Рабочие программы по предмету биология УМК Н.И.Сонина
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Беганова Наталья Николаевна

Представлены рабочие программы по биологии УМК Н.И.Сонина для 6-7, 9-11 классов на 2012-2013 учебный год. Рабочие программы соответствуют типовой структуре, в разделе "Формы и средства контроля содержат тесты,  инструкции лабораторных и практических работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochie_programmy-_biologiya_liniya_sonina.zip776.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель ШМО

________Беганова Н.Н.


Протокол № __ от

«___» ________ 2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 13 с УИОП» города Губкина Белгородской области

__________ Паршина Т.В.

«____»___________2012г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ  «СОШ № 13 с УИОП» города Губкина Белгородской области

_______________Солдатова Т.В.

Приказ № _____

от  «___»_____________ 2012 г.

Рабочая программа

Бегановой Натальи Николаевны

по учебному предмету «Биология»

6 класс

Базовый уровень

2012-13 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» автора Н.И.Сонина // Сборник.– М.: Дрофа, 2009. – 138 с.

Курс «Биология. Живой организм» предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Природоведение. 5 класс» (авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин). Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение  цели:

  1. Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности

В программе нашли отражение задачи:

  1. Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
  2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.).
  3. Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.

Формирование  умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся

Курс «Живой организм» и рабочая программа построены на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения представлены в разделе  «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.

Для приобретения практических навыков по использованию полученных знаний и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Лабораторные работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Рабочая программа  ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений/ Н.И.Сонин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 174 с.

С целью достижения высоких результатов  образования в процессе реализации данной РП по курсу биологии «Живой организм» использованы:

  1. Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и т.д.
  2. Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.
  3. Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, устный опрос, лабораторные и практические работы, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.

Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6  класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, итого рассчитана на 35 часов. В программу включены 7 лабораторных и 3 практических работы. Лабораторные работы являются формами и средствами контроля. Но так как они по времени занимают часть урока, а не весь урок, то оценки в журнал выставляются выборочно. Так же для контроля знаний предусмотрено проведение тестов по основным разделам курса.

В программу внесены следующие изменения:

В рабочей программе не указана для изучения тема 1.2  «Химический состав клетки» (авторская программа дает ссылку «По усмотрению учителя») и соответственно лабораторные работы к этой теме. Считаю, что данная тема довольно сложная для изучения в 6 классе. Дополнительно включена 1 лабораторная работа по теме «Ткани растений и животных», так как, материальная оснащенность кабинета позволяет выполнить лабораторную работу, как по изучению тканей животных, так и по изучению тканей растений. Рабочая программа составлена для параллели  6 классов, которые несколько отличаются по уровню подготовленности. Следует для каждого класса подбирать разные приемы, формы и методы.

        ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ 6  КЛАССА

В результате изучения курса обучающиеся должны усвоить:

  1. основные биологические и экологические понятия,
  2. иметь представление о биологии как науке,
  3. о клетке как единице живого,
  4. о способах питания и дыхания животных и растений,
  5. о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.

Должны называть (приводить примеры):

  1. общие признаки живого организма;
  2. причины и результаты эволюции;
  3. примеры природных и искусственных сообществ

Характеризовать (описывать):

  1. Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;
  2. Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов
  3. Обмен веществ и превращение энергии;
  4. Особенности питания растительных  организмов;
  5. Размножение, рост и развитие растений, животных
  6. Среды обитания организмов, экологические факторы среды;
  7. Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  1. Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов  и организма и среды как основу их целостности;
  2. Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;
  3. Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
  4. Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  1. Организмы бактерий, грибов, растений, животных
  2. Клетки, органы и системы органов растений, животных
  3. Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;

Соблюдать правила:

  1. Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
  2. Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;
  3. Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
  4. Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
  5.  Поведения в природе;
  6. Здорового образа жизни человека;
  7. Выращивания культурных растений.

Владеть умениями:

  1. Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;
  2. Использовать рисунки;
  3. Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН



п/п


Наименование раздела и  тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Оборудование

Примеча

ние


Раздел 1: СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА  ЖИВЫХ  ОРГАНИЗМОВ


10


3.09-17.11


1

Тема 1. 1: Основные свойства живых организмов

1

3.09-8.09

4.

Тема 1.3: Строение растительной и животной клеток

2

10.09-22.09

Микроскоп набор микропреп-ов

Л.р.-1

6.

Тема 1.4: Ткани растений и животных

2

24.09-6.10

Микроскоп набор микропреп-ов

Л.р-2

8.

Тема 1.5: Органы и системы органов

4

8.10-3.11

Коллекция членистоногих,

гербарий

Л.р-1

12.

Тема 1.6.Растения и животные как целостные организмы.

1

12.11-17.11


Раздел 2: ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ


23


19.11-18.05


14.

Тема 2.1. Питание и пищеварение

4

19.11-15.12

16.

Тема 2.2Дыхание

2

17.12-28.12

18.

Тема 2.3.Передвижение веществ в организме.


2


14.01-26.01

Лупа

Скальпель


П.р.-1

20.

Тема 2.4 Выделение

2

28.01-9.02

22.

Тема 2.5 Опорные системы

2

11.02-23.02

коллекция насекомых, натуральный объект

«Речной рак»,

скелет рыбы

Л.р.-1

24.

Тема 2.6 Движение.

