рабочая программа по биологии для 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Никитина Ирина Алексеевна

Рабочая программа на основе программы "Человек" А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._pr_8_kl.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе программы «Человек и его здоровье». Авторы: А.Д. Драгомилов, Р.Д. Маш. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Она конкретизирует содержание предметных тем, определяет  последовательность их изучения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики познавательного процесса.

В основе изучения курса лежит функциональный подход, большое внимание уделяется изучению жизнедеятельности организма,  формированию практических навыков заботы о своем организме и норм здорового образа жизни. Особый акцент делается на единстве биологической и социальной сущности человека, роли человека в окружающей среде.

В программе предусмотрены лабораторные и практические работы, часть из которых выполняется дома. Значительная часть практических работ направлена на формирование умений проводить наблюдения за организмом, анализировать их результаты и делать выводы, а также использовать полученные умения в повседневной жизни для сохранения и укрепления здоровья.

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), предусмотрен резерв, который может использоваться в различных нештатных ситуациях, а при отсутствии таковых — для повторения и обобщения в конце учебного года.

Используемый учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек.8 кл. - М.,Вентана-Граф,  2005 и позднее.

№ темы

Тема, кол-во часов по теме

Тема урока

Содержание программы

Требования к уровню подготовки учащихся

1

Введение (1 час)

Введение. Науки об организме человека.

 Биологическая и социальная природа человека.

Методы изучения организма человека, их значение и использование в жизни.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Находить в тексте учебника информацию, раскрывающую заданные понятия.

2

Организм

человека: общий

обзор (5 часов)

Общий обзор организма человека.

Структура тела. Место человека в живой природе. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, социальным образом жизни.

Сравнивать человека с представителями отряда Приматы класса Млекопитающие, обосновывать место вида Человек разумный в системе живой природы

Клетка

Клеточное строение организма человека. Понятие о строении клетки, ее химическом составе и жизнедеятельности.

Распознавать на таблицах основные органоиды клетки, называть органические и неорганические вещества в клетке,характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки.

Ткани. Лабораторная работа

Эпителиальные, соединительные, мышечные и нервная ткани.



Давать определение понятия ткань, определять тип ткани на  микропрепарате и на рисунке, сравнивать ткани, устанавливать соответствие строения и функций разных типов тканей.

Органы и системы органов. Регуляция функций.

Знакомство с основными системами органов и их функциями. Понятие о нервной и гуморальной регуляции  функций.

Давать определения понятиям орган, система органов, распознавать на таблицах органы и системы органов, кратко характеризовать их функции и сущность нервной и гуморальной регуляции.

Организм — единое целое.

 Дом. практическая работа. 

Получение мигательного рефлекса и его торможение.

Использовать полученные знания для наблюдения за собственным организмом.

3

Опорно-двигательная система (6 часов)

Костная ткань. Строение и соединение костей. Лабораторная работа

Строение костной ткани.Виды и строение костей. Соединение костей. Строение сустава.

Характеризовать костную ткань как один из видов соединительной ткани. Называть основные виды соединения костей,устанавливать взаимосвязь между строением и функциями костей.

Скелет

Домашняя практическая работа.

Строение скелета головы, туловища, конечностей. 

Распознавать на таблицах основные части скелета головы, туловища, конечностей.Устанавливать связь между строением и функциями скелета. Характеризовать особенности скелета, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Первая помощь при травмах. Практическая работа.

Травмы: переломы, вывих, растяжение связок. Приемы первой помощи при травмах.

Уметь оказывать первую помощь при травмах.

Мышцы.

Работа мышц..Домашняя практическая работа.

Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Регуляция мышечных движений

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Развитие ОДС. Осанка. Домашняя практическая работа. 

Осанка.Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки.Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение  нарушений ОДС. Роль физической культуры в развитии ОДС.

Использовать приобретенные знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма, для профилактики заболеваний и нарушений развития опорно-двигательной системы.

Контроль по теме: ОДС и ее функции.


4

Кровь и кровообращение (10 часов)

Значение крови, ее состав.


Понятие о внутренней среде организма. Плазма и клеточные элементы крови, их функции. Свертываемость крови.

Характеризовать кровь как один из видов соединительной ткани. Понимать сущность процесса свертывания крови. Выявлять связь между строением и функциями крови.

Иммунитет.

Понятие иммунитета. Органы иммунной системы человека. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет. Работы Л.Пастера, И.И.Мечникова. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета.

Давать определение иммунитета.Понимать сущность иммунной реакции организма.Уметь объяснять проявление иммунитета.Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики ВИЧ-инфекции и других инфекционных заболеваний.

 Тканевая совместимость и переливание крови

Группы крови. Резус-фактор. Резус-конфликт.

Понимать значение знания  своей группы крови. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья, значение донорства. Находить в различных источниках информацию по проблеме трансплантации.

