Урок-путешествие по теме: «Голосеменные». (урок с использованием информационно-компьютерных технологий)
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Пашкова Ольга Александровна

 

Цели:  1. Познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения

             голосеменных как высших семенных растений; показать преимущества

                размножения семенами перед размножением спорами.

            2. Показать значение голосеменных в природе и жизни человека, изучить

                представителей голосеменных, произрастающих в нашей местности.

            3. Продолжить развитие умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

                совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными

                объектами.

Оборудование: электронный учебник 1С:Образование, ПК, мультимедийный проектор, побеги сосны, ели, коллекции голосеменных растений и их шишек, лупы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по теме «Голосеменные».

Цели:  1. Познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения

             голосеменных как высших семенных растений; показать преимущества

                размножения семенами перед размножением спорами.

            2. Показать значение голосеменных в природе и жизни человека, изучить

                представителей голосеменных, произрастающих в нашей местности.

            3. Продолжить развитие умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

                совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными

                объектами.

Оборудование: электронный учебник 1С:Образование, ПК, мультимедийный проектор, побеги сосны, ели, коллекции голосеменных растений и их шишек, лупы.

ФОУР: лабораторный урок.

Ход урока.

I.ОМЭ.

1). Фронтальная беседа.

-Ребята! Вам нравятся  путешествия? Почему? (Узнаем много нового). Предлагаю сегодня на уроке тоже отправиться в путешествие. Как назовем наш корабль?

-И пусть девизом нашего урока станут слова Эдуарда Багрицкого:

Все неизвестно, а пока туманы

Плывут под парусами корабля,

Там, позади, – покинутые страны,

Там, впереди, - чудесная земля!

-Давайте попробуем расшифровать наш девиз. Что означают для нас «покинутые страны»?

( изученные темы).

-Что же мы с вами уже изучили, что мы можем назвать покинутыми странами?

2.Боевая готовность.

Объявляю боевую готовность. Все ли готовы в путь? Тогда сделаем перекличку. Каждый из вас задаст вопрос товарищу.

Если кто-то затрудняется, на доске написаны биологические термины, которые помогут вам сформулировать вопрос.

Слова на доске.

  1. Растения высшие и низшие.              Ламинария             Ризоиды
  2. Слоевище                                             Мхи                        Папоротники
  3. Водоросли                                            Сфагнум                Хламидомонада
  4. Хроматофор                                         Спора                     Среда обитания.
  5. Хлорелла                                               Каменный уголь                                                

-Итак, мы готовы идти в путь. А кто же будет лоцманом? Кто будет вести наш корабль мимо подводных рифов и айсбергов?

-Но лоцман ничего не сделает без команды корабля, т.е. без вас, ребята.

-Куда же мы направим наш корабль? Какая неизвестная чудесная страна ждет нас? (Голосеменные).

-Почему вы так думаете?

-А знаете ли вы что-нибудь об этих растениях? Что именно? А достаточно ли вы знаете?

- Что именно вы хотели бы узнать? (ответы учащихся)

Итак, ребята, давайте мы наметим план нашего исследования.(совместная работа)

  1. Кто такие голосеменные растения?
  2. Почему они так называются?
  3. В чем их отличие от споровых растений
  4. Каково значение этих растений в природе и жизни человека?

II. ОИЭ

1.Бухта «Информационная»

Общая характеристика голосеменных.

Высшие наземные растения. Вечнозеленые, реже листопадные деревья, кустарники или лианы. Вы все хорошо знаете эти растения и многие из них неоднократно встречали в нашей местности. Это ель, сосна, лиственница, пихта, кедр, можжевельник, кипарис, туя и многие другие. Имеют органы: корень, стебель и листья. Образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются. Свое название получили потому, что их семена лежат открыто (голо) на поверхности чешуи шишек.

Это очень древние растения. Своего господства они достигли 150 млн. лет назад, придя на смену господству папоротникообразных.  (Презентация различных видов голосеменных: вымерших и современных).

В: Как вы думаете, в чем преимущество голосеменных по сравнению с папоротниками?

(наличие семян)

В: А что же такого имеет семя, чего нет у споры?

   - спора – 1 клетка, семя – многоклеточное образование.

   - запас питательных веществ

   - зародыш надежно защищен.

Выполнение задания №1 в рабочей тетради.