2

25.02-9.03

дождевой червь, банка с почвой, лист бумаги, смоченное водой стекло.

Л.р.-1

П.р.-1

26.

Тема 2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности

3

11.03-6.04

28.

Тема 2.8 Размножение

3

8.04-27.04

комнатные растения, посадочные ящики, почва, посадочные палочки, лейки, клеёнки,

П.р.-1

31.

Тема 2.9 Рост и развитие

3

29.04-18.05

Коллекции насекомых

Проросшие

семена

Чашка Петри

Л.р.-1

Раздел 3: ОРГАНИЗМ  И  СРЕДА

2

20.05-31.05

34.

Тема 3.1 Среда обитания. Факторы среды.

1

20.05-25.05

Тема 3.2.Природные сообщества.

1

27.05-31.05


ИТОГО:


35


Л.р.-7

П.р.-3

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ



уро

ка



Наименование раздела, темы, темы урока

Материал учебника

При

меча

ние

Дата

план

факт

Раздел 1: СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА  ЖИВЫХ  ОРГАНИЗМОВ

3.09-17.11

Тема 1. 1: Основные свойства живых организмов

4.09

1

Основные свойства живых организмов.

Вводный инструктаж по ТБ.

с. 6-10

4.09

Тема 1.3: Строение растительной и животной клеток

10.09-22.09

2

Клетка – элементарная единица живого. Строение растительной клетки. «Строение клеток живых организмов»

с.18-22

Л.р.-1

11.09

3

Строение животной клетки

с.18-22

18.09

Тема 1.4: Ткани растений и животных

24.09-6.10

4

Ткани растений

 «Ткани растительных организмов»

с. 29-31

Л.р-2

25.09

5

Ткани животных

 «Ткани животных организмов»

с. 32-34

Л.р-3

2.10

Тема 1.5: Органы и системы органов

8.10-3.11

6

Органы цветкового растения. Строение и функции корня.

с. 36-39,

9.10

7

Строение и значение побега. Почки. Стебель. Лист.

с. 40-43,

16.10

8

Цветок, его значение и строение. Соцветия, плоды и семена.

с.45-48

23.10

9

Органы и системы органов животных «Распознавание органов у растений и животных»

с. 50-54

Л.р-4

30.10

Тема 1.6.Растения и животные как целостные организмы.

12.11-17.11

10

Организм как единое целое. Живые организмы и окружающая среда.

с.56-57,59

13.11

Раздел 2: ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ

19.11-18.05

Тема 2.1. Питание и пищеварение

11

Питание. Почвенное питание растений

с.56-57,59

20.11

12

Фотосинтез

с. 62-63

27.11

13

Особенности питания животных

с. 64-69

4.12

14

Пищеварение, его значение. Пищеварительные системы животных.

с. 70-71

11.12

Тема 2.2Дыхание

15

Значение дыхания. Дыхание растений

с. 73

18.12

16

Дыхание животных

с. 74-76

25.12

Тема 2.3.Передвижение веществ в организме.

17

Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

Инструктаж по ТБ. «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

с. 78-79

П.р.-1

15.01

18

Особенности переноса веществ в организмах животных

с. 80-82

22.01

Тема 2.4 Выделение

19

Выделение у животных и растений

с. 84-89

29.01

20

Обмен веществ и энергии

с. 91-95

5.02

Тема 2.5 Опорные системы

21

Опорные системы, их значение в жизни организмов

с. 97-99

12.02

22

Опорные системы растений и позвоночных животных. «Разнообразие опорных систем животных»

с. 100

Л.р.-5

19.02

Тема 2.6 Движение.

23

Движение – важнейшая особенность животных организмов. «Перемещение дождевого червя»

с. 103-105

Л.р.-6

26.02

24

Передвижение животных в различных средах. Двигательные реакции растений. «Движение инфузории туфельки»

с. 106-112

П.р.-2

5.03

Тема 2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности

25

Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость. Нервная система.

с. 114-119

12.03

26

Эндокринная система, ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных

с. 120-123

19.03

27

Обобщающий урок по теме «Регуляция процессов жизнедеятельности»

с. 126,

2.04

Тема 2.8 Размножение

28

Размножение, его виды. Бесполое размножение. «Вегетативное размножение комнатных растен»

с. 127-131

П.р.-3

9.04

29

Половое размножение животных, растений

с. 133-135,

139-141

16.04

30

Обобщающий урок по теме «Размножение организмов»

с. 144

23.04

Тема 2.9 Рост и развитие

31

Рост и развитие растений.

с. 145-148

30.04

32

Особенности развития животных организмов «Прямое и непрямое развитие насекомых»

с. 150-153

Л.р.-7

7.05

33

Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов»

14.05

Раздел 3: ОРГАНИЗМ  И  СРЕДА

20.05-31.05

Тема 3.1 Среда обитания. Факторы среды.

34.

Среда обитания организмов. Факторы среды

с. 158-166

21.05

Тема 3.2.Природные сообщества.

35

Природное сообщество и экосистема.

с. 168-171

28.05

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  ПРГРАММЫ

Раздел 1: СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10ч)

Тема 1.1: Основные свойства живых организмов (1 час)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.3: Строение растительной и животной клеток (2 часа)

Клетка – элементарная единица живого. Ядерные и безъядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторная работа

Строение клеток живых организмов.

