рабочая программа по биологии для 9 класса
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Никитина Ирина Алексеевна

Рабочая программа на основе программы И.Н.Пономаревой, Н.МП.Черновой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_klass.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе 9 класса.

    Рабочая программа составлена на основе программы «Основы общей биологии». Авторы: И.Н.Пономарева, Н.М.Чернова. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Она конкретизирует содержание предметных тем, определяет  последовательность их изучения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики познавательного процесса.

         Программа включает изучение основ различных отраслей общей биологии, при этом делается акцент на экологический аспект и формирование понятия об ответственности человека за состояние природной среды и существование жизни во всех ее проявлениях.

Курс «Основы общей биологии»  завершает базовое биологическое образование, обобщает знания, полученные учащимися в 6 — 8 классах, позволяет добиться определенной завершенности знаний об общих свойствах живых организмов и закономерностях живой природы, раскрывает общие закономерности биосистем разного уровня. Цели программы — развивать понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия; воспитывать экологическую культуру, способствовать формированию единой картины мира, заложить основы научного мышления, развивать интеллектуальные и творческие способности.

По сравнению с авторской программой увеличено количество часов на тему « Основы учения о клетке» за счет изучения основных положений клеточной теории и разделения изучения белков и нуклеиновых кислот на два урока ввиду важности и сложности этого учебного материала.   Темы «Основы учения о наследственности и изменчивости» и «Основы селекции» объединены , так как материал о селекции базируется на генетике и непосредственно связан с этой темой. Из  темы «Происхождение и развитие органического мира» исключен урок о приспособительных чертах организмов, так как этот вопрос подробно рассматривается в  теме « Учение об эволюции».  В теме «Учение об эволюции» акцентировано внимание на разъяснение механизма микроэволюции и роль различных факторов эволюции, вопрос о влиянии человеческой деятельности на эволюцию видов частично перенесен на урок об искусственном отборе, а частично — в тему «Основы экологии».  Уменьшено  количество часов по теме «Антропогенез», так как вопрос о влиянии человека на природу рассматривается в теме «Основы экологии».

                 В программу включены лабораторные работы и экскурсии, способствующие формированию элементарных исследовательских умений и навыков, позволяющие добиваться достижения целей биологического образования через практическую деятельность.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Используемый учебник: Пономарева  И.Н., Корнилова О.А.,Чернова Н.М «Основы общей биологии» 9 класс- М.,Вентана-Граф,  2005 и позднее.

Тема. Количество часов.

Содержание программы

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Введение в основы общей биологии. 4 часа.

1.Биология — наука о живом мире.

2.Общие свойства живых организмов.

3.Многообразие форм жизни.

4.Биологическое разнообразие вокруг нас.   Экскурсия

 Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, практической деятельности людей. Приводить примеры практического применения достижений биологии. Знать методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение.  Называть и характеризовать признаки живых организмов, уровни организации живого.Объяснять понятие «биосистема». Объяснять разнообразие живых организмов по строению, типу питания, приспособленности к различным средам. Уметь проводить наблюдения за живыми объектами в природе, определять принадлежность биологического объекта к определенной систематической группе.

2. Основы учения о клетке. 12 часов.

5. Цитология — наука о клетке.

Лабораторная работа: Многообразие клеток

6. Химический состав клетки.

7. Белки.

8. Нуклеиновые кислоты.

9.Строение клетки.        Лабораторная работа        

10. Обмен веществ — основа жизнедеятельности клетки.

11. Генетический код.

12.-13. Биосинтез белков.

14. Фотосинтез

15. Обеспечение клетки энергией,

16. Обобщение по теме «Основы цитологии»

Знать особенности строения и химического состава клетки, особенности строения вирусов. Формулировать и объяснять положения клеточной теории.

Распознавать на таблицах основные органоиды клетки. Сравнивать строение животной и растительной клетки, клетки прокариот и эукариот.

 Объяснять сущность процессов жизнедеятельности клетки. Анализировать и оценивать роль процесса фотосинтеза в жизни всех живых организмов на Земле.

Давать определения понятиям: цитология, метаболизм, ассимиляция, диссимиляция, биополимер,ген.

Характеризовать роль в клетке ферментов, ДНК, и-РНК, т-РНК, АТФ.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках.


3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. 5 часов.

17.Типы размножения организмов.  

18. Деление клетки. Митоз.        

Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

19. Образование половых клеток. Мейоз.

20. Онтогенез.

21. Влияние среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения, наркотиков на онтогенез человека.

Называть основные формы размножения. Сравнивать половое и бесполое размножение. Приводить примеры вегетативного размножения.

Называть фазы митоза, характеризовать процессы, происходящие в клетке на разных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза.

Называть фазы мейоза, характеризовать процессы, происходящие в клетке на разных фазах мейоза. Объяснять биологическое значение мейоза.