Листья у этих растений узкие, игольчатые, так называемая хвоя. Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому голосеменные мало испаряют воды.

По форме, размерам, окраске хвои и шишек голосеменные растения различаются между собой.

2.Мыс «Экспериментальный».

Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных». 

Существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Давайте мы с вами сейчас рассмотрим ветки хвойных растений, встречающихся в нашей местности, и выполним лабораторную работу.

(электронный учебник л/р, инструктивная карточка в рабочей тетради стр .).

- работа в парах с натуральным раздаточным материалом.

3. Полуостров Здоровья.

Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте  между рядов. Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна».

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.   ( подняли все руки вверх)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. ( встали на мысочки, потянулись ещё выше)

Ветер сильный налетел,

Все деревья раскачал. (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад). )

Ветки гнутся взад- вперед.

Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)

 Мы размялись от души

И за парты вновь спешим . (Дети садятся за парты).

4.Море Любознательных.

Размножение голосеменных растений.

Плодоносить сосны начинают на 15-30 году жизни. На верхушках молодых побегов сосны в конце весны – начале лета можно увидеть небольшие красноватые шишечки. Это молодые женские шишки. Шишки представляют собой видоизменнный побег. У шишки можно выделить стержень (или ось), на которой расположены чешуи – видоизменные листья. На верхней стороне каждой чешуи расположено по два семязачатка, в каждом из них образуется яйцеклетка.

Мужские шишки более мелкие, всего 1-2 см в длину, желтоватые, собраны в небольшие тесные группы. Мужские шишки расположены ниже женских на тех же или на других ветках. На нижней стороне чешуек шишки расположено по 2 пыльцевых мешочка, в которых созревает пыльца, из которой образуются спермии. Спермии у сосны – неподвижные клетки, без жгутиков. Каждая пылинка сосны имеет по два небольших пузырька, наполненных воздухом. Благодаря наличию этих пузырьков пыльца очень легкая и легко переносится ветром.

В чем биологический смысл расположения мужских шишек ниже, чем женских? (Приспособление к перекрестному опылению).

Пыльца разносится ветром и попадает на семязачатки, голо лежащие на чешуйках женских шишек. После опыления чешуйки смыкаются и склеиваются смолой: начинается подготовка к оплодотворению. Лишь через 13 месяцев после опыления происходит оплодотворение. Шишки и семена сосны созревают на второй год после опыления.

Цикл  развития сосны (электронный учебник)

После оплодотворения из зиготы развивается зародыш и формируются семена сосны. Через 1,5 года шишка сосны высыхает, трескается и семена высыпаются.

Семена голосеменных растений распространяются животными или ветром. Семена многих имеют особое пленчатое крылышко, способствующее перемещению их при помощи ветра.

При попадании семян в благоприятные условия они прорастают и дают начало новому организму.

Закрепление знаний и умений.

  1. В чем заключается отличие семян голосеменных растений от семян покрытосеменных?
  2. Каково строение женской и мужской шишек сосны?
  3. Чем отличается строение женской шишки от мужской?
  4. Какую особенность строения имеет пылинка сосны?
  5. Как происходит опыление и оплодотворение у сосны?
  6. Какими способами распространяются семена сосны?
  7. В чем состоит эволюционное преимущество семенных растений перед споровыми?

Многообразие и значение голосеменных.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

 Уч-ся работают с материалом электронного учебника, дополнительного материала, осмысливают информацию. Затем по-очереди озвучивают ее присутствующим, начиная свой рассказ словами: «А знаете ли вы, что….

Выпишите основные признаки голосеменных.

Признаки растений отдела голосеменных.

  1. Органы - лист, стебель, корень.
  2. Размножение посредством семян.
  3. Не образуют плодов.
  4. Шишка – видоизмененный побег.
  5. Оплодотворение происходит без участия воды.
  6. Мужские гаметы – неподвижные спермии.
  7. Древесные растения или кустарники, иногда стелющиеся формы.
  8. Листья – хвоинки чаще игольчатые, слегка уплощенные или чешуевидные.
  9. Чаще всего вечнозеленые растения.

А) Ель.