Тема 1.4: Ткани растений и животных (2 часа)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторные работы

Ткани растительных организмов. Ткани животных организмов

Тема 1.5: Органы и системы органов (4 часов)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист, строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольных и двудольных растений. Система органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения. Взаимосвязь клеток, тканей, органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

Лабораторная работа

Распознавание органов у растений и животных

Раздел 2: ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА(23 часа)

Тема 2.1: Питание и пищеварение (2 часа)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал.

Тема 2.2: Дыхание (2 часа)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3: Передвижение веществ в организме (2 часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа, кровь, ее составные части (плазма, клетки крови).

Практическая работа

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растений.

Тема 2.4:  Выделение (2 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5: Опорные системы (2 часа)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Лабораторная работа

Разнообразие опорных систем животных

Тема 2.6: Движение (2 часа)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Лабораторные и практические  работы

Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя

Тема 2.7: Регуляция процессов жизнедеятельности (2 часа)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Тема 2.8: Размножение (3 часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Практическая работа

Вегетативное размножение комнатных  растений.

Тема 2.9: Рост и развитие (2 часа)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторная  работа

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)

Раздел 3: ОРГАНИЗМ И СРЕДА(2 часа)

Тема 3.1: Среда обитания. Факторы среды (1 час)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

Тема 3.2.Природные сообщества (1час)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Лабораторная работа №1

Тема: «Строение клеток живых организмов»

Цель: научиться готовить микропрепараты; убедиться в клеточном строении живых организмов;  сравнить клетки различных организмов, выявить черты сходства и различия.

Оборудование и объекты: микроскоп, набор лабораторного оборудования (предметное и покровное стекла, препаровальная игла, пинцет, пипетка, шпатель), раствор йода, салфетка, сочные чешуи лука,  лист элодеи.

Ход работы

1. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука.

■ протрите салфеткой предметное стекло.

■  капните на него 1—2 капли раствора йода.

■ аккуратно с помощью препаровальной  иглы снимите небольшой кусочек кожицы с внутренней поверхности сочной чешуи лука.

■ поместите кожицу в каплю раствора йода, расправьте препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.

2.Подготовьте микроскоп к работе.

3. Рассмотрите препарат под микроскопом.

■ Зарисуйте группу клеток, показав на рисунке их форму и взаимное расположение.

■ Внимательно рассмотрите одну клетку. Найдите в ней оболочку, цитоплазму и ядро. Рассмотрите вакуоли.

■  Зарисуйте крупно одну из клеток и подпишите названия  ее основных частей.

4. Приготовьте микропрепарат листа элодеи.

■  В каплю воды на предметном стекле положите лист элодеи, расправьте его препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.

■  Рассмотрите препарат под микроскопом. Обратите внимание на форму и цвет клеток. Ядра в живых клетках элодеи есть, но обычно их не удается рассмотреть.

Вывод. Клетки кожицы лука и клетки листа элодеи похожи тем, что у них есть одинаковые части:_______________

Клетки листа элодеи и клетки кожицы лука различаются________

Дополнительная часть

5. Приготовьте препарат клеток полости рта.

■  ложкой или шпателем проведите с легким нажимом по деснам, нёбу или внутренней поверхности щеки, при этом, в капельке слюны окажутся отмершие клетки.

■   поместите капельку слюны на предметное стекло в каплю раствора йода и накройте покровным стеклом.

■  рассмотрите препарат под микроскопом, постарайтесь найти плоские клетки неправильной формы с хорошо заметным ядром.

Вывод. Клетки изученных организмов похожи тем, что в каждой из них есть_____________________________

Это сходство можно объяснить______________

 Лабораторная работа №2

Тема: «Ткани растительных организмов»

Цель: научиться распознавать растительные ткани на микропрепаратах, выделять существенные признаки тканей.

 Оборудование: микроскоп, микропрепараты по анатомии растений

Ход работы

1.  Рассмотрите строение растительных тканей на рисунках  учебника.

2.  Подготовьте микроскоп к работе.

3. Рассмотрите микропрепараты. Найдите на них покровную, механическую, образовательную,  основную, проводящую ткани.

4. Зарисуйте небольшие фрагменты микропрепаратов так, чтобы по вашему рисунку можно было узнать увиденные ткани.

5. Используя рисунки и текст учебника, заполните таблицу

Название ткани

Особенности строения

Что образует в организме?

Какие функции выполняет?

6.Вывод.

 Лабораторная работа №3

Тема: «Ткани животных организмов»         

Цель: научиться распознавать животные ткани на рисунках и микропрепаратах и выявлять отличительные признаки каждого типа ткани.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты тканей животных.

Ход работы

1. Рассмотрите рисунки животных тканей в  учебнике.

2. Подготовьте микроскоп к работе.

3. Рассмотрите на микропрепарате клетки эпителиальной ткани и определите их форму, расположение относительно друг друга

4. Рассмотрите микропрепарат соединительной ткани, найти клетки и межклеточное вещество; рассмотрите форму клеток, расположение соседних клеток и межклеточного вещества

5. Рассмотрите микропрепараты гладкой и поперечно-полосатой мышечной ткани, найдите клетки, определить их форму и внутреннее строение

6. Рассмотрите микропрепарат нервной ткани, найдите клетки, определить их форму и расположение относительно друг друга

7. Результаты наблюдений запишите в таблицу

Название ткани

Особенности строения

Что образует в организме?