Объяснять сущность процесса оплодотворения. Характеризовать процессы, происходящие  на разных этапах онтогенеза. Анализировать и оценивать влияние факторов среды на развитие организма.

4.Основы учения о наследственности и изменчиво-сти. 11часов.

5.  Основы селекции         

     5 часов

22.Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

23.Генетические опыты Г. Менделя.

24.Моногибридное скрещивание.

25.Дигибридное скрещивание.

26.Сцепленное наследование.

27.Взаимодействие и множественное действие генов.        

28.Определение пола. Наследование признаков, сцеплееных с полом

29.Практическая работа. Решение генетических задач.

30.Наследственная изменчивость.

31.Модификационная изменчивость. Лабораторная работа

32.Наследственные болезни человека.

33.Генетические основы селекции.

34.Особенности селекции растений.

35.Особенности селекции животных.

36.Селекция микроорганизмов. Биотехнологии.

37.Обобщение по теме «Основы генетики и селекции»

Называть признаки биологических объектов — генов и хромосом.

Характеризовать сущность биологических явлений наследственности и изменчивости.

Объяснять смысл основных понятий генетики:  генотип, фенотип, доминантные и рецессивные признаки, гомозиготы и гетерозиготы.

Объяснять причины наследственности и изменчивости, анализировать схему моногибридного и дигибридного скрещивания. Понимать сущность открытия Т.Моргана, явлений взаимодействия генов, множественного действия генов.                

Объяснять принцип определения пола организма, причины наследственных заболеваний человека.

Выявлять изменчивость организмов.

Характеризовать селекцию и ее методы, генетические основы селекции. Знать понятия: сорт, порода, штамм.

Оценивать роль генетики и селекции в практической деятельности человека.

6. Происхождение и развитие органичес-кого мира

4 часа

38.Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.                                 

39.Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

40.Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

41.Этапы развития жизни на Земле.        

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках.

Характеризовать основные представления о возникновении жизни, начальные этапы биологической эволюции. Объяснять невозможность самозарождения жизни на Земле в современных условиях.

7. Учение об эволюции

10 часов

42. Эволюционные идеи в биологии.                           

43. Основные положения учения Ч. Дарвина.

44. Движущие силы эволюции.

45. Приспособленность организмов к среде обитания как результат естественного отбора.

46. Современные представления об эволюции.                        

47. Вид, его критерии и структура.

48. Видообразование.

49. Основные направления эволюции.

50. Основные закономерности эволюции.

51. Обобщение по теме «Учение об эволюции».

Характеризовать сущность процесса эволюции. Объяснять сущность понятий : наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Выявлять черты приспособленности у различных организмов. Приводить примеры приспособлений к различным условиям среды. Характеризовать вид по различным критериям.

Объяснять сущность процессов микроэволюции и макроэволюции.

Характеризовать сущность процессов биологического прогресса и биологического регресса. Называть и описывать основные направления эволюции, приводить примеры ароморфозов, идиоадаптаций и дегенерации. Оценивать роль человеческой деятельности в эволюции.

8. Антропогенез

4 часа.        

52. Доказательства эволюционного происхождения человека.

53. Факторы эволюции человека.

54. Этапы эволюции человека.

55.Человеческие расы.

Определять место биологического обекта «человек» в системе живой природы. Характеризовать биологическую и социальную сущность человека.

Оценивать роль биологических и социальных факторов в эволюции человека. Называть основные этапы эволюции человека. Анализировать и оценивать  влияние человеческой деятельности на окружающую среду.

9. Основы экологии.

12 часов

56.Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой.

57. Среды жизни и экологические факторы.

58. Общие законы действия факторов среды на организмы.

59. Приспособленность организмов к факторам среды. Лабораторная работа.

60. Суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов.        

61. Биотические связи в природе.

62.Популяции.

63.Сообщества. Экосистемы. Понятие о биогеоценозе.

64.Развитие и смена биогеоценозов.

65.Биосфера как глобальная экосистема.

66. Законы устойчивости живой природы. Рациональное природопользование.

67. Природные и искусственные экосистемы. Экскурсия

Давать определения: абиотические, биотические, антропогенные факторы,популяция, биогеоценоз, экология.

Характеризовать среды жизни: водную, наземно-воздушную, почвенную, организменную.

Называть признаки экосистем разного уровня, агроэкосистем.

Объяснять сущность процессов круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах. Характеризовать роль  продуцентов, консументов, редуцентов в этих процессах.Объяснять взаимсвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в сохранении биосферы, необходимость защиты окружающей среды.

Выявлять типы взаимодействия разных видов в среде обитания.

Использовать полученные знания для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Заключение

1 час

68. Многообразие живых организмов. Экскурсия.

Уметь использовать приобретенные знания для наблюдений в живой природе, для характеристики биологических объектов, для экологически грамотного поведения в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....