием: грибники   считают сыроежки третьесортными и берут их лишь тогда, когда не находят другие грибы.

А сейчас я расскажу вам о строении гриба:

Рассмотрите рисунок. Что вы можете сказать о внешнем строении гриба?

Одна часть гриба находится над землей, другая – под землей.

У. Как их можно назвать?

Д. Надземная и подземная.

У. Из чего состоит надземная часть?

Д. Из ножки и шляпки.

У. Судя по названию грибов, что играет более важную роль в жизни гриба?

Д. Наверное, шляпка.

У. В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. Поэтому и получили грибы своё название   - шляпочные грибы.

А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа?

Д. Состоит из нитей, похожа на паутину.

У. Какое бы вы ей дали название?

Ответы детей.

У:А на самом деле подземная часть гриба называется "грибница".

Грибы растут группами, семейками, их можно несколько собрать в одном месте.  

Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробивается вверх новое плодовое тело.

 У. Из каких частей состоит гриб, мы выяснили. Повторим их названия.

Д. Плодовое тело и грибница.

У. А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы?

Высказывания детей.

– Давайте рассмотрим все возможные способы.

Способ первый: мы будем рвать, тянуть гриб из земли?

Действие демонстрируется на динамическом пособии.

– Объясните, что произойдет?

Д. Мы повредим грибницу, и на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо, так собирать нельзя.

У. Способ второй: грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом. Попробуем.

Действие демонстрируется учителем.

– Что происходит?

Д. Грибница остается неповрежденной, новый гриб может вырасти на этом месте.

У. Подходит нам этот способ?

Д. Да.

У. Хотя, кроме грибницы, на месте среза остается часть плодового тела, который испытывает на себе внешние воздействия. Какие?

Д. Дождь, солнце, ветер.

У. Что может произойти с этой частью и с грибницей? Может высохнуть, загнить.

У. Еще один способ, третий: гриб не срезается, а выкручивается из земли (демонстрация на пособии). Что происходит?

Д. Грибница не повреждается, плодовое тело не остается в земле, значит, будущим грибам ничего не грозит.

У. Выберите способ, который наиболее верный.

Ответы детей.

6. Физкультминутка:

Вот мы в лес пришли, (маршируют)

Белый гриб нашли, (руки на поясе, показать важность гриба)

Выросли маслята - (присели и слегка приставать)

Дружные ребята.

А опята - плясуны (выставление пятки, размах руками)

На поляне пляшут

Шапочками машут, (машут правой рукой)

Раз грибок, еще грибок (наклоны вперед)

Положили в кузовок. (кладут грибы ).

 - Ребята, про съедобные грибы мы узнали, про их строение и как собирать грибы.

А вы знаете какие ещё бывают грибы?(несъедобные)

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (мухомор)

Учитель: Мухомор - известный ядовитый гриб. Встречается повсеместно по территории Российской Федерации. Содержит яды  которые и вызывают отравление при употребление мухоморов внутрь. Мухоморы обладают   действием - отпугивают комаров и мух, что часто использовали наши предки.

Посмотрите-ка, ребята:

Тут - лисички, там - опята,

Ну, а это, на полянке,

Ядовитые?.. (Поганки)

Учитель: Бледная поганка считается самым опасным ядовитым грибом. Она относится к роду мухоморов и группе пластинчатых. Никакой кулинарной обработкой нельзя удалить токсины бледной поганки. Опасность этих токсинов заключается в том, что они необратимо и незаметно для человека поражают внутренние органы в течение 2-х суток. Достаточно съесть 1/4 часть шляпки бледной поганки, чтобы отравление оказалось летальным. Самым распространенным местом произрастания бледной поганки является широколиственные леса - дубравы, березняк. Но иногда ее можно встретить и в хвойных лесах. Период роста - с июня по самые заморозки. Растет всегда группами, очень редко поодиночке. Обильно растет в южной стороне леса. Окрас шляпки белый, светло-зеленый, желтовато-буро-оливковый, в центре с шелковистым блеском и более темный. В диаметре достигает 7-11 см. В сырую погоду шляпка слизистая, редко с белыми хлопьями.

Учитель: Он очень похож на боровик. В литературе этот гриб называют желчным. Грибникам он известен как горький гриб. У желчного гриба трубчатый слой шляпки розового цвета и на сломе мякоть краснеет. Ножка имеет темный сетчатый рисунок, у земли слегка клубневидная. Главное отличие — горький вкус, который не исчезает при любой обработке. Гриб не ядовит.

Учитель: К ложным опятам относят несколько видов грибов. Они имеют некоторое внешнее сходство со съедобными опятами. Не все из ложноопят содержат отравляющие токсины, но помня первое правило грибника - не собирать незнакомые и подозрительные грибы, лучше не экспериментировать и для себя занести их в разряд ядовитых.
Для этого запомните отличительный признак ложных опят. Они имеют крикливо-яркие шляпки кирпично-красного или серно-желтого цвета, без чешуек, а у съедобных осенних опят шляпки неярких тонов — светло-коричневые с тонкими, мелкими коричневыми чешуйками.
У съедобных опят на ножке белое, хорошо заметное кольцо, у ложных — почти незаметные остатки кольца. Это легко запомнить с помощью коротенького стишка:
Имеет съедобный опенок
На ножке кольцо из пленок,
А у ложных опят
Ноги голые до пят.

 - Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?!

- Тогда слушайте внимательно и запоминайте:

1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно

 вызвать «скорую помощь» по телефону …. «03».

2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:

 Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.

 Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.

 В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.

3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для

 исследования в лаборатории.

 - И вообще! Детям до 10 лет есть грибы не рекомендуется! Запомнили?!

 - Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!

7. Закрепление изученного материала:

1. Работа с учебником:

Прочитав текст учебника на стр. 94-96, ответьте на вопросы:

  1. Почему деревья и многие грибы называют добрыми соседями?
  2. Перечислите съедобные и ядовитые грибы.

     2.Работа с наглядным пособием:

Показать какие грибы съедобные, а какие ядовитые.

3.Обобщение.

8. Итог урока.

С чем познакомились?
-Чему учились на уроке?
-Что узнали нового?
- Что понравилось?

Вот и заканчивается наше путешествие в мир грибов. Он удивительно велик и многообразен. Сегодня мы побывали в гостях лишь у шляпочных грибов. У каждого гриба свои особенности, каждый по-своему замечателен.  Желаю вам дальнейших успехов в изучении грибного царства.

Выставление поурочного бала.

9. Домашнее задание. 

Чтение учебника стр. 94-97.

Ответы на вопросы стр.97.

Ребята, на следующем уроке зарисуем понравившийся вам гриб в тетради.

 - Спасибо всем за урок. Молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...