        Ель, может быть первое дерево, с которым знакомится каждый из нас. Каждый Новый год мы ждем ее появления с радостью надеждой. По сравнению с другими деревьями ель удивительно стройна. Издали она похожа на наконечник огромной, нацеленной в небо пики – так прям ее ствол. Но такой высокой  и стройной она вырастет лишь в том случае, если самая верхняя почка развивается нормально. Ель растет всю жизнь. Каждый год отрастает прямой однолетний побег. Он словно ведет ель, указывая путь ввысь. Если у молодого дерева эта почка была повреждена, рост главного стебля прекращается, ветви непомерно толстеют и изгибаются. Но каждый год отрастает не только вертикальный побег, под ним на стволе отрастают боковые побеги.

       1 Ветви ели растут как бы этажами. По ним можно точно (с разницей в год) сказать, сколько дереву лет. Для этого нужно сосчитать этажи и прибавить 3 или 4 ( в первые 3-4 года ель не дает боковых побегов).

      2 У ели есть еще одна неожиданность. У такого прямоствольного дерева и корень должен как будто бы уходить отвесно вглубь. Так оно и есть. Но только до 10-15 лет жизни дерева. Потом вертикальный корень отмирает, и остаются лишь боковые корни, горизонтальные, как бы звездой расходящиеся в разные стороны. Во время бури они нередко подводят дерево: они не в силах противостоять ветру. Даже большие деревья часто наклоняются и падают.

    3 Ель – теневыносливая порода, в густом лесу у нее сохраняются даже самые нижние ветки. В еловом лесу всегда царит полумрак, практически нет подлеска и очень мало трав.    

    4 Молодые елочки боятся заморозков и растут очень медленно. К 10 годам они не выше полутора метров. Взрослая ель достаточно морозоустойчива. Ель хорошо растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве.

   5   Крона у ели пирамидальной формы. Короткие хвоинки сидят поодиночке. Каждые 5-7 лет хвоинки опадают. Но не все сразу, примерно 7-ю часть хвои ель сбрасывает каждую осень.

   6 Весной побеги ели становятся изумрудные и рубиново-красные. Это появляются молодые шишки, которые потом темнеют, становятся коричневыми, а через несколько месяцев превращаются в красивые еловые шишки, в которых зреют семена. Пока семена не созреют, чешуйки плотно прижаты и для верности склеены смолой. Но вот созрели семена, и чешуйки отогнулись, выпуская их на свободу. Семена имеют по одному крылышку и с помощью ветра переносятся довольно далеко.

     7Многих животных выручают еловые шишки: большого пестрого дятла, мышевидных грызунов, белку, клеста и др.

     8  Щедра ель и к людям. Из нее изготавливают:

  -строительный материал                   - высокосортная бумага и картон

  - целлофан                                           - кинопленка

  - автомобильные покрышки              - кормовые дрожжи

  - глицерин                                           - лекарства

  - искусственная кожа                         -  музыкальные инструменты.

Б) Лиственница.

      Почти половину наших лесов занимает это дерево. Она очень долговечна. Живет 400-500 лет, а некоторые деревья и до 700- 900 лет. Хорошо сохраняется она и после смерти. При раскопках курганов на Алтае было найдено множество изделий из лиственницы: колоды-саркофаги, боевые колесницы с колесами, сплетенных из корней лиственниц. Все это было сработано более25 веков назад  топорами кочевников. Но древние изделия не тронуло время. Они лишь потемнели и приобрели твердость камня. Теперь эти находки хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

 1 Зная о стойкости лиственницы, во время строительства Петербурга, который предстояло возвести на болоте, Петр 1 приказал вбивать в землю лиственничные бревна. Древесина лиственницы к тому же никогда не коробится, поэтому в Зимнем дворце рамы сделаны из лиственницы.

 2  Во времена парусного флота лиственница считалась лучшим материалом для постройки кораблей.

3 Телеграфные столбы и шпалы из лиственницы без дополнительной обработки служат десятки лет.

 4 из 1 м3 древесины изготовляют:

  1. 2 тыс. пар чулок или 1,5 тыс. метров искусственного шелка,
  2. 200 кг целлюлозы или 6 тыс. метров целлофана.

 5 сахар, скипидар, различные кислоты и серу, канифоль и краски.

Лиственница дает ценнейшую смолу – живицу, которую используют в лакокрасочной промышленности.

  6 Почему же ботаники назвали ее лиственницей? Они подметили очень важное свойство этого дерева: в отличие от других хвойных, лиственница осенью сбрасывает все свои иголки и зиму стоит голая, как осина или береза.

  7 Есть у лиственницы еще одна особенность. Ее хвоинки не колются, они мягкие, шелковистые.