Внутренняя среда организма. Лимфа

Отток лимфы. Функции лимфоузлов.Связь кровеносной  и лимфатической систем.

Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой.

Строение и работа сердца

Органы кровообращения.Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности.




Распознавать и описывать на таблицах строение сердца, систему органов кровообращения.Описывать сущность процесса работы сердца. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.

Строение сосудов. Движение крови по сосудам

Малый и большой круги кровообращения. Артерии, вены, капилляры. Функции венозных клапанов.Давление крови на стенки сосудов.

Давать определения программным понятиям. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов.

Регуляция системы кровообращения.

Артериальное давление.Пульс. Перераспределение крови в организме.Автоматизм сердечной мышцы. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов.

 Характеризовать сущность процессов кровообращения. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма.

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Практическая работа                      « Функциональная сердечно-сосудистая проба»

Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение.

Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье системы кровообращения. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, а также для профилактики вредных привычек.

Первая помощь при кровотечении

Виды кровотечений. Приемы первой помощи.

Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при повреждениях сосудов.

Контрольный урок: Кровь. Система кровообращения

5

Дыхательная система (5 часов)

Дыхание. Органы дыхания

Значение дыхательной системы. Верхние дыхатель- ные пути. Гортань — орган голосообразования. Трахея. Бронхи Альвеолы.Легкие.

Распознавать и описывать на таблицах органы дыхания. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

Строение легких. Газообмен.

Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Газообмен в легких и тканях.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения.

Регуляция дыхания. Домашняя лабораторная работа.

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Уметь ставить эксперимент, описывать и объяснять результаты опытов.

Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма.

Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания

Болезни органов дыхания  и их предупреждение. Болезни, передающиеся через воздух. Флюорография. Закаливание. Укрепление органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Использовать приобретенные знания  для профилактики вредных привычек, инфекционных и простудных заболеваний. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при поражении органов дыхания. Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Контрольный урок по теме «Дыхание»

6

Пищеварительная система (5 часов)

Пищеварение, его значение

Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества.

Органы пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы.

Понимать сущность процесса питания, пищеварения. Называть питательные вещества и прдукты, в которых они содержатся.

Зубы. Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа

Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости. Слюнные железы.

Распознавать и описывать на таблицах строение зубов. Характеризовать сущность процесса пищеварения. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни.

Пищеварение в желудке и кишечнике. Пищеварительные железы

Пищеварительные ферменты желудка, поджелудочной железы. Роль желчи в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки.

Распознавать и описывать на таблицах строение органов пищеварения. Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни.

Регуляция пищеварения

Безусловные и условные рефлексы. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения.

Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни.

Заболевания органов пищеварения

Аппендикс. Симптомы аппендицита. Профилактика заболеваний органов пищеварения.

Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни, профилактики кишечных инфекций, гельминтозов, пищевых отравлений.

7

Обмен веществ и энергии. Витамины (4 часа)

Обменные процессы в организме

Превращения белков, жиров, углеводов.Подготовительная и заключительная стадии обмена. Пластический и энегетический обмен.

Давать определение понятиям «пластический обмен», «энергетический обмен». Характеризовать сущность обмена веществ и энергии.

Витамины

Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминоз. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Авитаминозы, их предупреждение и лечение.

Называть основные группы витаминов и продукты, их содержащие. Характеризовать роль витаминов в организме. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для профилактики гиповитаминозов.

Нормы питания. Практическая работа

Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Качественный состав пищи. Определение норм питания.

Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для рациональной организации питания.

Контрольная работа по теме «Пищеварение. Обмен веществ».

8

Мочевыделитель-ная система         (2 часа)

Строение и функции почек

Выделение из организма продуктов обмена веществ. Строение и функции почек. Нефрон — функциональная единица почки. Удаление мочи из организма.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов выделения.

Предупреждение заболеваний почек

Заболевания почек, их возможные причины и предупреждение. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.

Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни, профилактики заболеваний выделительной системы. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

9

Кожа (3 часа)

Кожа

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти.

Кожные рецепторы, потовые и сальные железы.

Называть функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах основные структурные компоненты кожи. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

Кожа и терморегуляция

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция, роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах.

Характеризовать роль кожи в жизнедеятельности организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Гигиена кожи

Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях. Грибковые заболевания кожи, кожные паразиты. Меры защиты от заражения.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

10

Эндокринная система (2 часа)

Эндокринная система

Железы внутренней, внешней и смешанной секреции.

Называть и различать железы внутренней, внешней и смешанной секреции.

Роль гормонов в организме

Соматотропный гормон гипофиза, болезни, связанные с нарушением функций гипо-физа. Гормоны щитовидной, поджелудочной железы и над-почечников, их роль в жизне-деятельности организма. Бо-лезни, связанные с нарушени-ем работы ЖВС.

Давать определение понятия «гормоны». Характеризовать их роль в жизнедеятельности организма. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

11

Нервная система (6 часов)

Нервная система.