Какие функции выполняет?

6.Вывод.

Лабораторная работа №4

Тема: «Распознавание органов у растений и животных»

Цель: научиться распознавать органы цветкового растения ; научиться распознавать органы и системы органов животных на рисунках и таблицах и влажных препаратах

Оборудование: живые и гербарные экземпляры растений; таблицы, рисунки учебника, влажные препараты «Дождевой червь», «Внутренне строение рыбы»

Ход работы

!-я часть

1. Рассмотрите живые и гербарные экземпляры растений  

2. Чем сходны эти растения? Сравнив рассмотренные растения и рисунок учебника, назовите органы цветкового растения.

3. Сравните органы рассматриваемых растений: размеры, форму, цвет. Чем они сходны и чем различаются?

4. Нарисуйте одно из растений в тетради, обозначьте органы.

5. Напишите вывод

2-я часть

1. Рассмотрите  таблицы и рисунки  органов и систем органов животных в учебнике.

2. Рассмотрите влажные препараты. Определите, какие системы органов представлены на них, какими органами они образованы?

3. Заполните таблицу

                     

Система органов

Строение, составляющие органы

Функции

4. Напишите вывод

Практическая работа №1

Тема: «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Цель:   Выяснить, по какой части стебля передвигаются растворенные минеральные вещества

Оборудование: побеги растений, поставленные на 5—7 дней в подкрашенную чернилами воду. (Чернила заменяют растворенные минеральные вещества), скальпель, лупа.

Ход работы

1. Скальпелем сделайте поперечный и продольный  срезы побега.

2.Рассмотрите поперечный и продольный срезы побега  с помощью лупы. Какая часть стебля окрасилась? Вспомните, какие структуры проводящей ткани проводят воду и минеральные солили.

В какой части стебля они находятся?

3.Зарисуйте срезы. Сделайте обозначения.

4. Вывод.

Лабораторная работа №5

Тема: «Разнообразие опорных систем животных»

Цель: Изучить разнообразие опорных систем животных

Оборудование: коллекция насекомых, натуральный объект(высушенный) «Речной рак», скелет рыбы,лягушки, кошки и других хордовых

Ход работы

1.  Рассмотрите внешний вид насекомых, рака

Какими веществами образованы покровы насекомых и ракообразных? Какую роль они выполняют? К какому типу скелетов относятся покровы насекомых и ракообразных?

2. Рассмотрите скелеты хордовых животных. Из каких отделов они состоят? Какую роль выполняют? К какому типу скелетов относятся скелеты хордовых животных?

5. Вывод.

Лабораторная работа №6

Тема: «Движение инфузории – туфельки»

Цель: выявить особенности передвижения инфузории-туфельки

Оборудование: микроскоп, пипетка, культура инфузорий, несколько волокон ваты.

Ход работы

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Приготовьте микропрепарат инфузорий.

■   на предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры инфузорий и положите несколько волокон ваты.

■ накройте каплю покровным стеклом.

3. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом.

■  обратите внимание на форму тела инфузории. Изменяется ли форма тела при движении?

■  установите, где передняя (поступательная), а где задняя часть тела инфузории. Как их можно различить?

■  понаблюдайте биение ресничек.

4. Зарисуйте инфузорию, как можно точнее передав ее форму. Отметьте на рисунке переднюю и заднюю части тела инфузории.

5. Вывод. Инфузория-туфелька движется в воде за счет ______________

Форма тела инфузории при движении _________________, потому что________________

Это интересно...

♦   Количество ресничек у инфузории-туфельки более 10 тыс. Все они при движении работают согласованно. Каждая «шеренга» ресничек, опоясывающих тело инфузории, ударяет одновременно и на тысячные доли секунды позже, чем предыдущая.

♦  Реснички ударяют по воде в одной плоскости, спереди назад. При ударе назад они выпрямлены, а при возвращении вперед сгибаются; из-за этого туфелька плывет вперед.

♦  За одну секунду инфузория-туфелька проплывает около 2 мм. Если учесть, что ее длина всего 0,2—0,3 мм, то получается, что относительно своих размеров она двигается быстрее, чем мировой рекордсмен в беге на 100 м.

Практическая  работа№2

Тема: «Перемещение дождевого червя»

Цель: провести наблюдения за передвижением дождевого червя, выявить черты его приспособленности к среде обитания.

Оборудование: живой дождевой червь, банка с почвой, лист бумаги, смоченное водой стекло.

Ход работы

1. Рассмотрите дождевого червя.

■ Обратите внимание на форму тела и влажность его кожи. Подумайте,  какое это может иметь значение.

2. Понаблюдайте за движением червя.

■  Обратите внимание, как при этом меняется толщина его тела на различных участках.

■ Осторожно проведите пальцем по брюшной стороне червя от заднего конца тела к переднему. Что вы чувствуете?

■ Положите червя на лист шероховатой бумаги и прислушайтесь к шороху щетинок о бумагу. Перенесите червя на смоченное водой стекло и понаблюдайте за его движениями. Почему червю труднее передвигаться по стеклу?

3. Понаблюдайте, как червь закапывается в землю.

 ■ Для этого поместите его на поверхность почвы и подождите некоторое время. Обратите внимание на то, как будет изменяться толщина тела червя. Чем можно объяснить эти изменения?