Лиственница особенно хороша ранней весной, когда за 1-2 теплых дня расцвечивается щеточками яко-зеленых хвоинок. На их фоне огоньками загораются красноватые, розоватые или зеленые шишечки и желтые колосочки.

 8  Это очень светолюбивая и холодостойкая порода. Она может расти на сухих песках, каменистых и заболоченных почвах.

В) Сосна.

   Это величавое дерево, достигающее порой 40-метровой высоты (а бывают и 80-метровые сосны!) встречается повсюду. И северный ветер обдувает сосны, и южное солнце золотит, и на солончаковых почвах они растут, и на болотистых, и на песчаных. А иногда и взбираются на голые скалы. Налетит ветер, а сосна непоколебимо стоит: ее корни прочно держатся в расщелинах камней.

 1 Латинское название сонны «пинус», что означает – скала. Может быть, она названа так потому, что поражала людей своей способностью расти на голых скалах, а может быть потому, что считали ее твердой и неуязвимой, как скала.

  2 У сосны действительно твердый «характер». Это дерево способно выдержать испытания, которые другим не под силу. Сухо? Сосна старается как можно меньше испарять влаги. И действительно, испаряет ее в 3 раза меньше, чем дуб, и в 5 раз меньше, чем ель. Голодно? Сосна пошире раскинет корни, найдет пищу где-нибудь по соседству. Налетел ветер? И тут корни не подведут: они в 12 раз длиннее, чем у ели, и в 24 раза длиннее, чем у пихты.

  3 Только одно пугает сосну – темнота. Ей надо много света и солнца. Как и других светолюбивых растений, у сосны ажурная крона, хорошо пропускающая солнечные лучи. Поэтому сосновый лес светлый, приветливый.

  4 Хотя сосна – дерево вечнозеленое, у нее каждую весну появляются новые побеги. Настоящей хвои на них еще нет, вместо нее – беловатые отростки. Каждый отросток – пара молодых хвоинок, еще не успевших вырасти. Хвоинки-двойняшки плотно прижаты друг к другу и одеты снаружи пленчатым чехлом. Подрастут, прорвут чехол, но по-прежнему будут держаться парой. А через 2-3 года вместе и опадут.

   5Весной сосна начинает «пылить», и в сухую погоду над деревьями поднимаются целые облака золотистой пыльцы. Пыльца летает над бором, тонкой пленкой покрывает окрестные водоемы: озера, пруды. У каждой пылинки по бокам два микроскопических мешочка, заполненных воздухом. Это приспособление дает возможность и летать, и плавать. Правда, плавает пыльца недолго: в эту пору рыбьи мальки переходят на «сосновую» диету и быстро очищают воду.

   6 Шишечки поначалу и не заметишь среди хвоинок, они чуть больше булавочной головки. К осени становятся примерно с горошину. Зато на второй год наверстывают упущенное и к зиме превращаются во всем знакомую коричневатую сосновую шишку.

    7Дерево-скала на многое способно. Благодаря мощным, длинным, разветвленным корням сосна скрепляет сыпучие пески дюн на морском побережье, не дает весенним паводкам и дождевым потокам размывать почву. Сосны – хранители вод, под их сенью не высыхают и не мелеют реки.

    8 Как говорили в старину: «Где сосна выросла, там и в дело пошла». А дел для нее всегда хватало. Столетиями она служила корабелам. Мачты из сосны держали наполненные ветром паруса.

   9Из сосновых бревен строили и стены сибирских крепостей, и крестьянские избы.

   10 Сейчас из сосны получают тысячи различных материалов. В том числе и целлюлозу, искусственный шелк и кожу, пластмассы.

   11 А из смолы получают скипидар – основу всевозможных лаков, красок, лекарств, а также канифоль, без которой и мыла не сваришь, и бумага перестанет держать чернила, превратится в промокашку.

   12 Из семян сосны получают ценное иммерсионное масло. Хвоя сосны служит источником витаминов, всевозможных экстрактов и настоев.

   13У сосны есть замечательная способность очищать воздух от бактерий, поэтому санатории для легочных больных чаще всего строят в сосновых борах.

Г) Можжевельник.

 

    Можжевельник – это не только единственный хвойный кустарник наших лесов, он – единственный родственник теплолюбивых кипарисов, живущий у нас.

     Он неприхотлив: ни засухи не боится, ни мороза, растет и на заболоченной почве, и на сухих песках.