Значение и строение нервной системы. Нервная ткань. Серое и белое вещество. Реф-лекторный принцип деятель-ности нервной системы. Прямые и обратные связи. Соматический и автономный отделы.

Давать определение понятия «рефлекс». Распознавать и описывать на таблицах строение нейрона, основные отделы и органы нервной системы. Составлять схему рефлекторной дуги.

Автономный отдел нервной системы

Функции автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпа- тический подотделы. Нейро-гуморальная регуляция.

Называть отделы нервной системы, подотделы вегетативного отдела. Характериззовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.

Спинной мозг

Строение и функции спинного мозга.

Называть особенности строения и функции спинного мозга. Характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

Головной мозг

 Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.

Называть отделы головного мозга и их функции.Распозна-вать и описывать на таблицах отделы головного мозга. Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма и поведения.

Обобщение по теме «Регуляция функций организма»

Анализировать и обобщать информацию.

Контрольная работа по теме «Эндокринная и нервная системы»

12

Органы чувств. Анализаторы (6 часов)

Органы чувств. Анализаторы

Функции органов чувств и анализаторов.Анализаторы: рецепторы, проводящие  пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

Давать определения понятиям «органы чувств», «анализато-ры». Объяснять различие этих понятий. Характеризовать роль органов чувст и анализаторов в жизни человека.

Зрительный анализатор.

Домашние практические работы.

Орган зрения. Вспомогатель-ный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зритель-ный анализатор.

Распознавать и описывать на таблицах особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.  Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органа зрения и зрительного анализатора.

 

Гигиена зрения

Нарушения зрения, их профи-лактика. Заболевания и повреждения глаз, их профи-лактика.Гигиена зрения.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска и собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Звуковой анализатор

Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддве-рие и улитка. Звукопередающий и звуко-воспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Борьба с шумом.

Распознавать и описывать на таблицах особенности строения органа слуха и слухового анализатора.  Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органа слуха и слухового анализатора. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска и собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Другие анализаторы. Гигиена органов чувств.

Вестибулярный аппарат — орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Взаимосвязь ощущений — результат аналитико- синтети-ческой деятельности коры больших полушарий головного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах особенности строения органов вкуса, осязания, обоняния,равновесия  и их анализаторов.  Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов чувств и соответству-ющих анализаторов. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска и собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни, профилактики заболеваний.


Обобщение и контроль по теме «Анализаторы»


13

Поведение и психика (8часов)

Поведение. Практическая работа.

Врожденные формы поведе-ния: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы пове-дения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

Давать определения и объяснять отличия условного и безусловного рефлекса. Называть принцип работы нервной системы. Использвать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.

Закономерности работы головного мозга

Работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского. Центральное торможение, безусловное и условное торможение, закон взаимной индукции возбуждения — тор-можения.Явление доминанты.

Характеризовать принцип работы головного мозга,  биологическое значение условных и безусловных рефлексов. Использвать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.

Сон

Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна. Сновидения. Гигиена сна.

Характеризовать значение сна для организма. Использвать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха,  для наблюде-ния и оценки состояния орга-низма, для выработки навыков здорового образа жизни.

Высшая нервная деятельность (ВНД).  Речь.Сознание. Память. Практичес-кая работа.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятель-ности в появлении речи и осознанных действий. Виды памяти, приемы запоминания.

Называть и характеризовать особенности ВНД и поведения человека.  Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для рациональной организации учебной деятельности.

ВНД. Воля. Эмоции. Внимание. Практи-ческая работа.

Качество воли, анализ волевого акта. Физиологичес-кая основа эмоций. Произ-вольное и непроизвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Характеризовать особенности ВНД и поведения человека.  Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для рациональной организации учебной деятельности.

Психологические особенности личности

Темперамент. Характер. Интересы, склонности, способности.

Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для рациональной организации труда и отдыха,для формиро-вания коммуникативных навыков.

Работоспособность. Режим дня

 Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомле-ние.Изменение работоспособ-ности. Борьба с утомлением. Режим дня.

Давать определение понятию «утомление». Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресс, переутомление) на здоровье. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для рациональной организации труда и отдыха.

Обобщение и контроль по теме «Высшая нервная деятельность»




14

Индивидуальное развитие организма (4 часа)

Индивидуальное развитие организма

Роль половых хромосом в определении пола организма. Половая система человека. Гигиена половой системы. Внутриутробное развитие. Развитие после рождения.

Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Влияние наследственности и внешних условий на развитие организма

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

 Анализировать и оценивать влияние факторов риска  на здоровье. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

ЗППП

Болезни, передающиеся половым путем, их профилактика.

 Анализировать и оценивать влияние факторов риска  на здоровье. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Обобщающий урок по теме «Развитие человека»

15

Заключение (1 час)

Заключительный урок. Человек и его здоровье

Резерв (2 часа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....