■ Когда червь наполовину скроется в почве, попробуйте осторожно вытащить его из земли. Почему это трудно сделать?

4. Зарисуйте этапы передвижения дождевого червя.

5. Вывод. Тело дождевого червя покрыто _________ для того, чтобы_____________. На теле червя имеются маленькие _________________. По скользкой поверхности животное движется с трудом, так как ________. Тело червя меняет свою  толщину ________________. Дождевой червь _______________ приспособлен для  движения в почве.

Практическая работа № 3

Тема: «Вегетативное размножение комнатных растений»

Цель:   научиться размножать комнатные растения вегетативным способом

Оборудование: комнатные растения: (пеларгония, бриофиллиум,  бегония, традесканция, сансевьера, узамбарская фиалка, хлорофитум, кливия),  посадочные ящики, перегнойная  почва, чистый прокалённый песок,  скальпели, линейки, посадочные палочки, лейки, клеёнки, целлофан.

Ход работы

  1. Выполните задания по инструкциям.

Инструкция 1

1)  Рассмотрите пеларгонию, подсчитайте количество почек на каждом стебле. Определите,  сколько черенков можно нарезать, учитывая, что на каждом черенке должно быть не менее двух почек, а длина черенка 5—8 см. Черенок — это часть побега, отделенная от материнского растения. Нарезайте черенки под углом. С нижней части черенка удалите скальпелем листья.

2)  Подготовьте лунки в ящике при помощи посадочных палочек. Расстояния между ними должны быть 10X10  см. В лунку насыпьте щепотку песка. Затем посадите черенок под углом 45°.

3)   Аккуратно присыпьте почву к черенку. Полейте и прикройте стеклом или целлофаном.

4) Сделайте этикетку, на которой напишите название растения, дату посадки и список членов группы.

5)Уберите рабочее место.

Так же следует черенковать традесканцию.

Инструкция 2

1) Из зрелого листа сансевьеры нарежьте кусочки длиной до 4—5 см.

2) Положите их в песок почти вертикально, увлажните. Накройте целлофаном

3)Сделайте этикетку, на которой напишите название растения, дату посадки и список членов группы.

4)Уберите рабочее место.

Инструкция 3

1)  Срежьте один лист бегонии с черешком. Рассмотрите жилки с нижней стороны. Как лучше их надрезать? Соблюдайте стерильность. По центральной жилке делают 2—3 надреза,  на боковых — по одному.

2)  В такой же последовательности проведите работу по размножению узамбарской фиалки. Подготовьте ящик с песком. Черешок листа углубите в песок, а нижнюю часть листовой пластинки положите горизонтально к поверхности песка в ящике; лист накройте стеклянным колпаком или стеклом. Увлажните почву.

3) Сделайте этикетку, на которой напишите название растения, дату посадки и список членов  группы.

4)Уберите рабочее место.

2. Составьте в тетрадях схему  «Способы вегетативного размножения растений»

3. Составьте программу ухода за  растениями, которые сегодня размножали. Понаблюдайте за ними, ежемесячно составляйте отчёты по результатам наблюдения.

  Лабораторная работа №7

Тема:  «Прямое и непрямое развитие насекомых»

Цель: выявить особенности различных типов развития насекомых.

Оборудование: коллекции «Прямое развитие насекомого» и « Непрямое развитие насекомого»

Ход работы

1. Рассмотрите коллекции насекомых и рисунки учебника

2. Обратите внимание на сходство или различие промежуточных стадий и взрослых особей по внешнему виду.

■   подумайте, будут ли различаться среда обитания и питание у взрослых насекомых и их личинок.

3.Данные наблюдений занесите в таблицу.

Названия насекомых

Тип развития

Отличаются ли по внешнему виду взрослые особи от личинок? («да» или «нет»)

4. Вывод. Прямое развитие насекомых отличается от непрямого __________________________.

Преимущества прямого типа развития в том, что ________________

Преимущества непрямого типа развития в том, что ___________________

тест   по теме                      КЛЕТКА

Вариант 1

А. Выберите все правильные ответы.

1. Все живые организмы, в отличие от неживых тел:

а) дышат                 в) растут в течение всей жизни

б) питаются             г) развиваются

2. Раздражимость — это способность:

а) дрожать                                   

 б) подражать

в) реагировать на изменения в окружающей среде             

  г) влиять на окружающую среду

3. Растения, как и животные:

а) развиваются                     

б) дышат

в) самостоятельно образуют питательные вещества               

 г) размножаются

4. Вода:

а) является растворителем                                     

 б) определяет объем и упругость клеток

в) участвует в химических реакциях                     

  г) входит в состав кислорода

5. Нуклеиновые кислоты:

а) хранят наследственную информацию                     

 б) входят в состав углеводов

в) родители передают наследственную информацию потомству

г) являются запасными питательными веществами

 6. Органические вещества:

а) белки                             в) жиры

б) вода                               г) углеводы

7. Плазматическая мембрана:

а) защищает внутреннее содержимое клетки

б) обеспечивает обмен веществ между клеткой и окружающей средой

в) состоит из целлюлозы

г) содержит пигмент — хлорофилл

8. Переваривание пищевых частиц в клетках осуществляют:

а) рибосомы                       в) пластиды

б) митохондрии                 г) лизосомы

9. Вирусы характеризуются тем, что:

а) имеют клеточное строение

б) состоят из нуклеиновых кислот и белков

в) не имеют клеточного строения

г) могут существовать только в клетках других организмов

10. В процессе митоза образуются дочерние клетки:

а) две, с уменьшенным числом хромосом

б) четыре, с уменьшенным числом хромосом

в) две, с числом хромосом, как в материнской клетке

г) четыре, с числом хромосом, уменьшенным вдвое

тест   по теме            КЛЕТКА

Вариант 2

 А. Выберите все правильные ответы.