  1Пожалуй, издали можжевельник можно принять за молодую елочку. Но стоит приглядеться, не спутаешь. У елки колючие хвоинки сидят густо, одна за другой, а у можжевельника – более редко, но зато по сразу три.

   2На его ветвях не шишки, а висящие на короткой ножке ягоды. Правда, это

 видоизмененные шишки, но с виду ягоды как ягоды – так их и называют. Размером они с большую горошину, на вкус сладковато-пряные.

   3Ягоды можжевельника зимой очень выручают многих пернатых обитателей леса. А птицы, в свою очередь, выручают можжевельник – расселяют его.

  4 Не только птицы, но и люди издавна ценили ягоды хвойного кустарника (в старину его называли вересом). Их использовали как приправу к всевозможным кушаньям, для приготовления кваса и других напитков. Кроме того, это лекарственное растение.

   5Люди издавна заметили, если ветками можжевельника натереть полы и стены, то исчезнут паразиты. А во время эпидемий дымом можжевельника окуривали избы. Это объясняется тем, что это растение выделяет фитонциды, убивающие микробов. Можжевельник выделяет их больше других растений. Только за сутки можжевеловый куст может выделить до 30 кг фитонцидов, что в 15 раз больше, чем гектар лиственного леса.

    6 Одни считают, что это кустарник назвали так потому, что он растет между елей, вроде бы «межельник». Другие полагают, что название произошло от старого слова «можжа», что означает «узел». Кто прав, сказать трудно, но и то, и другое предположение может быть правильным: можжевельник действительно часто растет среди елей, и ветки его действительно узловаты. Поэтому древесина этого кустарника, хотя и прочная, и красивая, используется разве что для каких-нибудь небольших поделок.  

III.РОЭ.

5.Залив «Творческий».

 Решите биологические задачи ( на карточках)

   

    Людям, ослабленным после болезней, особенно легочных, врачи рекомендуют отдыхать в санаториях, располагающихся вблизи сосновых боров. «Там сам воздух лечит», - говорят они. Объясните, в чем заключается «целебность» воздуха сосновых боров? Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Почему? Прав ли он?

Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом бору? Почему?

 Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

-Это хвойный лес?

-Хвойный.

-А где хвоя?

-Опала.

-По чьей вине?

-Природы.

-Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли леснику отвечать за гибель леса?

6.Пристань «Надежды».

Выполнение тестовых заданий в электронном журнале и на бумаге.

   Итог урока.

Д/з.

§42, объясните русскую поговорку: "Не расти яблочку на елке. Не бывать шишке на рябине"

в рабочей тетради задание №3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Голосеменные

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по теме "Готовимся к ЕГЭ" по учебнику "Английский в фокусе 10" с использованием информационно-компьютерных технологий.

Подготовка к ЕГЭ с использованием материала учебника "Английский в фокусе 10" Урок построен с использованием электронной презентации....

Открытый урок по теме "Национальные праздники" по учебнику "английский в фокусе 9" с использованием информационно-компьютерных технологий

Заключительный урок по теме "Национальные праздники" по учебнику "Английский в фокусе 9" с использованием электронной презентации....

Открытый урок по учебнику "Английский в фокусе 2" по теме "Мои родственники" с использованием информационно-компьютерных технологий

Открытый урок проводился во втором классе по учебнику "Английский в фокусе " с использованием информационно-компьютерных технологий. Урок обобщения пройденного материала....

Конспект урока с использованием информационной компьютерной технологии в 5-м классе по математике по теме «Десятичные дроби" (Обобщающий урок-путешествие)

Стимулировать интерес к изучению математики. Приёмы:создание на уроке ситуации занимательности, удивление;создание ситуации успеха. поощрение за успешное выполнение своих обязанностей, дополнение;опер...

Методическая разработка урока с использованием информационно-компьютерных технологий "Работа твоей мечты. Выбор профессии»

Предлагаемый урок рекомендуется для проведения в 11 классе по УМК М.З.Биболетовой «Enjoy English».по основным этапам учебного процесса – урок повторения и обобщения.Методическая разр...

Методическая разработка урока с использованием информационно-компьютерных технологий по теме "Профессии"

Цель урока: развивать навыки монологической речи по теме «Выбор профессии», совершенствовать лексические навыки и расширить лексический запас учащихся. Задачи урока:Образовательн...