1. Все живое, в отличие от неживого:

а) имеет клеточное строение

б) развивается

в) обладает раздражимостью

г) разрушается

2. Пища для живых организмов служит источником:

а) энергии

б) веществ, способствующих росту

в) кислорода для дыхания

г) вредных продуктов обмена

3. Животные, в отличие от растений:

а) растут до определенного возраста

б) подвижны

в) развиваются

г) характеризуются раздражимостью

4. Жир:

а) источник воды                в) придает крови красный цвет

б) теплоизолятор                 г) источник энергии

5. Минеральные соли относятся к:

а) органическим веществам            в) воде

б) неорганическим веществам         г) углеводам

6. Цитоплазма:

а) является средой, в которой идут реакции

б) связывает органоиды в единое целое

в) содержит воду

г) входит в состав ядра

7. К неорганическим веществам относятся:

а) жиры                                        в) вода

б) минеральные соли                    г) нуклеиновые кислоты

8. Образование и накопление энергии осуществляют:

а) клеточный центр                      в) митохондрии

б) аппарат Гольджи                      г) рибосомы

9. Бактериофаг — это:

а) вирус                                         в) вирус бактерии

б) бактерия                                   г) бактерия вируса

10. В процессе мейоза образуются дочерние клетки:

а) четыре, с уменьшенным числом хромосом ровно вдвое

б) две, с уменьшенным числом хромосом вдвое

в) четыре, с числом хромосом, как в материнской клетке

г) две, с числом хромосом, как в материнской клетке

Анализ результатов диагностической работы по теме «Клетка»

Варианты

Задания


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

а, б, г

в

а, б, г

а, б, в

а, в

а, в, г

а, б, в

г

б, в, г

в

2

а, б, в

а, б

а, б

а, б, г

б

а, б, в

б, в

в

а, б

а

Показатели для структурного анализа

Показатели для сравнения

1 вариант

2 вариант

Знания: признаки живых организмов химический состав клетки строение и жизнедеятельность клетки

1,2,3 4,5,6 7,8, 9,10

1,2,3 4,5,7 6, 8, 9,10

Умения: называть характеризовать сравнивать систематизировать

2 8 4, 5, 7, 9,10 1,3 6

2,8 4, 6, 9,10 1,3

5,7

*Если максимальная сумма баллов равна 20, то меньше 10 баллов— оценка «2», 10-13 баллов—оценка «3», 14-17 баллов — оценка «4 », 18-20 баллов—оценка « 5 *. Если максимальная сумма баллов — 30, то меньше 15 баллов — оценка «2», 15-20 баллов—оценка «3», 21-26 баллов—оценка «4», 27-30 баллов — оценка «5».

Анализ результатов диагностической работы по теме «Ткани и органы»

Вариант

Задания


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

в

а, в, г

а, б

в

б

б

г

г

а, в, г

б, д, в, г, а

2

в

б

б

а

в

б, в

в

б

а, б

б, г, в, а, д, е

Показатели для структурного анализа

Показатели для сравнения

1 вариант

2 вариант

Знания: ткани растений и животных органы растений и животных системы

1,2,5 3,4,6 7, 8, 9,10

1,2 3,4,5,6,7 8, 9,10

Умения: называть характеризовать сравнивать систематизировать

1,6,8,9 2,4,5,7 3 10

1,5,6,7,8 1,3 2,4,9 10

тест   по теме      ТКАНИ И ОРГАНЫ

Вариант 1

А. Выберите все правильные ответы.

1. Образование и накопление питательных веществ происходит в растительных тканях:

а) покровной                       в) основной

б) образовательной              г) механической

2. Для животных характерны ткани:

а) эпителиальная                          в) мышечная

б) образовательная                        г) нервная

3. Стержневая и мочковатая системы образованы корнями:

а) главным             б) боковыми                 в) придаточными

4. Почка — это:

а) часть стебля                                        в) зачаточный побег

б) видоизмененный лист                       г) укороченный побег

5. Эндосперм образован тканью:

а) покровной                                          в) механической

б) запасающей                                       г) проводящей

6. Цветки, содержащие тычинки и пестики, называются:

а) раздельнополыми                     в) однодомными

б) обоеполыми                               г) двудомными

7. Связанные между собой органы, выполняющие общую работу: 

а) группа          б) набор             в) цепь             г) система

8. Почки входят в состав системы:

а) пищеварительной                     в) дыхательной

б) кровеносной                              г) выделительной

9. Органами дыхательной системы у животных являются:

а) трахеи                                       в) жабры

б) почки                                        г) легкие

В. Установите правильную последовательность. 

10. Установите правильную последовательность, начиная с наименьшей структуры:

а) организм           в) орган                       д) ткань

б) клетка               г) система органов

тест   по теме     ТКАНИ И ОРГАНЫ

Вариант 2

А. Выберите все правильные ответы.

1. От неблагоприятных воздействий защищает ткань:

а) образовательная                          в) покровная

б) проводящая                                г) основная

2. Покровная ткань растений подобна ткани животных:

а) мышечной                                   в) нервной

б) эпителиальной                            г) соединительной

3. Выносит листья к свету:

а) корень     б) стебель         в) побег           г) цветок

4. Мочковатая корневая система, в отличие от стержневой, образована корнями:

а) придаточными                б) боковыми                в) главным

5. Плоды и семена развиваются из:

а) тычинки                        в) завязи пестика

б) столбика                        г) рыльца пестика

6. В состав семени входят:

а) эндосперм                      в) семядоля

б) зародыш                        г) плодовая оболочка

7. Корневой чехлик образован тканью:

а) основной                        в) покровной

б) механической                г) проводящей

8. Согласованная работа органов и систем обеспечивается системой:

а) опорно-двигательной    в) выделительной

б) нервной                         г) дыхательной

9. Все системы органов похожи тем, что:

а) состоят из органов

б) выполняют одинаковые функции

в) связаны с другими системами

г) состоят из одинаковых органов

В. Установите правильную последовательность.

10. Установите правильную последовательность отделов пищеварительной системы:

а) желудок             в) пищевод      д) кишечник

б) рот                     г) глотка         е) анальное отверстие

тест   по теме         ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ

Вариант 1

А. Выберите все правильные ответы.

1. Растения образуют необходимые органические вещества в процессе:

а) поглощения кислорода          в) фотосинтеза

б) испарения воды                     г) выделения углекислого газа

2. В процессе дыхания:

а) поглощается углекислый газ                                   в) выделяется углекислый газ

б) поглощается кислород                                             г) выделяется кислород

3. Органы дыхания наземных позвоночных:

а) трахеи                             в) легкие

б) жабры                             г) устьица

4. Движение цитоплазмы в клетке обеспечивает:

а) образование веществ                   в) перемещение веществ

б) расщепление веществ                 г) изменение веществ

5. Движению крови по сосудам способствуют:

а) сокращение стенок сосудов                                              в) сокращение сердца

б) активность белых клеток крови                                       г) цвет крови

6. Выделение — это процесс:

а) поступления веществ в организм                                  в) удаления продуктов жизнедеятельности

б) газообмена                                                                       г) передвижения веществ

7. У холоднокровных животных, в отличие от теплокровных, температура тела:

а) зависит от температуры окружающей среды           в) всегда выше температуры окружающей среды

б) не зависит от температуры окружающей среды      г) равна температуре окружающей среды

8. Наружный скелет имеют:

а) млекопитающие              в) моллюски

б) птицы                              г) насекомые

9. Органы движения животных, передвигающихся в воздушной среде:

а) ласты                                        в) крылья

б) реснички                                   г) плавники

В. Установите соответствие.

10. Установите соответствие между организмами и группами организмов на основании способов питания. 

Группы организмов                   Представители

а) хищники                                1) лось

б) растительноядные                 2) блоха

в) трупоеды                               3) рысь

г) симбионты                                4) бобр

д) паразиты                                  5)аскарида

                                                      6) гриф

                                                      7) подосиновик

                                                      8) трутовик

                                                       9) волк

                                                          10) снегирь

тест   по теме       ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ

Вариант 2

А. Выберите все правильные ответы.

1. Солнечная энергия преобразуется в химическую в процессе:

а) дыхания                                      в) фотосинтеза

б) выделения                                   г) движения

2. У цветковых растений газообмен осуществляется через:

а) устьица                                       в) чечевички

б) поры                                            г) трахеи

3. Поступление в организм кислорода необходимо для:

а) пищеварения                                                               в) выделения энергии

б) окисления органических веществ                            г) поглощения углекислого газа

4. Проводящая система растений представлена:

а) устьицами                                   в) сосудами

б) корневыми волосками                г) ситовидными трубками

5. Кровь, как и гемолимфа:

а) красного цвета                            в) движется по сосудам

б) транспортирует вещества            г) имеет красные клетки

6. Основные органы выделения позвоночных животных:

а) сократительные вакуоли                                                в) нефридии

б) почки                                                                               г) выделительные канальца

7. У теплокровных животных температура тела:

а) всегда выше температуры окружающей среды

б) равна температуре окружающей среды

в) зависит от температуры окружающей среды

г) не зависит от температуры окружающей среды

8. Внутренний скелет имеют:

а) птицы                                          в) млекопитающие

б) насекомые                                   г) моллюски

9. Органы движения, используемые животными в водной среде:

а) плавники                                     в) ласты

б) крылья                                        г) жгутики

В. Установите соответствие.

10. Установите соответствие между системами органов и их функциями. 

Системы органов                                                   Функции

 а) нервная                                                                   1) движение крови

 б) кровеносная                                                            2) переваривание пищи

в) дыхательная                                                             3) газообмен

г) выделительная                                                         4) регуляция процессов жизнедеятельности

д) опорная                                                                     5) выделение продуктов обмена

е) пищеварительная                                                   6) прикрепление мышц

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Анализ результатов диагностической работы

по теме «Жизнедеятельность организмов»

Варианты

Задания


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

в

б, в

в

в

а, в

в

а, г

в, г

в

а: 3, 6, 9

б:1,4,10

 в: 6

г: 7

 д: 2, 5, 8

2

в

а, в

б, в

в, г

б, в

б

а, г

а, в

а, в, г

а: 4

б:1

в:3

 г: 5

д:6

е:2

Показатели для структурного анализа

Показатели для сравнения

1 вариант

2 вариант

Знания: процессов жизнедеятельности, органов и систем, выполняющих определенные функции

1,2,4,5,6,7,10 3,8,9

1,3,5,7,10 2,4,6,8,9

Умения: называть характеризовать сравнивать объяснять систематизировать

3,8 1,2,5,6,9 7 4 10

2,4,6 1,7,8,9 5 3 10

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Печатные издания:     Основные

1.Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений/ Н.И.Сонин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 174 с.

Дополнительные

 1.   Вахромеева, Ф.Г. Растения Красной книги СССР: Береги природу! /  Ф.Г.Вахромеева, В.Н.Павлов. - М.:Педагогика,1990.-240с

2.Онищенко, А.В. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов / А.В.  Онищенко.- СПб, ООО «Виктория плюс»,2010.-128с.

    3.Резанова, Е.А. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах/ Е.А Резанова, И.П. Антонова и др.- М.: Издат-школа, 2000.-208с.

4.Дьяченко, А.Д. – Луковичные цветочно-декоративные растения открытого грунта: справочник./А.Д.Дьяченко - Киев: Наукова думка, 1990.- 320 с.: ил.

5. Серпухова, В.И.Комнатные и балконные растения/ В.И.,Серпухова, Г.К. Тавлинова.- М.: Прейскурантиздат ,1991.- 120 с.: ил.

6.Комнатное цветоводство: справочное пособие/ Г.К.Тавлинова.-Агропрмиздат, ООО «Диамант», 1999.- 4890 с., ил.

7.Петин, А.Н.Экология Белгородской области: учебное пособие для учащихся 8-11 классов/ А.Н.Петин, Л.Л. Новых.– М.: Издательство МГУ, 2002.

8.Бинас, А.В. Биологический эксперимент в школе: Книга для учителя / А.В Бинас, Р.Д.Маш, А.И. Никишов и другие .- М.: Просвещение, 1990.

 9.Мансурова, С.Е.Здоровье человека и окружающая среда /  С.Е.Мансурова, О.А. Шклярова.- СПб.: «Виктория», 2006;

10.Литвинова, Л.С. Нравственно- экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы /Л.С.Литвинова, О.Е.Жиренко.  – М.:5 за знания, 2007.- 208 с.  

Мультимедийные учебные пособия

  6-11 кл

Лабораторный практикум

Биология

   6-9 кл

Электронное учебное пособие

Биология

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

     9 кл

Мультимедийное пособие

Биология. Анатомия и физиология человека

10-11 кл

Учебное пособие

Экология

Полезные интернет-ресурсы

Федеральный портал «Российское образование» 

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Единое окно доступа к образовательным ресурсам 

Образовательные ресурсы Интернета - Биология. http://www.alleng.ru/edu/bio1.htm 

http://www.abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор – старт в науку»);

http://vernadsky.dnttm.ru/ (конкурс им. Вернадского);

http://www.step-into-the-future.ru/ (программа «Шаг в будущее);

http://www.iteach.ru (программа Intel – «Обучение для будущего»).

http://www.eidos.ru (эвристические олимпиады дистанционного центра «Эйдос»)

Сеть творческих учителей. Сообщество учителей биологии и экологии "БИО-ЭКО" : |http://http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=13613&tmpl=com

Оборудование и приборы, используемые в учебном процессе

Темы лабораторных и

практических работ

Необходимый минимум

(в расчете 1 комплект на 2 чел.)

Строение клеток живых организмов

Микроскоп – 1; набор микропрепаратов:

а) растительных тканей и органов – 1 (на класс)

б) животных тканей (Человека) – 1 (на класс)

Ткани живых организмов

Микроскоп – 1; набор микропрепаратов:

а) растительных тканей и органов – 1 (на

класс)

б) животных тканей (Человека) – 1 (на класс)

Распознавание органов у растений и животных

Коллекция членистоногих – 1 (на класс)

гербарий (коллекция) – 1 (на класс).

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

Лупа – 1

Скальпель - 1

Разнообразие опорных систем животных

коллекция насекомых, натуральный объект(высушенный) «Речной рак», скелет рыбы,лягушки, кошки и других хордовых

Движение инфузории туфельки

Микроскоп – 1

Пробирка – 1

Пипетка – 1

Предметное стекло - 1

Перемещение дождевого червя

живой дождевой червь, банка с почвой, лист бумаги, смоченное водой стекло.

Вегетативное размножение комнатных растений

комнатные растения: (пеларгония, бриофиллиум,  бегония, традесканция, сансевьера, узамбарская фиалка, хлорофитум, кливия),  посадочные ящики, перегнойная  почва, чистый прокалённый песок,  скальпели, линейки, посадочные палочки, лейки, клеёнки, целлофан

Прямое и непрямое развитие насекомых

Коллекции насекомых -1 (на класс)

Проросшие семена, чашка Петри - 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета биология для 8-9 классов (II ступень)

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы Н.И.Сонина, соответствующей Федеральному ...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Биология»  для 10-11 классов  базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса по адаптированной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта.

Рабочая программа учебного предмета  "Биология" для 8 класса по адаптированной пограмме для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта....